1 26 – 28 февраля 2010 г. Звенигород. 2 Доклад Председателя Российского совета олимпиад школьников академика В.А. САДОВНИЧЕГО «Основные направления развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Advertisements

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ «Порядок проведения олимпиад школьников» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 285 от г.(с изменениями.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
Результаты реализации подпрограммы Ежегодно в школьном этапе Всероссийской олимпиады принимают участие более учащихся общеобразовательных учреждений;
Олимпиадное движение: итоги, проблемы, перспективы Бутаков С.В., проректор по непрерывному образованию и магистратуре КГПУ им. В.П. Астафьева.
О школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году.
Проведение единого государственного экзамена в регионах Приволжского федерального округа Проведение единого государственного экзамена в регионах Приволжского.
Работа с одаренными детьми и молодёжью в Алтайском крае и Сибирском федеральном округе: состояние и перспективы Абдуллаев Юрий Геннадьевич, заместитель.
1 Андреева Светлана Юрьевна. 2 Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми: основные функции, задачи и направления деятельности Критерии оценки.
Проект: «Одаренные дети – будущее России» Цель проекта: Совершенствование региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Президиум совета Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма 28 июня – 01 июля 2012 г. г. Иркутск 29 июня 2012 года.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
Организация и проведение школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в 2010/2011 учебном году Машуков А.В., помощник.
Центр создан 1 августа 2000 г. приказом департамента общего и профессионального образования администрации Костромской области.
Перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, регламентирующих деятельность по поддержке талантливых детей и молодежи Постановление.
РЕГЛАМЕНТ (проект) проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства по специальностям и профессиям среднего профессионального образования.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Москва, сентябрь-октябрь 2011 г. Исследование академической мобильности победителей и призеров олимпиад школьников выпускных классов.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
ГОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат»
Транксрипт:

1 26 – 28 февраля 2010 г. Звенигород

2 Доклад Председателя Российского совета олимпиад школьников академика В.А. САДОВНИЧЕГО «Основные направления развития системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи» «Основные направления развития системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи»

Традиции проведения интеллектуальных соревнований в России имеют глубокие корни. Во все времена они являлись «социальным лифтом» для детей и молодежи, способствовали раскрытию уникальных талантов. Академик М.В. Ломоносов, выходец из крестьянского сословия, ставший великим российским ученым и основателем Московского университета, писал: «Студент тот почтенней, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». 3

4 августа 2006 г. Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина ( Пр-1321): «Правительству Российской Федерации совместно с Администрацией Президента Российской Федерации … создать межведомственную рабочую группу, поручив ей совместно с Российской академией наук и Общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров» разработать и внести в установленном порядке предложения по развитию системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, поддержки научно- технического творчества школьников, студентов и молодых ученых, а также по расширению участия регионов в данной работе». 4

5 ноября 2008 г. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева: Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева: «Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку… Должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». 5

19 января 2010 г. Выступление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике: «Создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и, соответственно, в университетский период, и постуниверситетский период. Надо в этом контексте и расширять сеть школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного… образования при национальных исследовательских университетах, и другие возможности использовать». 6

7 МИРОВ ЫЕ ТЕНДЕНЦИИ : СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ Действуют специальные разделы в законах «О начальном и общем образовании» (1965, 2001; Title V, Part D, Subpart 6, «Акт Якоба Йавитса об образовании одаренных и талантливых детей») и «О высшем образовании» (1965, 2008, Sec. 402B.20 «Поиск талантов»). Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, детям из семей с низким доходом, а также программам переподготовки учителей. Отдельные программы развития образования талантливых детей существуют в большинстве штатов.

8 МИРОВ ЫЕ ТЕНДЕНЦИИ : ВЕЛИКОБРИТАНИЯ С 1997 года действует Национальная программа развития образования одаренных и талантливых обучающихся: введены национальные стандарты обучения для одаренных и талантливых детей; введены национальные стандарты обучения для одаренных и талантливых детей; при ведущих университетах организованы летние школы для лучших обучающихся; при ведущих университетах организованы летние школы для лучших обучающихся; особая поддержка оказывается детям с ограниченными возможностями здоровья; особая поддержка оказывается детям с ограниченными возможностями здоровья; разработаны специальные методические материалы для учителей; разработаны специальные методические материалы для учителей; создана виртуальная платформа (web-academy) для образования талантливых детей. создана виртуальная платформа (web-academy) для образования талантливых детей.

9 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ФРАНЦИЯ В Кодексе образования Франции (Code deducation) предусматриваются специальные стипендии для талантливых обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, являющихся представителями семей с низким доходом или многодетных семей. С 2008 года введена система «вознаграждения за успехи в учебе» (laide au merite), предусматривающая стипендии для лучших обучающихся. Во Франции также существует несколько негосударственных фондов, направленных на поддержку одаренных и талантливых обучающихся.

10 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: ГЕРМАНИЯ На федеральном уровне действует Программа поддержки талантливых обучающихся из семей с низким уровнем дохода (BAföG). Значительное внимание поддержке одаренных и талантливых обучающихся уделяется на уровне федеральных земель. В приоритете - дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким уровнем дохода, а также дети из семей мигрантов. Специализированные программы поддержки талантливых обучающихся реализует ряд негосударственных фондов.

11 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА В Законе «О высшем образовании» (1998) предусматриваются меры, направленные на организацию образования для одаренных и талантливых детей. Законодательно регламентируются вопросы подготовки учителей-наставников талантливых детей. Особое внимание уделяется поддержке детям, представляющих национальные меньшинства. Отдельные программы развития образования в интересах талантливых обучающихся реализуются в Сянгане (Гонконге, Академия для талантливых обучающихся, 2006) и на Тайване (Акт о специальном образовании, 1984).

По экспертной оценке Российского Союза ректоров ежегодно в России проводится более олимпиад, конкурсов и других видов интеллектуальных соревнований школьников и около аналогичных соревнований студентов, аспирантов и молодых ученых. По экспертной оценке Российского Союза ректоров ежегодно в России проводится более олимпиад, конкурсов и других видов интеллектуальных соревнований школьников и около аналогичных соревнований студентов, аспирантов и молодых ученых. 12 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Общее количество участников олимпиад школьников, вошедших в перечни: учебного года – участников учебного года - более участников (прогноз)

В Перечень олимпиад школьников на учебный год входят 87 олимпиад, проводимых во всех федеральных округах. Перечень олимпиад школьников на учебный год состоял из 120 олимпиад, проводимых в 6 федеральных округах, исключая Дальневосточный федеральный округ. 14

Перечень учебного года САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ Первая олимпиада в СССР. Проводится с 1934 года. Первая олимпиада в СССР. Проводится с 1934 года. ОСНОВАТЕЛЬ – член-корреспондент Академии наук СССР Борис Николаевич Делоне : ОСНОВАТЕЛЬ – член-корреспондент Академии наук СССР Борис Николаевич Делоне : « Большое научное открытие отличается от хорошей олимпиадной задачи только тем, что для решения олимпиадной задачи требуется 5 часов, а получение крупного научного результата требует затраты 5000 часов ». « Большое научное открытие отличается от хорошей олимпиадной задачи только тем, что для решения олимпиадной задачи требуется 5 часов, а получение крупного научного результата требует затраты 5000 часов ». ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга; Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургское отделение Математического института имени В.А. Стеклова РАН; Санкт-Петербургское отделение Математического института имени В.А. Стеклова РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена; Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. 15

Перечень учебного года МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ (математика) Старейшая олимпиада г. Москвы. Проводится с 1935 года для школьников 5-11 классов. Старейшая олимпиада г. Москвы. Проводится с 1935 года для школьников 5-11 классов. ОСНОВАТЕЛЬ – академик Академии наук СССР Павел Сергеевич Александров : ОСНОВАТЕЛЬ – академик Академии наук СССР Павел Сергеевич Александров : «Основная забота о будущем советской науки требует, чтобы ни одно дарование не потерялось зря. Одной из наиболее действенных форм нашей помощи самым молодым дарованиям является организация олимпиады, широкого состязания всех наших школьников... Это состязание должно укрепить их веру в себя, зажечь их научным энтузиазмом». «Основная забота о будущем советской науки требует, чтобы ни одно дарование не потерялось зря. Одной из наиболее действенных форм нашей помощи самым молодым дарованиям является организация олимпиады, широкого состязания всех наших школьников... Это состязание должно укрепить их веру в себя, зажечь их научным энтузиазмом». ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Департамент образования города Москвы; Департамент образования города Москвы; Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области. 16

Перечень учебного года «БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ - БУДУЩЕЕ НАУКИ» (математика, физика, химия, русский язык, биология, история) Консорциум олимпиад. Основан в 2008 году. Консорциум олимпиад. Основан в 2008 году. ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Объединенный учебно–научный центр Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и Объединенный учебно–научный центр Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского и институтов РАН; институтов РАН; Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно- исследовательский институт экспериментальной физики (г. Саров); Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно- исследовательский институт экспериментальной физики (г. Саров); Саровский государственный физико-технический институт; Саровский государственный физико-технический институт; Ярославская государственная медицинская академия; Ярославская государственная медицинская академия; Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова; Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова; Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова; Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова; "Учебно-медицинский центр" (г. Ярославль); "Учебно-медицинский центр" (г. Ярославль); Министерство образования Нижегородской области. Министерство образования Нижегородской области. 17

Перечень учебного года МЕЖДУНАРОДНАЯ МЕНДЕЛЕЕВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ Традиции проведения олимпиады берут начало в г. Днепропетровске в 1967 году, где впервые была проведена Всесоюзная химическая олимпиада. Традиции проведения олимпиады берут начало в г. Днепропетровске в 1967 году, где впервые была проведена Всесоюзная химическая олимпиада. В 2009 году в 43-ей олимпиаде приняли участие школьники из 13 стран: Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Молдова, Россия, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 2009 году в 43-ей олимпиаде приняли участие школьники из 13 стран: Азербайджан, Белоруссия, Болгария, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Молдова, Россия, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. 18

Перечень учебного года РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВЕТА РЕКТОРОВ ВУЗОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ (математика, история, иностранные языки) 19 ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Совет ректоров вузов Камчатского края; Совет ректоров вузов Камчатского края; Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга; Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга; Министерство образования и науки Камчатского края. Министерство образования и науки Камчатского края.

Перечень учебного года ОТКРЫТАЯ МЕЖВУЗОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА «БУДУЩЕЕ СИБИРИ» (физика, химия, география) Уникальная характеристика олимпиады – поиск талантливых детей в естественнонаучной и технической областях во всех регионах Сибири. Уникальная характеристика олимпиады – поиск талантливых детей в естественнонаучной и технической областях во всех регионах Сибири. ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Совет ректоров вузов Сибирского федерального округа; Совет ректоров вузов Сибирского федерального округа; Новосибирский государственный технический университет; Новосибирский государственный технический университет; Новосибирский государственный университет; Новосибирский государственный университет; Томский государственный университет. Томский государственный университет. 20

21 Перечень учебного года ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ МГУ «ЛОМОНОСОВ» Уникальная характеристика олимпиады – глобальный охват территории (67 субъектов РФ) и наивысшее качество классических университетских заданий по 20 предметам (комплексам предметов) Олимпиады. Общее количество участников – человек (2009 г.), из них победителей и призеров – более 2000 участников. Около 1500 стали студентами МГУ имени М.В. Ломоносова.

Перечень учебного года МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ТАЛАНТ ПРЕОДАЛЕНИЯ» (математика, информатика) В 2007 – 2009 гг. в Олимпиаде принимали участие только дети- инвалиды. В 2007 – 2009 гг. в Олимпиаде принимали участие только дети- инвалиды. С 2010 г. участие школьников в Олимпиаде не ограничивается возможностями их здоровья, что обеспечивает принцип равнодоступности. С 2010 г. участие школьников в Олимпиаде не ограничивается возможностями их здоровья, что обеспечивает принцип равнодоступности. ОРГАНИЗАТОРЫ: ОРГАНИЗАТОРЫ: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана; Московский городской психолого-педагогический университет; Московский городской психолого-педагогический университет; Московский государственный социально-гуманитарный институт; Московский государственный социально-гуманитарный институт; Общероссийская общественная организация инвалидов «Российский союз инвалидов». Общероссийская общественная организация инвалидов «Российский союз инвалидов». 22

Рекомендации Совета олимпиад школьников для организаторов олимпиад школьников по созданию условий, компенсирующих ограничения возможностей школьников-инвалидов: 23 Подготовить комплекты заданий, распечатанных увеличенным шрифтом для слабовидящих или шрифтом Брайля для незрячих Предоставить незрячим и плохо передвигающимся детям сопровождающих лиц Обеспечить возможность доступа школьников на инвалидных колясках в аудитории

Сибирский ФО: 49 Северо-Западный ФО: 60 Работа экспертной системы РСОШ К оличество заявок, принятых на экспертизу в уч. году Дальневосточный ФО: 6 Уральский ФО: 22 Приволжский ФО: 77 Центральный ФО: 217 Южный ФО Северо- Кавказский ФО: 58 Подано заявок:,из них всего - 620, из них соответствовало требованиям Порядка проведения олимпиад школьников олимпиад школьников 452

Сибирский ФО: 5 (8) Северо-Западный ФО: 14 (21) в т.ч. г.Санкт-Петербург : 13 (21) Работа экспертной системы РСОШ Территориальное распределение олимпиад, вошедших в Перечень на в уч. год (в сравнении с Перечнем на уч. год) Дальневосточный ФО: 3 (0) Уральский ФО: 5 (4) Приволжский ФО: 9 (11) Центральный ФО: 48 (74) в т.ч. г.Москва: 43 (70) Южный ФО Северо- Кавказский ФО: 4 (2)

Сибирский ФО: 6% (7%) Северо-Западный ФО: 16% (18%) в т.ч. г.Санкт-Петербург : 15% (18%) Работа экспертной системы РСОШ Процентное распределение олимпиад, вошедших в Перечень на уч. год (в сравнении с Перечнем на уч. год) Дальневосточный ФО: 3% (0%) Уральский ФО: 6% (3%) Приволжский ФО: 10% (9%) Центральный ФО: 56% (62%) в т.ч. г.Москва: 50% (62%) Южный ФО Северо- Кавказский ФО: 5% (4%)

27 Работа экспертной системы РСОШ Профили олимпиад, вошедших в Перечень на учебный год

Тенденции 28 Укрупнение олимпиад, становление межвузовских олимпиад Развитие регионального представительства олимпиад в субъектах Российской Федерации и странах СНГ Разграничение полномочий в проведении вузовских олимпиад и организации приемной кампании в вузы Усиление экспертной роли Российской академии наук Развитие сетевого взаимодействия организаторов олимпиад школьников

29 Работа экспертной системы РСОШ в 2009 году Работало 17 экспертных комиссий Проведено 1817 экспертиз олимпиадных заданий Общее число экспертов, принимавших участие в экспертизе заявок – 224 человека, в том числе: 32 академика и 34 члена-корреспондента РАН

30 Работа экспертной системы РСОШ Председатели экспертных комиссий РСОШ 1. МАТЕМАТИКА 1. МАТЕМАТИКА – академик РАН В.А.САДОВНИЧИЙ 2. ИНФОРМАТИКА 2. ИНФОРМАТИКА – проф. В.Н. ВАСИЛЬЕВ 3. ФИЗИКА 3. ФИЗИКА – академик РАН А.М. ЧЕРЕПАЩУК 4. ХИМИЯ 4. ХИМИЯ – академик РАН В.В. ЛУНИН 5. БИОЛОГИЯ 5. БИОЛОГИЯ - чл.-корр. РАН А.М. БОРОНИН 6. ЛИТЕРАТУРА 6. ЛИТЕРАТУРА – академик РАН А.Б. КУДЕЛИН 7. РУССКИЙ ЯЗЫК 7. РУССКИЙ ЯЗЫК - чл.-корр. РАН А.М. МОЛДОВАН 8. ИСТОРИЯ 8. ИСТОРИЯ – академик РАН А.О. ЧУБАРЬЯН 9. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – академик РАН Г.В. ОСИПОВ 10. ГЕОГРАФИЯ 10. ГЕОГРАФИЯ – академик РАН Н.С. КАСИМОВ 11. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ 11. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ – чл.-корр. РАН В.А. ВИНОГРАДОВ

31 Работа экспертной системы РСОШ Председатели экспертных комиссий РСОШ 12. ПРАВО – проф. Н.М. КРОПАЧЕВ 13. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – академик РАН Ю.Д. ТРЕТЬЯКОВ 14. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ – академик РАН И.Б. ФЕДОРОВ 15. ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ – академик РАН А.А. ГУСЕЙНОВ 16. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ – академик РАН А.Д. НЕКИПЕЛОВ 17. КУЛЬТУРА И ИССКУСТВО – проф. В.С. МАЛЫШЕВ 31

32 Работа экспертной системы РСОШ Критерии оценки олимпиадных заявок 1. Достоверность; 2. Творческий характер заданий; 3. Уровень заданий; 4. Квалификация организаторов; 5. Традиции олимпиады; 6. Качество информационного обеспечения; 7. Доля школьников 9-10 классов в общей численности участников олимпиады (критерий введен Решением Президиума РСОШ от г. 1).

33 Повышение качества и объективности работы экспертной системы РСОШ в 2010 году Обязательное обезличивание заявок при экспертизе олимпиадных заданий; Обязательное обезличивание заявок при экспертизе олимпиадных заданий; Обеспечение проведения экспертизы каждой заявки не менее 3 экспертами из различных федеральных округов; Обеспечение проведения экспертизы каждой заявки не менее 3 экспертами из различных федеральных округов; Исключение возможности участия экспертов в рассмотрении олимпиадной заявки своего вуза; Исключение возможности участия экспертов в рассмотрении олимпиадной заявки своего вуза; Выездные инспекции РСОШ в места проведения очных туров олимпиад; Выездные инспекции РСОШ в места проведения очных туров олимпиад; Ротация составов экспертных комиссий в направлении расширения участия экспертов Российской Академии наук и научно-образовательного сообщества регионов. Ротация составов экспертных комиссий в направлении расширения участия экспертов Российской Академии наук и научно-образовательного сообщества регионов.

34 Инструменты контроля качества проведения олимпиад школьников (Решение Президиума РСОШ от г. 1) 1. Выездные инспекции РСОШ В период март-май 2010 года предполагается проверить 69 из 87 (79%) олимпиад школьников, вошедших в Перечень на учебный год.

График выездных инспекций РСОШ на 2010 год 35

36 Инструменты контроля качества проведения олимпиад школьников (Решение Президиума РСОШ от г. 1) 2. Регулярные мониторинги результатов обучения студентов, поступивших в вузы, с учетом результатов олимпиад школьников. В январе 2010 года начато первое межвузовское исследование успеваемости студентов-первокурсников. Опрос проводится во всех российских вузах. 36

Исследование научной и творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Российской Федерации 37 Динамика численности участников интеллектуальных соревнований (студенты, аспиранты, молодые ученые) в период гг. Российский Союз ректоров, ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г. выборка – 168 вузов из 64 субъектов Российской Федерации

Исследование научной и творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Российской Федерации 38 Российский Союз ректоров, ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г. Распределение количества интеллектуальных соревнований по федеральным округам России

Исследование научной и творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Российской Федерации 39 Российский Союз ректоров, ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г. Категории участников интеллектуальных соревнований

Старейшие интеллектуальные соревнования студентов, аспирантов и молодых ученых 1930 г. - Уральская государственная академия ветеринарной медицины 1931 г. - Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева 1939 г. - Кубанский государственный медицинский университет 1946 г. - Томский государственный университет 1946 г. - Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина 1952 г. - Пензенский государственный педагогический институт имени В.Г. Белинского 1948 г. - Петрозаводский государственный университет 40 Российский Союз ректоров, ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г.

41 Международный молодежный научный форум «Ломоносов» - Международная молодежная научная олимпиада «Ломоносов» Год основания Общее количество участников – человек. Предметные олимпиады школьников «Ломоносов» Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» Международный конкурс научных работ, исследовательских и инновационных проектов молодых ученых

42 Приоритетная задача Развитие и интеграция системы интеллектуальных соревнований на всех стадиях обучения ШКОЛЬНИК СТУДЕНТ АСПИРАНТ МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ

43 Совет олимпиад предлагает новые технологии для развития олимпиадного движения Национальный портал РСОШ «Мир олимпиад» Технологическая платформа РСОШ « e -olymp» для проведения дистанционных туров олимпиад

44 Задачи Портала «Мир олимпиад» Расширение олимпиадной аудитории. Создание комфортной социальной среды общения участников и организаторов олимпиад Оптимизация системы подачи заявок организаторов олимпиад школьников Обеспечение прозрачности и безопасности работы экспертной системы Портала Формирование аналитических сервисов

45 МИР ОЛИМПИАД

46 Презентация пилотной версии Портала РСОШ «МИР ОЛИМПИАД» состоится в апреле 2010 г.

47 Ход работы По состоянию на 26 февраля 2010 г. 47 из 87 организаторов олимпиад представили материалы для формирования информационных разделов Портала «Мир олимпиад». По состоянию на 26 февраля 2010 г. 47 из 87 организаторов олимпиад представили материалы для формирования информационных разделов Портала «Мир олимпиад».

Задачи технологической платформы Российского совета олимпиад школьников « e -olymp» Расширение регионального представительства олимпиад школьников; Расширение регионального представительства олимпиад школьников; Предоставление дополнительных организационных возможностей оргкомитетам олимпиад школьников; Предоставление дополнительных организационных возможностей оргкомитетам олимпиад школьников; Предоставление возможности участия в заочных турах олимпиад школьникам, не зависимо от их места жительства и состояния здоровья. Предоставление возможности участия в заочных турах олимпиад школьникам, не зависимо от их места жительства и состояния здоровья. 48

49

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СОВЕТА ОЛИМПИАД С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОДДЕРЖКА УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАД (ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА ПРОЖИВАНИЕ) ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ В ШКОЛАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКОВ О ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАДАХ «МИР ОЛИМПИАД – ЖИЗНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ» РАЗМЕЩЕНИЕ В ШКОЛАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ «ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ» НА ОСНОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РСОШ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ И ПУБЛИКАЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ 50

51 РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ П о предложению М инистерства образования и науки Р оссийской Ф едерации Р оссийский с овет олимпиад школьников подготовил специальный раздел в проект Ф едерального закона « О б образовании в Р оссийской Ф едерации», посвященный специфике образования талантливых детей (статья 166).

52 Юридическое определение «талантливые дети» в законодательстве Европейских государств

53 Проект Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» Статья 166. Организация получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Олимпиады и иные мероприятия, проводимые на конкурсной основе Граждане, проявившие выдающиеся способности Общие принципы организации Олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе Организация получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности.

54 Проект статьи 166 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Юридическое закрепление категории «талантливые обучающиеся – граждане проявившие, выдающиеся способности» Обучающиеся, которые продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в учебной и научно- исследовательской деятельности, техническом и художественном творчестве, а также профессиональном мастерстве и любительском спорте.

55 Проект статьи 166 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Юридическое закрепление единых принципов организации олимпиад и иных конкурсных мероприятий прозрачность организации и проведения; прозрачность организации и проведения; добровольность участия; добровольность участия; бесплатность участия; бесплатность участия; обязательность очного заключительного этапа; обязательность очного заключительного этапа; государственно-общественный контроль. государственно-общественный контроль.

56 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Сквозная мотивация и стимулирование участия в олимпиадах: для школьников: специальные государственные стипендии; специальные государственные стипендии; специализированные лицеи и гимназии, школы- интернаты, центры детского и юношеского творчества; специализированные лицеи и гимназии, школы- интернаты, центры детского и юношеского творчества; предметные школы и факультативные кружки; предметные школы и факультативные кружки; индивидуальная образовательная траектория; индивидуальная образовательная траектория; преимущества при переходе на следующую ступень образования (бакалавриат и специалитет). преимущества при переходе на следующую ступень образования (бакалавриат и специалитет).

57 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Сквозная мотивация и стимулирование участия в олимпиадах: для студентов: специальные государственные стипендии, в том числе для обучения за рубежом; специальные государственные стипендии, в том числе для обучения за рубежом; индивидуальная образовательная и профессиональная траектории; индивидуальная образовательная и профессиональная траектории; содействие профессиональному становлению и продвижению в среде работодателей; содействие профессиональному становлению и продвижению в среде работодателей; преимущества при переходе на следующую ступень образования (магистратура и аспирантура). преимущества при переходе на следующую ступень образования (магистратура и аспирантура).

58 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Сквозная мотивация и стимулирование участия в олимпиадах: для аспирантов и молодых ученых: специальные государственные стипендии; специальные государственные стипендии; гранты для научных исследований; гранты для научных исследований; содействие профессиональному становлению и продвижению в среде работодателей. содействие профессиональному становлению и продвижению в среде работодателей.

59 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Мотивация учителей и педагогов к работе с талантливыми детьми и молодежью, стимулирование образовательных учреждений к развитию системы подготовки талантливых обучающихся через: специальные государственные стипендии для учителей и педагогов-наставников; специальные государственные стипендии для учителей и педагогов-наставников; создание при ведущих классических университетах факультетов переподготовки и повышения квалификации учителей, ориентированных на работу с талантливыми обучающимися; создание при ведущих классических университетах факультетов переподготовки и повышения квалификации учителей, ориентированных на работу с талантливыми обучающимися; учет в критериях оценки эффективности работы образовательного учреждения результатов участия обучающихся в интеллектуальных соревнованиях. учет в критериях оценки эффективности работы образовательного учреждения результатов участия обучающихся в интеллектуальных соревнованиях.

60 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Механизмы равного доступа талантливых детей к участию в олимпиадах независимо от места их проживания, в том числе для граждан, проживающих в малых городах, сельской местности, а также на территории иностранных государства.

61 НОВАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В ПРОЕКТЕ СТ.166 Специальные меры поддержки талантливых детей, подростков и молодежи, имеющих ограниченные возможности здоровья, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также сирот.

62 Российский совет олимпиад школьников предлагает разработать Федеральную целевую программу «Талантливые дети», которая будет направлена на: систематизацию проектов поддержки талантливых обучающихся; систематизацию проектов поддержки талантливых обучающихся; внедрение сетевых моделей образования талантливых обучающихся; внедрение сетевых моделей образования талантливых обучающихся; грантовую поддержку лучших олимпиад и других конкурсных мероприятий. грантовую поддержку лучших олимпиад и других конкурсных мероприятий.

63 Приоритеты развития системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи: повышение государственной и общественной значимости олимпиад как инструмента поиска, выявления и поддержки талантливых детей, подростков и молодежи формирование национальной системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи, соответствующей задачам инновационного развития сохранение отечественных традиций и принципов интеллектуальных соревнований и исключение возможности появления коррупционной составляющей в олимпиадной среде

64 Доклад Председателя Российского совета олимпиад школьников академика В.А. САДОВНИЧЕГО «Основные направления развития системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи» «Основные направления развития системы интеллектуальных соревнований детей и молодежи»