Методический семинар на тему: «Создание полисферной образовательной среды как основы интеллектуального развития учащихся» Автор выступления – Шадрин Сергей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 МБОУ Березкинская основная общеобразовательная школа.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Первая университетская гимназия им. академика В.В.Сороки г. Великий Новгород 2012 г.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Москва, 2013г. НМС секция учителей истории и обществознания секция учителей русского языка и литературы Секция учителей музыки и ИЗО.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
ЛОБАНОВА ГАЛИНА РАФАЭЛЕВНА Образование: высшее (Елабужский Государственный педагогический институт, педагогический факультет) Образование: высшее (Елабужский.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с углубленным изучением.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Доклад «Проектная деятельность» Автор: Тарасова Ксения Андреевна учитель истории МОУ «Новогоренская СОШ» Колпашевского района.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Профессиональная компетентность педагога Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Основная образовательная программа начального общего образования ст. Курская 2 8 марта 2011 год Отдел образования администрации Курского муниципального.
Транксрипт:

Методический семинар на тему: «Создание полисферной образовательной среды как основы интеллектуального развития учащихся» Автор выступления – Шадрин Сергей Сергеевич, руководитель ШМО учителей истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 143 с углублённым изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского г. Казани

В рамках компетентностной педагогики полисферная образовательная среда – это совокупность условий образовательного процесса, направленных на применение системного и междисциплинарного подходов с целью формирования и развития универсальных умений и навыков

Ключевые понятия [в переводе с латинского – принадлежность по праву] – Компетенция [в переводе с латинского – принадлежность по праву] – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) Это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность) – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества проблем Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества проблем : Формула М. А. Чошанова: «Компетентность – это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления» «Компетентность – это мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления»

Классификация ключевых компетен ций (по версии Центра компетентностной педагогики (Монреаль, Канада)) уметь учиться уметь учиться уметь обучаться на родном языке уметь обучаться на родном языке уметь обучаться на иностранном языке уметь обучаться на иностранном языке владеть элементарными знаниями из предметных областей владеть элементарными знаниями из предметных областей уметь проявлять качества предпринимательства уметь проявлять качества предпринимательства уметь руководствоваться гражданскими и социальными навыками уметь руководствоваться гражданскими и социальными навыками уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры уметь демонстрировать навыки информационной культуры уметь демонстрировать навыки информационной культуры

Дидактическая инженерия «Учитель-инженер – это учитель эры информатизации, обладающий мобильным знанием, гибким методом и критическим мышлением для целенаправленного анализа, проектирования и конструирования дидактических объектов и их результативного использования в процессе обучения» (М. А. Чошанов, Техасский университет, США) искусство инженерия наука современная дидактика

Технология развития критического мышления Таксономия педагогических целей в познавательной деятельности, предложенная Б. Блумом Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

Развитие аналитического мышления посредством построения виртуальной музейной экспозиции и применения метода сравнения

Развитие синтетического мышления посредством построения, анализа и сравнения иллюстрированных схем

Развитие индуктивного мышления посредством применения кластерного анализа (Q-техники)

Использование информационных ресурсов и средств ИКТ при организации домашней работы

Применение техники «вопрошания» источников Какое настроение широких народных масс – современников Фёдора Алексеевича отражает казачья притча «Сон Степана Разина»? Вопрос 1. Какое настроение широких народных масс – современников Фёдора Алексеевича отражает казачья притча «Сон Степана Разина»? Какие исторические события отражены в тексте притчи? («Ой, налетели ветры злые, / Да с восточной стороны»). О чём, на Ваш взгляд, идёт речь? Вопрос 2. Какие исторические события отражены в тексте притчи? («Ой, налетели ветры злые, / Да с восточной стороны»). О чём, на Ваш взгляд, идёт речь? Вопрос 1. Какие эмоции выражают герои картины И. Е. Репина «Запорожцы»? Вопрос 2. Каково предположительно могло быть содержание письма казаков турецкому султану?

Распространение опыта реализации методической системы Названия конференций и методических семинаров УровниДаты Темы докладов и выступлений Межвузовская научно-методическая конференция «Проблема качества исторического образования в системе высшей школы» 2008 г. «Проблема изучения истории государственных символов в высшей школе» II Республиканские педагогические чтения «Реализация инновационных проектов, направленных на повышение качества образования, в рамках стратегии Наша новая школа» 2012 г. «Изучение культовых героев советской литературы и кинематографа как фактор развития социальной компетентности учащихся» Мастер-класс в рамках II Республиканских «Аксаковских чтений» 2012 г. «Анализ художественных произведений на историческую тему на основе принципа интегральности» Курсы ИРО РТ для учителей истории и обществознания «Образовательное пространство школы как условие духовно- нравственного воспитания молодёжи» 2011 г. «Система и методические принципы подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ по разделу История отечественной культуры» Семинар Института филологии и искусств КФУ для молодых учителей и студентов-филологов РТ 2012 г. «Предупреждение языковых трудностей и типичных ошибок при написании текстов и работе с литературными источниками на уроках истории и обществознания» Семинар РМО учителей истории и обществознания Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани «Система подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию» 2012 г. «Система подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории»

Основные публикации в рамках методической темы Методические публикации: – Шадрин С. С. Реконструкция «биографий» литературных героев и антигероев как фактор развития социальной компетентности учащихся // KAZANOBR.RU: Электронный научно- методический журнал; гл. ред. И. Г. Хадиуллин. – – 4.: Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК МО и Н РФ: – Шадрин С. С. Развитие дореволюционной отечественной историографии государственных гимнов (1883–1917) // Ученые записки КГУ. – Т – Серия «Гуманитарные науки». – Кн. 1. – Казань, – С. 38–42. Статьи в сборниках материалов Всероссийских и региональных научных конференций: – Шадрин С. С. Н.А. Соболева как гимнолог // Сообщество историков высшей школы России: Научная практика и образовательная миссия: материалы Всерос. науч. конф. – М.: ИВИ РАН, – С.244–247; – Шадрин С. С. Гимны образовательных учреждений: проблема создания, идейное и жанровое своеобразие (на примере вузов г. Казани) // Альманах гуманитарных и социальных исследований: сб. науч. статей. – Казань, – С. 117–121; – Шадрин С. С. Проблема изучения истории государственных символов в высшей школе // Проблема качества исторического образования в системе высшей школы: сб. науч. ст. и сообщений. – Казань, – С. 143–150; – Шадрин С. С. Аграрная проблематика в отечественной гимнографии первой половины XX века // Известия Общества истории, археологии и этнографии при КГУ. – Казань, – Т. 1. – С. 233–239; – Шадрин С. С. Пропаганда и восприятие Государственного гимна России в начале XXI века // Социальные процессы в России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. статей. – Казань, – С. 87–96; – Шадрин С. С. (в соавт.). «Победная песня нашего народа»: Источники по истории Государственного гимна СССР (1943 г.) // Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память: сб. статей и материалов. – Казань, – С. 240–250.

Технология реконструкции «биографий» литературных героев Шадрин С. С. Реконструкция «биографий» литературных героев и антигероев как фактор развития социальной компетентности учащихся // KAZANOBR.RU: Электронный научно-методический журнал; гл. ред. И. Г. Хадиуллин. – – 4.:

Социальная компетентность – это базисная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью, момент нормами и ценностями дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями Проблема социального здоровья подрастающих поколений !

Пример реконструкции культовых «биографий». Трансформация рецепции образов Данко и Буратино в массовом сознании «Оставаясь героем нашего времени в каждую эпоху и в различной субкультурной среде, Данко являлся знаковой фигурой как для передовой комсомольской молодёжи, так и для участников движения хиппи и поклонников советского андеграунда»

Роль применения технологии в процессе развития ключевых компетентностей учащихся приобщение к социальному опыту предшествующего поколения приобщение к социальному опыту предшествующего поколения формирование исторических представлений об идеале формирование исторических представлений об идеале планомерное и творческое привитие основных планомерное и творческое привитие основных (общечеловеческих, групповых, межличностных) (общечеловеческих, групповых, межличностных) социальных норм социальных норм реализация передовых задач гражданско-патриотической, реализация передовых задач гражданско-патриотической, эстетической и иных форм воспитательной работы эстетической и иных форм воспитательной работы содействие приобщению к высоким нравственным ценностям содействие приобщению к высоким нравственным ценностям снижение духовного разрыва между поколениями снижение духовного разрыва между поколениями профилактика девиантного и делинквентного поведения профилактика девиантного и делинквентного поведения коррекция неадекватных поведенческих моделей коррекция неадекватных поведенческих моделей развитие читательской, коммуникативной, исследовательской развитие читательской, коммуникативной, исследовательской компетентностей компетентностей подготовка к индивидуальной и коллективной проектной деятельности подготовка к индивидуальной и коллективной проектной деятельности

Разработка элективного курса «Гимнология» 1. Гимнология как вспомогательная историко-филологическая дисциплина. Урок 1. Определение, цель и задачи науки. Объект и предмет изучения. Урок 2. Гимнология в системе наук. Научно-терминологический аппарат. 2. Гимн как произведение и государственный символ. Урок 3. Определение и атрибуты гимна. Урок 4. Форма и структура гимна. Урок 5. Идея и содержание гимна. Урок 6. Задачи создания и использования гимна. 3. Разделы гимнологии. Урок 7. Музыкальная гимнология. Урок 8. Литературная гимнология. Урок 9. Политическая и юридическая гимнология. Урок 10. Психосоциальная и этническая гимнология.

4. Источниковедение отечественной гимнологии. Урок 11. Документальные источники. Урок 12. Источники личного происхождения. Урок 13. Массовые источники. 5. Историография отечественной гимнологии. Урок 14. Дореволюционная гимнологическая литература. Урок 15. Советская гимнологическая литература. Урок 16. Современная гимнологическая литература. 6. История отечественной гимнографии. Урок 17. Становление отечественной гимнографии в XVIIIвеке. Творчество Г. Р. Державина и М. М. Хераскова. Уроки 18–19. Создание Государственного гимна России в первой половине XIXвека. Творчество В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Урок 20. Развитие отечественной гимнографии во второй половине XIX– начале XXвв. Урок 21. Значение Государственного гимна Российской империи в 1901–17 гг. Урок 22. Вопрос о Государственном гимне России в период Февральской революции 1917 г. Творчество В. Я. Брюсова. «Рабочая Марсельеза».

Урок 23. Роль гимна «Интернационал» в советской идеологии 1917 – начала 1940-х гг. Уроки 24–25. Проведение конкурса по созданию Государственного гимна СССР в 1942–43 гг. Творчество Н. Н. Асеева, О. Ф. Берггольц, С. В. Михалкова, К. М. Симонова, Н. С. Тихонова и др. Урок 26. Пропаганда Государственного гимна СССР в 1943–53 гг. Уроки 27–28. Работа над совершенствованием Государственного гимна СССР в период «оттепели» (1953–64 гг.). Творчество М. В. Исаковского, А. Т. Твардовского и др. Урок 29. Создание новой редакции Государственного гимна СССР и его пропаганда (1964–91 гг.). Урок 30. Проблема принятия Государственного гимна России в 1990-е гг. Урок 31. Общественно-политическая дискуссия по вопросу о Государственном гимне России в 2000–01 гг. Уроки 32–33. Пропаганда и восприятие Государственного гимна России в начале XXI века. Урок 34. Развитие гимнографии в Республике Татарстан. _______ Уроки 35–36. Защита проектов учащихся.

Награды и поощрения за работу в рамках реализации методической системы Наименования наград и поощрений ФотоУровниДаты Основания для награждений и поощрений грант «Учитель- исследователь» МО и Н РТ региональный 2011 г. за вклад в изучение истории государственных гимнов России и СССР и внедрение результатов исследования в педагогическую практику диплом МО и Н РТ региональный 2012 г. «за высокий научно-методический уровень представленного педагогического опыта и творческий подход к работе (…)» грамота отдела образования Управления образования ИКМО г. Казани по Ново- Савиновскому району 2011 г. «за творческий подход в деле духовно- нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения» благодарственное письмо Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета региональный 2012 г. «за высокий уровень методического руководства плановой педагогической практикой студентов выпускных курсов ИФИ КФУ» муниципальный

Примеры диагностики результативности развития ключевых компетентностей в рамках реализации методической системы 10 класс умение выделить в произведении искусства на историческую тему элементы художественного вымысла 11 класс умение установить идеологические задачи создания произведения искусства I полугодиеII полугодие полностью справились 29%51% частично справились 44%46% не справились 27%3% I полугодиеII полугодие полностью справились 36%58% частично справились 45%39% не справились 19%3% Диагностика была проведена после 1-го и 4-го просмотров художественных фильмов

Влияние реализации методической системы на официальные показатели результативности образовательного процесса Результаты участия во Всероссийской олимпиаде школьников по истории – I место по школе (2011), III место на муниципальном этапе (2011) Результаты защиты учащимися проектов в рамках методической темы на муниципальных НПК по истории – I (2011) и II (2012) места Результаты ЕГЭ в 2012 г. по МБОУ «Школа 143» I место В среднем по РТ – 53,8 балла, в среднем по школе – 69,3 балла, максимально по школе – 91 балл