Компетентностный подход к новым стандартам: возможные тьюторские проекты Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт.
Advertisements

Компетентностное содержание новых ФГОС Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ.
Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт.
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие создания образовательной среды для формирования современных компетенций школьников Е.А.СУХАНОВА,
ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.А.Суханова, к.п.н., доцент, Председатель правления МТА.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
Основания для разработки тьюторского проекта Материалы программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ»
Компетентностный подход и инновационные образовательные технологии Материалы программы ПК «Инновационные образовательные технологии», Разработчик Е.А.Суханова,
Влияние организационных изменений на качество инновационного развития образовательных учреждений Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Транксрипт:

Компетентностный подход к новым стандартам: возможные тьюторские проекты Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании»ТГУ

Основные положения компетентностного подхода Инновация Нововведение, изменяющее качество системы Система образования: Содержание Организация Управление Коммуникации Контексты КП Изменение представлений о качестве образования Требования рынка труда Образовательная политика Образовательный заказ

Исследования результатов образования (2000) 60% затрудняются в анализе текстов 70% не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51% не могут создать речевое высказывание

Исследования результатов образования (2009) 1 –ый уровень – владение знаниями и умениями 2-ой уровень - способность учащихся применять знания и умения в простых, не учебных жизненных ситуациях. 3-ий и 4-ый уровни - способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся. 5-ый и 6-ой уровни – способность конструировать новые знания На 2-ом уровне в предметном содержании около 70% учащихся (в странах ОЭСР 90-95%). Не более 10% учащихся стабильно на 3-4 уровне (около трети в лидирующих странах), высокий уровень у нас 2-3% учащихся (10 % в лидирующих) 18% показали низкие результаты: не воспроизводят факты, не приводят примеры явлений, не формулируют выводы (в сравнении с 8%)

Исследования результатов образования (2009) Компетентность в решении проблем 43% школьников обладают умениями, которые «отвечают требованиям 21 века» (70-73% в лидирующих странах). 23% не достигают установленной нижней границы компетентности в решении проблем (5-10%) место среди 40 стран.

Требования рынка труда Работник, способный принимать решения ставить и решать новые профессиональные задачи работать в команде эффективно действовать в условиях неопределенности мобильно перестраиваться

Образовательная политика Болонский процесс Приоритетный национальный проект «Образование» Современные образовательные стандарты Образование как инструмент решения социально-экономических проблем

Образовательный заказ Как оценивают студенты специфику и результативность компетентностных программ?

Новое качество образования знания + компетентности + социализация + индивидуальные приращения

КОМПЕТЕНЦИЯ: СПОСОБНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ ДОСТИГАТЬ РЕЗУЛЬТАТА ЭФЕКТИВНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ В НЕСТАНДАРТНОЙ СИТУАЦИИ

Определение в новых ФГОС Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях; способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда Компетентность – владение определенными компетенциями

Характеристики Компетентность – качество индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно проблемного характера.

Характеристики компетентности Компетентность не сводима к обобщеному способу действия и не может быть сформирована как умение или навык: она формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность.

Характеристики компетентности Компетентность представлена в культуре в виде реальных персонализированных образцов персонализированного действия. Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество сфер применения и необходимы каждому субъекту действия.

Сравнение подходов Академический подход Компетентност – ный подход Научность знанийНаучность способов их получения Природосообразность+ социосообразность Прочность через повторение Прочность через применимость

Академический ПОДХОД Компетентностный ПОДХОД Сознательность и активность по отношению к задачам Постановка собственных задач Практика подкрепляет теорию Теория через практику Учет возрастных и индивидуальных особенностей С опережением

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПОДХОД Компетентностный ПОДХОД Процесс передачиПроцесс учения Репродуктивные методы Активизирующие методы Результат – сумма знаний и умений, личность Результат – готовность к продуктивному, самостоятельному, ответственному действию

Формирование компетенций 1. Получение нового опыта и его рефлексия. 2. Освоение норм нового вида деятельности. 3. Применение полученного комплекса: опыт, ценности, знания, умения - для решения задачи.

Обязательные элементы образовательного процесса Организация мотивации Моделирование деятельности Групповая работа Дискуссионные формы Возможность выбора Предъявление позиции, мнения Презентация продукта Рефлексия результата и процесса

Организация учебного процесса в компетентностном подходе Реализация компетентностного подхода должна предусматривать Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий. Образовательное учреждение должно обеспечить возможность индивидуальных образовательных программ студентов

Образовательное пространство для формирования проф.компетенций Образовательные программы на основе совр.обр.технолог ий и индивидуальных учебных планов НИРС Практики Проекты: образовательн ые, профессиональ ные, социальные Места проявления собственного интереса, заказа, постановки целей образования: консультации, события, семинары-тренинги, рефлексивные и проектные семинары Места получения и рефлексии нового опыта: спец.курсы по вхождению, стажировки, волонтерство, события… пробазаказ освоение норм деятель- ности приме- нение

Модели тьюторства в ОУ Тьюторская позиция педагога: ориентация на проявление интереса, формирование заказа на образование, включение в образовательный процесс, рефлексия. Предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной ) области. Тьюторское сопровождение формирования образовательных и профессиональных компетенций – организация ситуация пробного действия, рефлексии способа и результата освоения, организация ситуации применения Тьютор –навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов для профессионального и образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели Тьюторский проект организации образовательного события: построение ситуации преодоления себя, пробы себя, действия в условиях неопределенности, построения социального «эха», «зеркал» Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся –построение цели своего образования, анализ внутренних и внешних ресурсов, проектирование маршрута в ОУ и во вне, анализ результативности. Тьюторское сопровождение формирование и реализации индивидуального учебного плана – консультации при составлении, предоставление необходимых ресурсов (методических, информационных) для реализации, организация анализа и рефлексии (результативность, самоорганизация, перспективы)

Возможные проекты тьюторского сопровождения в СВФУ Сопровождение процесса вхождения в образовательну ю, социальную среду, научную, профессиональ- ную деятельность Сопровождение построения и реализации ИУП Сопровождение формирования специальных компетенций Социальное и профессиональное продюсирование – встраивание студентов в ….

НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Томск, пр.Ленина 36, ТГУ, корп.НИИПММ, оф.145 (3822) WWW. II.TSU.RU ГОТОВЫ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !