Введение в языкознание Презентация подготовлена к.ф.н., ст.преподавателем Галкиной Т.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Advertisements

Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Исторические изменения в лексике. Словарь языка изменяется путем обновления лексики, накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
Последовательность освоения морфологическими категориями.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Лексика – Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. – Понятие лексемы и парадигмы словоформ. – Системность и структурность в лексике.
Вопросы: 1.Взаимодействие природного и антропогенного мира. Особенности социального познания. 2.Структура общества. Сферы общественной жизни. 3. Философские.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Речь. Виды речи.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Транксрипт:

Введение в языкознание Презентация подготовлена к.ф.н., ст.преподавателем Галкиной Т.В.

тема ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА

план 1.Постановка вопроса о происхождении языка 2.Гипотезы происхождения языка 3.Понимание процесса развития языка в лингвистике 4.Внутренние закономерности развития языка 5.Влияние внешних факторов на развитие языка 6.Динамика изменения разных языковых уровней

Язык – это чрезвычайно сложное и многогранное явление, определенный класс знаковых систем, важнейшее средство человеческого общения, основная форма отражения окружающей человека действительности и самого себя. В развитии языка отражается развитие общественного сознания, что свидетельствует о важности использования данных языка в разработке гносеологических проблем

1 Постановка вопроса о происхождении языка Вопрос о лингвогенезе (происхождении языка) нельзя рассматривать в отрыве от вопроса об антропогенезе (происхождении человека).

1 Постановка вопроса о происхождении языка Изучение вопроса о происхождении языка находится на пересечении научных интересов палеоантропологии, молекулярной генетики, физиологии, психологии и других наук.

1 Постановка вопроса о происхождении языка Учеными рассматриваются как гипотезы о моногенезе (происхождении всех языков из одного праязыка), так и гипотезы о полигенезе (зарождении множества языков).

2 Гипотезы происхождения языка Основные гипотезы о происхождении языка: идеалистические материалистические

2 Гипотезы происхождения языка 1 Логосическая теория (от греч. logos – понятие; разум, мысль) происхождения языка трактует его как данный человеку свыше, результат божественного творения. Она существует в нескольких разновидностях: ведической, библейской, конфуцианской и др. Этой теории придерживались Платон, немецкий просветитель и ученый И.Гердер, классик немецкой философии эпохи Просвещения Г.Э.Лессинг и другие ученые.

2 Гипотезы происхождения языка 2 Звукоподражательная теория идет от древнегреческой философии – стоицизма. Суть её в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам природы, окружающего мира – шуму ветра, крикам животных и др.

2 Гипотезы происхождения языка 3 Междометная теория идет от эпикурейцев и состоит в том, что слово возникло как выражение душевных состояний человека.

2 Гипотезы происхождения языка 4 Теория трудовых выкриков (трудовая): язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд (Л. Нуаре, К. Бюхер)

2 Гипотезы происхождения языка 5 Теория общественного договора опиралась на античность и во многом отвечала рационализму 18 века. Язык трактуется здесь как сознательное изобретение человека (П. Мопертюи, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

2 Гипотезы происхождения языка 6 Теория происхождение языка из жестов. Её автор – немецкий философ В.Вундт. Он считал, что первоначально существовало два языка: звуковой и жестовый. Постепенно с развитием первого второй начинает играть вспомогательную роль.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике В историческом развитии понимания сущности языка и механизмов его развития имели место самые разные точки зрения и тенденции. Приверженцы романтического направления считали, что прекрасное прошлое языков, достигнув вершин, пришло к упадку (братья Фридрих и Август-Вильгельм Шлегели, Якоб Гримм). Натуралисты (Август Шлейхер) рассматривали язык как живой организм с периодами рождения, созревания, расцвета (доисторический период) и разложения (исторический период). Были попытки связать развитие языка с развитием общественно- исторических формаций и производства (Н.Я. Марр).

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Методы языкознания позволяют нам представить принципы динамики языка. Синхроническое описание языка не может дать понятия языковому развитию, так как целью его является научить создавать правильный текст на основе систематизированных правил. При этом нельзя непосредственно увидеть, как складывалась, развивалась и совершенствовалась система языка. Изучением языка на оси последовательности должна заниматься лингвистика эволюционная, или диахроническая. По словам Ф. де Соссюра, терминами «синхрония» (от греч. syn – вместе, chronos – время) и «диахрония» (от греч. dia – через, сквозь и chronos - время) следует «соответственно обозначать состояние языка и фазу эволюции»

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Как показывают сравнительные и типологические методы языкознания, первым условием существования языка является его непрерывное изменение. Это изменение представляет собой сложный, многоаспектный процесс.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Язык изменяется, продолжая существовать непрерывно, не бывает прекращения или внезапного резкого появления языка. Темпы изменений бывают разными, то они в течение 1000 лет остаются устойчивыми, то за 1-2 сотни лет происходит перестройка всей системы (например, в XI-XII веках в фонетике русского языка). Под развитием языка в лингвистике понимают: развитие языка как особого социального явления, такой род процессов, когда происходит увеличение числа языков и единиц языка и качественное усложнение их, развитие языкового строя, род процессов, когда единицы языка изменяют своё фонетическое (графическое) и смысловое качество, но при этом не происходит увеличения числа единиц и качественного усложнения их отношений.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Динамический процесс развития языка имеет свои закономерности для дописьменной и письменной стадии развития языка. Как показывает сравнительно- исторический метод, любая языковая семья восходит в своём развитии к некоему праязыку (языку-основе), из которого развиваются остальные языки. Это развитие имеет ступенчатый характер. Язык-основа делится на диалекты, которые дают начало новым языкам. Новые языки представляют собой языки-основы для групп и подгрупп языков, составляющих языковую семью. Происходит как бы размножение языков

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Например, из общеиндоевропейского языка выделяется диалект – родоначальник языка-основы для индоиранской ветви индоевропейских языков. Этот индоиранский язык-основа делится на языки-основы индийской и иранской групп языков. Такое размножение языков напоминает рост клеток в организме, что дало основание А. Шлейхеру уподобить язык биологическому организму. Развитие дописьменных языков происходит, таким образом, путём умножения систем дописьменных языков и, отчасти, поглощения языками-суперстратами языков-субстратов в процессе культурного влияния.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике В дописьменном состоянии язык развивается неравномерно, и отмечаются в основном процессы дивергенции и обособления. По данным сравнительно- исторического метода, в письменном языке происходит как бы остановка языковой дивергенции (а следовательно, и «размножения» путём дробления на диалекты устных языков). Сравнительно-исторический метод, применённый к рассмотрению соотношений устного и письменного языков, показывает, что образование и распространение письменного языка вместе с созданием литературы задерживает развитие диалектов и даже влечёт за собой их исчезновение при всеобщем распространении высокого уровня грамотности. Процесс «забвения» диалектов идёт разными темпами. Если в Англии или Франции эти темпы достаточно высокие, то в странах немецкого языка процесс «забвения» идёт медленнее. Энергично идёт этот процесс сейчас в русском языке.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Вместе с тем литературный язык наряду с сокращением диалектных различий образует свой тип «размножения» систем языков. В плане устной речи формируется различие между устной формой литературного языка, просторечием и диалектной речью (всеми диалектами). Система устно-письменного языка, в свою очередь, претерпевает изменения. В ней складываются подсистемы книжно-литературной речи, деловой речи. С течением времени развиваются подсистемы языка художественной литературы и языка массовой информации.Наряду с дивергенцией литературного языка, приводящей к разделению его на подсистемы и, следовательно, к осложнению, заставляющему считать этот процесс развитием языка, существует процесс увеличения числа литературных языков. Этот процесс идёт стремительно в масштабах исторического времени. После создания письменности в древнем Шумере процесс образования новых письменных языков интенсифицировался, и если 3000 лет до нашей эры создание письменности для нового языка было редким явлением, то в XX веке почти каждый сколько-нибудь заметный устный язык обрёл письмо. Это значит, что число систем языков, обладающих письменностью, сближается с числом устных языков, а в каждом вновь созданном литературном языке идёт процесс развития подсистем.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике Формирование литературного языка включает не только «умножение» систем, но и их усложнение. В литературном языке присутствуют одновременно два материала речи: письменный и устный. Вместе со всем этим развитие литературного языка связано с ростом общего словаря. Если в дописьменном языке единственным хранилищем слов является память людей, то в письменном языке у общества создаётся специализированная память в виде текстов. Люди, пользующиеся литературным языком, уже не обязаны знать весь или почти весь его словарь. Новые слова, закреплённые в письменных текстах, находятся благодаря средствам письменной фиксации в механической памяти общества. Это позволяет словарю вырасти до нескольких сот тысяч слов. Появляются дополнительные системы организации лексики в виде отраслевых словарей.

3 Понимание процесса развития языка в лингвистике В динамике языка можно выделить три процесса: эволюцию языка, развитие языка и совершенствование языка. Эволюцией (или изменением) языка можно назвать род процессов, когда единицы языка изменяют свое фонетическое (графическое) и смысловое качество, но при этом не происходит увеличения числа единиц и качественного усложнения их отношений. Развитием языка можно назвать такой род динамических процессов, когда происходит увеличение числа единиц языка и качественное усложнение их отношений. Совершенствованием языка можно назвать такие динамические процессы, которые, воплощаясь в изменении и развитии языка, возникают вследствие сознательного (а не стихийного) воздействия человека на язык. Все три процесса происходят одновременно и различаются только теоретически. В ряде случаев можно отметить и сознательное намерение и несознательный процесс использования языка. Эта тенденция ведет к усложнению языка. В других случаях сознательное и стихийное воздействие человека на язык направлено на систематизацию и упрощение его форм, на упрощение его фонетического и морфологического строя, синтаксических конструкций. Наконец, степень осознанности речевых действий различна, как и степень изученности целенаправленного воздействия человека на систему языка. Эта тенденция ведет к упрощению языка. Наглядно различия типов динамических отношений в языке показаны в таблице

Типы динамики языка Род динамики языка Стихийность процессов, отсутствие сознательного воздействия на язык Тенденция к упрощени ю системы языка Тенденция к усложнен ию системы языка Развитие языка +-+ Эволюция языка ++- Совершенст вование языка -++

4 Внутренние закономерности развития языка Обычно к внутренним законам языка относят: закон системности (глобальный закон, являющийся одновременно и свойством, качеством языка); закон традиции, обычно сдерживающий инновационные процессы; закон аналогии (стимулятор подрыва традиционности); закон экономии (или закон «наименьшего усилия»), особенно активно ориентированный на ускорение темпов в жизни общества; законы противоречий (антиномии, которые являются по сути «зачинщиками» борьбы противоположностей, заложенных в самой системе языка. Будучи присущими самому объекту (языку), антиномии как бы готовят взрыв изнутри)

4 Внутренние закономерности развития языка Закон системности обнаруживается на разных языковых уровнях (морфологическом, лексическом, синтаксическом) и проявляется как внутри каждого уровня, так и во взаимодействии их друг с другом. Например, сокращение количества падежей в русском языке (шесть из девяти) привело к росту аналитических черт в синтаксическом строе языка – функция падежной формы стала определяться позицией слова в предложении, соотношением с другими формами. Изменение семантики слова может отразиться на его синтаксических связях и даже на его форме. И, наоборот, новая синтаксическая сочетаемость может привести к изменению значения слова (его расширению или сужению). Часто эти процессы бывают процессами взаимообусловленными.

4 Внутренние закономерности развития языка Например, в современном употреблении термин «экология» за счет разросшихся синтаксических связей существенно расширил свою семантику: экология (от греч. oikos – дом, жилище, местоприбывание и …логия) – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой (БЭС. Т. 2, М., 1991). С середины ХХ века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. В конце ХХ в. формируется раздел экологии – экология человека (социальная экология); соответственно появляются аспекты экология города, экологическая этика и др. С точки зрения языка, произошло расширение семантического поля, в результате чего появилось другое значение (более абстрактное) – «требующий защиты». Последнее просматривается в новых синтаксических контекстах: экологическая культура, промышленная экология, экологизация производства, экология жизни, слова, экология духа; экологическая ситуация, экологическая катастрофа и т.п. В последних двух случаях появляется новый оттенок значения – «опасность, неблагополучие». Так, слово со специальным значением становится широко употребительным, в котором путем расширения синтаксической сочетаемости происходят семантические преобразования.

4 Внутренние закономерности развития языка Закон языковой традиции, с одной стороны, представляется как нечто лежащее на поверхности, вполне понятное и очевидное. С другой стороны, его действие обнаруживает сложное переплетение внешних и внутренних стимулов, задерживающих преобразования в языке. Понятность закона объясняется объективным стремлением языка к стабильности, «охранности» уже достигнутого, приобретенного, но потенции языка столь же объективно действуют в направлении расшатывания этой стабильности, и прорыв в слабом звене системы оказывается вполне естественным. Но тут вступают в действие силы, не имеющие прямого отношения к собственно языку, но могущие наложить своеобразное табу на инновации. Такие запретительные меры исходят от специалистов-лингвистов и специальных учреждений, имеющих соответствующий правовой статус; в словарях, пособиях, справочниках, официальных предписаниях, воспринимаемых как социальное установление, имеются указания на правомочность или неправомочность употребления тех или иных языковых знаков. Происходит как бы искусственное задерживание очевидного процесса, сохранение традиции вопреки объективному положению вещей.

4 Внутренние закономерности развития языка Сильным внутренним фактором языковых изменений является аналогия, и некоторые ученые говорят о законе аналогии как о главной причине, обусловливающей развитие языка. Аналитическое образование слов, выравнивание грамматических парадигм, когда одни формы склонения, спряжения и т.д. влияют на другие и в каком то отношении уподобляют их себе, синтаксическое взаимовлияние семантически близких слов – все это влияние закона аналогии. Аналогия – (греч. analogia – соответствие, сходство, соразмерность) – процесс формального и/или семантического уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений, существующий в одной паре (серии) единиц, на другую пару (серию). Действие закона аналогии выражается в уподоблении формы языкового выражения другой, соотносящейся с первой в формальном и в содержательном (смысловом) плане. Трудно найти ту область, где бы этот мощный фактор языковой эволюции не сыграл значительной роли в становлении новой литературной нормы и подтачивании прежних, освещенных традицией форм выражения. В общем плане это мощный фактор языковой эволюции, поскольку результатом оказывается некоторая унификация форм, но, с другой стороны, это может лишить язык специфических нюансов семантического и грамматического плана. В таких случаях сдерживающее начало традиции может сыграть положительную роль.

4 Внутренние закономерности развития языка Особенно активным в современном русском языке оказывается действие закона речевой экономии (или экономии речевых усилий). Сто лет назад И.А. Бодуэн де Куртене впервые высказал мысль о принципе экономии усилий как об одной из основных причин развития языка. Этот принцип он формулировал как стремление к удобству, которое выражается «а) в переходе звуков и созвучий более трудных в более легкие; б) в стремлении к упрощению форм (действием аналогии боле сильных на более слабые); в) в переходе от конкретного к абстрактному. Принцип экономии речевых усилий был, затем разработан в трудах Е.Д. Поливанова, который блестяще продемонстрировал действие этого принципа на примере фонетических изменений (конвергенция и дивергенция). На вопрос, в чем первопричина языковых изменений, он дал лаконичный и парадоксальный ответ: «Лень». «Как ни странно, – замечал Поливанов, – но тот коллективно-психологический фактор, который всюду при анализе механизма языковых изменений будет проглядывать как основная пружина этого механизма, действительно есть то, что, говоря грубо, можно назвать словами: «лень человеческая», или – что то же – стремление к экономии трудовой энергии»

4 Внутренние закономерности развития языка Действие закона экономии (или принципа наименьшего усилия) распространяется на разные сферы языка – лексику, словообразование, морфологию, синтаксис. Действие этого закона объясняет, например, замену форм следующего типа: грузин из грузинец, осетин из осетинец (однако башкирец – ?). О том же свидетельствует нулевое окончание в родительном падеже множественного числа у рядов классов слов: пять грузин вместо грузинов; сто грамм вместо сто граммов; полкило апельсин, помидор, мандарин вместо апельсинов, помидоров, мандаринов и т.п. При «конкуренции» вариантов чаще побеждают более краткие. Это особенно наглядно проявляется в изменении словообразовательных моделей. (Ср., например, процесс «сжатия»: электрический поезд – электропоезд – электричка; процесс усечения: кинематограф – кино; образование аббревиатур и сложносоставных слов: ЖЭК, ЮНЕСКО, школа-интернат; упрощение синтаксических конструкций: выступать в соревнованиях на первенство мира – выступать на первенство мира).

4 Внутренние закономерности развития языка Общими закономерностями некоторые исследователи считают языковые антиномии, то есть постоянно действующие в языке противоречия, характерные для его развития. Именно в борьбе противоположностей проявляется саморазвитие языка. Важнейшие из антиномий следующие: антиномия говорящего и слушающего, антиномия системы и нормы, антиномия кода и текста, антиномия регулярности и экспрессивности.

4 Внутренние закономерности развития языка Антиномия говорящего и слушающего создается в результате различия в интересах вступающих в контакт собеседников (или читателя и автора): говорящий заинтересован в том, чтобы упростить и сократить высказывание, а слушающий – упростить и облегчить восприятие и понимание высказывания. Столкновение интересов создает конфликтную ситуацию, которая должна быть снята путем поиска удовлетворяющих обе стороны форм выражения

4 Внутренние закономерности развития языка В действии антиномии системы и нормы можно обнаружить проявление как принципа экономии, так и закона аналогии. Например, свойственное разговорной, ненормированной речи замещение описательных конструкций буду победителем, смогу убедить и под. синтетическими формами типа «побежду», «побежу», «убежду», «убежу» - это, во-первых, экономия: одно слово вместо двучленного оборота и, во- вторых, аналогическое формообразование: формы 1-го лица ед. числа от так называемых недостаточных глаголов в данном случае производятся в противоречии с нормой, с узусом, но в согласии с возможностями системы – по аналогии со словоизменением таких глаголов, имеющих полную парадигму. Например, таких, как ходить, твердить, гудеть, страдать (страдаю и, высокое, стражду) и т.п.

4 Внутренние закономерности развития языка Противоречиво реализуется принцип экономии в антиномии кода и текста – это противоречие между набором языковых единиц (код – сумма фонем, морфем, слов, синтаксических единиц) и их употреблением в связной речи (текст). Число знаков в различных кодах неодинаково. Если знаков в коде достаточно много, то единицы сообщения можно записывать с помощью одного- двух знаков; если же их мало, то по необходимости мы должны изображать единицы сообщения с помощью разных сочетаний одних и тех же знаков. Во втором случае текст будет значительно длиннее, чем в первом.

4 Внутренние закономерности развития языка Если говорить о двух противоборствующих в языке тенденциях к регулярности и к экспрессивности высказываний, - то в развитии регулярных отношений между членами той или иной языковой подсистемы легко распознать стремление упорядочить одни участки языка по аналогии с другими. Противоположная же тенденция – постоянное обновление экспрессивных средств – направлена, с одной стороны, против стандарта, т.е. против аналогичности как принципа, а с другой – не может не следовать определенным образцам в создании метафор, сравнений и т.п.

5 Влияние внешних факторов на развитие языка Будучи средством общения, язык возникает и развивается в обществе. Он не может существовать вне общества, поскольку социально обусловлен как по происхождению, так и по назначению. Как явление социальное язык находится в зависимости от уровня развития общества, условий его существования. Влияние общества на язык глубоко и разнообразно. Именно здесь, и истории общества, сознания культуры, скрыты корни, первопричины развития языка

5 Влияние внешних факторов на развитие языка Крупнейшие сдвиги языковой истории – такие, как распад и образование языков, сближение языков и возникновение языковых союзов, - непосредственно связаны с переломными событиями в истории народов: с миграциями, завоеваниями, с образованием и распадом государственных объединений, контактами с соседними народами

5 Влияние внешних факторов на развитие языка Как и жизнь человека, история языка состоит в развертывании генетически заложенных возможностей системы, с одной стороны, в процессе саморазвития, а с другой – в результате «встреч», контактов, взаимодействия с себе подобными. Можно думать, что наиболее глубокие процессы в истории языка заключаются именно в саморазвитии, в то время как контакты языков – это наиболее заметные события языковой истории. Изменения, обусловленные языковыми контактами, можно обнаружить в истории каждого языка. Не существует генетически «чистых», «беспримесных» языков, которые бы в течение тысячелетий развивались бы без всякого влияния окружающей языковой среды, в полной обособленности от соседей.

5 Влияние внешних факторов на развитие языка Язык как средство коммуникации связан с культурой многочисленными связями. Языковые взаимодействия имеют место как при непосредственных контактов народов, так и при отсутствии их, представляя при этом важную часть опосредованных контактов культур. Одним из последствий таких взаимодействий культур является заимствование лингвистических единиц. Заимствование – это универсальное языковое явление, заключающееся в акцепции одним языком лингвистического материала из другого языка вследствие экстралингвистических контактов между ними, различающихся по уровню и формам

6 Динамика изменения разных языковых уровней Лексический фонд языка как составная часть единой языковой системы существенно отличается от других сторон языка – фонетического строя, морфологии, синтаксиса. Это отличие состоит в непосредственной обращенности к действительности. Поэтому именно в лексике в первую очередь отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества, лексика изменяется быстрее других языковых уровней. Каждое новое поколение вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И прежде всего такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оттенки того значения, которое заключено в известных словах

6 Динамика изменения разных языковых уровней Коренные изменения, произошедшие в 90-е годы XX века во всех сферах нашей жизни, серьезным образом сказались на словарном составе русского языка. Изменение государственности, отказ от прошлых социальных, экономических, политических и духовных основ общественной жизни значительно ускорили, в каких-то случаях обнаружили, вывели на поверхность эволюционно подготовленные процессы в языке и, прежде всего, в его словарном составе, который в настоящее время в буквальном смысле переживает неологический бум. В ходе языковой эволюции используется содержательно-смысловой потенциал, заложенный в самом словарном составе: изменение значений слов, переосмысление, наращивание новой семантики, стилистические переоценки слов – все это, наряду с рождением новых слов, значительно расширяет и обогащает словарь языка, усиливает его потенциал. Расширение сферы спонтанного общения резко сузило общение официально подготовленное, выверенное и откорректированное. Это открыло границы литературного языка для лексики разговорной, просторечной, жаргонной. Свобода форм выражения породила тенденцию к небывалому словотворчеству. Современные авторы текстов, устных и письменных, не сковывают себя литературными традициями и не ограничивают тщательным выбором слов. В сфере публичного общения стирается и ослабляется официальность.

6 Динамика изменения разных языковых уровней Изменения в морфологическом строе языка обнаруживаются в расширении или сужении круга вариантных форм, т.е. словоизменительных вариантов. Такие варианты возникают внутри грамматической системы, часто при соприкосновении морфологических и синтаксических явлений. Грамматическая вариантность всегда категориальна: это варианты форм грамматического рода, варианты падежных форм, варианты числа, варианты категорий глагола и т.д. На общем фоне стабильности морфологии и крайне медленном течении внутренних процессов преобразования все же можно выявить некоторые тенденции, затрагивающие всю морфологическую систему языка. По признанию лингвистов, это, прежде всего, тенденция к аналитизму. Аналитические формы отличаются от синтетических тем, что у них грамматическое значение передается вне пределов данного слова, т.е. функция и значение этих форм выявляются в контексте, при соотношении с другими словами.

6 Динамика изменения разных языковых уровней Свидетельством нарастания аналитических черт в грамматике русского языка является несомненный рост несклоняемых имен еще начиная со второй половины ХХ века. Эта тенденция оказалась достаточно сильной, и функционирование несклоняемых форм постепенно стало массовым. Прежде всего, речь идет о географических названиях на –ин(о), -ов(о). В современном русском языке обнаруживается своеобразное употребление форм грамматического рода имен существительных. Известно, что в наименованиях лиц форма грамматического рода сопоставима с полом обозначаемого лица (летчик – летчица, учитель – учительница, студент - студентка). Однако в современном русском языке значительно вырос (и продолжает расти) класс слов, наименование лиц в форме мужского рода, к которым нет соответствующих форм женского рода. Надобность в таких наименованиях очевидна, поскольку женщины могут занимать (что сейчас и активно происходит) должности, иметь звания, владеть специальностями, которые традиционно обозначаются формами имен мужского рода. Например: министр, президент, дипломат, посол, юрист, врач, доктор наук, пилот, филолог, геодезист, декан, ректор, генерал, майор и т.п.

Вопросы и задания к семинару Как вопрос о происхождении языка связан с вопросом о происхождении человека? Каковы основные гипотезы происхождения языка? Каковы внутренние принципы развития языка? Каковы внешние факторы развития языка? Чем обусловлена неравномерность темпов развития разных уровней языка? Приведите примеры исторических изменений в лексике и грамматике. Выпишите из толкового словаря «Языковые изменения конца ХХ – начала ХIХ века» 10 неологизмов и определите, к каким тематическим группам они относятся.

ЛИТЕРАТУРА 1.Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире. - М., Будагов Р.А. Определяет ли принцип экономии развитие и функционирование языка?// Вопросы языкознания. – Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков, – 3-е изд. – М., Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Избранные труды по языкознанию. – М., Журавлёв В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. – М., Комаров А.П. О внутренних противоречиях языка. – Алма-Ата, Крысин Л.П. О внешних и внутренних стимулах развития языка // Русский язык в школе. – – 3. 9.Ломтев Т.П. Внутренние противоречия как источник исторического развития структуры языка // Энгельс и языкознание. – М., Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М.,1996, М., Рождественский Ю. В. Лекции по общему языкознанию. - М.,1990.