Организация и контроль самостоятельной работы студентов Кафедра Налоги и налогообложение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
Advertisements

2004 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА КАК ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Выполнила: ассистент кафедры организации сестринского дела Полетаева Ирина Алексеевна.
организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ. Самостоятельная работа студентов форма организации обучения, сущность которой заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж» XVII областная научно-практическая конференция преподавателей Секция 4.«Самообразовательная.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО.
Преподаватель первой категории Алешина Оксана Валерьевна.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Транксрипт:

Организация и контроль самостоятельной работы студентов Кафедра Налоги и налогообложение

Понятие СР Министерство 0бразования – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель СРС Овладение фундаментальными знаниями, профессиональным и умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Овладение фундаментальными знаниями, профессиональным и умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Виды СР Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на: - обязательную; - контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Контролируемая самостоятельная работа (КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. КСР делится на: КСР делится на: -работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке; -на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.

Формы СРС устный опрос, доклад,реферат, самостоятельное исследование, супервизия,коллоквиум,тест, контрольная работа, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, компьютерные симуляции участие в конференциях, выполнение индивидуальных творческих заданий, участие в работе научного кружка курсовая работа, курсовая работа, кейс-стадии, разбор кейсов, деловые и ролевые игры, психологические и иные тренинги, работа студенческих исследовательских групп и т.д.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы : Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует). Четкая постановка познавательных задач. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные). Критерии оценки, отчетности и т.д. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Уровни СРС: 1. Репродуктивный (тренировочный). Самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. 2. Реконструктивный. На этом уровне происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. На этом уровне происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. 3. Творческий, поисковый Самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно- исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). Самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно- исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Реализация СР Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Время для СРС Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

Аудиторные занятия Удельный вес аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах - в бакалавриате – не менее 20% лекции – не более 50% - в магистратуре – не менее 40% лекции – не более 30%

Почасовая нагрузка Максимальный объём аудиторных учебных занятий в неделю при в очной форме для бакалавриата – 27 ак. час. для магистратуры – 16 ак. час.

Требования Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение

Схема планирования СРС Планирование самостоятельной работы студентов подразумевает ряд действий со стороны участников образовательного процесса, направленных на оптимизацию условий освоения основных образовательных программ

Этапы планирования 1. На уровне составления рабочих учебных планов 2. На уровне составления рабочих программ учебных дисциплин 3. На уровне составления расписания

Расчёт для бакалавра 2,8 ч. на подготовку к одному часу занятий, проводимых в интерактивной форме 2,8 ч. х 4 = 11 ч. Требуется на подготовку к одному интерактивному занятию, продолжительностью 4 ч.

Расчёт для бакалавра Учебный год – 34 нед. (без сессий) Макс. ауд. нагрузка по ФГОС ВПО бак. – 27 час. в неделю – 27 час. в неделю 27 ч. х 34 н. = 918 час. 20% от 918 час. = 184 ч. интерактивных занятий в течение учебного года 46 зан.- по 4 часа или 92 зан. - по 2 часа

магистратура магистратура Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40% аудиторных занятий Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40% аудиторных занятий Занятия лекционного типа – не более 30% объёма аудиторных занятий

Расчёт 2 Учебный год – 35 нед. (без сессий) Макс. ауд. нагрузка по ФГОС ВПО маг. – 16 час. в неделю – 16 час. в неделю 16 ч. х 35 н. = 560 час. 40% от 560 час. = 224 ч. интерактивных занятий в течение учебного года

Расчёт 2 56 зан.- по 4 часа 56 зан.- по 4 часа или 112 зан. - по 2 часа 5,5 ч. на подготовку к 1 ч. интерактивных занятий в магистратуре 5,5 ч. на подготовку к 1 ч. интерактивных занятий в магистратуре

Расчёт 2 На подготовку к одному занятию, проводимому в интерактивной форме в магистратуре в течение 4-х часов требуется 4 х 5,5 ч. = 22 ч. 4 х 5,5 ч. = 22 ч.

Формы занятий Разбор кейсов Деловые игры Проблемные дискуссии Защита проектов Защита творческих заданий

Проблемы Проблемы оценки качества освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры

Основные принципы СРС комплексность,непрерывность, системность, системность, соответствие, определяющее характер и вид источников информации, формы и способы информационного обеспечения самостоятельной работы. формы и способы информационного обеспечения самостоятельной работы.

Элементам СРС 1. рациональную организацию обработки нормативных материалов, включающих в себя программу работы с текстом, 2. методику чтения, 3. факторы, влияющие на процесс чтения, правила быстрого чтения, 4. расширение поля зрения, 5. преодоление регрессии, 6. подавление артикуляции, 7. повышение концентрации внимания, 8. гигиена чтения.

Мотивация СРС Полезность выполняемой работы, Участие студентов в творческой деятельности, Участие студентов в творческой деятельности, Интенсивная педагогика, Интенсивная педагогика, Участие в конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, Участие в конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, Использование мотивирующих факторов контроля знаний, Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности, Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности, Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление, Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление, личность преподавателя, личность преподавателя, цикловое обучение ("метод погружения").

Этапы процесса организации СРС: Подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования); Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы); Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда);

Приемы активизация СРС Приемы активизация СРС Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

Приемы активизация СРС Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры). Разработка и ознакомление студентов со структурно- логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда

Приемы активизация СРС Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения. Индивидуализация домашних заданий и лабораторных работ, а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

Приемы активизация СРС Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы. Использование АОС для самоконтроля студентов.

Направление дальнейшего совершенствования CРC организация индивидуальных планов обучения с привлечением студентов к НИРС и по возможности к реальному проектированию по заказам предприятий; включение СРС в учебный план и расписание занятий с организацией индивидуальных консультаций на кафедрах; создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС; разработка системы интегрированных межкафедральных заданий; ориентация лекционных курсов на самостоятельную работу; рейтинговый метод контроля СРС; коллегиальные отношения преподавателей и студентов; разработка заданий, предполагающих нестандартные решения; индивидуальные консультации преподавателя и перерасчет его учебной нагрузки с учетом СРС; проведение форм лекционных занятий типа лекции-беседы, лекции-дискуссии, где докладчиками и содокладчиками выступают сами студенты, а преподаватель выполняет роль ведущего. Такие занятия предполагают предварительную самостоятельную проработку каждой конкретной темы выступающими студентами по учебным пособиям, консультации с преподавателем и использование дополнительной литературы

Контроль СРС Уровни Уровни 1. Работа, включенная в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке 2.Работа, включенная в план самостоятельной работы по выбору студента.

Контроль СРС Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору. По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.

Пример контроля СРС Например, по дисциплине А максимально по результатам всех видов контроля можно набрать 300 баллов, в том числе по результатам текущей успеваемости 100 баллов, самостоятельной работы студента баллов и экзамена баллов. Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента. Результаты по КСР формируют баллы по самостоятельной работе. По данной дисциплине в перечень форм КСР должна быть включена одна обязательная форма: анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки. Кроме этого, в рассматриваемом примере, КСР включает следующие виды по выбору: участие в научных студенческих конференциях и семинарах - "25"; практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения - "25"; написание реферата (эссе) по заданной проблеме - "15"; анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов - "15"; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса - "10"; аналитический разбор научной публикации - "10".

Введение в университете КСР, требует: соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно- методической документации, соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно- методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы. разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.

Цель контроля СРС формирование у студентов навыков планово-экономической, аналитической и исследовательской деятельности в области внешнеэкономических отношений и бизнес-планирования. Реализация цели требует выполнения следующих задач: 1. изучение основ классической теории налогообложения; 2. изучение методики определения эффективности налогообложения в России и международного налогообложения. В результате выполнения контрольной самостоятельной работы студенты должны: В результате выполнения контрольной самостоятельной работы студенты должны: 1. знать основные методики определения эффективности налоговой нагрузки на макро и микроуровнях; 2. уметь разработать налоговый потенциал на макро и микроуровнях.

Виды контроля СРС входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

Виды контроля СРС самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

магистра магистра Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40% аудиторных занятий Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40% аудиторных занятий Занятия лекционного типа – не более 30% объёма аудиторных занятий

Направления совершенствования контроля СРС Разработать стратегию по контролю СРС; Мониторинг СРС; Разработать объективную процедуру оценки качества СРС; Регулярное проведение самообследования выполнения СРС; Информативность результатов выполнения СРС;

Оценка качества Создание сквозной программы промежуточных аттестаций Предполагает промежуточные поэтапные комплексные аттестации студентов по курсам обучения на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования по компетентностно-ориентированной ООП

Оценка качества Создание программы итоговых комплексных испытаний Раскрываются содержание и формы организации всех видов итоговых комплексных испытаний (в рамках итоговой государственной аттестации), позволяющие продемонстрировать всю совокупность сформированных компетенций