ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к формированию оценочных средств А.И.Кочетов, НИТУ «МИСиС»
Advertisements

Взаимодействие вузов УМО, родственных колледжей, лицеев и работодателей в системе оценки и сертификации квалификаций в области металлургии (12.Р ф-57)
Проректор КНИТУ Л.В. Овсиенко Центр добровольной сертификации.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
О порядке проведения аттестации, квалификационного экзамена Управление государственной гражданской службы Республики Коми 2012 год.
Система развития профессиональных квалификаций в строительстве, промышленности стройматериалов и ЖКХ Салахов Артур Асхатович, эксперт НСКК.
Портфолио учителя – это документ, в котором фиксируются и накапливаются данные о результативности труда учителя за определенный период деятельности учителя.
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
ГОУ лицей 533 ГСКОУ 3 Ресурсный центр (сетевое взаимодействие) Электронное портфолио педагога как форма оценки профессиональной деятельности.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Транксрипт:

ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ (12.Р Ф-57) НИТУ «МИСиС» Крупин Ю.А., Кочетов А.И. Москва, 2012

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ О О бщественно-профессиональное признание сертификационных измерительных материалов обусловлено собственно целью системы. Ц Ц ель системы - обеспечить металлургическую отрасль конкурентоспособными компетентными специалистами, способными: решать задачи ее стратегического развития, в первую очередь в приоритетных направлениях; решать задачи развития металлургии в высокотехнологичных отраслях экономики. Утвержденная приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. 150 «Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года».

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Р Р азработка и реализация надежных и достоверных средств и способов оценки соответствия специалистов разным квалификационным уровням, определенным в профессиональном стандарте ( ПС ), в первую очередь для приоритетных видов металлургического производства. П П роведение объективных, прозрачных и признаваемых на российском рынке труда процедур добровольной оценки и сертификации квалификаций граждан.

ИНДИКАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ С С истемы должна быть привлекательной: для работодателей, в той мере, в которой они смогут обеспечить деятельность и развитие Системы, например, в формате частно- государственного партнерства; для соискателей, в той мере, в которой сертифицированные специалисты смогут демонстрировать: –соответствие занимаемой должности, –умение решать профессиональные и социальные задачи, –карьерный рост, и получать зарплату в разы больше, чем у специалистов того же квалификационного уровня.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Р Р азработка оценочных средств и методик испытаний должна быть скоординирована с кадровой политикой предприятий и учитывать первоочередные потребности металлургических производств в кадрах. П П ри установлении соответствия компетенций специалистов данному квалификационному уровню должны соблюдаться общепринятые требования, правила, стандарты и процедуры оценки и сертификации квалификаций.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Д Д ля адекватности требованиям работодателя должна быть не проверка частных компетенций соискателя, а оценка компетентности специалиста в целом, по показателям, согласованным с предприятиями. Д Д ля объективности оценки заключение о соответствии следует принимать сопоставлением результатов аттестации с пороговыми значениям показателей, установленных работодателями, а не по субъективному мнению оценщиков.

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Д Д олжны выполняться основные показатели, обеспечивающие результативность испытания: надежность оценки (устойчивость результатов, проявляющаяся при неоднократном испытании в процессе аттестации) достоверность оценки (ее состоятельность, при переменных условиях). Д Д ля этого требуются методические решения.

КОМУ РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? К разработке оценочных средств в Экспертно- методических центрах (ЭМЦ) должны привлекаться совместно: представители предприятий, в первую очередь ИТР, непосредственно связанные с технологиями и производственными процессами. преподаватели вузов и колледжей, имеющие опыт методической работы и практику в первую очередь профессиональной подготовки, а также представители УМО.

ГДЕ РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? Р Р азработка и апробация оценочных средств осуществляется в филиалах ЭМЦ, создаваемых на базе двух-трех производственно-образовательных кластеров, в составе металлургического предприятия и расположенных по соседству ориентированных на металлургическое производство профессиональных учебных заведений (вуз – колледж - лицей).

КАК РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? О О ценочные средства должны строиться на базе профессионального стандарта «Специалист по производству металлургической продукции» для черной и цветной металлургии - нормативно- правовой основы деятельности Системы. С С труктура оценочных средств (распределение доли тестов, ситуационных задач, имитаторов) выявляется из анализа должности/квалификационных уровней ПС. Пилотный проект профессионального стандарта для черной металлургии был разработан в 2008 г. Экспертным клубом промышленности и энергетики по заказу Минпромторга России Пилотный проект профессионального стандарта «Специалист по производству металлургической продукции» для черной металлургии был разработан в 2008 г. Экспертным клубом промышленности и энергетики по заказу Минпромторга России

СТРУКТУРА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

ПРИМЕРЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (начальный КвУр)

ПРИМЕРЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (четвертый КвУр)

ПРИМЕРЫ ПРОФЗНАНИЙ (начальный КвУр)

ПРИМЕРЫ ПРОФЗНАНИЙ (четвертый КвУр) Конструкции, устройства, принцип действия и основные характеристики современного оборудования металлургических цехов Энергоресурсо- сбережение в металлургическом производстве

ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ К К омпетенция, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области является характеристикой действия. К К омпетентность характеризует выраженную способность применять знания, умения и навыки, проявлять социально-личностные свойства и является характеристикой личности. П П оэтому фактической оценкой работодателем качества специалиста по его пригодности к результативной (эффективной) работе является компетентность.

Что хотим оценить и что оцениваем при тестировании? Х Х отим оценить компетентность, как способность решать рабочие задачи, а оцениваем компетенции, как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность. П П оэтому обобщенным результатом сертификационных испытаний должна стать целостная компетентность специалиста, которая складывается из частных компетентностей, сформированных: в профессиональном образовательном учреждении в процессе практической производственной, организаторской, общественной деятельности, самовоспитания, взаимодействия с коллективом и отдельными персоналиями.

Целостная социально-профессиональная компетентность Личностные свойства (качества) Интеллектуальные (мыслительные) действия (способности) частные социальные компетентности частные профессиональные компетентности Основания для формирования компетентностей МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО- НАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (по И.А. Зимней)

ПАСПОРТ СЕРТИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ИД СК ИК ОПК СПК ЛС -ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ (определяются работодателями) - МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Личностные свойства (качества) Социальные компетентности Общепрофес- сиональные компетентности Специальные профессиональные компетентности Инструментальные компетентности Интеллектуальные действия

и личностные качества

Социальные и общепрофессиональные компетентности компетентности

Инструментальные и специальные профессиональныекомпетентности профессиональные компетентности

ФОРМИРОВАНИЕ ПАСПОРТА Р Р ейтинг специалиста формируется из результатов испытаний для определения соответствия специалиста установленным требованиям в составе: оценок за тестирование; оценок за решение ситуационных задач/выполнение системных заданий, в т.ч. с использованием ИКТ; оценок, полученных при прохождении стендовых испытаний; оценок, полученных на имитаторах. И И нтегральная оценка квалификации специалиста для всех компетенций определяется по рейтингу.

Связь результатов испытаний с частными компетенциями С вязь результатов испытаний с частными компетенциями устанавливается в таблицах связей экспертами из ЭМЦ в рамках компетентностной модели (КМ) специалиста. Р езультаты испытаний оцениваются в долях (процентах) и «перераспределяются» в таблицах связей по частным компетенциям с последующей перенормировкой на максимальный результат 100%. П ри построении КМ специалиста требуется ее согласование с КМ вуза.Это согласование осуществляется в филиалах ЭМЦ, расположенных в производственно-образовательных кластерах, совместно экспертами от работодателя и от входящих в состав кластера профессиональных учебных заведений. П ри построении КМ специалиста требуется ее согласование с КМ вуза. Это согласование осуществляется в филиалах ЭМЦ, расположенных в производственно-образовательных кластерах, совместно экспертами от работодателя и от входящих в состав кластера профессиональных учебных заведений.

ОЦЕНКИ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (по данным анкетирования)

ИЗ ПУШКИ - ПО ВОРОБЬЯМ ИЛИ …? С С истема должна быть «массовой» на входе, но не за счет «свежих» выпускников профобразования, и адекватной требованиям работодателя на выходе, в противном случае она не будет рентабельной. М « М ассовость» может быть обеспечена привлекательностью сертификата «компетентного специалиста» и активной работой адаптационной системы на металлургических предприятиях (в первую очередь в отношении бакалавров).

ВЫПУСКНИКИ – ЭТО СПЕЦИАЛИСТЫ? П П роверять компетентность «целевых» выпускников, как специалистов можно с учетом их адаптации к рабочему месту в период обучения (для бакалавров практика на предприятии может достигать шести месяцев из четырех лет обучения). П П рограмма адаптации должна быть согласована с ПС, образовательными программами учебных профессиональных заведений и программами аттестации ЦОСК – иначе «лебедь, рак и щука».

ВЫПУСКНИКИ – ЭТО СПЕЦИАЛИСТЫ? П П роверять компетентность «нецелевых» выпускников, как специалистов смысла нет, так как они не имеют практики работы. К К роме того, такая проверка дезавуирует дипломы учебных заведений, имеющих Государственную аккредитацию от Рособрнадзора. П П оэтому в Центрах оценки и сертификации квалификации (ЦОСК) целесообразно проверять выживаемость полученных выпускниками базовых, общеинженерных и профессиональных знаний.

ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ В В металлургических центрах предприятия не найдут возможности привлечь в качестве экспертов рабочих, технологов и ИТР, а образовательные учреждения - преподавателей для разработки единых подходов к системе оценочных средств. П П редприятия не смогут развить на своей базе адаптационную систему (в первую очередь для бакалавров), согласованную в части программ адаптации с образовательными программами учебных профессиональных заведений и программами аттестации ЦОСК.

ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ Н Н е будет доработан и утвержден ПС «Специалист по производству металлургической продукции» для черной и цветной металлургии. Л Л ишенная нормативно-правовой основы Система не станет привлекательной, как для соискателей желающих получить сертификат соответствия, так и для работодателей. О О держит верх корпоративный интерес и независимые органы сертификации будут лишены подтверждения права трудовой деятельности личности независимо от места, времени и способа получения квалификации

ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ С С пешно сформированная Система будет ошибочно сертифицировать работников предприятий, как компетентных специалистов (риск первого рода) либо не выдавать сертификата компетентному специалисту (риск второго рода). В В условиях дефицита квалифицированных специалистов на ответственных участках металлургического производства риск второго рода опасен не менее первого.

Из статьи ПредседателяПравительства России В.В.Путина в газете «Комсомольская правда» (13 февраля 2012г.) Из статьи Председателя Правительства России В.В.Путина в газете «Комсомольская правда» (13 февраля 2012г.) За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства. Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.