«Развитие коммуникативных умений младших школьников »
Данные социологического исследования по сформированности коммуникативных умений Выявлено : бедный словарный запас неумение сотрудничать и сопереживать соперничество между детьми ВЫВОД: коммуникативные умения у младших школьников недостаточно сформированы
Актуальность данной темы В методике обучения младших школьников развитию коммуникативных умений, как общеучебных, не уделено достаточного внимания. В то время как проблема межличностного общения стоит очень остро.
Сформированность коммуникативных умений позволит ученику : быть успешным в учебе быть успешным в учебе осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками обмениваться имеющимся жизненным опытом обмениваться имеющимся жизненным опытом
Лев Семенович Выготский – выдающийся русский ученый, психолог Борис Федорович Ломов – отечественный психолог Борис Федорович Ломов – отечественный психолог Натан Семенович Лейтес – отечественный психолог Натан Семенович Лейтес – отечественный психолог
Цель педагогической деятельности – формирование коммуникативных умений младших школьников Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе Предмет исследования – формирование коммуникативных умений младших школьников Цель Цель Объект Объект Предмет Предмет
Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются : групповые и коллективные формы работы проектная деятельность коллективная творческая деятельность ( К Т Д ) совместная с родителями познавательная деятельность
Степень сформированности коммуникативных умений влияет на результативностьобученияучащихся процесс социализации и развития личности в целом
Коммуникация Коммуникация в словаре иностранных слов определяется как связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании.
Структура общеучебных умений учебно - коммуникативные учебно - интеллектуальные учебно - информационные учебно - организационные
Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при специально организованной групповой и коллективной деятельности, направленной на достижение общей цели КТД проектная деятельность игры работа в парах экскурсии посещение музеев, планетария и т. д.
Групповая работа Основной смысл групповой работы на уроках – в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию.
Экскурсии Во время экскурсии развивается личностно - значимое отношение к познанию природы, понимание и уважение её ; определяется место человека в окружающем мире и формируется экологически целесообразное поведение личности.
Взаимоотношения детей, друзей … При использовании этих форм работы, в процесс учебы включаются родители. Взаимоотношения детей, друзей, родителей становятся ближе.
Кружок « Бумажные фантазии » Модульное оригами ». Главной задачей кружка является - активизировать детей на совместное творчество. А также это еще и самостоятельные эксперименты, в результате которых можно увидеть результат своих воображений
Весёлая ярмарка Ученики начальных классов выставляют на продажу изделия, выполненные своими руками вместе с родителями. Совместная творческая деятельность всегда объединяет, сплачивает, соответственно, укрепляет семейные узы. А так как все собранные средства идут на благотворительные цели, то это даёт возможность детям проявить гуманность и бескорыстность.
Составление кластера На уроках, где учителя пользуются приемом « Кластер », дети учатся не бояться записывать свои мысли, дают волю воображению и интуиции, следовательно, хорошо организовывать коллективную деятельность в виде совместного обсуждения.
Весёлые старты Несколько раз в год в каждой параллели проводятся соревнования « Веселые старты ». Такие мероприятия не только укрепляют здоровье учащихся и развивают физические качества, но и формируют чувство коллективизма и взаимопомощи ( особенно это важно в сборной команде, где спортивные способности у всех разные ), а также воспитывают « здоровый дух соперничества ».
Ансамбль « Купаленка » Развитие коммуникативной компетенции в условиях фольклорного ансамбля – важное звено в социальной адаптации ребенка. Совершенствуя свои коммуникативные умения, школьник сможет преодолеть свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.
Игры В младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, является ведущей деятельностью. В игре дети наиболее открыты для общения, для раскрытия своих способностей и проявления фантазии. Формируется умение оказывать и принимать помощь.
Решение проектных задач Коллективная работа над проектной задачей и последующая ее защита или презентация, стимулируют учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение. Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы и постепенно учатся высказывать свое мнение.
Субботники Во время субботников около школы у школьников формируется ответственное отношение к окружающей нас природе, а также присутствует элемент коллективной работы. Порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы !
«Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступили с тобой».
ОСОБЕННОСТЬ УРОКОВ
Учебно-коммуникативные общеучебные навыки и умения позволяют: - организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, - достигать с ними взаимопонимание, - организовывать совместную деятельность с разными людьми.
ВИДЫ УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ: -выслушивания мнения других; -владение приёмами риторики; -владение культурой речи; -оценка разных точек зрения; -владения различными формами устных публичных выступлений; -ведение дискуссии.
- ЖИЗНЬ - КРАСОТА - ЧЕЛОВЕК - ТРУД - ДОБРО Нравственные ценности.
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней. Сенека
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!