ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ Выполнила студентка: Гр. ЭУ-05-2 Осипенко Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

Тема 5. Доходы предприятия и финансовые результаты его деятельности.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции.
Доходы будущих периодов – это доходы относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде. В соответствии с принципом.
Тема 9. Учёт доходов и расходов предприятия Расходы - это издержки и потери (убытки), возникающие в процессе финансово- хозяйственной деятельности, не.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Тема 3. Отчет о финансовых результатах. Финансовые результаты деятельности организации в виде при­былей и убытков определяются путем сопоставления ее.
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Классификация имущества организации по видам и источникам образования Усова Антонида Дмитриевна Преподаватель экономических дисциплин Профессиональный.
Сытник Ольга Егоровна – к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский финансовый учет» Кафедра «Бухгалтерский финансовый учет»
* Учет запасов в международных стандартах финансовой отчетности регулируется стандартом 2 «Запасы» (Inventory). * Его основные положения: * Запасы оцениваются.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Финансы. ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ КАТЕГОРИИ ФИНАНСОВ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Выполнила Преподаватель Шевченко Н. С... Себестоимость продукции служит базой формирования и совершенствования цен, дохода, прибыли и других финансовых.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ Выполнила студентка: Гр. ЭУ-05-2 Осипенко Елена

Объекты бухгалтерского наблюдения подразделяются на обеспечивающие производственно – хозяйственную и финансовую деятельность и составляющие ее. К объектам, составляющим производственно – хозяйственную деятельность, относятся хозяйственные и финансовые процессы и их составные части (элементы) – факты хозяйственной жизни, а также финансовые результаты.

Финансовые и хозяйственные процессы До недавнего времени изучение бухгалтерской теории основывалось на исследовании четырех взаимосвязанных стадий: производство общественного продукта, его распределение, обмен и потребление. Производство как объект бухгалтерского наблюдения представлено тремя типами процессов: производственное потребление, выпуск готовой продукции, воспроизводство основных фондов. Объектами наблюдения стадии распределения совокупного общественного продукта выступают процессы, связанные с обязательствами по распределению вновь созданного продукта путем начисления заработной платы и отчислений в бюджет, органы социального страхования и другие внебюджетные фонды и т.п. за счет затрат производства, распределения прибыли по направлениям использования, перераспределения средств между звеньями хозяйственной системы и внутри конкретной хозяйственной единицы. Обмен представлен двумя разновидностями процессов: товарного и денежного обращения. Первые охватывают снабжение и заготовление сырья и материалов, отгрузку и реализацию готовой продукции и товаров, вторые – финансовые и кредитные отношения. Потребление рассматривается только на макроуровне. На микроуровне объектом исследования выступает частичное потребление в непроизводственной социальной сфере, принадлежащей экономическому субъекту (детские дошкольные учреждения, клубы, общежития и т.д.)

Хозяйственные процессы Производство Производственное потребление Выпуск готовой продукции Воспроизводство основных фондов Распределение Распределение созданного продукта Распределение прибыли Распределение средств Обмен Товарное обращение Снабжение заготовка Отгрузка и реализация Денежное обращение Финансовые отношения Кредитные отношения Потребление в непроизводственной сфере Факты хозяйственной жизни Рис. 1. Распределение хозяйственных процессов (объектов бухгалтерского наблюдения) по стадиям расширенного воспроизводства.

Современные тенденции развития теории бухгалтерского учета исходят из исследования влияния на финансовое положение хозяйственной единицы движения имущества и источников их образования, т.е. из жизненного цикла производимого продукта. При этом выделяются стадии приобретения, производства и реализации. Такие объекты бухгалтерского учета, как процессы распределения прибыли по направлениям использования и потребления в непроизводственной сфере, не могут быть отнесены ни к одной из стадий жизненного цикла производства продукта (потребление, производство, реализация).

Стадии жизненного цикла Приобретение Перераспределение средств между звеньями Снабжение и заготовление Финансовые отношения Кредитные отношения Производство Производственное потребление Выпуск готовой продукции Воспроизводство основных фондов Распределение вновь созданного продукта Перераспределение средств между звеньями Реализация Перераспределение средств между звеньями Отгрузка и реализация Финансовые отношения Кредитные отношения Не подлежат распреде лению Распределение прибыли по направлениям использования Потребление в непроизводственной сфере Рис. 2. Распределение финансовых и хозяйственных процессов по стадиям жизненного цикла производимого продукта

Факты хозяйственной жизни – основной объект бухгалтерского наблюдения Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной жизни (ФХЖ). В результате совершения отдельных ФХЖ финансовое положение экономического субъекта остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации. Такие ФХЖ именуются хозяйственными операциями. Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского наблюдения. На уровне хозяйственных фактов осуществляются их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете. В практической работе бухгалтер решает три вопроса: 1.Когда произошла хозяйственная операция; 2.Каково стоимостное выражение хозяйственной операции; 3.Каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция. Следовательно, при анализе ФХЖ перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволит квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему: 1.Идентификация ФХЖ по времени; 2.Оценка ФХЖ; 3.Классификация ФХЖ в номенклатуре плана счетов, выбранной для хозяйственной единицы.

Характеристика фактов хозяйственной жизни Экономические В зависимо сти от роли субъекта Действия (двусторонние) События (односторонние) По отношен ию к хозяйстве нной единице Внутренние Внешние По уровню обобщен ности Индивидуальные Агрегированные По длительности Моментальные Длительные Абсолютные По сложност и отражени я в номенкла туре плана счетов Простые Сложные По степени влияния на финансов ые показате ли Модификации Пермутации Юридические По правомерности Правомерные Сделки Поступки Административные акты Неправомерные Рис. 3. Классификация фактов хозяйственной жизни.

Прибыль – основной источник удовлетворения интересов государства и владельцев предприятий. Одним из важнейших объектов бухгалтерского наблюдения, составляющих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность, считается финансовый результат. Суть деятельности предприятия проявляется в увеличении капитала собственника, который исчисляется разницей между стоимостью имущества организации и ее задолженностью вторым и третьим лицам. Сопоставление капитала собственника на конец и начало отчетного периода и есть статический финансовый результат (общая прибыли или общий убыток) деятельности организации. Сегодня на величину прибыли оказывают влияние не только усилия трудового коллектива. Немаловажная роль отводится умению администрации (в первую очередь финансовых менеджеров - бухгалтеров) квалифицированно использовать заложенные в действующих нормативных документах возможности регулирования учетных процедур.

Концепция признания дохода Доход – важнейший фактор финансового результата, составляющий основу увеличения прибыли и соответственно капитала собственника. В положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) доходом признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)». Доходы Уменьшение долговых обязательств Рост экономическ их ресурсов Денежных (в том числе дебиторской задолженнос ти) Неденежных Рис. 4. Классификация последствий для организации, обусловленных признанием доходов.

Признание дохода неразрывно связано с понятием перехода права собственности на продукцию, товары, услуги к покупателю. Доходы могут признаваться на момент поставки товара или услуги покупателю, до или после него. Выбор момента зависит от того, отвечает ли объект признания критериям определяемости, измеримости, уместности и надежности. Кроме того, доход должен быть заработан и реализуем. В западном учете в определении сущности дохода существует три концепции: Концепция продукта; Концепция выбытия; Концепция прироста. Концепция продукта рассматривает доход как продукт деятельности предприятия, иными словами, доход – динамический процесс создания товаров, работ, услуг за определенный промежуток времени. Т.е. доход не может быть признан до тех пор, пока не заработан. Концепция выбытия основывается на том, что произведенные товары или услуги должны быть переданы своим покупателям. Т.е. момент реализации, когда новая стоимость (выручка) замещает себестоимость. Выделяют три возможных варианта: получение денег (т.е. оплату), отгрузка ценностей, сдача продуктов на склад. Концепция прироста признает доходом приток активов хозяйствующей единицы или погашение ее долговых обязательств (или комбинация того и другого) в результате поставки или производства товаров, оказания услуг или других операций.

Для доходов характерно увеличение экономических выгод (приток активов и (или) уменьшение долговых обязательств) организации. Доходы увеличивают прибыль и соответственно капитал собственника в той его части, которая могла образоваться не посредством взносов владельцев имущества, а только за счет прибыли, оставшейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем. Увеличение конкретных видов активов не оказывает влияния ни на собственный капитал, ни на финансовый результат, ни на доходы, ни на экономические выгоды при потоке активов, поступивших в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. В этом случае один актив увеличивается (денежные средства), другой актив уменьшается (дебиторская задолженность). Не приводит к росту экономических выгод и поступление на расчетных счет ссуды банка или авансов, полученных от покупателей, пользователей услугами или заказчиков.

Методы признания дохода Многовековой опыт бухгалтерии знает два основных метода признания дохода: Кассовый, или материальный, т.е. по оплате; Правовой, или метод начислений. Кассовый метод признания дохода предполагает неукоснительное выполнение условий: 1.доход, заработан и право на продукцию, товары или услуги перешло к покупателю или пользователю; 2.Покупатель продукции или пользователь услугами возместил стоимость продукции, работ, услуг денежными средствами или товарным эквивалентом, которые поступили в кассу, на денежные счета в банке или складированы, или доход признан в погашение кредиторской задолженности организации – получателя дохода. В этом случае моментом признания дохода служит последний свершившийся по времени факт : отпущен товар, доход признается по оплате; получен аванс, доход признается по отпуску товара.

При методе начислений, который также именуют правовым методом признания дохода, достаточного одного свершившегося факта : право собственности на продукцию, товары или услуги перешло к покупателю и он принял обязательство погасить образовавшуюся в результате сделки дебиторскую задолженность в установленный договором срок. Налицо начисление дохода в виде роста экономических требований (дебиторской задолженности). Смысл начисления состоит в том, что в данном случае признаваемый доход фактически не получен, а только начислен, т.е. продавец или производитель меняет право собственности на предмет хозяйственной сделки, на право требования денег или их эквивалентов. С 1996 года в бухгалтерском учете для всех организаций (за исключением малого предпринимательства) обязателен к применению метод начисления дохода. Малые предприятия вправе выбирать метод признания дохода – кассовый или начислений. Такой подход направлен на объективное исчисление финансового результата в интересах собственников: отражение прибыли в максимальной величине.

Метод признания дохода Аванс, полученный продавцом Правовой Кассовый (материальный) - Критерии признания дохода Изменения в составе ресурсов и обязательств Увеличение денежных средств продавца Улучшение денежных ресурсов (обмен) Погашение раннее полученного аванса Погашение прочей кредиторской задолженности Увеличение обязательств покупателей перед продавцом Факт перехода права собственности покупателю Отсутствие перехода права собственности к покупателю Переход права собственности к покупателю Факт признания дохода Отсутствие признания дохода Признание дохода Рис. 5. Критерии и методы признания дохода

Увеличение денежных средств Увеличение неденежных средств Использова- ние раннее полученных авансов Погашение прочей кредиторской задолжен- ности Переход права собственности от продавца к покупателю Факт перехода? Денежное или материальное покрытие? Имеется ли кредиторская задолженность ? Погашение кредиторской задолженности Увеличение дебиторской задолженности (средства в расчетах) Имеется ли дебиторская задолженнос ть? Признание дохода по кассовому (материально му) методу Признание дохода по переходу права собственности Увеличение авансов полученных (кредитор. задолжен) Погашение дебиторской задолженност и нет да нет да нет да Рис. 6. Доходы, авансы полученные, списание дебиторской задолженности и кредиторской задолженности

Рис. 7. Классификация доходов по видам деятельности

Затраты, издержки и расходы отчетного периода Термины «затраты», «издержки», «себестоимость» и «расходы» воспринимаются как синонимы. В бухгалтерском учете рыночной экономики правильная интерпретация понятия направлена на достоверное формирование финансового результата( прибыли или убытка). Затраты возникают в момент приобретения организацией товаров и услуг сторонних организаций, а также при расчетах с персоналом по оплате труда, социальным и другим обязательствам. Возникновение затрат сопровождается выплатой денежных средств, другого имущества, уменьшением прав требования, ростом долговых обязательств организации. Однако для определения затрат не характерно уменьшение экономических выгод организации. При возникновении затрат один актив выбывает из организации, а взамен она приобретает на ту же сумму другой актив или услугу внутреннюю или внешнюю. Под издержками понимается денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой- то целью. Следует отли­чать понятия «затраты отчетного периода на приобретение» (стоимость това­ров и услуг, приобретенных организацией в отчетном периоде), «затраты, формирующие производственную себестоимость продукции» (издержки) и «периодические затраты» (затраты, не относящиеся к конкретному виду про­дукции, выполненных работ или оказанных услуг, а приходящиеся в целом на отчетный период - на управление и продажу). Понятие «расход» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в национальных стандартах (ПБУ) связано с формированием отчета о прибылях и убытках и направлено на выявление финансового ре­зультата.

Затраты организации могут быть отнесены в активы или списаны в расходы отчетного периода. Их следует подразделить на: 1) активообразующие; 2) увеличивающие стоимость активов; 3) списываемые непосредственно в расходы отчетного периода. Затраты, увеличивающие стоимость активов, капитализируемые затраты, не списываемые в расходы отчетного периода и не создающие самостоятельного объекта актива, а увеличивающие себестоимость ранее образованных активов. Это происходит в тех случаях, «когда возникло долговое обязательство без признания актива», например, затраты на формирование резерва по гарантийным обязательствам на товар могут включаться в себестоимость готовой продукции или непосредственно списываться в расходы отчетного периода. Затраты активообразующие это затраты, обещающие выгоды в будущем и стоимость которых капитализирована в активы, представленные в виде реальных (материальных и неосязаемых) объектов (сырье, материалы, права, амортизируемое имущество и т.п.). Совокупность затрат овеществленного (себестоимость производственных запасов, потребленных в отчетном периоде, амортизация долгосрочно используемых экономических ресурсов) и живого труда образуют затраты в активы производства: – (затраты (себестоимость) производства готовой продукции; – затраты (себестоимость) выполнения работ и оказания услуг; – затраты себестоимость) незавершенного производства. Затраты на производство, обещающие будущие выгоды, в конце отчетного периода капитализируются в активы «Готовая продукция» и «Незавершенное производство».

Затраты, списываемые непосредственно в расходы отчетного периода. Затраты на организацию производства и управление (за исключением увеличи­вающих стоимость активов) и затраты на сбыт продукции (расходы на продажу) не капитализируются в активы, а списываются в расходы отчетного пе­риода. Кроме того, в расходы отчетного периода могут быть включены и последствия фактов хозяйственной жизни, представленных финансовыми операциями. В числе таких ФХЖ следует назвать отдельные выплаты, не приводящие к возникновению затрат (выплаченные штрафы, пени, неустойки, прочие потери). Выплаты, не приводящие к возникновению затрат. Далеко не всегда выплаты денежных средств, уменьшение дебиторской задолженности или увеличение кредиторской задолженности приводят к возникновению затрат. Факты хозяйственной жизни не образуют затрат, если в результате их последствий организация не приобретает экономических выгод (погашение кредиторской задолженности предшествующих периодов, по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п., выплата дивидендов, выплаченные штрафы, пени, неустойки, прочие потери). Входящие, наличные и исходящие затраты. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов рабочей силы, средств производства и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих затрат: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие затраты; во-вторых, хозяйственные средства потребляются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи заработная плата работников, стоимость использованных на изготовление продукции предметов труда, амортизация средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление, освещение, уборку помещений и т.п.), амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.

Рис. 8. Укрупненная схема распределения затрат на активы и расходы отчетного периода.

Рис. 9. Взаимосвязь затрат, активов и расходов в бухгалтерском учете.

Классификация расходов В ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. Расходы Увеличение долговых обязательств организации Рост экономическ их ресурсов Денежных (в том числе дебиторской задолженнос ти) Неденежных Рис. 10. Классификация последствий для организации в результате возникновения расходов

Расходами организации не признается выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ и услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией. Уменьшение конкретных видов активов при перераспределении, приобретении или создании активов, предоплате, выдаче авансов, задатка, погашении кредита, займа полученного не приводит ни к уменьшению экономических выгод для организации, ни к образованию расходов отчетного периода. При выплате сумм, приходящихся комитенту или принципалу и третьим лицам по собранным в их пользу суммам - НДС, акцизы и т.п., наблюдается уменьшение экономических выгод у организации, так как уменьшаются привлеченные средства, которыми распоряжался экономический субъект как собственными (до установленной даты платежа), однако эти хозяйственные операции не повлияли на величину собственного капитала и на расходы отчетного периода. Только в случаях продажи товаров, готовой продукции, оказанных услуг, выполненных работ, прочей реализации выбытие активов организации сопряжено с уменьшением экономических выгод и ростом расходов отчетного периода, а также приводит к уменьшению заработанного капитала.

Рис. 11. Классификация расходов по видам деятельности.

Принципы выявления финансового результата Как правило, бухгалтеры руководствуются несколькими принципами. Так, временной интервал расчета финансового результата устанавливается принципом учетного периода. Для выбора момента признания доходов используют принцип осмотрительности. При определении суммы доходов прибегают к принципу реализации. Период идентификации расходов вытекает из бухгалтерского принципа соответствия (увязки) доходов и расходов. Методологической базой применения принципа соответствия служит метод начисления доходов и расходов. Сумма признанного расхода определяется на базе принципа учета по себестоимости. Принцип учетного периода. бухгалтерский учет измеряет деятельность за конкретный промежуток времени, называемый учетным периодом. В качестве учетного периода признается финансовый год. Предприятия для текущего анализа деятельности и руководства составляют ежеквартальные финансовые отчеты. Такие отчеты называются промежуточными. Для целей управления (менеджмента) бухгалтерская отчетность, как правило, формируется ежемесячно. Промежуточные отчеты разрабатываются нарастающим итогом с начала года. Принцип учета по себестоимости. В динамической концепции бухгалтерского учета для выявления финансового результата должна применяться только объективная динамическая оценка, наиболее адекватно отражающая происходящие процессы и события, фактическая себестоимость.

Принцип осмотрительности, или осторожности. Принцип осторожности в оценке - концепция, обосновывающая при ведении учетных операций и формировании финансовой отчетности момент признания доходов, а в определенных случаях и их сумму. Доход признается только тогда, когда на то имеется обоснованная уверенность, а расход как только возникает обоснованная возможность. Существуют две очень разные концепции осторожности: осторожность в статической концепции, предполагающая принятие во внимание потенциальных потерь в отношении еще не реализованных активов, которые должны быть сразу списаны в убытки; осторожность в динамической концепции, направленная на исчисление реализации по моменту оплаты, что превращает принцип осторожности в принцип реализации. Принцип реализации наиболее противоречивая концепция бухгалтерского учета. Реализацией именуется приток денег или требований на них в результате продажи товаров или оказания услуг. Доходы учитываются в сумме, получение которой предполагается вполне определенным событием. Допускается, что сумма признанного дохода, если руководствоваться принципом бухгалтерского консерватизма, окажется меньше продажной цены реализованных товаров и услуг. Суть которой состоит в том, что расходы должны быть отнесены к отчетному периоду возникновения издержек,связанных с получением доходов, которые, в свою очередь, должны быть отнесены к отчетному периоду продажи товаров и оказания услуг.Суть принципа соответствия состоит в том, что расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором получены доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. Применение принципа соответствия (увязки доходов и расходов) позволяет идентифицировать расходы периода как себестоимость зарабатывания доходов, а также предполагает четкое разграничение затрат по этапам жиз­ненного цикла производимого продукта.

Формирование показателей финансового результата в бухгалтерском учете и налогообложении Финансовый результат рассматривается с позиции, получен ли он в результате обычной деятельности, или его возникновение связано с чрезвычайными обстоятельствами. Под обычной деятельностью понимается любая деятельность, осуществля­емая компанией в виде составной части ее бизнеса, а также связанная с ней деятельность, которой компания занимается в ее продолжение, имеющая к ней отношение или возникающая из нее. Результаты чрезвычайных обстоятельств это доходы и расходы, возникающие в результате событий или сделок, четко отличимых от обычной деятельности предприятия, частое или повторяющееся появление которых в этой связи не ожидается. Доходы и расходы от чрезвычайных обстоятельств принято отражать обособленно в учете и отчетности. Разработка формата себестоимости предполагает последовательное формирование показателей прибыли: 1)валовой; 2)от обычных (основных) видов деятельности; 3)до налогообложения. Сопоставление чистой выручки и производственной себестоимости реализованной продукции, работ и услуг позволяет сформировать показатель валовой прибыли (убытка). Валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов на продажи и управление, и есть показатель прибыли (убытка) от обычных (основных) видов деятельности. Такой подход позволяет рассмотреть потребленные затраты по функциям производства, реализации и управления.

Для расчета показателя прибыли (убытка) до налогообложения прибыль (убыток) от обычных видов деятельности увеличивается (уменьшается) на ве­личину операционных и внереализационных доходов (расходов). В отчетнос­ти они показываются в агрегированном виде и с раскрытием наиболее существенных их составляющих. Прибыль до налогообложения, сформированная по данным бухгалтерс­кого учета, признана объектом распределения между государством, собственниками (участниками) и экономическим субъектом. Интересы государства выражаются в виде налога на прибыль; участников вознаграждения; экономического субъекта - реинвестированного капитала. Налогообложение прибыли предполагает формирование в рамках нало­говых расчетов, проводимых в бухгалтерском учете, показателя налогооблагаемой прибыли, которая согласно действующему законодательству определена объектом налогообложения. В бухгалтерском учете в качестве расходов признаются все затраты, участвующие в получении доходов, непроизводительные затраты и выплаты (включая выплаты на социальные и благотворительные цели) и потери. В налогообложении налоговыми расходами признаются только полезные затраты. Налог на прибыль исчисляется суммированием показателей налогообложения, рассчитанных по различным ставкам. Данные о сумме налога на прибыль из налоговой декларации (отчетность налогообложения) переносятся в отчетность финансового бухгалтерского учета «Отчет о прибылях и убытках».

Распределение и использование прибыли Прибыль основной источник удовлетворения интересов государства (налог на прибыль), участников (вознаграждение) и экономического субъекта (реинвестированный капитал). Собственнику принадлежит нераспределенная (чистая) прибыль отчетного периода, выявить которую возможно только лишь по истечении финан­сового года. В пределах чистой прибыли отчетного года, присоединенной к капиталу собственника (реинвестированной составляющей), возможно только начисление вознаграждения собственникам и в особых случаях, предусмотренных законодательством или учредительными документами, формирование из нее резервного капитала. Резервный капитал - часть собственного капитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Созданный в соответствии с законодательством или учредительными документами резервный капитал используется для покрытия непроизводительных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности Нераспределенная (капитализируемая) прибыль часть чистой прибыли, не распределенная между владельцами, направленная на накопление имущест­а хозяйствующего субъекта или пополнение оборотных средств в виде свободных денежных сумм (готовых к новому обороту). Нераспределенная прибыль результат целенаправленной политики собственников, стремящихся к внутреннему росту собственного капитала. Накапливаемая с годами сумма нераспределенной прибыли (основного реинвестированного источника собственных средств) во многих организациях превосходит первоначально инвестированный источник капитал, предоставленный собственником. Нераспределенная прибыль, как и уставный (складочный) капитал, в отличие от резервного капитала (расходуемого администрацией только на установленные законом, уставом или решением собрания собственников цели) используется владельцами хозяйственной единицы в любом направлении хозяйственной деятельности.

Рис. 12. Схема формирования показателей финансовой и налоговой отчетности по прибыли