Концепция развития культуры Республики Татарстан до 2025 года. Казань 2013 Казанский государственный университет культуры и искусств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА «Обсуждение проекта Концепции развития отрасли культуры Чувашской Республики на период до 2020 года» 30 ноября 2012 г.
Advertisements

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
1 Механизмы реализации целей и задач национального проекта в области культуры Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Докладывает: исполняющий обязанности министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики В.М. Соловьев.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.
Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края О проекте государственно й программы «Культура Пермского края» на 2015-
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Разработчики Программы: Администрация, педагогический коллектив, Управляющий совет школы. Руководитель разработки: директор школы Рекутина Г.Е. Целевая.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Транксрипт:

Концепция развития культуры Республики Татарстан до 2025 года. Казань 2013 Казанский государственный университет культуры и искусств

I. Общие положения Концепция развития культуры Республики Татарстан на период до 2025 года рассматривает культуру в качестве: важнейшей духовной основы российской цивилизации, обеспечивающей ее целостность и национальную полиэтничную идентичность; фактора эффективной модернизации, усиления конкурентоспособности, создания привлекательного имиджа (в том числе инвестиционного) и безопасности страны. Основная формула концепции: «Через культуру – к инновационному развитию общества».

II. Аналитический обзор состояния и оценка культурного потенциала Республики Татарстан В результате реализации программ развития культуры в Республике Татарстан созданы условия для: сохранения, развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирования системы ценностей в сфере культуры и искусства; развития единого культурного пространства республики и его интеграции в мировое культурное сообщество; устойчивого развития и укрепления экономического положения республиканских и муниципальных учреждений культуры, объектов историко- культурного наследия; повышения качества жизни населения и инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.

III. Обоснование соответствия Концепции приоритетным целям и задачам социально-экономического развития Республики Татарстан Концепция развития культуры Республики Татарстан нацелена на: формирование свободной, зрелой личности, способной сделать правильный социальный и интеллектуальный выбор; обеспечение экспансии культурного кластера в другие сферы экономики, государственного управления, корпоративного сектора; определение принципов государственной поддержки разных отраслей культуры с точки зрения их инновационного потенциала как инструмента инвестиционной привлекательности и пространственного развития городов и районов; повышение привлекательности региона и качества жизни ее граждан, актуализации среды Республики Татарстан как центра современных производств, культуры, образования, науки и туризма.

Основной целью настоящей Концепции является создание доступной культурной среды для каждого жителя Республики Татарстан, способствующей реализации культурного и духовного потенциала личности и общества в целом.

IV. Приоритетные направления и задачи реализации Концепции Совершенствование механизмов изучения, сохранения и развития традиционной культуры народов Татарстана; Реализация программы духовного, социально–экономического возрождения Древнего Болгара и Острова-града Свияжска; Развитие комплексных форм сохранения историко-культурного наследия – Заказанского, Джукетау-Чистопольского, Тетюшского музеев-заповедников, облика исторических городов и населенных пунктов Республики Татарстан; Оцифровка кино- фото-, видео- и аудиофондов и создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети интернет; Обеспечение онлайнового доступа населения к ресурсам библиотек; 1. Сохранение и популяризация историко- культурного наследия Республики Татарстан

Обеспечение преемственности традиционной многонациональной культуры Республики Татарстан и развитие культурных инноваций, интеграции в мировой культурный процесс; Выполнение Закона РТ (от г., 69) «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан; Выполнение Республиканской целевой программы информатизации музеев Республики Татарстан и обеспечения сохранности музейного фонда ( гг.) и Программы комплексного развития Национального музея РТ до 2020 года; Обеспечение сохранности музейного фонда и развитие музеев, в том числе реставрация и консервация музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда РФ и РТ; 1. Сохранение и популяризация историко- культурного наследия Республики Татарстан IV.

2. Расширение спектра и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства Содействие реализации крупных проектов в сфере культуры; Онлайновый доступ к ресурсам учреждений культуры и искусства; Активное освоение современных информационно- коммуникационных технологий; Создание веб-сайтов библиотек с полным набором навигационных инструментов; Веб-архивирование памятников культуры как части национального наследия; Предоставление государством гарантированной поддержки профессионального творчества; Организация творческих конкурсов с целью развития инновационного потенциала; IV.

2. Расширение спектра и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства Подготовка и переподготовка кадров для сферы киноискусства; Сохранение и развитие научного и профессионального потенциала российской и татарстанской кинематографии; Поддержка и сохранение лучших традиций российского и национального репертуарного театра; Поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение и развитие традиций народной культуры, народного художественного промысла. IV.

3. Создание доступной культурной среды для каждого жителя Республики Татарстан Создание благоприятных условий для реализации перспективных инновационных проектов; Создание регионального многоязычного и Интернет- портала «Культура Республики Татарстан»; Развитие актуального искусства и креативных технологий; Создание центров местной культуры; Реализация проектов культурного сотрудничества и обмена; Оснащение учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами; Обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства; Обеспечение условий для свободного культурного развития всех социально-этнических групп; IV.

4. Формирование имиджа культуры как конкурентного преимущества республики, развитие бренда «Татарстан – культурная столица», разработка иных имиджевых брендов Татарстана Формирование имиджа культуры как важного конкурентного преимущества Республики Татарстан; Интеграция информационных ресурсов республики в российские и международные информационные сети; Формирование позитивного образа республики посредством кино и телевидения; Брендирование уникальных форм культур на территории республики; Разработка новых имиджевых брендов исторического наследия; Повышение престижности и привлекательности творческих профессий; Расширение форм межгосударственного культурного сотрудничества. IV.

5. Инновационные пути модернизации организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры Привлечение дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства; Введение новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования отрасли; Совершенствование механизмов финансирования сферы культуры; Повышение роли стратегического планирования, разработка концепции развития конкретных учреждений и отдельных направлений культуры и искусства; Формирование новых организационно- экономических, правовых механизмов управления и развития сферы культуры; Формирование методических основ и инструментария мониторинга культурных процессов; IV.

5. Инновационные пути модернизации организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры Совершенствование методической базы развития культуры; внедрение в практику управления достижений, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта, инноваций в сфере культуры; Совершенствование и формирование новых методов и средств системы подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли; Активизация информационной поддержки культурных мероприятий и процессов создание системы научного сопровождения культурной сферы. IV.

V. Ожидаемые результаты реализации Концепции Сохранению и развитию единого культурного пространства; Сохранению и развитию многонационального культурного наследия народов РТ; Гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений; Совершенствованию отечественной системы художественного образования и науки; Дальнейшей интеграции Республики Татарстан в мировой культурный процесс и укреплению ее позитивного образа; Сохранению и укреплению бренда «Татарстан – культурная столица»; Превращению феномена татарстанской культуры в визитную карточку республики. Реализация Концепции будет способствовать :

VI. Целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры С целью всесторонней оценки эффективности реализации Концепции предлагается использование целевых показателей (индикаторов) встроенных в индикативно- проектные модели многомерных оценок. Концепция направлена на получение не только финансового и экономического результатов, а социального эффекта. Социальный эффект реализации программ Концепции оценивается комплексным показателем «качество жизни»,

SWOT-анализ Концепции развития культуры РТ до 2025 года. Направление 1: Сохранение и популяризация историко-культурного наследия Республики Татарстан Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления) Weaknesses (слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления) 1.Опыт реализации крупных проектов: Свияжск, Булгар и др. 2.Сильные административные ресурсы. 3.Наличие примеров удачной реализации программ государственно-частного партнерства в сфере восстановления историко-культурного наследия. 1.Плохое исходное материально-техническое состояние объектов материально-культурного наследия; их восстановление потребует больших капиталовложений. Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления) Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления) 1. Повышение туристической активности в республике в связи с международными мероприятиями. 2.Повышение покупательской способности населения, его готовность инвестировать во внутренний туризм. 3.Повышение внимания государственных органов РТ и РФ к проблемам сохранения историко-культурного наследия как фактора воспитания государственно-патриотического сознания. 1.Заинтересованность крупных коммерческих структур в нецелевом использовании или сносе объектов историко-культурного наследия. 2.Риск неокупаемости капиталовложений в реконструкцию в связи с отсутствием транспортной и туристической инфраструктуры.

Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления) Weaknesses (внутренние слабости, препятствующие реализации направления) 1.Разработаны и внедрены стандарты предоставления услуг. 2. Имеются богатые фонды по отраслям (музейные, библиотечные..). 3.Имеется потенциал образовательной системы в сфере культуры. 4. Имеются имиджевые учреждения культуры с именем и историей, достойно представляющие республику на федеральном и международном уровнях. 1.Отсутствие мотивации работников учреждений культуры в связи с низким уровнем заработной платы и отсутствием зависимости оплаты от качества предоставляемых услуг. 2.Готовность руководства учреждений культуры менять формы работы с населением и внедрять новые механизмы хозяйствования и управления. 3.Устаревшая инфраструктура сферы культуры. 4.Отсутствие крупномасштабной программы переподготовки и повышения квалификации работников учреждений культуры. Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления) Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления) 1. Активные межкультурные связи и обмен руководства республики и организаций сфере культуры. 2. Реализация федеральных программ, направленных на повышение качества услуг в сфере культуры. 3. Конкуренция за грантовую поддержку. 1.Конкуренция с другими рынками труда (утечка высококвалифицированных специалистов). 2.Конкуренция с федеральными и международными провайдерами в сфере культуры. Направление 2: Расширение спектра и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства

Направление 3: Создание доступной культурной среды для каждого жителя Республики Татарстан Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления) Weaknesses (слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления) 1.Разветвленная сеть объектов культуры. 2.Высокий уровень информатизации республики. 3.Наличие действующих программ для обеспечения услуг группам населения с особыми потребностями. 4.Действующая программа постройки клубов культуры в селе. 1.Отсутствие инфраструктуры для реализации инновационных методов работы с населением. 2.Возможное сопротивление или неготовность коллективов учреждений культуры к изменениям. 3.Преодоление тенденции к замкнутости сферы культуры. 4.Отсутствие опыта широкого публичного обсуждения инициатив в сфере культуры. 5.Снижение качества, разнообразия культурных форм досуга для жителей сельской местности, небольших городских поселений. Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления) Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления) 1.Возрождение национального самосознания. Стремление приобщить молодое поколение к ценностям национальной культуры. 2.Осознание национальной культуры как фактора, противостоящего негативным последствиям глобализации. 1.Невостребованность населением новых форм организации сферы культуры (ввиду дефицита времени, отсутствия доступа к информационным ресурсам, не верному определению целевой группы потребителя). 2.Несправедливая конкуренция с массовой культурой и необходимость поиска наименее конкурентной ниши для продвижения образцов татарстанской культуры.

Направление 4: Формирование имиджа культуры как конкурентного преимущества республики, развитие бренда «Татарстан – культурная столица», разработка иных имиджевых брендов Татарстана Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления) Weaknesses (слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления) 1.В Татарстане существуют бренды событийных мероприятий (Сабантуй, Каравон, Навруз и т.д.). 2. Налажено производство сувенирной продукции. 3.Сформирована система информационного сопровождения инноваций (Электронное правительство, СМИ, сайты и др.) 1.Отсутствие опыта применения технологий продвижения брендов. 2.Возможная дискуссионность предложенных брендов в связи с многонациональной и многоукладной культурой республики. Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления) Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления) 1.Клиповое сознание современного человека востребует лаконичные, яркие бренды. 2.Брендирование является устоявшейся особенностью политической культуры республики. 1.Высокая конкуренция брендов внутри республики. Новому бренду придется конкурировать с уже сложившимися и определяющими имидж республики брендами. 2.Одностороннее освещение культурного потенциала республики.

Направление 5: Внедрение инновационных организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры Strengths (сильные внутренние стороны, способствующие реализации направления) Weaknesses (слабые внутренние стороны, препятствующие реализации направления) 1. Наличие положительного тренда повышения уровня качества жизни населения, улучшения демографических процессов и инвестиционной привлекательности РТ. 2. Укрепление экономического положения республиканских и муниципальных учреждений культуры, объектов историко-культурного наследия. 3.Сформированы основы федерального законодательства о реализации государственно- частного партнерства. 4. Имеется опыт управления проектами с участием частного капитала. 5. В некоторых сегментах рынка существует развитая конкуренция между государственными и частными провайдерами услуг в сфере культуры. 1. Слабо внедряются инновационные формы и методы в деятельность учреждений культуры. 2.Не сформирован полноценный рынок услуг в сфере культуры. 3.Не отвечает нормативным требованиям материальная база учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований, их техническая оснащенность. 4.Не разработана база нормативных и подзаконных актов, детализирующих механизм государственно-частного партнерства. 5.Не используются альтернативные формы управления (ядерно-сотовая, ступенчатая модели пространственной организации культуры). 6.Отсутствие у инвесторов стимулов вкладываться в сферу культуры и искусства. 7.Отсутствие платежеспособного спроса сельского населения и жителей небольших городов на услуги в сфере культуры. 8. Неразвитый механизм привлечения дополнительных источников финансирования (фандрайзинг, спонсорство и т.д.).

Opportunities (возможности внешней среды, способствующие реализации направления) Threats (угрозы внешней среды, препятствующие реализации направления) 1.Государством сформулированы задачи по оптимизации и увеличению финансирования отрасли культуры. 2.В Республике Татарстан создан инвестиционно привлекательный климат. 3.Увеличивается число потенциальных потребителей в связи с позитивной динамикой демографических процессов в РТ. 4.Существует система подготовки высококвалифицированных специалистов- управленцев в сфере культуры. 1.Низкая эффективность финансирования учреждений культуры (недофинансирование, распыление средств, избыточность сетей). 2.Наблюдается дисбаланс и расслоение в матрице потребителей услуг в сфере культуры. 3.Падение стандартов потребления услуг в сфере культуры, снижение качества жизни, потеря высоких духовно-нравственных ориентиров в обществе.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ