Роль НПО в общественных изменениях путем становления публичной политики В.Никитин Международный центр перспективных исследований Киев
Кардинальные сдвиги в обществе В Украине в последние годы произошли значимые изменения в сторону демократизации: Интересы всех общественных групп стали легитимными В общественном сознании преодолен миф о священном характере власти – власть можно и нужно критиковать, смещать, нанимать, обучать и контролировать
Эти сдвиги не закреплены институционально Однако создать эффективные институты повседневной демократии, которые дают возможность представлять интересы разных групп в процессах принятия решения и соответственно делают процессы осуществления власти прозрачными еще не удалось
Необходимость совместных действий Самостоятельно, «сверху» власть такие изменения провести не может Необходимы совместные действия доноров, носителей живого опыта работы в демократической системе власти и независимых организаций, которые знают местную ситуацию, владеют инструментами изменений и перенимают демократический опыт.
Необходимость обсуждений общей картины Сегодня участники процесса общественных изменений действуют разрознено и следовательно не эффективно Для эффективной системной работы необходима общая картина изменений и понимание роли и возможностей каждого участника изменений.Для этого нужны обсуждения такой картины Мы предлагает свое видение изменений с точки зрения публичной политики
Как обеспечить институционализацию произошедших кардинальных изменений Для этого надо обеспечить переход от самодостаточной вертикальной директивной системы государственного управления тоталитарного общества к циклически обновляемой через выборы и политическую конкуренцию системе государственной публичной политики с участием групп интересов, развитыми горизонтальными связями....
В чем суть проблемной ситуации Те постсоветские страны, которые приняли путь построения демократии и рыночной экономики т.е. прозрачные выборы, многопартийную систему, свободу слова, конкуренцию... столкнулись с новыми задачами, трудностями и проблемами, которых не было в советской системе государственного управления
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Выработка и реализация стратегии развития государства и общества. В советской системе разработка стратегии была прерогативой центра, а реализация ее обеспечивалась системой партийного и административного контроля, мощью репрессивного аппарата. Сегодня постсоветским правительствам бывших республик СССР необходимо самим разрабатывать стратегию и добиваться ее реализации.
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать политическую конкуренцию и борьбу разных групп интересов В советской системе только интерес одной правящей партии был легитимен, а интересы других групп подавлялись.Демократические правительства не могут так действовать в силу их зависимости от избирателей и легитимности интересов многих групп – крупного и малого бизнеса, партий, общественных организаций, общин....
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость работать с ограниченными ресурсами в условиях политической конкуренции Советская система позволяла централизованно и практически бесконтрольно распоряжаться экономическими и человеческими ресурсами. Постсоветские правительства столкнулись с ограниченностью бюджетных ресурсов и борьбой за них разных групп интересов, необходимостью выделять и защищать приоритеты развития.
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать особенности рыночной экономики Госплан в СССР централизовано планировал и распределял ресурсы, а развитие рыночной экономики требует работы со стимулами и ограничениями, аналитического обеспечения разных вариантов регулирования, создания новых экономических и финансовых институтов
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость обеспечивать общественную поддержку своей политике В советской системе судьба правительства зависела только от воли центральной власти, а в демократических обществах она зависит от оценки и поддержки политики правительства избирателями и разными общественными группами.
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Необходимость учитывать особенности рыночной экономики Госплан в СССР централизовано планировал и распределял ресурсы, а развитие рыночной экономики требует работы со стимулами и ограничениями, аналитического обеспечения разных вариантов регулирования, создания новых экономических и финансовых институтов
Какие новые задачи возникли у правительств постсоветских государств? Попытки решать новые задачи в системе принятия решений, созданной для директивной централизованной репрессивной системы управления, ведут к постоянным разрывам в деятельности правительства, не выполнению поставленных задач, частой смене правительств и структуры управления, критике со стороны оппозиции и разных социальных групп
Как можно решить проблему не соответствия между новыми задачами и способом работы правительства? Необходимо изменить способ принятия решений в правительстве таким образом чтобы : Иметь четкую, поддержанную обществом, стратегию и приоритеты Опираться на аналитику, позволяющую просчитывать альтернативы, ресурсы и последствия принятых решений Иметь средства управления процессом реализации принятых решений
Две составляющие эффективного процесса реформ Сильная власть и сильные общественные организации – две необходимые составляющие современного демократического общества Не может слабая власть провести глубокие изменения Власть не сможет быть сильной без содействия сильных НГО, представляющих разные группы интересов
Что такое сильная власть в демократическом обществе? Это власть которая способна : Ттребовать уступок от влиятельних групп Ообеспечивать политическую стабильность Оопределять и защищать приоритеты Ссогласовывать противоричивые интересы
Что такое сильные общественные организации? Это организации, которые способны: Успешно представлять интересы социальных групп в процессе принятия решений, которые затрагивают интересы этих групп Эффективно взаимодействовать с властью в процессе принятия решений
Публичная политика Публичная политика – это технология, которая путем структурирования процесса принятия политических решений делает этот процесс доступным для участия в нем групп интересов и тем самым прозрачным
Публичная политика Публичная политика осуществляется через публичные кампании, которые включают выделение общественных проблем и приоритетов, анализ существующей политики и ее альтернатив, подготовку предложений для принятия решений, лоббирование решений и контроль за выполнением. На всех этапах проводятся общественные консультации с группами интересов и информационная кампания в СМИ
Стандартные документы участия общественности в процессе принятия решений Стандартной для Европейского Союза процедурой вовлечения групп интересов в процесс принятия решений является подготовка и публичное обсуждение Зеленых и Белых книг Все страны-кандидаты в ЕС обязаны подготовить такие книги по всем основным вопросам своей политики
Роль независимой аналитики в обеспечении качества политики Эти документы вместе с правительством готовят независимые аналитические центры Создание конкурентного рынка аналитики является одним из условий обеспечения качества документов, представляемых на общественное обсуждение и качества самого обсуждения
Что такое зеленая книга Это документ в котором правительство сообщает о проблемах или новых возможностях Задача – обсудить публично необходимость и пути решения проблемы или использования новых возможностей
Что такое белая книга Документ в котором правительство представляет на публичное обсуждение анализ альтернатив, последствий, выгод и затрат на решение проблемы Задача – выяснить отношение к альтернативам
Публичная политика как способ проявления общественных интересов Участие общественности в принятие политических решений есть форма непрямой демократии В процессе принятия решений общественность представлена группами интересов Анализ конфликта интересов разных групп и путей его разрешения есть обязательным элементом демократического управления
Публичная политика как способ проявления общественных интересов Анализ групп интересов фиксируется в документах, обосновывающих решение Все заинтересованные привлекаются к принятию решений через подготовку и обсуждение Зеленых и Белых книг Сотрудничество правительства с независимыми аналитическими центрами есть условия качества подготовки и обсуждения проектов решений
Работа с партиями Сегодня именно партии должны являться местом формирования альтернатив общественного развития и эти альтернативы представлять на выборах избирателям Партии необходимо учить делать политические программы и доносить их до избирателей НДО должны анализировать Программы и следить вместе с оппозицией следить за выполнением предвыборных обещаний, за наличием добросовестной политической конкуренции
Работа с Верховною Радою Качественный законодательный процесс определяется процедурами подготовки и обсуждения законодательных инициатив Обсуждаться должна концепция закона, подготовленная в процедурах публичной политики, а не комбинироваться уже подготовленные предложения
Работа с другими НПО Большинство НПО не могут четко выделить интересы тех групп, которые представляют, подготовить обоснованное предложение и пролоббировать его НПО необходимо обучать и связывать их в сети для усиления влияния на процессы принятия решений
Работа общественностью Основная проблема нашего общества слабая его структурированность по интересам, а отсюда еще небольшая общественная активность Поддержка общественных организаций – есть самая масштабная работа для НПО
Часть 2 Что удалось сделать МЦПИ для помощи правительству Украины
Основные результаты Обеспечить знакомство правительственного аппарата, политиков, аналитиков с основами публичной политики Обучить в процессе подготовки реальных правительственных документов большую группу чиновников разных рангов из Секретариата Кабинета министров, Администрации президента, ряда министерств основам публичной политики
Основные результаты 2 Сопроводить процесс создания ныне действующего Временного регламента работы Кабинета министров в котором приняты процедуры публичной политики Сопроводить разработку ряда стратегических документов в министерствах и ведомствах
Основные результаты 3 Добиться проведения тендеров на разработку процедур работы Правительства со стратегическими документами, оценки эффективности работы министерств, планирования, координации,отчетности выполнения решений в средствах публичной политики и выиграть эти тендеры
Основные результаты 4 Помочь ряду министерств наладить работу с общественностью Активно участвовать в разработке экономических инструментов прогнозирования для Министерства экономики
Основные результаты 5 Организовать публичное обсуждение Программы деятельности правительства, выступать экспертами в обсуждении Программы, предложить и начать реализовывать новый для Украины подход к составлению альтернативной программы деятельности Правительства
Основные результаты 6 Содействовать Министерству иностранных дел в изучении опыта интеграции бывших социалистических стран в Европейский союз Оказать организационную помощь Правительству в координации процесса выполнения соглашений с ЕС
Часть 3 В чем суть нашего подхода к помощи правительству
Какие необходимы механизмы общественной трансформации в пост советских обществах «Естественным» эволюционным путем институты демократии могут сформироваться за десятилетия, как это произошло в современных странах развитой демократии, а могут не и не сформироваться вовсе Необходимы последовательные и системные усилия
Какие необходимы механизмы общественной трансформации в пост советских обществах (2) В осуществлении этих усилий необходимо организовать взаимодействие : доноров, способствующих переносу демократических норм носителей опыта подобной трансформации, обеспечивающих перенос средств НГО и представителей правительства, на которых возлагается создание новых институтов
Как эффективно использовать техническую помощь Основная задача в работе с донорами обеспечить создание проектов и программ, которые направлены на создание новых демократических институтов для этого основную работу в проекте выполняют местные эксперты и чиновники, а приглашенные консультанты обеспечивают передачу опыта
Почему ориентация на консультативный характер технической помощи не эффективна если работу выполняют только приглашенные специалисты, то не зависимо от качества их рекомендаций они не осуществимы – нет соответствующих процедур и умений у тех, кто должен эти рекомендации выполнять
Как эффективно использовать носителей опыта общественной трансформации Необходимо создать независимые организации, которые станут опорными точками общественной трансформации В роли таких организаций выступают центры публичной политики Такие центры созданы практически во всех постоталитарных странах Европы и создаются на территории Средней Азии Эти центры объединены в единую сеть
Задачи роботы центров публичной политики с правительством Поддержка внедрения средств публичной политики в работу правительства Сопровождение процесса формирования механизмов взаимодействия с общественностью Внедрение средств управления развитием в процесс реализации правительственных решений Внедрение средств публичной политики в подготовку законопроектов
Особенности подхода МЦПИ к реализации проектов с правительством Проекты базируются на основном принципе МЦПИ относительно технической помощи – построение институциональной способности внутри Правительства: стажировка правительственных чиновников в отличие от предоставления советов Правительству. Проекты реализуются через обучение, непосредственно связанное с ежедневной работой в Правительстве Выполняются чиновниками в свободное от работы время Выплата стипендий есть компенсацией потери альтернативных возможностей Персонифицировано участие чиновников – исполнителями проектов являются стажеры
Особенности подхода МЦПИ к реализации проектов с правительством (2) Форма работы- «обучение через выполнение конкретных заданий» Международные эксперты имеют четко определенную роль консультантов Опыт международных консультантов обобщается в виде стандартов, форматов та подходов, которые в дальнейшем используются в других проектах и для передачи другим организациям
Часть 4 Отдельные направления и проекты
Проекты МЦПИ в сфере экономических исследований Регулярные исследования Контрактные исследования
Регулярные исследования периодические издания Квартальные прогнозы» ежеквартально: –анализ экономической политики –анализ тенденций развития экономики –прогноз развития экономики на 2–3 года «Новое экономическое законодательство» ежегодно: –анализ влияния изменений в законодательстве на инвестиционный климат «Потребительские настроения» ежеквартально: –подсчет индекса потребительских настроений и его анализ
Регулярные исследования периодические издания (2) Региональные тенденции» 2 раза в год –анализ тенденций экономического развития регионов –прогноз развития экономик регионов на 2-3 года «Экономическая статистика» ежемесячно: –мониторинг основных экономических показателей для клиентов Центра
Контрактные исследования предоставление услуг в ответ на специальные запросы Средне- и долгосрочные прогнозы развития экономики –прогноз экономических показателей до 2010 года Анализ вариантов и выработка рекомендаций государственной политики в определенной отрасли –анализ причин и последствий нелегального импорта и оборота табачных изделий Аналитическое сопровождение процесса принятия решений –выработка государственной политики относительно приватизации ОАТ «Укртелеком»
Контрактные исследования предоставление услуг в ответ на специальные запросы Анализ рынка, оценка влияния инвестиций –прогноз развития рынка связи в Украине для компании «Киевстар Дж. Эс. Эм» –оценка влияния инвестиций венчурного фонда WNISEFK на экономику Украины –публичная кампания по продвижению мультисервисных сетей для компании «Ericsson» –исследование среднего класса в Украине Презентации, брифинги и консультации –презентация нашего видения развития украинской экономики
Анализ потребностей в независимых исследованиях ПРАВИТЕЛЬСТВО: –оценка государственной политики БИЗНЕС: –информация для принятия инвестиционных решений –инструмент открытого влияния на государственную политику ОБЩЕСТВЕННОСТЬ: –поддержка аргументированного публичного диалога
Макроэкономические исследования и прогноз Квартальные прогнозы (независимый анализ экономической политики и прогноз развития экономики Украины, с 1997г.) Помощь в запуске ежеквартального прогнозного документа в Министерстве экономики Создание модели экономики Украины (совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, НБУ и канадскими экспертами) Анализ потребительских настроений (расчет индекса потребительских настроений и налаиз факторов его изменения) Новое экономическое законодательство (ежегодный анализ влияния законодательных изменений на условия осуществления предпринимательской деятельности в Украине) Исследования проблем вступления Украины в ВОТ
Анализ политики относительно секторов экономики Разработка государственной политики относительно сферы телекоммуникаций (организационное и методическое консультирование, исследование вариантов политики с использованием экономических знаний) Анализ государственной политики относительно инфраструктурных отраслей (разработка общего видения государственной стратегии относительно инфраструктуры, исследования политики относительно отдельных секторов)
Направление нашего участия - Институциональная способность правительства к демократическим процедурам принятия решений Создания серии проектов с правительством по разработке реальных правительственных документов с организационным сопровождением со стороны МЦПИ и консультированием со стороны международных экспертов
Направление нашего участия – обучение партий, НПО, местных властей основам публичной политики Создание проектов создания у организаций способности к осуществлению анализа политики, проведению общественных консультаций, лоббированию своих интересов