Дистанционные формы обучения врачей С.Н. Маммаев, Ш.Р. Рамазанов Дагестанская государственная медицинская академия Ставрополь
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются… … технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника
Правовые основы ДО (статья 12) «ВУЗы, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, в духе открытости, равноправия и международного сотрудничества, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем создания новых форм учебной среды, начиная от средств ДО и вплоть до полноценных «виртуальных» ВУЗов и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально-экономического развития и демократизации» «ВУЗы, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, в духе открытости, равноправия и международного сотрудничества, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем создания новых форм учебной среды, начиная от средств ДО и вплоть до полноценных «виртуальных» ВУЗов и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально-экономического развития и демократизации» Всемирная конференция ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, Франция, 5–9 октября 1998 г.)
Правовые основы ДО «..одной из целей первостепенной важности для формирования единого европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире является расширение академической мобильности – в первую очередь студентов (доступ к программам и сопутствующим услугам), преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата». «..одной из целей первостепенной важности для формирования единого европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире является расширение академической мобильности – в первую очередь студентов (доступ к программам и сопутствующим услугам), преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата». «Зона европейского высшего образования. Совместная декларация европейских министров образования» (г. Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.)
Правовые основы ДО «… в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий» (п. 16 в ред. ФЗ от ФЗ) «… в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий» (п. 16 в ред. ФЗ от ФЗ) статья 28 «Компетенция РФ в области образования» «… образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием» (п.5 в ред. Федерального закона от ФЗ ) «… образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием» (п.5 в ред. Федерального закона от ФЗ ) статья 32 «Компетенция и ответственность ОУ»
«Концепция «Концепция развития телемедицинских технологий в РФ и план ее реализации" (приказ МЗ РФ 344 от ) осуществление дистанционной части циклов с использованием привлеченных и собственных курсов научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения, доступной в настоящее время только специализированным учреждениям здравоохранении тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий
Задачи дистанционного обучения: 1. 1.Осуществление дистанционной части циклов с использованием привлеченных и собственных курсов; 2. 2.Совместная образовательная деятельность с ведущими ВУЗами, осуществляющими дистанционное образование; 3.Продвижение деятельности учебного заведения на рынок услуг дистанционного образования.
Актуальность ДО в последипломном образовании врачей: …именно в здравоохранении необходимо наиболее качественное, на современном уровне мировых знаний, обучение и постоянное повышение квалификации медицинских работников всех уровней и направлений деятельности, независимо от их мест работы и пребывания внедрение постоянно появляющихся новых методов и технологий высокотехнологичной медицинской помощи в практику работы лечебных учреждений РФ также требует непрерывного ДО медицинских работников …внедрение постоянно появляющихся новых методов и технологий высокотехнологичной медицинской помощи в практику работы лечебных учреждений РФ также требует непрерывного ДО медицинских работников …особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное образование медиков
Недостатки существующей формы последипломного обучения: Запаздывание знаний Большие затраты на очное обучение Нерациональное использование времени: из врачей
Переход системы профессионального образования от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь» посредством ДО: более полное удовлетворение потребностей практического здравоохранения в образовательных услугах; гибкость системы ПДО для практического врача; экономическая эффективность для учреждений здравоохранения; высокое качество и стандарты образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на использовании передовых педагогических информационных технологий; возможность привлечения в качестве преподавателей и авторов курсов дополнительные человеческие ресурсы из различных регионов страны; повышение социальной и профессиональной мобильности специалистов, их социальной активности, кругозора и уровня самосознания; возможность получения практическим врачом непрерывного ПДО по месту жительства без отрыва от основного места работы.
Можно ли дистанционно научить человека «что-то делать» руками? Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме
Видеоконференции в режиме on-line и off-line Компьютерное обучение с использованием сети Интернет; Предоставление заданий и учебных пособий (печатные, аудио-, видео-, текстовые электронные материалы и т.д. Основные технологии ДО:
Наш собственный опыт внедрения дистанционных форм обучения:
ДО на ФПК и ППС Дагмедакадемии:
Федеральный МОЦ Региональный МОЦ Медицинский образовательный пункт на уровне субъекта Федерации Разработка модели дистанционного обучения, подготовка учебных курсов, программ и др. Адаптация учебных курсов и программ к регионам РФ, входящих в федеральный округ Реализация и осуществление систем обучения медицинских работников в регионе Структура общероссийской системы непрерывного ДО в медицинских образовательных центрах (МОЦ)
«Сотрудничая вместе, мы сможем не только дотянуться до вершин, но и прикоснуться к небу»
Благодарю за внимание