Наука и научное сообщество: опыт России и СССР А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2013 год – юбилей ученого В.И. Вернадского. Вернадский Владимир Иванович «Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего бережения и уважения,
Advertisements

Д.И. Менделеев Биография. Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января 1834 года. Родители Менделеева – чисто русского происхождения.
Презентацию выполнила студентка 1 курса СДО-14 Бушаева Елена.
Вклад в географию Н.Н БаранскогоНиколай Николаевич Баранский ведущий отечественный географ, классик, основатель школы экономической географии (теория географии.
Жизнь и научное творчество Владимира Ивановича Вернадского
Презентация ученика 10 кл Макарова Сергея учитель Бажан Ольга Анатольевна Жизнь и творчество Вернадского В.И Жизнь и творчество Вернадского В.И.
8 февраля – День российской науки Указ Президента РФ 717 от 7 июня 1999 года Об установлении Дня российской науки: Учитывая выдающуюся роль отечественной.
Работу выполнила: Галлямова Ю. Группа: ГМБ В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII в., когда правительство активно.
Урок 1. Предмет экономической и социальной географии мира.
Н. И. Вавилов Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября 1887 года в Москве в семье предпринимателя. В 1906 году Вавилов окончил Московское коммерческое.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял.
Михаил Васильевич Ломоносов Детство Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова.Они.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Н. И. Лобачевский Николай Иванович Лобачевский ( )- создатель неевклидовой геометрии(геометрии Лобачевского). Родился в Нижнем Новгороде. Его.
Кольцов Николай Константинович г. выдающийся русский биолог, автор идеи матричного синтеза. выдающийся русский биолог, автор идеи матричного.
Квиташ Константин Сергеевич, учитель географии МОБУ СОШ им. А.И. Крушанова.
Просвещение и образование петровского времени. Реформы Петра в области культуры.
образована в сентябре 2011 г. и объединяет преподавателей экономики, социологии и политологии. Заведующий кафедрой д.э.н., доцент – Лихачев М.О.
Лев Николаевич Толстой. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне ( Тульская губерния, Россия ) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым.
Транксрипт:

Наука и научное сообщество: опыт России и СССР А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 11

Структура лекции 1. Университеты и научные исследования допетровского времени 2. Российская Академия наук 3. Появление научных обществ 4. Российские университеты 5. Научные исследования и научное сообщество в СССР 6. Два конкретных случая (Н.В.Тимофеев- Ресовский и Московский логический кружок)

1. Университеты и научные исследования допетровского времени До XVII века – в основном протонаука Алхимия, астрология А также – книгопечатание (середина XVI века), но Иван Федоров потом уехал в Киев А также технические знания – картография, военные ремесла и т.д. Не было даже системы обычных школ Только школы церковные при монастырях, и домашнее образование

XVII век – возникновение двух университетов, в Дерпте и Киеве Дерпт (Юрьев, Тарту) (Ливония) – 1639 г. - Universitas Gustaviana, основан шведским королем Густавом II Адольфом Второй университет Швеции (после Уппсальского) В 1710 г. был закрыт и снова открыт Александром I в 1802 г. уже как немецкий университет на территории Российской Империи

В 1799 г. по просьбе дворянства Прибалтики В связи с запрещением молодежи ездить учиться в зарубежные университеты Павел I подписал Указ о создании Дерптского университета специально для дворянских детей из Прибалтийского региона. Однако открытие этого университета задержалось до 1803 г, тогда же он получил и свой Устав, существенно отличавшийся от Устава Московского университета. Во-первых, в Дерпте был богословский факультет; во-вторых, им управляла коллегия кураторов (по одному от рыцарства Лифляндской, Курляндской и Эстляндской губерний); в-третьих, непосредственно руководил университетом проректор, избиравшийся ежегодно по порядку из числа профессоров, он же одновременно заведовал хозяйственной частью; в- четвертых, в университете внедрялись порядки и традиции немецких университетов.

Киево-могилянская академия Духовные школы, коллегии, для получения образования существовали на Украине с конца XVI века. Они были созданы иностранцами-католиками: генуэзцами (Киев), доминиканцами и иезуитамиXVI векаиезуитами При типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства, переросший в школу. 15 октября 1615 года школа переехала в отдельное помещение на Подоле.Киевского Богоявленского братства15 октября1615Подоле В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры, основанная архимандритом лавры, митрополитом Киевским Петром Могилой – Киево-Печерской лавры Киевско-могилянская коллегия

В 1658 году гетман Иван ВыговскийИван Выговский воспитанник коллегии, подписал с Польшей Гадячские статьи, по которым Украина становилась вместе с Литвой и Польшей членом федеративной Речи Посполитой. Гадячские статьи Украине предоставлялись широкие права, в том числе свобода вероисповедания, давался статус высшей школы для коллегии. Договор был ратифицирован польским сеймом в апреле 1659 года. После присоединения Украины к России царским указом от 26 сентября 1701 года был подтверждён статус академии. В 1815 г. закрыта, в 1817 – открыта как Киевская семинария

Киевская академия стала источником просвещения в России выпускниками Академии были основаны первые высшие учебные заведения в России, они же составили более 80 процентов их преподавательского состава. В академии учились украинцы, русские, белорусы, волохи, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии также обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии. Воспитанники ее становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

Славяно-греко-латинская академия Первый российский вуз. Инициаторы проекта - педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). борьба сторонников греческой и латинской ориентации в развитии образования «Латинствующие» добивались того, чтобы новое учебное заведение имело такой же характер, как и западноевропейские университеты, чтобы в них изучали не только греческий и славянский языки, Святое Писание и сочинения церковных писателей, но и светские науки, в том числе философию

Сторонники греческой ориентации хотели, чтобы в создаваемом учебном заведении основным стало «византийское благочестие», а не изучение западных светских наук, которое могло бы, по их мнению, привести к отходу от православия. Они считали их предметом чуждой православию «внешней мудрости», не только не нужной, но даже вредной, поскольку чрезмерное внимание к приобретению светского знания отвлекало от божественной мудрости Воспринимали светские науки лишь как вспомогательное средство: историю и географию изучали для изучения событий, описываемых в Ветхом и Новом Заветах, церковной истории и т.д.

За два года до смерти С.Полоцкий написал «Академическую привилею» (Учредительную грамоту). В своем сочинении он выдвинул идею создания академии, определил ее будущие права и содержание обучения. Он полагал, что ее необходимо учредить с целью подготовки образованных людей для государственного и церковного аппаратов. По его мнению, в академии необходимо преподавать славянский, греческий, латинский и польский языки, «семь свободных искусств» (грамматика, пиитика с риторикой, диалектика, музыка, астрономия, геометрия, философия) и богословие. А учителя и ученики должны быть подсудны только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Он считал также, что обучение в академии надо сделать бесплатным, учеников обеспечивать стипендиями, а престарелых учителей пенсиями.

В 1682 году, через два года после смерти Полоцкого, «Привилею», наконец, утвердил царь Федор Алексеевич (ее подал царю С. Медведев). В 1685 году затея получила благословение патриарха Иоакима. Первыми преподавателями начавшей создаваться академии (в основу ее положены открытая еще в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали два греческих богослова, доктора падуанской Коттонианской академии братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от восточных патриархов 1687 – переехали в специально построенное помещение – открытие Академии

Академический курс начинался с подготовительного класса, так называемой русской школы. После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», штудировали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения (риторика, диалектика, богословие, физика). Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам из европейских университетов. Так, в учебный материал они включили труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы. В 1701 году Петр I даровал школе статус государственного учебного заведения. В 1814 году академия преобразована в Московскую духовную академию.

2. Российская Академия наук В 1711 году в Торгау состоялось свидание Лейбница с Петром I. Идея развития России как пути к торговли с Китаем, как противодействия Турции. План исследование природы и географических условий страны, Организация коллегии, которой должно быть поручено руководство школами, науками и искусствами, книжным и бумажным делом, лечебным делом, солеварнями и рудниками, изобретениями и мануфактурами, введение культуры новых растений, новых фабрик, расширение торговли Проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров

Первый этап - Академия наук Организацией библиотеки и кабинета редкостей Поездка Петра в 1717 году в Париж Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию, проект поручил готовить своему лейб-медику Блюментросту. управлял его библиотекой и кунсткамерой

Проект Блюментроста проведя разницу между университетом и социэтетом художеств и наук и отметив, что в других государствах между этими учреждениями нет ничего общего, указал, что в России, где нет не только университета, но и прямых школ, гимназиев и семинариев, должно быть иначе. Поэтому при Академии, которая прежде всего является ученым учреждением, читаются академиками публичные лекции, а студенты, избранные академиками, обучают юношество в первых фундаментах в гимназиуме.

Отмечал проект и необходимость содействия со стороны Академии вольным художествам и мануфактурам машинами и инструментами Учреждалось 3 класса: 1) математический, 2) физический, 3) гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук истории и юриспруденции.

3. Появление научных обществ Вольное экономическое общество старейшее из ученых обществ России. Учреждено в 1765 г., как кажется, по почину императрицы Екатерины II, что видно по первому составу членов общества, близко стоявших ко двору государыни Цель общества заключалась в распространении среди народа полезных и нужных для земледелия и домостроительства знаний, в изучении положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны, а также положения сельскохозяйственной техники в западноевропейских государствах

Идея объединила полтора десятка "знатных, опытных и ученых особ" Среди "знатных" такие вельможи и богатейшие помещики, как графы Роман Воронцов и Григорий Орлов, граф Иван Чернышов и барон Александр Черкасов. Среди "ученых" - люди из Академии наук: Григорий Теплоd, химик Леман и ботаник Фалк. Среди "опытных"- аптекарь Модель и "главный придворный садовый мастер" Андрей Эклебен.

Вольное общество любителей словесности, наук и художеств Было образовано группой молодых литераторов в С.-Петербурге в 1801 г., получило высочайшее утверждение в 1803 г. и прекратило свою деятельность в 1826 г. Большинство видных писателей Александровской эпохи являлись членами ВОЛСНХ или были тем или иным образом связаны с ним. Кроме того, членами ВОЛСНХ были писатели - представители провинциальных культурных центров, а также целый ряд крупных русских ученых и художников.

Лидеры общества: А.Е.Измайлов, известный баснописец, критик и журналист, младший современник И.А.Крылова, А.Х.Востоков, один из основателей славянской филологии в России, в начале 19 в. известный прежде всего своими поэтическими опытами и трудами по теории русского стиха, Н.Ф.Остолопов, составитель знаменитого трехтомного "Словаря древней и новой поэзии" (СПб., 1821) - своеобразной антологии русской поэзии конца 18-начала 19 в., А.А.Писарев, писатель, автор нескольких книг по теории живописи и театра.

4. Российские университеты Первые Российские университеты XVIII в В исторической науке существуют две различные точки зрения на появление первого университета в России Одни датируют появление первого университета в Санкт-Петербурге 1724 г. – Академический университет, вторые 1755 г. – Московский университет. В основу развития первых российских университетов положены основные принципы модели германского исследовательского университета В. Гумбольдта

Многие черты европейского образования не были развиты так как российские университеты не имели признака автономности и постоянно находились под влиянием государства, сильной централизованной власти, что не позволяло реализовать принцип автономии, академических свобод. Одним из факторов, обусловивших формирование модели отечественного университета, считают её религиозно-культурные основания: православная ветвь христианства не способствовала рационализации жизнедеятельности общества, формированию ценностей индивидуализма.

Университет рассматривался как хранилище наук, центр просвещения и образования, основа культурного развития региона. При этом за всю вторую половину XVIII века а России не было открыто ни одного университета Планы Екатерины II изменились из за ее страха перед рассадниками вольномыслия Изменения начались при Александре I В гг. были открыты университеты в Харькове и Казани, в 1819 г. – в Санкт-Петербурге В 1831 г. власти закрыли Виленский и Варшавский университеты, как центры оппозиции В 1832 – создали университет в Киеве

Первый опыт Вольного университета В связи с временным закрытием СПУ (1861 г.) студенты и преподаватели организовали вольный университет, доступный всем желавшим учиться и управляемый студенческими депутатами. Открылся вольный университет 30 января 1862 г. в помещениях Городской думы и училища св. Петра. 27 лекторов безвозмездно читали в этом университете публичные лекции и целые курсы, в среднем в неделю получалось 36 лекций, за которые была установлена плата: одна лекция 25 коп., полный курс 1-2 рубля, неимущие студенты от платы освобождались. Многие лекции, особенно историков Костомарова и Стасюлевича, отличались либерализмом. Поэтому за вольным университетом постоянно наблюдало III-е отделение, а после ареста и высылки проф. Павлова за лекцию о 1000-летии России в марте 1862 г. университет прикрыли.

Новые университеты Новороссийский в Одессе, открытый 1 мая 1865 г. на базе ришельевского лицея, и Варшавский русский, созданный в 1869 г. с целью усилить русское духовное влияние в польских губерниях. началось создание аспирантуры при российских университетах было послано за границу в гг. 100 профессорских стипендиатов, на их подготовку казна ассигновала 800 тыс. руб.,

В е гг. возрастала роль университетов как научных центров при них открылось большое количество ученых обществ: за гг. их число возросло с 10 до 20. Так, при СПУ в 1868 г. открылись Естествоиспытательное и Химическое общества, в 1872 г. Физическое, при МУ возникло Московское математическое общество. На заседаниях обществ обсуждались актуальные научные проблемы, заслушивались доклады о достигнутых результатах, нередко имевших мировое значение. Общества выпускали журналы со статьями крупных ученых, информацией об успехах российской и мировой науки.

Начало XX века – новые формы организации научной жизни зародышем системы научно-исследовательских институтов в России было «Леденцовское общество» (в его Совет входили М.А. Мензбир, А.Н. Северцов, Н.К. Кольцов, В.И. Вернадский и многие другие крупные ученые). Х.С. Леденцов, крупный меценат, хотел организовать научное учреждение, внедряющее достижения науки в практику. После долгих бюрократических проволочек - и после смерти самого Христофора Леденцова ( ) - из этого начинания вырос Институт биофизики и физики под руководством П.П. Лазарева, впоследствии - ФИАН, а также Институт микробиологии и Институт экспериментальной биологии Н.К. Кольцова. Научные экспедиции финансировались московскими купцами

Российские университеты Как центры вольномыслия и как центры общественно-политичсекой активности Волны либерализации и авторитаризма во внутриуниверситетской жизни Репрессии не только против студентов, но и против преподавателей Закрытие университетов в гг. Развитие университетов Временным правительством

5. Научные исследования и научное сообщество в СССР Основная проблема – неприятие разгона Учредительного собрания, диктатуры пролетариата, обесценивания человеческой жизни многими учеными Отсюда у многих – сознательное участие в сопротивлении режиму большевиков, гибель или эмиграция Оставшиеся – ставились с полную зависимость от правящего режима, гарантий свободы не было никаких…

Некоторые из уехавших (2 млн): В.К. Зворыкин. Владимир Козьмич Зворыкин изобрел электронное телевидение. Да, именно так. Именно он создал передающую электронную трубку и дал ей знаковое название иконоскоп. Он же создал в США в тридцатые годы первую в мире работающую систему телевидения, позволившую в 1936 году начать там регулярные телепередачи. Если принять во внимание роль, которую телевидение сегодня играет в мире, Зворыкина можно по праву считать одним из людей, определивших лицо двадцатого столетия. Недаром на специальном приеме, который был дан в его честь президентом США, Зворыкина назвали «самым ценным подарком, который был сделан Россией Соединенным Штатам».

Игорь Иванович Сикорский Этот человек создал современное вертолетостроение. Свой первый летающий вертолет он построил в Киеве в 1910 году в возрасте двадцати одного года. Его S-47 стал единственным боевым вертолетом, применявшимся во Второй мировой войне. В промежутке между этими датами Сикорский построил множество самолетов сначала в России («Илья Муромец»), а потом и в США. И он первым в мире начал строить серийные вертолеты.

Дмитрий Павлович Рябушинский Один из восьми братьев в знаменитой семье промышленников и банкиров, он, увлекшись в молодости авиацией, отказался от карьеры финансиста и основал в своем имении Кучино под Москвой первый в мире прекрасно оснащенный экспериментальный Аэродинамический институт. Его научным руководителем стал Н.Е. Жуковский. Однако его основатель, директор и (выражаясь нынешним языком) спонсор в 1918 году чудом избежал расстрела и эмигрировал за границу. Здесь он прожил долгую жизнь в качестве одного из ведущих профессоров Сорбонны

Академия наук и Советская власть В момент революции Академия была маленькой, весьма аристократической организацией. Большинство ученых встретили революцию без всякого энтузиазма. Академия наук традиционно пользовалась в России авторитетом, и большевики некоторое время не особенно вмешивались в ее дела. Престарелые академики умирали, и своим чередом, очень вяло, шли выборы. После революции часть академиков оказалась за границей. Некоторые уехали туда и после, официально в командировку или для лечения. До поры до времени их никто не трогал. Советское государство всерьез заинтересовалось Академией наук в 1929 году. Прошли беспрецедентно широкие выборы. Академия почти удвоилась в размере. Тогда же из нее были «вычищены» эмигранты, оставшиеся к тому времени в живых, в том числе Ростовцев и Петр Струве. С этого момента Академия стала важным элементом советской государственности.

Создание параллельной системы институтов общественных наук 1 октября 1918 года в Москве была основана Социалистическая академия общественных наук (СОАН) целью создания этого учреждения было "объединить на общей идеологической основе все элементы, которые признали, приняли Октябрьскую революцию". (Михаил Покровский)

Согласно уставу, СОАН была "свободным сообществом лиц, имеющих целью изучение и преподавание как социальных знаний с точки зрения научного социализма и коммунизма, так и наук, которые соприкасаются с указанными знаниями". Но академия существовала при ВЦИКе, и 43 из 52 ее действительных членов назначил именно ВЦИК. Состав был соответствующим: в рядах соцакадемиков оказались Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Бонч-Бруевич, Крупская, Коллонтай и другие ответственные товарищи.

В июне 1919 года при ВЦИКе возникло другое учебное заведение -- Коммунистический университет имени Свердлова, который был образован на базе школы инструкторов и агитаторов. В задачи университета входила опять-таки подготовка теоретически подкованных кадров для советской и партийной администрации: Троцкий, например, называл "Свердловию" "поставщицей партийного молодняка". Не менее значимым для власти был Институт красной профессуры (ИКП), основанный в 1921 году под началом того же Покровского. Он должен был готовить ученых-гуманитариев, мыслящих в марксистских категориях.

В целом к началу 1920-х в стране сложилась достаточно логичная система коммунистического образования. В самом низу были партшколы (губернские, городские и т. п.), в которых лица с рабочее-крестьянским происхождением получали начальное представление о коммунистической идеологии, а также приобретали базовое образование. Выше стояли комуниверситеты для чиновников и институты красной профессуры для ученых-марксистов. Венчала систему Коммунистическая академия, как с 1924 года стала называться Соцакадемия, где в академиках состояли партийные вожди и близкие им деятели культуры и науки вроде Покровского и Горького.

В 1928 году власть начала оказывать прямое давление на Академию наук с тем, чтобы в ее состав были включены Бухарин, Кржижановский, а также ряд деятелей коммунистической науки -- философ Деборин, историк Лукин, искусствовед Фриче, все тот же Покровский и другие выборы, состоявшиеся в январе 1929 года, дали неожиданный результат: Деборин, Лукин и Фриче были отвергнуты, а Бухарин с Кржижановским прошли с минимальным количеством голосов. «1929 г. - Академическое дело»

С 1930 года Комакадемия взяла курс на поглощение всей советской науки Существовавшие при Комакадемии естественнонаучные институты были в том же году реорганизованы в Ассоциацию естествознания, возглавил которую Эрнест (Арношт) Кольман, который взялся диктовать свои взгляды всем представителям точных и естественных наук страны Когда на его пути встал математик Николай Лузин, Кольман организовал в прессе настоящую травлю ученого. В статье "Вредительство в науке" Кольман обвинял Лузина в "воинствующем идеализме", "отрыве теории от практики" и т. п.

В феврале 1936 года Коммунистическая академия была объединена с Академией наук "ввиду нецелесообразности параллельного существования двух академий и в целях объединения в одном государственном научном центре деятелей науки". Институты красной профессуры и комуниверситеты тоже были ликвидированы, а их личный состав распределен между институтами и университетами, существовавшими под эгидой АН СССР. Так из двух амбициозных научных лагерей власть создала один, абсолютно послушный и полностью зависимый от ее воли

Кольман возобновил свои нападки на Лузина Академика обвинили в том, что он -- "один из стаи бесславной царской 'Московской математической школы', философией которой было черносотенство и движущей идеей - киты российской реакции: православие и самодержавие", который к тому же ведет себя "со всем подобострастием, но и со всей наглостью лакея" и т. д. В августе 1936 г. был поставлен вопрос об исключении Лузина из академии

6. Два конкретных случая Н.В.Тимофеев-Ресовский ( ) Московский логический кружок ( )

Н.В.Тимофеев-Ресовский ( ) Учился сперва в Киевской I Императорской Александровской гимназии (1911–1913), а затем в Московской Флеровской гимназии (1914–1917), далее в Московском свободном университете им. Шанявского (1916–1917)». В 1917 г. Николай поступил на естественное отделение физико-математического факультета МГУ, однако Гражданская война и необходимость заработать на кусок хлеба вынудили его временно прервать учебу

Работа в СССР «Работал преподавателем биологии на Пречистенском рабочем факультете в Москве (1920–1925), преподавателем зоологии на биотехническом факультете Практического института в Москве (1922– 1925), ассистентом на кафедре зоологии (проф. Н.К. Кольцов) Московского медико-педологического института (1924–1925) и научным сотрудником Института экспериментальной биологии ГИНЗ (директор – профессор Н.К. Кольцов; 1921–1925)».

Научный кружок По просьбе Кольцова американский генетик Меллер завозит в Россию чрезвычайно удобную для генетических исследований мушку дрозофилу (только в безумном театре русской истории это безобиднейшее существо могло стать опасным для жизни!). "Дрозсоор" назывался четвериковский кружок в Институте экспериментальной биологии. Это веселое, непринужденное сообщество было крупнейшим в мире центром молодой науки о наследственности.

Из «Автобиографических записок», 1977 "В дальнейшем, в течение всей своей жизни, - я со своими сотрудниками и ближайшими личными друзьями... всегда организовывал такие же неформальные и свободные кружки, что очень оживляло научную жизнь и помогало в работе."

Немецкий нейрофизиолог Оскар Фогт Который в 1925 г. по приглашению советского правительства находился в Москве с целью изучения мозга В.И. Ленина, предложил Николаю Владимировичу организовать новую генетическую лабораторию в своем институте По рекомендации наркома здравоохранения Н.А. Семашко тот едет вместе с женой и трехлетним сыном Фомой Тимофеев становится руководителем отдела генетики и биофизики Института исследования мозга в столичном пригороде Берлин-Бухе.

"Бухиада" достойно продолжила традиции "Дрозссора." Сотрудники собирались в доме хлебосольного шефа, ели, пили, пели, играли в городки и вдохновенно "трепались." В круг интересов Тимофеева входит механизм радиационных мутаций; продолжая размышлять над природой материального носителя наследственности, он высказывает мысли, позднее натолкнувшие нобелевских лауреатов (1962 г.) Дж. Уотсона и Ф.Крика, авторов модели ДНК на идею двойной спирали. Вместе с М. Дельбрюком и К.Циммером он публикует в 1935 г. знаменитую "Зеленую тетрадь"("О природе генных мутаций и структуре гена"), где сформулированы основы радиационной генетики и молекулярной биологии.

Из «Автобиографических записок»,1977 Мне посчастливилось принимать участие в ряде семинаров "Круга Нильса Бора" в Копенгагене, а также организовать... небольшую (около 20 человек) международную группу физиков, химиков, цитологов, генетиков, биологов и математиков, заинтересованных в обсуждении важнейших проблем теоретической биологии (эта группа собиралась в конце 30-х годов, до начала войны, на симпатичных курортах Дании, Голландии и Бельгии). "

В 1933 году Т-Р обдумывал возможность возвращения в Союз но получил предупреждение от своего учителя Кольцова: "Пока не возвращайтесь!" В 1937 году Кольцов сумел передать ему через шведское посольство совет не возвращаться вовсе В СССР шла расправа с генетикой, погиб Н.Кольцов 1943 году расстреляли академика Николая Вавилова, о котором крупный американский генетик Ч. Давенпорт сказал: "мешать работе таких людей... равносильно не только национальному самоубийству, но и удару в лицо цивилизации."

В 1945 г. обвинен в невозвращении 10 лет лагерей, Бутырка, Караганда, пеллагра, тюремная больница… "Ко мне подошел человек нестарый, ширококостный (но сильно исхудавший), с носом, чуть-чуть закругленным под ястреба: "Профессор Тимофеев, президент научно- технического общества 75-й камеры. Наше общество собирается ежедневно после утренней пайки около левого окна. Не могли бы вы нам сделать какое- нибудь научное сообщение?» - Александр Солженицын, о встрече в Бутырке, 1946 г.

Тимофеев-Ресовский и Солженицын

Радиационная биология нужна обороне Тимофеева извлекают, перевозят в шарашку на Южном Урале. Физические пытки прекратились, семья возвращена, а значит, биолог стал неуязвим. После разгрома генетики на сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года посадили последних генетиков и выпустили последних дрозофил. Но пройдет несколько лет, и человек-университет Тимофеев- Ресовский, к тому времени заведующий отделом биофизики Института биологии в Свердловске, снова будет собирать вокруг себя молодых ученых на летней биостанции Миассово и восстанавливать, казалось бы, выкорчеванную опальную науку. Вновь зазвучат имена Кольцова, Вавилова, Вернадского, Докучаева, восстановится интеллектуально-культурное кровообращение страны.

Тимофееев-Ресовский на летней школе Снимок участника школы, Аспиранта МГУ С.Э.Шноля

Работа над последствиями влияния радиации на биогеоценозы В 1967-м году появилась работа "Биосфера и человечество", обобщающая его раздумья о живой и неживой природе планеты, ее взаимодействии с человеческим фактором эволюции. Диссертацию живого классика несколько лет не утверждал ВАК! А все время, пока он заведовал отделом радиобиологии и генетики Института медицинской радиологии в Обнинске, его люто ненавидела местная партверхушка. Оклад члена нескольких европейских академий и лауреата крупных международных премий составлял 95 рублей у него скандальным образом не было никаких документов о научных степенях и даже о высшем образовании. Елена Александровна получала 175 рублей. Но по четвергам у них снова собирались друзья….

Московский логический кружок научный кружок, неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в (58) гг., ставившее целью построение на новых основаниях содержательной (содержательно- генетической) логики, теории мышления и гносеологии научный кружокфилософского факультетаМГУ теории мышления гносеологии Был организован в 1952 г. Б. А. Грушиным, А. А. Зиновьевым, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицким1952Б. А. Грушиным А. А. ЗиновьевымМ. К. МамардашвилиГ. П. Щедровицким

Официально Кружок действовал как семинар в составе Научного студенческого общества философского факультета МГУ. Формальными руководителями семинара были последовательно доценты кафедры логики Н. Воробьёв, М. Алексеев, Е. К. Войшвилло.Е. К. Войшвилло Фактически Кружок был инициативным объединением аспирантов и студентов

Из воспоминаний Г.П.Щедровицкого Мы часто фланировали по улице Горького и по прилегающим к Пушкинской площади бульварам. Это всегда была компания в пять, шесть или восемь человек которая могла, скажем, собраться в два часа дня и до вечера двигаться по московским улицам, где- то оседать: либо в пивном баре номер один на улице Горького, либо в пивном баре в Столешниковом переулке, или доходить до Кировской, или идти еще куда-то. И вот именно здесь, в этом постоянном движении, оттачивались оппозиции, мысли.

Резкие и вызывающие выступления участников Кружка, наряду с выступлениями представителей т. н. «группы гносеологов» (Э.Ильенков, В.Коровиков) на философских конференциях гг.., громкие защиты дипломных и диссертационных работ стали заметной частью жизни философского сообщества тех лет, переживавшего изменение идеологической ситуации в связи с отходом от дел и смертью Сталина

Не сумев выработать единой исследовательской программы, члены Кружка пошли своими собственными путями. Г.П.Щедровицкий ( ), преодолевая отождествление логики, теории мышления и гносеологии, занялся разработкой программы исследования мышления как деятельности, вокруг которой был организован Московский методологический кружок (ММК), являвшийся непосредственным продолжением МЛК и, в форме движения системомыследеятельностной методологии, существующего и сегодня

Александр Зиновьев ( ) занялся разработкой нестандартных логических исчислений. Стал писателем-сатириком («Зияющие высоты»), эмигрантом, новым оппозиционером уже в постсоветской России Борис Грушин ( ) профессионализировался как методолог исторического, а затем социологического исследования, как практикующий социолог Мераб Мамардашвили ( ) декларировал неприемлемость для себя организованных (кружковых, движенческих) форм работы и самоопределился как философ «сократичсекого» склада ума и образа жизни

Взаимодействие науки и власти в СССР Отражали общие колебания политического режима Власть понимала, что без физики ей бомбу не сделать, и не трогала физиков Физики же пытались защищать и биологов и остальных Общественные же науки были с 20-гг под особым контролем КПСС Отдушиной стала Социология, возрожденная после разгрома в 30-е гг. в период хрущевской оттепели Институты АН менее контролировались, чем университеты

В годы в научных институтах Прежде всего – институтах АН СССР Создался феномен «частно-публичного пространства», в рамках которого начали обсуждаться общественно-политические проблемы. Которые ранее обсуждались только на кухнях Часть ученых уходила затем в диссиденты, или иногда возвращалась При этом развитие научных обменов привело к лучшему знанию условий жизни на Западе