О.В.Валиева Кандидат экономических наук ИЭОПП СО РАН O_valieva@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О мерах поддержки российских производителей медицинских изделий Июль 2014.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
1 О развитии Президентской Программы подготовки управленческих кадров Директор Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Г.Ч.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Транксрипт:

О.В.Валиева Кандидат экономических наук ИЭОПП СО РАН

Модернизация (франц. modernisation, от moderne новейший, современный), изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами [Большая советская энциклопедия] Модернизация изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям [Википедия]

Модернизация- процесс обновления общества на основе ассимиляции достижений более развитых стран. М. возможна как элемент движения общества от традиционализма к либерализму при условии существования эшелонов стран, уже ранее прошедших этот путь и своим примером стимулирующих потребности в М. и оказывающих определенную помощь ее проведению. Слабость М. заключается в том, что она может превратиться в фактор нарастания массового дискомфортного состояния и вызвать на себя удар косы инверсии. М.ломавшая весь сложившихся образ жизни, создавала иллюзию возможности обеспечить этот процесс усилиями государственного аппарата, который якобы способен поглотить все общество. Однако этот путь обречен на провал, так как М. связана с изменениями в культуре и социальных отношениях, а также воспроизводства. Возможность для модернизации надо искать в исторически сложившейся культуре, в накопленном историческом опыте. В противном случае М. приводит к повседневному увеличению масштабов социокультурного противоречия. Серьезным препятствием на этом пути является труднопреодолимый древний менталитет. Чем дальше идет процесс усложнения, тем меньше государство может само решать эти задачи. М. возможна только при условии соответствующего соразмерного развития демократии, диалога, который позволяет обществу постоянно работать над проблемой переосмысления ранее дискомфортного состояния в комфортное, что открывает путь М.

XI-XX вв. модернизация - это синоним всех прогрессивных социальных изменений, когда общество движется вперед соответственно принятой шкале улучшений [Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, А.Токвиль, А. Тойнби, Р.Дарендорф, С.Эйзенштадт, ets] гг. XX в. сосредоточили свое внимание на контрасте между «первым»и «третьим» мирами [М.Леви, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Д.Лернер, Ш.Айзенштад, К. Керр, Дж.Гэлбрейт, Р.Арон, С.Хантингтон, У.Ростоу, Р.Мэртон, К Поппер, Э.Тофлер, А.Этциони и др.] Конец 80-х XX в. Модернизация не является самоподдерживаемым, самопрогрессирующим процессом. Скорее, это перенесение образцов, моделей и достижений развитых стран в свои собственные [С. Коэн, Э.Тириякян, И. Валлерстайн, Ф.Фукуяма, А.Гидденс, Ю.Хабермас, Дж.Фриман, К.Кумар, А.Турен, П.Штомпка и др.] Пересмотр идей модернизации: 1. Главными агентами модернизации ныне признаются спонтанные общественные движения и харизматические лидеры 2. массовое стремление граждан изменить условия своего существования в соответствии с западными стандартами 3. приходит осознание роли экзогенных факторов 4. вводятся идея «движущихся эпицентров современности» и как венец ее - понятие 5. Все яснее осознается, что темпы, ритм и последствия модернизации в различных областях социальной жизни различны и что в действительности наблюдается отсутствие синхронности в усилиях по модернизации

6. На уровне глубинных пластов жизни, отношений и ценностей, составляющих современное «гражданское общество», обновление затронет несколько поколений, гораздо больше внимания обращается на преграды, барьеры, трения, а также на неизбежные отступления, попятные ходы и даже провалы на пути модернизации. 7. признается важная роль ценностей, отношений, символических смыслов и культурных кодов, того «неуловимого и неощутимого», без которого модернизация не может быть успешной. Классическое понятие «современная личность» не рассматривается более как символ желаемого эффекта процесса модернизации, а признается, скорее, непременным условием экономического старта. 8. местные традиции могут таить в себе важные модернизационные потенции. Необходимо выявлять «традиции модернизации» и брать их на вооружение для дальнейших преобразований. 9. Основная дискуссия развертывается между сторонниками «большого скачка», выступающими и призывающими начать модернизацию с нуля, и сторонниками «постепенности». Поскольку аргументы с обеих сторон достаточно весомы, постольку решение вопроса остается открытым. 10. найти приемлемую идеологическую опору для тех усилий по модернизации, которые предпринимаются под эгидой либеральной демократии и рыночной экономики. Модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д. Стать современными (или избежать ложной современности) до сих пор является жизненно важной задачей для посткоммунистических обществ… [П.Штомпка. Социология социальных изменений. - М: 1996, с.183].

Модернизация общества VS Модернизация экономики Модернизация «сверху» (проектная, революционная) VS Модернизация «снизу» (эволюционная) Модернизация всей экономики как системы VS Модернизация отельных отраслей Интересы государственной модели модернизации VS Интересы общества Модернизация VS Инновация

Рынок труда и налоговая нагрузка Разрушения финансовой устойчивости пенсионной системы Негативное влияние демографических процессов Права собственности Устаревшие основные фонды Уровень квалификации и образования Проблемы координации (межсекторальной, межведомственной, межрегиональной) Низкий уровень институционального и межличностного доверия

Источник: Институт социологии РАН. Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад. Москва, 2010.

Образ будущего России Она уже сегодня является таковой Это вполне возможно Это мало вероятно Это нереально Россия – энергетическая и сырьевая «сверхдержава», осуществляющая поставки ресурсов в другие страны Россия – страна высокой культуры, произведения ее писателей, музыкантов, художников вызывают интерес во всем мире Россия – страна уникальной природы, истории, в нее едут туристы из всех стран мира Россия – ведущая научная держава, ее ученые осуществляют открытия и изобретения, пользующиеся спросом во всем мире Россия – ведущая промышленная держава, успешно конкурирующая с другими странами мира Россия – страна передового образования, в нее едет учиться молодежь со всех концов мира Источник: Институт социологии РАН. Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад. Москва, 2010.

Банк развития - ВЭБ Роснанотехнологии Ростехнологии Фонд содействия реформированию ЖКХ Российская венчурная компания Инвестиционный фонд РФ Особые экономические зоны Фонд содействия развитию МП НТС Технопарки Национальные проекты и др.

Институт развитияСтрана Активы ($ млрд) Собственный капитал ($ млрд) Кредитный банк реконструкции Германии (банковская группа) Германия394,0013,10 Банк развития КитаяКитай190,2012,99 Японский банк развитияЯпония147,3215,13 Банк развития КореиКорея99,0011,79 Банк социально-экономического развитияБразилия61,785,32 Банк промышленного развитияИндия13,252,64 ЭксимбанкСША11,400,90 Национальный банк развитияМексика20,930,67 Инвестиционный фонд РФРоссия2,60– ВЭБРоссия52,008,00 Источник: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования

Оценка влияние экономической политики государства на состояние инвестиционного климата в России в период 1885– 1913 гг. Результаты регрессионного анализа показали, что положительное и статистически значимое (уровень значимости менее 1%) влияние на учредительство российских акционерных компаний оказывали рост личного потребления и строительство железных дорог. Размер таможенного обложения значим на уроне 7%. Влияние на темпы создания АО отрицательно Отношение госдолга к государственным доходам значим на уроне 7%. Влияние на темпы создания АО отрицательно [Н. П. Дроздова, И. Г. Кормилицына. Экономическая политика государства и формирование инвестиционного климата: опыт России конца XIX начала ХХ вв. Научный доклад 8 (R)– СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010.]

Федеральные законы и нормативные акты в области инноваций Об инновационном центре «Сколково» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»Список дополнений и изменений, внесенных в Налоговый кодекс в связи со вступлением Закона «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» «Об автономных учреждениях» «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" «О Государственной корпорации «Ростехнологии» 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 151-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» Распоряжение Правительства РФ от р «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» Постановление Правительства РФ 685 от «О порядке распоряжения правами на результаты научно- технической деятельности» Государственная программа Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на годы» ФЦП «Национальная технологическая база» на годы ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на годы» ФЦП«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы Указ Президента РФ от 7 октября 2008 г. N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов" Постановление о создании «Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ) Постановление «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий» Закон «О патентных поверенных» Закон «О передаче прав на единые технологии» Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла

Программные документы в области промышленной политики Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на годы Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года Стратегия развития транспортного машиностроения в годах и на период до 2015 года Стратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2020 года «Стратегию развития промышленности строительных материалов до 2020 года» Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности (2005)? Стратегию развития авиационной промышленности России на период до 2015 г.(2005) Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

Посткризисное восстановление идёт достаточно быстро: уже в 2011 г., при сохранении нынешних темпов, важнейшие макроэкономические параметры достигнут докризисного (2008 г.) уровня. Динамика важнейших макроэкономических параметров (2008 г. = 100) Восстановительный рост достиг существенных результатов

Кредиты нефинансовым предприятиям 1 (темпы прироста, %) 1 Без учета Сбербанка. Показатель не включает кредиты нерезидентам. Прогноз экономического развития на гг. Москва, 2010 ЦМАКП. Прогноз экономического развития на гг. Москва, 2010

Кредиты населению 1 (темпы прироста, %) 1 Без учета банка «УралСиб» и Сбербанка. Показатель не включает кредиты нерезидентам Прогноз экономического развития на гг. Москва, 2010 ЦМАКП. Прогноз экономического развития на гг. Москва, 2010

СтранаИндекс государствен ного вмеша тельства, % фирм Вмешательства в инвестицион ные решения, % фирм Субсидии, % фирм Субсидии и др. текущие трансферты, % ВВП ВВП, % 99/89 1Эстония11,810,210,750,079,0 2Хорватия15,818,414,418,4*77,8 3Польша16,417,311,620,4121,8 4Россия21,815,913,715,257,8 5Чехия23,423,713,927,994,8 6Словения29,823,111,520,3105,5 7Узбекистан34,328,715,2-93,9 8Венгрия43,937,923,319,399,3 9Беларусь52,232,627,218,481,4 10Словакия54,252,214,422,3100,5 Источники: Hellman and Schankerman (2000), p.560,569; Economic Survey of Europe (2001), p. 254,89. Цитируется по Полтерович В.М. Элементы теории реформ, М., 2007, с.255.

Послание президента Федеральному собранию (2009г.) Сегодня мы говорим о модернизации – это квинтэссенция этого Послания, которое я произношу, – о нашем стремлении быть современными мы обязаны заняться модернизацией государственного сектора. Его доля не опускается ниже 40 процентов Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами, конечно. надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идёт о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров. Там будут формироваться условия, привлекательные для работы ведущих учёных, инженеров, конструкторов, программистов, менеджеров и финансистов. И создаваться новые конкурентоспособные на мировом рынке технологии. мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития. Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах.

Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. Инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни. Но перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел в своём посёлке или городе, понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжёлую машину государственной бюрократии. «Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества» Наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации России. Нам нечего, как принято говорить, «надувать щёки». Мы заинтересованы в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей. [Д.Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009] Послание президента Федеральному собранию (2009г.)

Без радикальной расчистки фискального, отраслевого и муниципального регулирования от всевозможных крыш и рентных практик об инновационных сдвигах нечего и думать. модернизация догоняющих экономик всегда и везде начиналась с массированного, модерируемого государством импорта патентов и оборудования… государству еще надо научиться стимулировать технологическое переустройство экономики и кнутом, и пряником. власть должна жесткими санкциями заставить бизнес избавиться от отсталых производств, заместив их новыми. построение законодательной среды для постиндустриальной экономики, основанной на инновациях. Наше гражданское, отраслевое, корпоративное, социальное законодательство это все еще законодательство индустриального общества прошлого века нужно изменить структуру промышленности с ее моногородами, разорительными экономическими расстояниями и скверным корпоративным управлением. Не восстановив корпус инновационных кадров, нет смысла и браться за технологическую модернизацию. [С.Степашин. Институты: руки и ноги модернизации]

Эффективный институт прав собственности. Постиндустриальные технологические уклады и неэффективные институты не сочетаются друг с другом. «Расчистка» институциональной среды от неэффективных институтов [Тамбовцев В.Л. Наши институты: из разных видов модернизации придется выбирать. ]

Качественное обновление общества и по горизонтали, и по вертикали. обеспечение реального равенства граждан перед закон а ми начать жесткую и эффективную борьбу с коррупцией. «Настоящая», «успешная модернизация», в соответствии с представлениями россиян, – это когда Россия сможет зарабатывать не на природных богатствах, инфраструктуре или выгодном геополитическом положении, а на производстве интеллектуального продукта. Институт социологии РАН. Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад. Москва, 2010.

Модернизация касается в большей степени задачи оздоровления, отладки общественного развития, нежели его ускорения. Скорость движения – не самоцель, особенно, если мы не управляем его траекторией. модернизация предполагает решимость создавать новое общество (в виде очагов, эпицентров «новой жизни») без превентивно-революционного разрушения старого. Илья Пономарев, Михаил Ремизов, Роман Карев и Константин Бакулев. Модернизация России: иной взгляд.

«на всех стадиях кооперация государства и частного сектора и поддержка общества являются непременными предпосылками успешной стратегии… Развитию институтов, поддерживающих это сотрудничество, должно быть уделено особое внимание». заимствование «самой передовой» экономической политики нередко подавляет рост. Таким образом, необходимо вовремя менять политику, избегая как неоправданной инерции, так и «забегания вперед». [В.М. Полтерович. Стратегии модернизации, институты и коалиции] Где выход?

С чего начать проект «Модернизация России»? Проведение всероссийского референдума по выбору ключевой идеи модернизации В соответствии с выбором идеи сформулировать проблемы, цели и задачи модернизации на основе открытого диалога бизнеса, общества и власти. Определить ключевые группы, выгоды и потери для каждой из групп. Разработать механизмы реализации программ модернизации. Законодательно закрепить инструменты контроля за исполнением программ за общественными и государственными институтами Представление программ модернизации на международном, национальном, меж/региональном и локальном уровнях [Валиева О.В. Модернизация и институты развития: с чего начать?]