Характеристика основных изменений законодательства в связи с совершенствованием правового положения учреждений Первый заместитель генерального директора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Advertisements

Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
План финансово- хозяйственной деятельности и бюджетная смета Комлев Александр Сергеевич Министерство финансов Республики Коми
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Формирование задания учредителя. Финансирование на основе субсидии. Показатели объем и качества оказываемых услуг. Контроль выполнения задания учредителя.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета Начальник Отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента.
План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Создание и организация деятельности федеральных автономных учреждений Клишина М.А. Руководитель проектов.
План финансово-хозяйственной деятельности. Правовое регулирование 1. Требования к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Цель и задачи повышения качества государственных (муниципальных) услуг путем реформирования бюджетной сети Задача 1. Создание условий и стимулов для более.
Транксрипт:

Характеристика основных изменений законодательства в связи с совершенствованием правового положения учреждений Первый заместитель генерального директора Клишина Марина Александровна

ЦЕЛИ, ЭТАПЫ РЕФОРМЫ

Цели изменения правового статуса учреждений Повышение эффективности деятельности учреждений при сохранении либо сокращении бюджетного финансирования Расширение применения показателей качества (государственных заданий) Мало создано АУ Показатели качества (госзадания) используются недостаточно широко Изменение прав и ответственности большинства учреждений НЕОБХОДИМО: Федеральный закон от ФЗ

Планируемые этапы реформы I Настоящее время II Закон 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ Субсидии Оплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ ППО БУ КУ Иные ЮЛ Бюджетное учреждение Казенное учреждение Иные юридические лица Обозначения: АУ Субсидии - Публично-правовое образование Дальнейшие планы

Некоторые дополнительные задачи реформы Повышение самостоятельности и ответственности учреждений и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей Расширение состава вопросов, за которые отвечает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя Ограничение ответственности собственника по обязательствам учреждения, принятие учреждением обязательств «собственным именем» Выстраивание в РФ распространенной за рубежом модели отношения государства и организаций, оказывающих государственные услуги

Некоторые принципиальные вопросы реформы Цель реформы – существенно сократить бюджетную сеть и расходы на нее? – Главное – качество услуг Учреждения должны начать зарабатывать сами и не рассчитывать на собственника? – Собственник финансирует учреждение Цены и тарифы на платные услуги вырастут? – Порядок установления цен на платные услуги должен регулироваться учредителем Добавят ли штатной структуры, финансирования (для работы с сетью, контроля за гос.(муниципальным) заданием? Расширение полномочий учредителей, учреждений для эффективного управления деятельностью с учетом результатов

Что следует обеспечить по результатам реформы? Ориентацию учреждений на интересы потребителей Повышение качества государственных (муниципальных) услуг Увеличение экономической обоснованности объемов бюджетного финансирования учреждений Прозрачность цен на платные услуги

Как стоит организовать реализацию реформы? «без паники»! Распределить учреждения между типами В годах принять необходимые региональные (муниципальные) правовые акты До внести изменения в уставы действующих учреждений Провести разъяснительную работу с подведомственными учреждениями, внести изменения в трудовые договоры с руководителями учреждений Начать 2012 год с новыми учреждениями, новым бюджетом, новыми моделями финансирования За последние годы в РФ уже проведены реформы: разграничения полномочий, системы местного самоуправления, принимались меры по повышению качества услуг …

Как можно получить дополнительную помощь, информацию по реформе учреждений? Проекты федеральных правовых актов, презентационные материалы, последние новости о реализации закона – на сайте Минфина России ( «Горячая линия» по реализации закона 83-ФЗ – на сайте Минфина России ( Разработка модельных правовых актов для регионального уровня (информация на сайте Минфина России ( Аналитические материалы, электронные версии публикаций, новости по реализации закона - на сайте Центра исследования бюджетных отношений (ЦИБО) (

Понятие, сравнительная характеристика бюджетных, автономных, казенных учреждений

Закон «О некоммерческих организациях» Изменение системы учреждений за последние 3 года Учреждения Государственные, муниципальные Другие (негосударственные) Было до 2007 г. Учреждения Государственные или муниципальные (создано публичным образованием) Частные («создано гражданином или юрлицом») Автономные Бюджетные В целях БК РФ : «бюджетное учреждение» В целях БК РФ : «бюджетное учреждение» Закон «Об АУ» Казенные Закон «О некоммерческих организациях» Будет

Определения бюджетных, автономных учреждений П.1 ст.9.2 Закона «О некоммерческих организациях »: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ, МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов гос.власти, ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физ.культуры и спорта, а также в иных сферах Ч.1 ст.2 Закона «Об автономных учреждениях »: АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ, МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов гос.власти, ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физ.культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами

Определение казенных учреждений Ст.6 Бюджетного кодекса РФ : КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренным законодательством РФ полномочий органов гос.власти, ОМСУ, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Сравним определения учреждений Организационно-правовая форма – государственное (муниципальное) учреждение Что праве делать (услуги, работы, функции) Для каких целей создается (полномочия гос.органов и ОМСУ) В каких сферах действует Как финансируется

Сравнительная характеристика АУ, БУ нового типа, КУ. Часть 1 Критерии сравнения АУ БУ нового типа КУ Право на имущество собственника Право оперативного управления Категории имущества Недвижимое, ОЦДИ, иное движимое Недвижимое, движимое Ответственность собственника Не отвечает по обязательствам АУ Не отвечает по обязательствам БУ Субсидиарная ответственность Ответственность учреждения Отвечает движимым имуществом (не ОЦДИ) + имуществом в самостоятельном распоряжении Отвечает денежными средствами Ограничения на совершение сделок Крупные сделки, сделки с заинтересованностью – по согласованию с НС Крупные сделки, сделки с заинтересованностью – по согласованию с учредителем - Изменение типаВозможно РеорганизацияВозможна БанкротствоНевозможно

Критерии сравнения АУ БУ нового типа КУ Финансовое обеспечение Субсидии (на услуги и имущество) Субсидии (на услуги, имущество, иные цели) + средства на исполнение публичных денежных обязательств перед физлицами Сметное финансирование, субсидии запрещены Финансовое планирование Госзадание План ФХД Госзадание План ФХД М.б. госзадание Смета Приносящая доход деятельность Доходы - в самостоятельное распоряжение. Доходы – в бюджет Контроль за целевым использованием Нет. Контролируется выполнение задания В части услуг – нет, в части кап.расходов, публичных обязательств – планируется контроль за целевым Сохраняется Открытие счетов Счета в кредитных организациях, казначействе Только в органах казначейства (финансовых органах). Закон 94-ФЗНе распространяется.Распространяется Учет Коммерческий план счетов План счетов с аналитическим учетом по укрупненным кодам КОСГУ, + в части средств бюджета – по бюджетному плану счетов. Бюджетный план счетов Сравнение АУ, БУ нового типа, КУ. Часть 2

Сравнение АУ, БУ нового типа, КУ. Часть 3 Критерии сравнения АУ БУ нового типа КУ Участие в других юрлицах Возможно, с ограничениями Возможно с ограничениями Запрещено Размещение средств на депозитах.ЗапрещеноКосвенно - запрещено Операции с ценными бумагами Запрещены, за исключением установленных законодательством случаев Запрещены Аудит Обязательный ежегодный аудит Не требуется Осуществление заимствований РазрешеноПрямо не предусмотреноНе разрешается Специальные органы управления Наблюдательный советНе требуется Отчетность Публичность отчетов о деятельности учреждений (общие требования к отчетам, единый сайт в сети Интернет).

Плюсы и минусы бюджетных учреждений нового типа Сильные стороны Повышается самостоятельность при расходовании текущего финансирования Безопасно для собственника имущества Нет рисков нецелевого использования в части бюджетных инвестиций, целевых субсидий, выплат населению Новые возможности по развитию учреждения Обратить внимание: Возможно образование просроченной кредиторской задолженности Необходимо наладить работу по кассовому планированию в учреждении

Плюсы и минусы автономных учреждений Сильные стороны Повышается самостоятельность при расходовании текущего финансирования Безопасно для собственника имущества Нет рисков нецелевого использования в части бюджетных инвестиций, целевых субсидий Новые возможности по развитию учреждения Свобода от 94-ФЗ Свобода от казначейского контроля Обратить внимание: Возможно образование просроченной кредиторской задолженности Необходимо наладить работу по кассовому планированию в учреждении

Плюсы и минусы казенных учреждений Сильные стороны Привычная схема бюджетного финансирования и документооборота Минимальное изменение документации Нет рисков нецелевого использования бюджетных средств Обратить внимание: Новых возможностей для развития не появляется Ограничены возможности расходования поступлений от приносящей доход деятельности Казенное учреждение – «спасительная гавань» или «наказание»?

Характеристика изменений правового положения бюджетных учреждений

Насколько серьезные изменения в отношении БУ требуется осуществить? При переходе к новому статусу остается неизменным 4. Недвижимым имуществом нельзя распоряжаться без согласия собственника 5. Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, сохраняются 3. Не требуется переназначения руководителя и работников учреждения 1. Счета учреждений только в казначействе 2. Распространяется действие Закона 94-ФЗ 6. Имущество сохраняется у БУ в полном объеме без перезакрепления Что потребуется сделать: переутвердить устав сформировать план ФХД, задание закрепить ОЦДИ рассчитать субсидию

Сравнение БУ и БУНТ Позиции для сравнения БУБУНТ Финансирование Сметное финансирование из бюджета Субсидии: - в соответствии с заданием учредителя, - на содержание имущества; - на иные цели. Средства из бюджета: - на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; Пределы ответственности Отвечает по своим обязательствам денежными средствами Отвечает движимым имуществом (не ОЦДИ) + движимым имуществом в самостоятельном распоряжении Ответственность собственника СубсидиарнаяНе несет ответственности по обязательствам БУ Применение 94-ФЗ Применяется в полном объеме

Позиции для сравнения БУБУНТ Категории имущества Движимое, недвижимое Движимое, ОЦДИ, недвижимое Счета Лицевые счета в казначействеЛицевые счета в казначействе (для субсидий и средств от приносящей доход деятельности, для субсидий на иные цели и бюджетные инвестиции + права по распоряжению счетом ГРБС по публичным обязательствам) Учет Бюджетный учетБюджетный учет по укрупненным кодам КОСГУ Отчетность Бюджетная, статистическая отчетность Бюджетная, статистическая отчетность + Отчет о деятельности и об использовании имущества Сравнение БУ и БУНТ ч.2

Позиции для сравнения БУБУНТ Документы о планах деятельности Смета, государственное заданиеПлан финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание Контроль Предварительный, текущий, последующий Предварительный и текущий в части субсидий на иные цели и исполнение публичных обязательств, последующий Осуществление сделок -Крупные сделки, сделки с заинтересованностью Банкротство невозможно Сравнение БУ и БУНТ ч.3

ОЦДИ бюджетных учреждений ОЦДИ бюджетных учреждений – аналог ОЦДИ автономных учреждений ОЦДИ – движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п.16 ст.9.2 закона «О НКО») Порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяется Правительством РФ (постановление от ) ВИДЫ ОЦДИ МОГУТ определяться ФОИВ; в порядке, установленном ВОИВ субъекта РФ, местной администрацией ПЕРЕЧНИ ОЦДИ определяются ФОИВ; в порядке, установленном ВОИВ (модельный НПА), местной администрацией Смысл введения : сохранение значимых объектов движимого имущества (ограничено распоряжение, не м.б.обращено взыскание) Правовое регулирование ОЦДИ: ПЕРЕЧНИ ОЦДИ ведутся АУ/БУ ( наименование объекта, балансовая стоимость, инвент.)

Критерии отнесения имущества к ОЦДИ Балансовая стоимость превышает: ФБУ и ФАУ – от 200 до 500 тыс.руб. (значение определяет ФОИВ) РБУ и РАУ – от 50 до 500 тыс.руб. (значение определяет ВОИВ либо ОИВ) МБУ и МАУ – от 50 до 200 тыс.руб. (значение определяет администрация либо ОМСУ) Иное движимое имущество, без которого осуществление АУ, БУ деятельности будет существенно затруднено и/или которое отнесено к особому виду ОЦДИ (перечень видов может быть утвержден) Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке Музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда, документы Архивного фонда и национального библиотечного фонда ДИ, балансовая стоимость которого выше «пороговой» ДИ, без которого осуществление деятельности затруднено ДИ, отнесенное к особому виду ОЦДИ Музейные фонды, … НЕ ОЦДИ ОЦДИ

Виды бюджетного финансирования бюджетных учреждений Субсидии на выполнение гос.задания Субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции Выполнение работ, оказание услуг, относящихся к основной деятельности Исполнение полномочий по выполнению публичных денежных обязательств перед физ.лицами Целевые средства на исполнение обязательств перед физ.лицами Средства на развитие учреждения Процедуры регулируются Правительством РФ, ВОИВ субъекта РФ, местной администрацией Ст.78.1 БК РФ – субсидии БУ и АУ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии ГЗ услуг (вып.работ)

Счета бюджетных учреждений и целевое назначение средств Ст.30 закона 83-ФЗ Лицевые счета - в органах казначейства, финоргане Порядок ведения, осуществления операций по счетам определяется ФК, финорганом Счет для учета субсидии на выполнение задания Счет для учета иных субсидий, бюджетных инвестиций Счет ПБС для учета средств на исполнение публичных обязательств перед физ.лицами (п.9 ст.30) Нет предварительного контроля (п.15 ст.30) Остатки используются на те же цели в след.году (п.17 ст.30) Есть предварительный контроль (п.16 ст.30) Остатки передаются в бюджет, м.б.возвращены учреждению (п.18 ст.30) Операции осуществляются не позднее 2-го дня, след.за днем представления платежных документов ЧТО ЭТО ? ( БК РФ: публичные обязательства…, публичные нормативные обязательства…) Нужен перечень обязательств ! См.след.слайд

Публичные обязательства перед физическими лицами в денежной форме Порядок осуществления БУ полномочий по исполнению публичных обязательств перед физ.лицом, подлежащих исполнению в денежной форме определяется: Правительством РФ, ВОИВ, местной администрацией (ст.9.2 закона О НКО») Постановление Правительства РФ от Модельный правовой акт для субъектов РФ ПО – публичные обязательства РФ перед физ.лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени ФОИВ в денежной форме в установленном законом, иным НПА размере и не подлежащие включению в нормативные затраты ФОИВ представляет в Минфин информацию о перечне ПО (при составлении бюджета) Учреждение наделяется полномочиями на основании приказа ФОИВ В тероргане ФК открывается спец.счет Отчетность об исполнении ПО – бюджетная + в отчете о деятельности и использовании имущества БУ Определение ПО Необходимость урегулировать порядок формирования перечня публичных обязательств Учреждение наделяется полномочиями на основании приказа ОИВ Отчетность об исполнении ПО – бюджетная + в отчете о деятельности и использовании имущества БУ

Особенности планирования бюджетного финансирования для бюджетных учреждений Нормативы затрат для расчета объема субсидий на выполнение задания теперь обязательны Финансовое обеспечение выполнения задания – «с учетом расходов на содержание недвижимого и ОЦДИ, закрепленных за БУ, расходов на уплату налогов на имущество и земельные участки» (п.6 ст.9.2 закона «О НКО») В случае сдачи в аренду недвижимого и ОЦДИ, закрепленных за БУ, финансовое обеспечение содержания такого имущества не осуществляется (п.6 ст.9.2 закона «О НКО») План ФХД – новый документ планирования для БУ П.2 ст.24 Федерального закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»: С ГРБС планируют бюджетные ассигнования БУ на основании данных об объеме фактически потребленных БУ в 2009 году по каждому энергетическому ресурсу, уменьшенному в сопоставимых условиях на 15% в течение 5 лет ( по 3% ежегодно ). При планировании бюджетных ассигнований НЕ учитывается сокращение расходов бюджетного учреждения, достигнутое им в результате уменьшения объема фактически потребленных им ресурсов сверх указанного объема + не забыть:

Правовое регулирование работы с планом ФХД Порядок составления и утверждения плана ФХД Определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя Требования к порядку составления и утверждения плана ФХД Определяет Минфин России (приказ от н) Подп.6 п.3.3 ст.32 закона «О некоммерческих организациях»: Федеральные БУ, АУ Региональные БУ, АУ Муниципальные БУ, АУ

Цели составления плана ФХД Планирование общих объемов доходов, расходов учреждения Определение сбалансированности финансовых потоков учреждения во времени (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) Обоснование планируемых расходов (планы по развитию, описание состояния имущества Детальное планирование расходования иных целевых субсидий План ФХД ~ кассовый план учреждения За отклонение от утвержденного плана ФХД ответственность не предусмотрена

Содержание плана ФХД. Ч.1 Заголовочная часть : наименование учреждения, наименование документа, наименование учредителя, годы… Описательная часть : цели, виды деятельности учреждения, перечень услуг общая балансовая стоимость недвижимого имущества, движимого имущества иная информация по решению учредителя… Показатели финансового состояния учреждений (тыс.руб.) : нефинансовые активы (всего, недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество) финансовые активы (всего, дебиторская задолженность) финансовые обязательства (всего, кредиторская задолженность, просроченная кредиторская задолженность) Показатели по поступлениям и выплатам (тыс.руб.) : остаток средств на начало планируемого года (в т.ч. по лицевым счетам в ФК/финоргане, в кредитных организация) поступления, всего выбытия, всего остаток средств на конец планируемого года

Содержание плана ФХД. Ч.2 Поступления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания целевые субсидии бюджетные инвестиции поступления от приносящей доход деятельности поступления от реализации ценных бумаг прочие поступления +СПРАВОЧНО : публичные обязательства перед физ.лицами Выплаты оплата труда и начисления на оплату труда услуги связи транспортные услуги коммунальные услуги арендная плата содержание имущества прочие услуги приобретение основных средств приобретение нематериальных активов приобретение мат.запасов приобретение ценных бумаг прочие выплаты

Принципиальная схема соотношения документов при работе с планом ФХД Бюджетная роспись Данные о субсидиях для БУ (АУ) Составление плана ФХД Расчетно- нормативные затраты для БУ (АУ) Составление госзаданий (показатели качества и объема услуг (работ)) Подготовка соглашения учредителя с учреждением (график перечисления субсидий) Бухгалтерская отчетность за завершенный год (в т.ч.остатки) Составляются одновременно, соответствуют друг другу

Распределение полномочий при составлении и утверждении плана ФХД Для бюджетного учреждения (БУ)Для автономного учреждения (АУ) Учредитель Представляет БУ информацию о планах бюджетного финансирования БУ Учреждение Составляет план ФХД (балансировка, мероприятия) Учредитель (учреждение) Утверждает план ФХД Учредитель Представляет АУ информацию о планах бюджетного финансирования АУ Учреждение Составляет план ФХД (балансировка, мероприятия) Наблюдательный совет Рассматривает план ФХД Учреждение Утверждает план ФХД

Как удобнее урегулировать порядок составления плана ФХД Утвердить отдельные формы для АУ и для БУ (отличаются публичными обязательствами перед физ.лицами в денежной форме) Предусмотреть поквартальную разбивку на очередной финансовый год Предусмотреть параллельное составление плана ФХД, государственного задания, соглашения о предоставлении субсидий Урегулировать отношения по представлению отчета о выполнении плана ФХД

1.Установить, что орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем: права и обязанности руководителя; показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; условия оплаты труда руководителя; срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения; условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. 2. В связи с принятием настоящего Федерального закона не требуется переназначение руководителей и иных работников казенных учреждений, созданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также существующих бюджетных учреждений (пункт 7 статьи ФЗ). Трудовые отношения с руководителем бюджетного учреждения

Содержание устава БУ Ст.14 закона «Об НКО» П.3 в уставе НКО д.б определены: Наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности Порядок управления, сведения о филиалах и представительствах Источники формирования имущества Порядок изменения устава, порядок использования имущества при ликвидации Доп.требования - в уставе БУ, КУ д.б определены: Наименование с указанием типа учреждения Сведения о собственнике имущества Исчерпывающей перечень видов деятельности (основных, иных) Структура органов управления, порядок формирования, полномочия + виды приносящей доход деятельности (ГК РФ) + порядок осуществления крупных сделок и сделок с заинтересованностью Модельный НПА – разработка примерных уставов

Отчетность о деятельности и об использовании имущества БУ П.3.3 ст.32 Закона «О некоммерческих организациях» Гос(муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов: - учредительные документы и их изменения; - свидетельство о гос.регистрации; - решение учредителя о создании Г(М)У; - решение учредителя о назначении руководителя Г(М)У; - положения о филиалах, представительствах Г(М)У; - план ФХД; - годовая бухгалтерская отчетность; - сведения о проведенных в отношении Г(М)У контрольных мероприятиях и их результатах; - гос(муниципальное) задание; - отчет о результатах деятельности и об использовании имущества Распространяется на КУ, БУ, АУ (п.3.4 ст.32 Закона «О НКО») П.3.5 ст.32 Закона «О НКО»: сведения размещаются ФК на сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой гос(муниципальными) учреждениями Порядок представления информации определяет Минфин России

Особенности применения норм о субсидиарной ответственности Ст.33 п. 12 Закона 83-ФЗ Положения абз.4 п.2 ст.120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества БУ не распространяются на правоотношения, возникшие до Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам БУ, возникшим до Оценить объем кредиторской задолженности, сложившейся у БУ Принять меры по недопущению роста кредиторки в 2010 году (мониторинг, допконтроль за принятием обязательств учреждениями) Общее правило – собственник БУ не несет ответственности по обязательствам БУ

Чем БУ нового типа лучше существующих БУ? – дополнительные выводы Для учреждений: Сокращение случаев, изменение механизмов предварительного контроля Сохранение не использованных на конец года остатков субсидий у учреждения Упрощенный бюджетный учет Возможность более свободно управлять средствами в течение года … Для учредителя: Упрощение механизмов возложения на БУ обязанностей по соблюдению показателей качества деятельности Легальное основание для нефинансирования содержания имущества, сданного учреждением в аренду …

Изменение законодательства в отношении автономных учреждений

Сферы деятельности автономных учреждений Было:Стало: АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ, МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов гос.власти, ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физ.культуры и спорта, а также в иных сферах АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ, МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов гос.власти, ОМСУ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физ.культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами Что делать? (см.след.слайд) Как определить, в какой сфере действует АУ?

Реорганизация и ликвидация АУ в «иных» сферах П.14 ст.31 закона 83-ФЗ: АУ, созданные до вступления в силу закона 83-ФЗ для выполнения работ/услуг в сферах, не предусмотренных определением АУ, подлежат реорганизации или ликвидации в течение 1 года со дня официального опубликования закона 83-ФЗ (опублик.) Период создания АУ в «иных» сферах Период, в течении которого д.б. осуществлена ликвидация или реорганизация АУ Вступление закона в силу (вст.в силу)

Счета автономных учреждений БЫЛО: Ч.3 ст.2 закона «Об АУ»: АУ вправе открывать счета в кредитных организация СТАЛО: Ч.3 ст.2 закона «Об АУ»: АУ вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в органах ФК / финорганах Возможно открытие лицевых счетов сразу в кредитной организации И казначействе/финоргане? Какой режим счетов АУ в казначействе/финоргане? Определяется ФК/финорганом

Открытость аудиторского заключения БЫЛО: Ч.13 ст.2 закона «Об АУ»: АУ обеспечивает открытость и доступность аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской отчетности АУ СТАЛО: Ч.13 ст.2 закона «Об АУ»: Обязанность обеспечения открытости аудиторского заключения ОТМЕНЕНА АУ все еще должно подвергаться аудиту? П.12 ч.1 ст.11 Закона «Об АУ »: наблюдательный совет рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности и выбора аудиторской организации

Гос(муниципальное) задание и финансирование БылоСтало «Задание учредителя»«Государственное (муниципальное) задание» - ч.2 ст.4 закона «Об АУ»: АУ не вправе отказаться от выполнения задания. Уменьшение объема субсидии осуществляется только при изменении задания «… финансовое обеспечение развития учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке» « … с учетом мероприятий, направленных на развитие АУ, перечень которых определяется учредителем» Финансовое обеспечение АУ осуществляется в виде субвенций и субсидий Финансовое обеспечение АУ осуществляется в виде субсидий АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе АУ вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указаны в его уставе

Создание АУ БылоСтало Решение о создании ФАУ принимается Правительством РФ ДОПОЛНИЛИ : решение о создании ФАУ путем изменения типа БУ или КУ принимается ФОИВ Порядок подготовки предложения о создании АУ путем изменения типа устанавливается Правительством РФ, ВОИВ субъекта РФ, местной администрацией НОРМА ОТМЕНЕНА Решение о создании АУ путем изменения типа должно содержать: - сведения об учредителе; - - сведения об имуществе, в т.ч. перечень объектов недвижимого имущества и ОЦДИ; - перечень мероприятий по созданию АУ Решение о создании АУ путем изменения типа должно содержать: - сведения об учредителе (только для РАУ, МАУ); - - сведения об имуществе (перечней имущества больше не требуется); - перечень мероприятий по созданию АУ Постановление Правительства РФ от «О порядке создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации ФГУ, …»

Наблюдательный совет АУ БЫЛО: Ч.1 ст.10 закона «Об АУ»: Количество представителей гос.органов и ОМСУ в составе НС должно превышать 1/3 от общего числа членов НС СТАЛО: Ч.1 ст.10 закона «Об АУ»: Количество представителей гос.органов и ОМСУ в составе НС НЕ должно превышать 1/3 от общего числа членов НС Не менее 1/2 из числа представителей гос.органов – это представители учредителя Примерный состав НС и 5 человек 3 - представители гос.органов (учредитель, имущество, финансы) 1 - общественность 1 - трудовой коллектив Другие требования к НС всего 5-11 членов Работников – не более 1/3 Хотя бы 1 представитель общественности Другие требования к НС всего 5-11 членов Работников – не более 1/3 Хотя бы 1 представитель общественности Примерный состав НС из 6 человек 2 - представители гос.органов (учредитель, имущество) 2 – общественность ( или 3 ) 2 - трудовой коллектив ( или 1 )

Годовая бухгалтерская отчетность БЫЛО: Ч.2 ст.13 закона «Об АУ»: Руководитель АУ утверждает годовую бухгалтерскую отчетность П.7 ч.1 ст.11 закона «Об АУ»: Наблюдательный совет по представлению руководителя рассматривает годовую бухгалтерскую отчетность АУ Ч.4 ст.11 закона «об АУ»: Документы, указанные в п.7, утверждаются наблюдательным советом СТАЛО: Ч.2 ст.13 закона «Об АУ»: Руководитель АУ представляет годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету на утверждение Руководитель годовую бухгалтерскую отчетность не утверждает? Как сдавать отчетность в налоговую?

Изменение типа учреждений здравоохранения БЫЛО: Ч.3 ст.20 закона «Об АУ»: Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается СТАЛО: Ч.2 ст.20 закона «Об АУ»: НОРМА ОТМЕНЕНА Учреждения здравоохранения в форме АУ могут быть созданы путем изменения типа БУ

Отчетность о деятельности и об использовании имущества АУ – дополнительные требования П.3.3 ст.32 Закона «О некоммерческих организациях» Гос(муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность документов: - учредительные документы и их изменения; - свидетельство о гос.регистрации; - решение учредителя о создании Г(М)У; - решение учредителя о назначении руководителя Г(М)У; - положения о филиалах, представительствах Г(М)У; - план ФХД; - годовая бухгалтерская отчетность; - сведения о проведенных в отношении Г(М)У контрольных мероприятиях и их результатах; - гос(муниципальное) задание; - отчет о результатах деятельности и об использовании имущества Распространяется на КУ, БУ, АУ (п.3.4 ст.32 Закона «О НКО») П.3.5 ст.32 Закона «О НКО»: сведения размещаются ФК на сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой гос(муниципальными) учреждениями Порядок представления информации определяет Минфин России

Модель контроля за деятельностью автономных и бюджетных учреждений

Чего обычно опасаются в работе БУ нового типа и автономных учреждений? Чего опасаемся?Опасения могут подтвердиться?Как отследить и предотвратить Просроченная кредиторская задолженность Да (контракт заключили, вовремя не оплатили) Отслеживать (см.след.слайды), меры к руководителю «Вывод» бюджетных средствМаловероятно, т.к. средства распределяются по 94-ФЗ + крупные сделки/сделки с заинтересованностью Отслеживать кредиторку и степень соблюдения ПФХД Нецелевое использованиеМаловероятно, т.к. нет привычного «целевого назначения» + учреждения привыкли к постоянному контролю Отслеживать кредиторку и степень соблюдения ПФХД «Вывод» имуществаМаловероятно, т.к.сделки с имуществом подлежат согласованию В отчетности, ПФХД – балансовая стоимость имущества Установление работникам высокой заработной платы в ущерб деятельности учреждения Маловероятно, т.к. действует региональная/муниципальная система оплаты труда, Трудовой кодекс Отслеживать кредиторку и степень соблюдения ПФХД Замедленное расходование полученных субсидий (из бюджета средства получены, учреждением не потрачены – зачем давали?) Маловероятно, т.к. учреждение опасается, что в следующем году могут сократить бюджетное финансирование Отслеживать степень соблюдения ПФХД

Система основных плановых и отчетных финансовых документов для БУ и АУ Тип учреждения ПланированиеОтчетность Действ. требования Новые требования Действ.требованияНовые требования Бюджетное учреждение Смета Госзада- ние План ФХД Госзада- ние Бюджетная отчетность Отчет о выполнении госзадания Бюджетная отчетность Отчет о выполнении плана ФХД Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества Автономное учреждение План ФХД Госзада- ние План ФХД Госзада- ние Бухгалтерская отчетность Отчет о выполнении плана ФХД Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества Бухгалтерская отчетность Отчет о выполнении плана ФХД Отчет о выполнении госзадания Отчет о деятельности и использовании имущества

Планирование Согласование с учредителем / наблюдательным советом (НС) плана ФХД Утверждение учредителем задания для БУ, АУ Установление учредителем БУ предельного уровня просроченной кредиторки Исполнение Согласование НС/учредителем крупных сделок и сделок с заинтересованностью Согласование с собственником сделок с недв.имуществом Размещение заказа по 94-ФЗ (БУ) Отчетность Регулярный отчет о выполнении задания учредителя (+можно потребовать представления доп.данных, например, о кредиторской задолженности и т.п.) Регулярная бюджетная отчетность БУ Отчет о выполнении плана ФХД Отчет о деятельности и об использовании имущества Контроль Анализ отчетов АУ, БУ Проверки АУ силами учредителя в соответствии с планом-графиком Проверки АУ аудитором Модель финансового контроля за БУ и АУ (за субсидиями на задание) Что делать, если нашли нарушение? (см.след.слайд)

Просроченная кредиторская задолженность – что делать? При выявлении просроченной кредиторской задолженности: Оценка уровня задолженности (есть основания для увольнения руководителя либо нет) Вызов руководителя, получение пояснений, представление руководителем плана мер по ликвидации просроченной кредиторской задолженности Урегулирование учреждением задолженности (договор о рассрочке) При СИСТЕМАТИЧЕСКОМ выявлении просроченной кредиторской задолженности: Увольнение руководителя учреждения Изменение типа учреждения на казенное учреждение

Особенности вступления в силу закона 83-ФЗ

Общие положения о вступлении в силу закона 83-ФЗ Ст.33 Закона 83-ФЗ Вступает в силу с С – вступают в силу нормы о блокировке расходов С – вступают в силу ст.17.1 Федерального закона «О НКО» (регулирует изменение типа Г(М)У) С – НПА Президента РФ, Правительства РФ, ФОИВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, регулирующие отношения в сфере создания, деятельности, реорганизации, ликвидации Г(М)У, устанавливающие права и обязанности их учредителей, основы управления, применяются к КУ в части, не противоречащей Закону 83-ФЗ С даты, определенной законом субъекта РФ, решением ОМСУ (принятым до ) – нормы о предоставлении бюджетным учреждениям субсидий на выполнение задания; нормы о зачислении в доход бюджета доходов от приносящей доход деятельности казенных учреждений С – п ст.32 Федерального закона «О НКО» (регулирует публичную отчетность учреждений) С – положения о зачислении в бюджет доходов от приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений Нормы о субсидиарной ответственности собственника не применяются к правоотношениям, возникшим до

Переходные положения – ст.33 закона 83-ФЗ Переходный период – с – В переходный период законом субъекта РФ, решением ОМСУ устанавливается: Форма фин.обеспечения деятельности БУ Дата, с которой начинается зачисление в доход бюджета доходов КУ Порядок и направление использования БУ-ПБС, КУ доходов от сдачи в аренду имущества, платных услуг, добровольных пожертвований Могут устанавливаться особенности доведения лимитов для БУ-ПБС +п.21 ст.30: На 2011 бюджетные ассигнования ГРБС, имеющих подведомственные КУ, планируются с учетом расходов, осуществляемых КУ в 2009 в соответствии со сметой по предпринимательской деятельности

Особенности работы в переходный период БУ являются ПБС (за исключением БУ, по которым принято решение о предоставлении субсидий) Доведение лимитов до ФБУ осуществляется в упрощенном порядке ФБУ-ПБС, ФКУ вправе использовать на обеспечение своей деятельности средств от оказания платных услуг, добровольные пожертвования на основании генерального разрешения и в соответствии со сметой Оплата ФБУ-ПБС, ФКУ договоров за счет платной деятельности – в соответствии со сметой по приносящей доход деятельности Финорган субъект РФ, МО принимает решения об осуществлении операций с приносящей доход деятельности и арендной платой БУ и КУ

Что происходит с БУ в переходный период и после? Переходный период БУ=ПБС Смета Доходы от приносящей доход деятельности по ген.разрешению Контроль за целевым использованием После даты перевода БУ на субсидии : БУ НЕ ПБС План ФХД + задание Субсидия на оказание услуг Нет контроля за целевым использованием Отчетность на сайт казначейства ?

Что происходит с КУ в переходный период и после? Переходный период Доходы от приносящей доход деятельности по ген.разрешению поступают КУ После даты, с которой доходы КУ зачисляются в бюджет Изменение типа –в установленном порядке Отчетность на сайт казначейства

Что происходит с АУ в переходный период и после? Ликвидация, реорганизация АУ в «иных» сферах Отчетность на сайт казначейства Создание АУ путем изменения типа в сфере здравоохранения Допускаются счета в АУ в казначействе Изменение состава наблюдательного совета

Характеристика изменений основных федеральных законов в связи с принятием Федерального закона 83-ФЗ

Изменяемые федеральные законы Федеральный закон 83-ФЗ от Гражданский кодекс РФ Закон «О некоммерческих организациях» Закон «Об автономных учреждениях» Бюджетный кодекс РФ Налоговый кодекс РФ Закон 94-ФЗ Закон 131-ФЗ Закон 184-ФЗ + отраслевое законодательство + переходные положения (ст закона)

Характеристика основных изменений ГК РФ Ст.120 Закрепление трех типов государственных (муниципальных) учреждений Пределы ответственность учреждений по обязательствам Пределы ответственности собственника Ст.298 Ограничения на распоряжение имуществом Возможность заниматься АУ, БУ, КУ предпринимательской деятельностью Судьба доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности

Характеристика основных изменений закона «О некоммерческих организациях» Ст.1 - закон частично распространен на деятельность БУ и КУ Ст.9 1 «Государственные, муниципальные учреждения» введены гос(муниципальные) учреждения трех типов кто выполняет «функции и полномочия учредителя» Ст.9 2 «Бюджетное учреждение» некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Госзадание, платные услуги Фин.обеспечение задания, содержание имущества в аренде собственник не оплачивает Лицевые счета БУ в казначействе Имущество БУ, ОЦДИ (определение, закрепление) Крупные сделки Запрет на размещение БУ средств на депозитах и операции с ценными бумагами Ст.13, 14, 16, 17 1, 18, 19 1 создание, реорганизация, изменение типа, ликвидация БУ, КУ, учредители и устав Ст.27 - сделки с заинтересованностью Ст.32 - отчеты о деятельности учреждений и об использовании имущества, открытость и доступность документов

Характеристика основных изменений закона 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Ст.2 Определение АУ («иные» сферы – лишь в случаях, установленных федеральными законами) Право открытия лицевых счетов в органах ФК Ст.3 корректировка норм об определении видов ОЦДИ упрощение процедур регистрации прав собственности и оперативного управления при изменении типа Ст.4 Корректировка норм о финансировании развития учреждения (вместо «программ развития» с учетом мероприятий, направленных на развитие АУ, перечень которых определяется учредителем) Единообразие в терминах – у АУ – тоже «гос.(муниципальное) задание» Ст.5 - корректировка норм о порядке создания АУ (цель – облегчение процедуры) Ст.10, 11 Изменение требований к составу НС (сокращение доли представителей госорганов – не больше 1/3 от общего числа членов НС, половина из которых – представители учредителя) Корректировка типов решений НС (дает заключение по вопросу участия АУ в других юр.лицах) Участие руководителя АУ в заседаниях НС с правом совещательного голоса Ст.20 объем финобеспечения учреждений всех 3-х типов - одинаков разрешено изменение типа учреждений здравоохранения

Характеристика основных изменений Бюджетного кодекса РФ Ст.41, 42 доходы от предпринимательской деятельности АУ и БУ – не доходы бюджета Ст.161 «Особенности правового положения казенных учреждений» подведомственность КУ фин.обеспечение деятельности – за счет средств бюджета на основании сметы допустимость заниматься предпринимательской деятельностью (если право закреплено в учредительном документе) договоры с КУ – в пределах лимитов бюджетных обязательств запрет на получение субсидий, получение/предоставление займов и кредитов, приобретение ценных бумаг распространение ст.161 на ОИВ (ОМСУ) Ст.242 3, 242 4, – уточнен порядок исполнения судебных актов Ст. 6 Изменено определение гос.(муниципальных) услуг - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами определение казенных учреждений - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы смета – только для казенных учреждений

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ , Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16 тел.: (495) факс: (495) Центр исследования бюджетных отношений