Роль НПО в общественных изменениях путем становления публичной политики В.Никитин Международный центр перспективных исследований Киев - 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Advertisements

Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров (проект «Беларусь и ЕС: делимся опытом») Валентина Леончик, (руководитель.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов некоммерческая организация, объединяющая сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Федерация развития Малого и среднего бизнеса.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Стратегии Сокращения Бедности Структура и содержание ССБ и процесс разработки и реализации.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» на тему: «Государственная поддержка малого предпринимательства»
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Компонент «Содействие созданию Сети Добросовестного Управления» The project is co-financed by the European Union Проект софинансируется Европейским Союзом.
ПЛАН ИУВР ПОДГОТОВЛЕН И УТВЕРЖДЕН. ОГЛАВЛЕНИЕ Составление плана ИУВР Содержание плана Обеспечение участия политиков и общественности Временные рамки Кто.
Транксрипт:

Роль НПО в общественных изменениях путем становления публичной политики В.Никитин Международный центр перспективных исследований Киев

Кардинальные сдвиги в обществе В Украине в последние годы произошли значимые изменения в сторону демократизации: Интересы всех общественных групп стали легитимными В общественном сознании преодолен миф о священном характере власти – власть можно и нужно критиковать, смещать, нанимать, обучать и контролировать

Эти сдвиги не закреплены институционально Однако создать эффективные институты повседневной демократии, которые дают возможность представлять интересы разных групп в процессах принятия решения и соответственно делают процессы осуществления власти прозрачными еще не удалось

Необходимость совместных действий Самостоятельно, «сверху» власть такие изменения провести не может Необходимы совместные действия доноров, носителей живого опыта работы в демократической системе власти и независимых организаций, которые знают местную ситуацию, владеют инструментами изменений и перенимают демократический опыт.

Необходимость обсуждений общей картины Сегодня участники процесса общественных изменений действуют разрознено и следовательно не эффективно Для эффективной системной работы необходима общая картина изменений и понимание роли и возможностей каждого участника изменений.Для этого нужны обсуждения такой картины Мы предлагает свое видение изменений с точки зрения публичной политики

Как обеспечить институционализацию произошедших кардинальных изменений Для этого надо обеспечить переход от самодостаточной вертикальной директивной системы государственного управления тоталитарного общества к циклически обновляемой через выборы и политическую конкуренцию системе государственной публичной политики с участием групп интересов, развитыми горизонтальными связями....

В чем суть проблемной ситуации Те постсоветские страны, которые приняли путь построения демократии и рыночной экономики т.е. прозрачные выборы, многопартийную систему, свободу слова, конкуренцию... столкнулись с новыми задачами, трудностями и проблемами, которых не было в советской системе государственного управления

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Выработка и реализация стратегии развития государства и общества. В советской системе разработка стратегии была прерогативой центра, а реализация ее обеспечивалась системой партийного и административного контроля, мощью репрессивного аппарата. Сегодня постсоветским правительствам бывших республик СССР необходимо самим разрабатывать стратегию и добиваться ее реализации.

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать политическую конкуренцию и борьбу разных групп интересов В советской системе только интерес одной правящей партии был легитимен, а интересы других групп подавлялись.Демократические правительства не могут так действовать в силу их зависимости от избирателей и легитимности интересов многих групп – крупного и малого бизнеса, партий, общественных организаций, общин....

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость работать с ограниченными ресурсами в условиях политической конкуренции Советская система позволяла централизованно и практически бесконтрольно распоряжаться экономическими и человеческими ресурсами. Постсоветские правительства столкнулись с ограниченностью бюджетных ресурсов и борьбой за них разных групп интересов, необходимостью выделять и защищать приоритеты развития.

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать особенности рыночной экономики Госплан в СССР централизовано планировал и распределял ресурсы, а развитие рыночной экономики требует работы со стимулами и ограничениями, аналитического обеспечения разных вариантов регулирования, создания новых экономических и финансовых институтов

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость обеспечивать общественную поддержку своей политике В советской системе судьба правительства зависела только от воли центральной власти, а в демократических обществах она зависит от оценки и поддержки политики правительства избирателями и разными общественными группами.

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать особенности рыночной экономики Госплан в СССР централизовано планировал и распределял ресурсы, а развитие рыночной экономики требует работы со стимулами и ограничениями, аналитического обеспечения разных вариантов регулирования, создания новых экономических и финансовых институтов

Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Попытки решать новые задачи в системе принятия решений, созданной для директивной централизованной репрессивной системы управления, ведут к постоянным разрывам в деятельности правительства, не выполнению поставленных задач, частой смене правительств и структуры управления, критике со стороны оппозиции и разных социальных групп

Как можно решить проблему не соответствия между новыми задачами и способом работы правительства? Необходимо изменить способ принятия решений в правительстве таким образом чтобы : Иметь четкую, поддержанную обществом, стратегию и приоритеты Опираться на аналитику, позволяющую просчитывать альтернативы, ресурсы и последствия принятых решений Иметь средства управления процессом реализации принятых решений

Две составляющие эффективного процесса реформ Сильная власть и сильные общественные организации – две необходимые составляющие современного демократического общества Не может слабая власть провести глубокие изменения Власть не сможет быть сильной без содействия сильных НГО, представляющих разные группы интересов

Что такое сильная власть в демократическом обществе? Это власть которая способна : Ттребовать уступок от влиятельних групп Ообеспечивать политическую стабильность Оопределять и защищать приоритеты Ссогласовывать противоричивые интересы

Что такое сильные общественные организации? Это организации, которые способны: Успешно представлять интересы социальных групп в процессе принятия решений, которые затрагивают интересы этих групп Эффективно взаимодействовать с властью в процессе принятия решений

Публичная политика Публичная политика – это технология, которая путем структурирования процесса принятия политических решений делает этот процесс доступным для участия в нем групп интересов и тем самым прозрачным

Публичная политика Публичная политика осуществляется через публичные кампании, которые включают выделение общественных проблем и приоритетов, анализ существующей политики и ее альтернатив, подготовку предложений для принятия решений, лоббирование решений и контроль за выполнением. На всех этапах проводятся общественные консультации с группами интересов и информационная кампания в СМИ

Стандартные документы участия общественности в процессе принятия решений Стандартной для Европейского Союза процедурой вовлечения групп интересов в процесс принятия решений является подготовка и публичное обсуждение Зеленых и Белых книг Все страны-кандидаты в ЕС обязаны подготовить такие книги по всем основным вопросам своей политики

Роль независимой аналитики в обеспечении качества политики Эти документы вместе с правительством готовят независимые аналитические центры Создание конкурентного рынка аналитики является одним из условий обеспечения качества документов, представляемых на общественное обсуждение и качества самого обсуждения

Что такое зеленая книга Это документ в котором правительство сообщает о проблемах или новых возможностях Задача – обсудить публично необходимость и пути решения проблемы или использования новых возможностей

Что такое белая книга Документ в котором правительство представляет на публичное обсуждение анализ альтернатив, последствий, выгод и затрат на решение проблемы Задача – выяснить отношение к альтернативам

Публичная политика как способ проявления общественных интересов Участие общественности в принятие политических решений есть форма непрямой демократии В процессе принятия решений общественность представлена группами интересов Анализ конфликта интересов разных групп и путей его разрешения есть обязательным элементом демократического управления

Публичная политика как способ проявления общественных интересов Анализ групп интересов фиксируется в документах, обосновывающих решение Все заинтересованные привлекаются к принятию решений через подготовку и обсуждение Зеленых и Белых книг Сотрудничество правительства с независимыми аналитическими центрами есть условия качества подготовки и обсуждения проектов решений

Работа с партиями Сегодня именно партии должны являться местом формирования альтернатив общественного развития и эти альтернативы представлять на выборах избирателям Партии необходимо учить делать политические программы и доносить их до избирателей НДО должны анализировать Программы и следить вместе с оппозицией следить за выполнением предвыборных обещаний, за наличием добросовестной политической конкуренции

Работа с Верховною Радою Качественный законодательный процесс определяется процедурами подготовки и обсуждения законодательных инициатив Обсуждаться должна концепция закона, подготовленная в процедурах публичной политики, а не комбинироваться уже подготовленные предложения

Работа с другими НПО Большинство НПО не могут четко выделить интересы тех групп, которые представляют, подготовить обоснованное предложение и пролоббировать его НПО необходимо обучать и связывать их в сети для усиления влияния на процессы принятия решений

Работа общественностью Основная проблема нашего общества слабая его структурированность по интересам, а отсюда еще небольшая общественная активность Поддержка общественных организаций – есть самая масштабная работа для НПО

Часть 2 Что удалось сделать МЦПИ для помощи правительству Украины

Основные результаты Обеспечить знакомство правительственного аппарата, политиков, аналитиков с основами публичной политики Обучить в процессе подготовки реальных правительственных документов большую группу чиновников разных рангов из Секретариата Кабинета министров, Администрации президента, ряда министерств основам публичной политики

Основные результаты 2 Сопроводить процесс создания ныне действующего Временного регламента работы Кабинета министров в котором приняты процедуры публичной политики Сопроводить разработку ряда стратегических документов в министерствах и ведомствах

Основные результаты 3 Добиться проведения тендеров на разработку процедур работы Правительства со стратегическими документами, оценки эффективности работы министерств, планирования, координации,отчетности выполнения решений в средствах публичной политики и выиграть эти тендеры

Основные результаты 4 Помочь ряду министерств наладить работу с общественностью Активно участвовать в разработке экономических инструментов прогнозирования для Министерства экономики

Основные результаты 5 Организовать публичное обсуждение Программы деятельности правительства, выступать экспертами в обсуждении Программы, предложить и начать реализовывать новый для Украины подход к составлению альтернативной программы деятельности Правительства

Основные результаты 6 Содействовать Министерству иностранных дел в изучении опыта интеграции бывших социалистических стран в Европейский союз Оказать организационную помощь Правительству в координации процесса выполнения соглашений с ЕС

Часть 3 В чем суть нашего подхода к помощи правительству

Какие необходимы механизмы общественной трансформации в пост советских обществах «Естественным» эволюционным путем институты демократии могут сформироваться за десятилетия, как это произошло в современных странах развитой демократии, а могут не и не сформироваться вовсе Необходимы последовательные и системные усилия

Какие необходимы механизмы общественной трансформации в пост советских обществах (2) В осуществлении этих усилий необходимо организовать взаимодействие : доноров, способствующих переносу демократических норм носителей опыта подобной трансформации, обеспечивающих перенос средств НГО и представителей правительства, на которых возлагается создание новых институтов

Как эффективно использовать техническую помощь Основная задача в работе с донорами обеспечить создание проектов и программ, которые направлены на создание новых демократических институтов для этого основную работу в проекте выполняют местные эксперты и чиновники, а приглашенные консультанты обеспечивают передачу опыта

Почему ориентация на консультативный характер технической помощи не эффективна если работу выполняют только приглашенные специалисты, то не зависимо от качества их рекомендаций они не осуществимы – нет соответствующих процедур и умений у тех, кто должен эти рекомендации выполнять

Как эффективно использовать носителей опыта общественной трансформации Необходимо создать независимые организации, которые станут опорными точками общественной трансформации В роли таких организаций выступают центры публичной политики Такие центры созданы практически во всех постоталитарных странах Европы и создаются на территории Средней Азии Эти центры объединены в единую сеть

Задачи роботы центров публичной политики с правительством Поддержка внедрения средств публичной политики в работу правительства Сопровождение процесса формирования механизмов взаимодействия с общественностью Внедрение средств управления развитием в процесс реализации правительственных решений Внедрение средств публичной политики в подготовку законопроектов

Особенности подхода МЦПИ к реализации проектов с правительством Проекты базируются на основном принципе МЦПИ относительно технической помощи – построение институциональной способности внутри Правительства: стажировка правительственных чиновников в отличие от предоставления советов Правительству. Проекты реализуются через обучение, непосредственно связанное с ежедневной работой в Правительстве Выполняются чиновниками в свободное от работы время Выплата стипендий есть компенсацией потери альтернативных возможностей Персонифицировано участие чиновников – исполнителями проектов являются стажеры

Особенности подхода МЦПИ к реализации проектов с правительством (2) Форма работы- «обучение через выполнение конкретных заданий» Международные эксперты имеют четко определенную роль консультантов Опыт международных консультантов обобщается в виде стандартов, форматов та подходов, которые в дальнейшем используются в других проектах и для передачи другим организациям

Часть 4 Отдельные направления и проекты

Проекты МЦПИ в сфере экономических исследований Регулярные исследования Контрактные исследования

Регулярные исследования периодические издания Квартальные прогнозы» ежеквартально: –анализ экономической политики –анализ тенденций развития экономики –прогноз развития экономики на 2–3 года «Новое экономическое законодательство» ежегодно: –анализ влияния изменений в законодательстве на инвестиционный климат «Потребительские настроения» ежеквартально: –подсчет индекса потребительских настроений и его анализ

Регулярные исследования периодические издания (2) Региональные тенденции» 2 раза в год –анализ тенденций экономического развития регионов –прогноз развития экономик регионов на 2-3 года «Экономическая статистика» ежемесячно: –мониторинг основных экономических показателей для клиентов Центра

Контрактные исследования предоставление услуг в ответ на специальные запросы Средне- и долгосрочные прогнозы развития экономики –прогноз экономических показателей до 2010 года Анализ вариантов и выработка рекомендаций государственной политики в определенной отрасли –анализ причин и последствий нелегального импорта и оборота табачных изделий Аналитическое сопровождение процесса принятия решений –выработка государственной политики относительно приватизации ОАТ «Укртелеком»

Контрактные исследования предоставление услуг в ответ на специальные запросы Анализ рынка, оценка влияния инвестиций –прогноз развития рынка связи в Украине для компании «Киевстар Дж. Эс. Эм» –оценка влияния инвестиций венчурного фонда WNISEFK на экономику Украины –публичная кампания по продвижению мультисервисных сетей для компании «Ericsson» –исследование среднего класса в Украине Презентации, брифинги и консультации –презентация нашего видения развития украинской экономики

Анализ потребностей в независимых исследованиях ПРАВИТЕЛЬСТВО: –оценка государственной политики БИЗНЕС: –информация для принятия инвестиционных решений –инструмент открытого влияния на государственную политику ОБЩЕСТВЕННОСТЬ: –поддержка аргументированного публичного диалога

Макроэкономические исследования и прогноз Квартальные прогнозы (независимый анализ экономической политики и прогноз развития экономики Украины, с 1997г.) Помощь в запуске ежеквартального прогнозного документа в Министерстве экономики Создание модели экономики Украины (совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, НБУ и канадскими экспертами) Анализ потребительских настроений (расчет индекса потребительских настроений и налаиз факторов его изменения) Новое экономическое законодательство (ежегодный анализ влияния законодательных изменений на условия осуществления предпринимательской деятельности в Украине) Исследования проблем вступления Украины в ВОТ

Анализ политики относительно секторов экономики Разработка государственной политики относительно сферы телекоммуникаций (организационное и методическое консультирование, исследование вариантов политики с использованием экономических знаний) Анализ государственной политики относительно инфраструктурных отраслей (разработка общего видения государственной стратегии относительно инфраструктуры, исследования политики относительно отдельных секторов)

Направление нашего участия - Институциональная способность правительства к демократическим процедурам принятия решений Создания серии проектов с правительством по разработке реальных правительственных документов с организационным сопровождением со стороны МЦПИ и консультированием со стороны международных экспертов

Направление нашего участия – обучение партий, НПО, местных властей основам публичной политики Создание проектов создания у организаций способности к осуществлению анализа политики, проведению общественных консультаций, лоббированию своих интересов