Научные институты. Наука и образование А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по педагогике СТУДЕНТКИ 1КУРСА ГРУППЫ з КАЗАКОВОЙ ОЛЬГИ Средневековые университеты Средневековые университеты.
Advertisements

Воспитание как педагогический процесс.
Средневековые школы и университеты. . Проблема : Определить основные этапы образования. Понятия : Образование, Школа, Университет, « семь рыцарских добродетелей.
Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 г.г.)
Образование, наука и философия в средневековье
Переход РТА на международно признанную систему подготовка «бакалавра» и «магистра»: благо или новые проблемы? Подготовила студентка 2 курса Экономического.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Гражданское общество. Что такое гражданское общество? Гражданское общество – это относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей,
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ИНВАЛИДОВ В ВУЗАХ» 2014 год. Ростов-на-Дону г.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Сейчас зачастую многие идут в платный ВУЗ, чтобы получить образование не напрягаясь и практически наполовину дешевле, чем в государственном. Однако, как.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
РГЭУ (РИНХ) факультет Национальной и мировой экономики приветствует вас!
Роль Университета в формировании школьного образования МГУ им. М.В. Ломоносова д.х.н. Марина Глебовна Сергеева.
Инновационные университеты Томска. Томск – общепризнанный университетский центр России. В его 6 университетах получают высшее образование свыше 80 тысяч.
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Образование в Средние века. Долгие века церковные и монастырские школы оставались единственными заведениями, где можно было получить образование В раннее.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Как и почему PhD степень развилась в своей современной форме? Дэвид Гордон Всемирная Федерация Медицинского Образования Копенгаген.
Транксрипт:

Научные институты. Наука и образование А. Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 9

Структура лекции 1. Средневековые университеты 2. Академии Нового времени как вольные сообщества ученых 3. Классический Университет Гумбольдта 4. Другие университетские модели

1. Средневековые университеты Предшественники - учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6вв.), императорский университет в Константинополе ( гг).

В Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права

В античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок: не существовало универсальной религии - христианства, не было необходимости в массовом выпуске специалистов, не существовал еще отрыв политической власти от религии, т.е. не было еще светской власти, не было еще такой специализации знания, доминировало сельское хозяйство и др.

В средние века термин "universitas" " означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова "corpus", коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением.

Права и привилегии Университетов: право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало,как правило, четыре факультета : младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический. право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

Права и привилегии Университетов: право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов ( ius ubique docendi). особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям. право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.

Т.е. – идея «ученого цеха» Везде стало складываться общее обозначение "studentes": так именовались не только учащиеся, но все, кто "штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд

«Материнские» университеты Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки Выражение "материнские университеты" имеет два значения: это были первые по времени университеты, на новые учебные заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права и привилегии.

Болонский университет – 1088 г. Основатель - правовед Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле ( на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления.

В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому: брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи. Эти привилегии усилили приток слушателей. К началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы.

Обучение в университете После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" ( septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" (trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ( quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Затем - право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Многие школяры жили в соответствии с советом, который давал в 13 веке своим ученикам известный преподаватель из Оксфордского университета Эдмунд Абингдонский: Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, как будто ты должен умереть завтра".

К вв. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

2. Академии Нового времени Первая итальянская Академия организованная в Неаполе в 1560 г., носила название Academia Secretorum Naturae (Академия таинств природы). Председатель ее Порта подвергся обвинению в колдовстве, и хотя ему удалось оправдаться перед Римом, Академия все же была закрыта. Рост итальянских городов, успехи ремесленной деятельности, напряженная борьба между новым буржуазным обществом и старой феодальной знатью способствовали развитию научной мысли, независимой от богословских влияний.

Важнейшим центром итальянской научной мысли была основанная в 1657 г. во Флоренции, по мысли известного геометра Вивиани, Academia del Cimento (Академия опыта). Из самого названия видно, что задачей Академии было экспериментальное изучение природы. Членом Академии был между прочим изобретатель барометра Торричелли. В 1667 году Академия выпустила том своих трудов

Тайные научные союзы - Академии натурфилософов. Первые Академии возникают в XV веке в Италии (Римская академия, Платоновская академия и др.). В конце XV века усиленную деятельность развивают общества и коллегии «Чешских Братьев». К 1500 году они насчитывают до 200 тысяч последователей и владеют множеством школ и типографий. Эти общества преследовали цель распространение «света правды во всем мире», пропагандировали идею веротерпимости. Заслуга в развитии принципов этого общества принадлежит Яну Коменскому ( ), последнему епископу «Чешских Братьев».

В Германии середины XVII века Академии носили литературно- научный характер. К их числу следует отнести «Орден Пальмы», «Братство Трех Роз» и «Орден Лебедя». В символике немецких обществ большую роль играли знаки, которые употребляются в масонстве: солнце и луна, три горящих светильника, столпы Мира и Единства, циркуль, наугольник и др

Академии и масонство Члены натурфилософских обществ стали проникать в масонские ложи, когда увидели для себя возможность вести через них пропаганду своих идей. В результате этого ремесленники, входившие в состав строительных корпораций, постепенно уступали место тем, кто ставил своей задачей возведение духовного храма, что в дальнейшем привело к превращению оперативного масонства в спекулятивное. Позднейшие братства вольных каменщиков в идейном плане больше похожи на философские и социально-реформаторские кружки ученых- утопистов, чем на старые ремесленные братства.

Фрэнсис Бэкон ( ) провозгласил полную самостоятельность научного познания, независимость его от богословия и противопоставляя новое орудие познания средневековым последователям Аристотеля, ополчился на борьбу с идолами (предрассудками) и выдвинул значение индукции и опыта

В утопии Бэкона Новая Атлантида Дом Соломона, ученая корпорация, которой принадлежит и власть в стране. Бэкон не только признает здесь необходимость объединения ученых сил, но и вручает им руководство управлением Цель Дома Соломона: постижение причин, движений и внутренних сил в природе, и расширение власти человека над природой до возможных пределов.

Вся работа этой утопической Академии наук носит практический, утилитарный характер. Здесь существуют: и башни для наблюдения небесных явлений, и огороды и сады для содействия растениеводству, и зверинцы для анатомических опытов, и заведения для усовершенствования кулинарного дела, и аптеки, и ремесленные мастерские, и математические кабинеты, и дома для изобретения и производства машин. В Доме Соломона подготовляются и молодые научные силы.

Ученые собрания в Лондоне и Оксфорде В 1645 году, в разгар гражданской войны между новой буржуазной и старой феодальной Англией, в Лондоне начались систематические собрания ученых, называвших себя сторонниками новой или экспериментальной философии, родоначальниками которой они считали Галилея и Фрэнсиса Бэкона. На собраниях обсуждались вопросы физики, анатомии, математики, астрономии, навигации, статистики, химии, механики и естественных наук

Королевское общество естественных наук В 1660 г. в год реставрации Стюартов, собрание ученых в Лондоне постановило организовать общество. По проекту количество членов должно было быть 55 человек, кворум избирательных собраний 21 человек. Основу общества составляла коллегия врачей, принимались в него и профессора математики, физики, философии и естественных наук лондонского и оксфордского университетов. Устав общества был утвержден королем Карлом I, и оно получило название Лондонского Королевского Общества для усовершенствования естественных знаний

Академическое движение во Франции: истоки 1. Академии для молодых дворян, где обучали верховой езде и фехтованию. 2. Традиция писательских объединений, существовавшей во Франции со Средних веков 3. Опыт других стран, главным образом Италии, где академиями назывались сообщества образованных людей, имевшие целью прославлять Государя. От предшествующих образцов классическое академическое движение отличается двумя принципиальными моментами: оно отделяется от образовательной практики, и оно вырастает главным образом из частной инициативы.

В 1663 году аббат дОбиньяк описывает академии как содружества людей свободных и лишенных обязанности просвещать публику, кои желали бы объединить свои исследования и труды Изначально академии той эпохи были частными кружками: они были вызваны к жизни внутренним развитием образованных слоев общества, а не постановлением высшей воли. Мысль об официальной институализации академий возникла отнюдь не сразу; более того, необходимость зафиксировать частные инициативы, придав им официальный статус, вызывала тогда сомнения.

В 1666 г. руководитель французской экономической и финансовой политики Кольбер имел намерение объединить французских ученых всех специальностей в одной Академии. Это намерение, однако, не осуществилось, и Академия надписей и медалей и Французская Академия продолжали существовать отдельно. А с декабря 1666 г. в королевской библиотеке начались собрания организованной по инициативе Кольбера Академии наук, состоявшей из математиков и физиков. В состав организованной в 1666 г. Академии наук входили 3 астронома, 2 химика, 7 геометров, 1 механик, 3 физика и 1 ботаник.

После смерти Кольбера Отношение к Академии изменилось Военный министр Лувуа видел в академиках «только людей, оплачиваемых королем для удовлетворения его любопытства, ответов ему на вопросы о дожде и хорошей погоде и оказания помощи его строителям, офицерам и архитекторам» В 1699 г. Академия получила устав. По уставу она объявлялась состоящей под покровительством короля, приказы которого объявлялись через кого- нибудь из статс-секретарей. Состав Академии: почетные члены, пенсионеры, прикомандированные и ученики

В Германии (Пруссии) инициатором создания Академии Был Лейбниц - философ, религиозный мыслитель, специалист по горному и монетному делу, политический деятель и публицист В 1673 году он посетил Лондон и был избран членом королевского общества. В 1700 году он стал членом французской Академии наук. Указ об учреждении королевского общества наук (1700) - три задачи: 1) евангелически-цивилизаторскую, 2) естественно-научно-практическую, 3) национально-немецкую (язык и история).

3. Классический Университет Гумбольдта Появление в Пруссии модели «классического университета» Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), в начале XIX века – министр по делам вероисповеданий и просвещения Пруссии Провел в 1809 г. университетскую реформу. Значительное влияние на эту реформу оказал его брат, Александр фон Гумбольдт, пользовавшийся среди ученых- естественников огромным авторитетом.

Суть классического университета проведение учебного процесса на базе фундаментальных научных исследований (Исследовательские университеты) Функции классического университета: производство знаний; накопление и хранение знаний; передача знаний; распространение знаний.

Принципы построения классического университета 1. Принцип автономии 2. Отделение университетского устройства от системы государственных должностей 3. Превалирование общего образования над специальным 4. «Исследовательский императив» - большее внимание к научной работе профессора, чем к его чисто преподавательским заслугам.

1. Принцип автономии Университет в административном плане подчинен государству, но местным властям напрямую не подчиняется. Содержание лекционных курсов и семинарских занятий определялось профессорами университета, а не какими- либо министерствами и ведомствами. Полагалось, что профессор лучше знает, чему учить студентов, нежели чиновник центрального министерства. Профессора и студенты могли свободно переходить из университета в университет, невзирая на разницу курсов и программ - это было внутриуниверситетским делом.

Принципы взаимодействия Нельзя было подать заявление на ставку профессора - просто не было такой возможности. Совет выбирал профессора и его о том оповещал, а заявлений и связанных с ними необходимости формулировать причины отказа, предпочтения одного кандидата другому - всех этих вещей просто не было. В сфере власти и права действует совсем другой механизм - назначения, приказа. Поэтому и появляется форма заявления В сфере культуры сформировался совсем иной механизм: авторитетные, знающие люди, работающие в данной области знания, приглашают кого-либо, если считают его ценным специалистом.

2. Отделение университетского устройства от системы государственных должностей Профессура выбирала себе руководителя, вакансии заполнялись в соответствии с решениями совета профессоров. Государственные экзамены на чиновничьи должности были отделены от университетских экзаменов на степень Университеты превращались в места народного образования и центры научной работы, вместо того чтобы быть «кузницей кадров» для государственной службы.

3. Превалирование общего образования над специальным При условии, что естественные науки входили в основу общего образования. Этим пунктом германский университет отличался от высших учебных заведений английского (колледж) и французского (высшая нормальная школа) образца: во Франции преобладало специально- научное, техническое развитие высшей школы, а в Англии - общее, гуманитарное образование, необходимое для подготовки политической элиты.

В Средние века университет членился на четыре факультета. Философский факультет был чем-то вроде 1-го курса (хотя обучение на нем могло длиться несколько лет), где студенты получали общие основы образования. Кроме философского, существовали теологический, юридический и медицинский факультеты, которые давали более специальную подготовку.

В итоге реформы Гумбольдта Философский факультет был уравнен в правах с остальными; при этом он, конечно, оказался самым крупным факультетом (поскольку его проходили все будущие медики, юристы и теологи). Тем самым общее образование, общенаучная подготовка оказалась специфической чертой данного типа университетского образования.

4. «Исследовательский императив» - при устройстве на вакантную должность главным критерием были научные работы претендента; на основании этих научных трудов Совет профессоров университета принимал решение и рекомендовал министерству образования данного кандидата, и министерство в подавляющем числе случаев утверждало рекомендацию Совета университета. Так возникла ситуация, когда профессор университета стал прежде всего ученым, и лишь затем лектором. Считалось, что для воспитания и образования ученых важнее, чтобы ими руководили мастера своего дела, крупные ученые, пусть даже не имеющие педагогических талантов.

Особая роль «приват-доцентов» Приват-доцент читает те же курсы, что и штатный профессор, но бесплатно или за значительно меньшую плату. Студент германского университета может свободно выбирать, чей курс ему слушать. В результате приват-доцент и профессор находятся в отношениях конкуренции Если большинство студентов переходит слушать более интересный и познавательный курс приват-доцента, ставка профессора переходит к нему

Новые функции классических университетов сегодня: 1. Становясь центрами телекоммуникаций и продвижения новых информационных технологий, существенно повышают свою роль как информационные центры. Это в свою очередь повышает их роль как координационных и экспертных центров в научно-образовательной и технологических сферах, способствует интеграции с академическими научными учреждениями и т.п.

Новые функции - 2 Усиливаются как центры междисциплинарных исследований, прежде всего в науках о природе и обществе (экология, природные ресурсы, управление, экономика), что позволяет ставить задачи решения крупных комплексных проблем, в частности, регионального и отраслевого уровня, требующих привлечения, что принципиально важно, новых подходов из сферы точных наук, в частности математики. При этом университеты в определённой мере приобретают черты регионообразующих структур, играя также роль стабилизационных в социально-экономическом плане институтов.

Новые функции - 3 и 4 3. Стремятся стать "ядром" образовательных систем регионов. 4. В рамках процессов глобализации усиливают свою роль как центры международного сотрудничества, получая при этом и новые возможности поддержки фундаментальных научных исследований.

4. Другие университетские модели 1.«Гумбольдтовский исследовательский университет, 2. Британская модель интернатного типа 3. Французская модель «больших школ» 4. Чикагская модель, разработанная Хатчинсом (Хюсен, 1992)

2. Британская модель интернатного типа («модель Оксбриджа»), основанная на тесном неформальном общении студентов с преподавателями. Такое общение, имеющее форму тьюторских занятий, считается не менее важным для развития молодежи, чем посещение лекций и семинаров.

Интеллектуальный университет Великобритания – Цель - развитие интеллекта посредством обучения, формирование общей культуры, гражданственности, расширение знаний, поддержание стандартов истины, свободы, демократии. Позже американская модель университета совместит в себе эти две модели, а также сервисную функцию университетской корпорации в ответ на потребности среды

3. Французская модель «больших школ» Ставшая символом управляемого государством меритократического общества, где высокообразованные профессиональные кадры считаются суперэлитой. Эти учебные заведения, не предусматривающие исследовательской деятельности, в интеллектуальном и социальном плане являются в высшей степени селективными.

4. Чикагская модель представляющая собой общеобразовательную программу с ярко выраженной гуманитарной направленностью. В идеале она преследовала цель «ознакомить студента со взглядами ведущих ученых в области гуманитарных, естественных и социальных наук, развить в нем способность и потребность в дальнейшем самообразовании, независимость и критичность мышления»

Новейшие университетские модели прагматической модели университета Университет развивающихся стран, Революционная контр-культурной модель, Модель политизированного университета

В прагматическом университете такая функция, как поиск истины, отходит на второй план, а роль университета сводится к предложению программ обучения в соответствии с потребностями общества. Прагматическая модель – это установка на сервисную, коммерческую, предпринимательскую функции, которые могут быть приняты как государственным, так и частным университетом (или смешанного типа).

Коммерческие университеты частные университеты, ориентированные на прибыль и удовлетворение запросов богатых семей, которые стремятся обеспечить своим детям дипломы вне ведущих университетов. Дух таких университетов ничем не отличается от духа обычного предпринимательства. В своем стремлении к прибыли такие университеты находятся часто в состоянии конкурентной борьбы друг с другом

Что заставляет современный университет ориентироваться не столько на поиск истины, сколько на удовлетворение потребностей государства, общества, отдельных организаций и лиц? главным в этом феномене является вопрос финансового обеспечения университета, стремление решить который привело к осознанию университетами необходимости самим зарабатывать деньги, чтобы не только содержать себя (полностью или частично), но и получать прибыль.

Университет технологии г. Твенте, созданный в 1961 году Пример предпринимательского университета. Ориентируется на подготовку высококвалифицированных кадров для технологии и промышленности, т. е. решает сугубо прагматические задачи. Он стремится адаптировать предпринимательский подход в том смысле, что не боится браться за дела не только трудные, опасные и смелые, но и на всех уровнях деятельности: обучения, исследовательской работы, принятия решений и управления. Не отказывается от возможности использовать предпринимательский подход в собственном смысле этого слова, т. е. заниматься предпринимательством и зарабатывать деньги тогда, когда это нужно

Модель университета г. Твенте, Голландия которому удалось фактически поднять экономику отстающего региона путём глобального участия в решении практических задач на основе развития различных видов инновационной деятельности. Это университет, который через своих выпускников и их силами организует малые предприятия по использованию разработок своего учебного заведения

Иные модели: Для развивающихся стран («Исламский университет») Контр-культурный вариант возник в связи со студенческим движением протеста середины 60-х годов XX века и связан с демократизацией университетского обучения. В политизированном университете на власть претендуют и различного рода меньшинства (национальные, сексуальные и др.), и всевозможные маргинальные группы.