1 О СНОВНЫЕ МОДЕЛИ И СТАНДАРТЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ : РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ КРУГЛЫЙ СТОЛКРУГЛЫЙ СТОЛ 29.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
1 Международная конференция «Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт)» 3-4.
1 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ В МОЛДОВЕ: ДОСТИЖЕНИЯ, ВЫЗОВЫ И ОЖИДАНИЯ Международная конференция «Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Автоматизированная система «Социальный регистр населения Волгоградской области» Земляной Валерий Николаевич, начальник отдела автоматизации и информационных.
Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации» Презентация «Опыт зарубежных стран.
Руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения Целина Марина Эриковна.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Тула, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Информационная стратегия Правительства Канады: Обзор Презентация для российской делегации.
Формирование реестра ГМ услуг. Соблюдение требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг. Способы и формы предоставления административных.
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан Астана, 2012 г. О проекте Закона РК «О государственных услугах»
Транксрипт:

1 О СНОВНЫЕ МОДЕЛИ И СТАНДАРТЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ : РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ КРУГЛЫЙ СТОЛКРУГЛЫЙ СТОЛ 29 ЯНВАРЯ 2010 Санкт-Петербург Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации» LegalStudies.RU

3 категории моделей 2 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Модели 1.Адвокаты 2.Штатные юристы 3.Смешанная модель

3 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.Адвокаты Обзор: 1.Все лица, подпадающие под категории нуждающихся в предоставлении субсидируемой юридической помощи, получают ее от частнопрактикующих адвокатов 2.Услуги адвокатов по оказанию подобной юридической помощи оплачиваются (компенсируются) государством 3.Применяется (применялась) в Англии и Уэльсе, Австралии, Шотландии, Норвегии, Швеции, на большей части Канады и в некоторых штатах США

4 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.Адвокаты 1.1. Любой адвокат 1.2. Дежурный адвокат

5 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.1. Любой адвокат Принципы: 1.Адвокаты заявляют о своем намерении участвовать в программе по оказанию юридической помощи 2.Адвокаты получают выплаты после оказания помощи 3.Компенсацию за предоставление услуг адвокатами производится: a)либо от местной администрацией, b)либо через коллегии адвокатов или другую организацию (тогда компенсации предоставляются через эти структуры) c)либо судом, когда суд направляет малоимущего в адвокату

6 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.1. Любой адвокат Принципы: 4.Выплаты адвокатам производятся a)либо за конкретную юридическую услугу (например, фиксированная сумма за развод по обоюдному согласию), b)либо почасово, c)либо из расчета максимального платежа за услугу независимо от продолжительности ее оказания 5.Участвовать в системе могут адвокаты, соответствующие определенным требованиям: образование, стаж и т.п. 6.В целом, гонорары могут быть ниже, чем от частной практики, однако за участие в системе субсидируемой помощи могут предоставляться налоговые льготы

7 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.2. Дежурный адвокат Принципы: 1.Дежурные адвокаты предоставляются клиентам, не имеющим адвоката в день их первого появления в суде 2.Выплаты производятся за каждый день присутствия адвоката в суде и представительство в суде лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи 3.Модель довольно удобна в том, что касается помощи в суде, но a)не эффективна в других потребностях в юридической помощи b)а также на других стадиях процесса

8 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1.Адвокаты Недостатки: 1.Является дорогостоящей 2.Трудно контролировать расходы 3.Адвокаты могут отказать в предоставлении помощи 4.Не может оперативно расти в ответ на рост потребностей 5.Не обеспечивает другие правовые потребности: например, в правовой информации. Или обеспечивает их слишком дорогими средствами

3 категории моделей 9 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Модели 1.Адвокаты 2.Штатные юристы 3.Смешанная модель

10 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 2.Штатные юристы Обзор: 1.Государство или орган, управляющий системой юридической помощи, создает сеть офисов (службы государственных защитников, бюро, «окна»), специально предназначенных для оказания юридической помощи малоимущим 2.Службы создаются по территориальному признаку, в них работают штатные сотрудники, принимаемые на полную ставку с определенной зарплатой, не зависящей от рабочей нагрузки 3.Как правило, в составе смешанной системы

11 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 2.Штатные юристы Принципы: 1.Юридическая помощь оказывается нанятыми штатными юристами или специально обученными неюристами 2.Теоретически данные штатные сотрудники не могут отказать в предоставлении помощи, если лицо подпадает под критерии ее получателя 3.Относительная массовость обработки обращений достигается посредством того, что первый прием, как правило, ведет административный персонал, распределяя запросы

12 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 2.Штатные юристы Недостатки: 1.Штатные юристы менее компетентны и не всегда склонны отстаивать права клиентов до конца (что присуще адвокатам): они нацелены на скорость оборота дел 2.Проблема обеспечения качества помощи со стороны специально обученных неюристов 3.Проблема ответственности за предоставляемую помощь 4.Фактическая малодоступность при теоретической доступности: списки ожидания, невозможность дозвониться и т.п.

3 категории моделей 13 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Модели 1.Адвокаты 2.Штатные юристы 3.Смешанная модель

14 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Обзор: 1.Юридическая помощь оказывается частнопрактикующими адвокатами И штатными юристами, создаваемых служб (пунктов, бюро, «окон» и т.п.) оказания юридической помощи в зависимости от проблемы клиента 2.Единые принципы и подходы к оценке качества оказания юридической помощи 3.Единый бюджет и система контроля расходов 4.Великобритания (Англия и Уэльс, Шотландия, Голландия)

15 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Преимущества: 1.Отсутствие монополии на юридическую помощь 2.Гибкость и «отзывчивость» системы 3.Возможности специализации при оказании юридической помощи 4.Максимальная гарантия качества помощи 5.Максимальная независимость 6.Большая контролируемость расходов

16 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Недостатки: 1.Сложное администрирование 2.Высокая административная нагрузка 3.Возможности конфликтов между адвокатским сообществом и служб оказания юридической помощи

17 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 1: Англия и Уэльс 1.Новая система на основе Акта «О доступе к правосудию» Комиссия по юридической помощи 1.Служба защиты по уголовным делам 2.Общественная юридическая служба 2.Комиссия – внутриведомственный государственный орган, финансируемый Министерством юстиции и подотчетный лорду- канцлеру и министру юстиции, который, в то же время, отчитывается перед Парламентом

18 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 1: Англия и Уэльс 3.Функция Комиссии по юридической помощи: a)планировать и администрировать расходы на юридическую помощь, b)определять приоритеты в этой сфере и c)обеспечивать контроль качества предоставляемых юридических услуг 4.Реализация программ юридической помощи основывается на контрактных отношениях между Комиссией и конкретным поставщиком юридических услуг. Поставщиком может быть только организация: юридическая фирма или даже неправительственная организация

19 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 1: Англия и Уэльс 5.Организация должна соответствовать стандарту качества на уровне «Специалист» (Specialist Quality Mark) 6.Организация, желающая подписать контракт с Комиссией, должна иметь юриста - опытного специалиста в какой-либо из областей права, который будет выступать в качестве старшего юриста, ответственного за предоставление организацией юридической помощи в конкретной области права. Такие руководители должны быть во всех областях права, по которым организация хочет оказывать услуги 7.Контракт с Комиссией дает поставщику услуг право действовать в определенной области права и в определенной тендерной зоне

20 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 1: Англия и Уэльс 8.Контракт на юридическую помощь в конкретной категории может включать в себя только определенные виды помощи (например, консультации и переписку по вопросам соблюдения прав клиента) 9.В контракте также определено число дел, которые фирма может вести (это называется «открытые дела») 10.Подобный контракт не покрывает каких-либо действий в рамках судебных слушаний 11.Чтобы получить финансирование из фонда юридической помощи для судебного представительства, клиент должен получить сертификат о государственном финансировании, который выдает Комиссия по юридической помощи

21 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 1: Англия и Уэльс 12.В Комиссии дополнительно действуют две телефонные консультативные службы. a)1-я Служба создана для непосредственного обслуживания населения, вместе с соответствующим сайтом в Интернете она называется «Прямая связь с Комиссией» (CLS Direct) b)2-я – Служба поддержки, в рамках которой эксперты консультируют консультантов, которые не являются юристами и проводят первоначальные интервью с клиентами, по вопросам, выходящим за рамки их компетенции

22 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды 1.Новая система на основе Закона о юридической помощи Совет по юридической помощи Бюро по оказанию юридической помощи Первичная помощь Частнопрактикующие адвокаты Вторичная помощь

23 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды 2.Первичная помощь – через Бюро по оказанию юридической помощи, а, конкретно, через «окна» юридической помощи: a)призвана обеспечить «включение» гражданина в систему юридической помощи: разъяснить содержание права на юридическую помощь и при необходимости направить гражданина к адвокату 3.Вторичная помощь – частнопрактикующими адвокатами a)оказывающими юридическую помощь по более сложным и трудоемким делам b)зарегистрированными в Совете по оказанию помощи c)на основании заявления клиента

24 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды 4.Право на получение субсидируемой юридической помощи имеют те, кто не может покрыть расходы на необходимые юридические услуги (порядка 49% населения Нидерландов) 5.Расходы на содержание программы по оказанию юридической помощи оплачиваются из Фонда юридической помощи, финансируемого государством a)частично, а оставшаяся часть покрывается за счет личных взносов клиентов, размер которого определяется в зависимости от достатка клиента b)полностью, по уголовным делам, в которых грозит наказание в виде лишения свободы

25 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды 6.Расходы на оказание помощи адвокатам покрываются исходя из, как правило, почасовых ставок. a)Почасовая ставка составляет чуть более 100 евро (рыночная ставка – около 150 евро) b)Кроме гонорара Совет выплачивает адвокату компенсацию дорожных расходов. 7.В среднем адвокат, зарегистрированный в системе юридической помощи, ведет 56 дел в год

26 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды Статистика (1) Формы предоставления помощи «окнами» / Бюро Телефон – 60% Стойка «окна» – 22% Часовая консультация – 15% Электронная почта – 3% Услуги, оказанные «окнами» / Бюро Предоставление информации и ответы на вопросы – 82% Часовая консультация – 11% Направление к адвокату – 6% Направление к медиатору – менее 1%

27 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 3.Смешанная система Пример 2: Нидерланды Статистика (2) Классификация дел, по которым оказана помощь «окнами»/Бюро Трудовое право – 20% Контракты/права потребителей– 20% Семья– 14% Жилищные вопросы– 10% адвокатами Уголовные дела – 38% Семейное право– 22% Иммиграция – 7% Контракты/права потребителей – 7%

Категории стандартов 28 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам 1)Отношения с лицами, обращающимися за помощью (клиентами) 2)Процедурные вопросы 3)Инструменты обеспечения качества 4)Правила исполнения поручения 5)Правила внутреннего управления

Параметры проверки качества на примере проверки адвокатских контор и юридических фирм в Нидерландах 29 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Общий уровень качества, включающий задачи, инструкции и планирование Знания Библиотека Обучение Посещение конференций и т.д. Структура консультирования (фиксированная повестка дня, протоколы и т.д.) Профессиональная порядочность Страхование профессиональной ответственности Контроль за доверительными счетами Количество баллов, начисленных за обучение Адвокатская тайна и конфиденциальность Конфликт интересов Выполнение задач и принятие поручений, являющихся сомнительными с моральной точки зрения Офис-менеджмент Управление персоналом Управление финансами Аспекты, связанные с информационными технологиями, такие как имеющееся оборудование и программное обеспечение, компьютерная безопасность, резервные копии, восстановление, физическая и иная безопасность.

30 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Россия Статистика Госбюро (на примере Госбюро Московской области) Анализ обращений Жилищные вопросы– 36% Земельные отношения – 20 % Социальное обеспечение – 16% Наследование – 11,7% Семья – 7% Пенсионные отношения – 5% Трудовые отношения – 3 %

31 LegalStudies.RU, 2010 Институт права и публичной политики, 2010 Основные модели и стандарты оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам Россия Проблемы, характерные для России 1)Необходимость повышения уровня предоставления муниципальных и государственных услуг 2)Необходимость стимулирования роста правовой грамотности, культуры и правосознания 3)Необходимость единой негосударственной системы контроля качества оказания юридической помощи и услуг ВСЕМИ поставщиками этой помощи и услуг (включая адвокатов) 4)Повышение оплаты и прозрачность оплаты за предоставление юридической помощи и юридических услуг 5)Регулирование!

32 Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации» В Докладе использованы материалы: Института «Право общественных интересов», PILI LegalStudies.RU Проекта MATRA «Повышение доступа к правосудию для российских граждан» Института права и публичной политики LegalStudies.RU