2008 Институты развития как инструмент диверсификации экономики России Олег Солнцев руководитель направления анализа денежно-кредитной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Advertisements

29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Москва 2008 Технологическая модернизация в России: вызовы, цели, способы действий Конференция АНЦЭА Проблемы и перспективы российской модернизации"
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Инновационное развитие Сарова: базовые условия Группа 11 «Экономика инновационного развития»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Основные принципы построения Межотраслевого инновационного центра Закрытое акционерное общество ЦЕНТР ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ Казань, 17 апреля 2009 г.
Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Инвестиционой группы «ТОНАП»
Ключевые тренды развития российской промышленности проект LINK / Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, ЦМАКП Предварительное замечание.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
(Тема презентации) дд/мм/гг. Роль государственных институтов развития в кредитовании малого и среднего бизнеса ОАО «Российский банк развития» Москва, 2010.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Промышленная политика: новые акценты В.Сальников, ЦМАКП.
Транксрипт:

2008 Институты развития как инструмент диверсификации экономики России Олег Солнцев руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков

ЦМАКП Динамика коэффициента продуктовой диверсификации 1 промышленного производства в России Источник: расчеты ЦМАКП по данным ФСГС (Росстата) На протяжении последних двух лет уровень продуктовой диверсификации производства устойчиво растет 1 Здесь и далее: коэффициент продуктовой диверсификации – величина, обратная индексу Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанного по показателю долей отдельных товарных групп Рассчитано на основе данных по 700 товарным группам

ЦМАКП Динамика диверсификации экспорта товаров из России 1 (1998=1) 1 Рассчитано на основе данных по 4 тыс. товарных групп Источник: расчеты ЦМАКП по данным ФТС и ФСГС Начался процесс диверсификации продуктовой структуры экспорта (в постоянных ценах). Россия вошла в число стран-лидеров по увеличению доли на различных товарных рынках

ЦМАКП Сравнительный уровень диверсификации экспорта 1 России и отдельных стран и регионов в 2005 г. 1 Рассчитано на основе данных по 4 тыс. товарных групп Источник: расчеты ЦМАКП по данным ООН Однако несмотря на позитивную динамику, абсолютный уровень диверсификации производства и экспорта все еще остается весьма низким. По показателям диверсификации экспорта наблюдается многократное отставание не только от стран с развитой рыночной экономикой, но и от большинства стран с переходной экономикой. Отставание имеет место даже по сравнению со странами c преимущественно сырьевой экспортной специализацией.

ЦМАКП Современная политика стимулирования диверсификации: Налоговая политика (перераспределение в бюджет «сырьевой ренты», низкое налогообложение прибыли, и др.);Налоговая политика (перераспределение в бюджет «сырьевой ренты», низкое налогообложение прибыли, и др.); Активная таможенная политика (обнуление ставок ввозных таможенных пошлин по широкой номенклатуре производственного оборудования, льготные ставки на материалы и компоненты, поставляемые в рамках проекта SSJ и др.);Активная таможенная политика (обнуление ставок ввозных таможенных пошлин по широкой номенклатуре производственного оборудования, льготные ставки на материалы и компоненты, поставляемые в рамках проекта SSJ и др.); Реструктуризация, консолидация и стимулирование развития стратегических секторов, с опорой на участие государства в капиталах компаний (атомное машиностроение, авиационная и космическая промышленность, судостроение, ОПК и др.)Реструктуризация, консолидация и стимулирование развития стратегических секторов, с опорой на участие государства в капиталах компаний (атомное машиностроение, авиационная и космическая промышленность, судостроение, ОПК и др.) Формирование комплекса отраслевых и секторальных стратегий развития;Формирование комплекса отраслевых и секторальных стратегий развития; Активизация региональной отраслевой политики, в рамках диалога между регионами и федеральным центром;Активизация региональной отраслевой политики, в рамках диалога между регионами и федеральным центром; Расширение государственных инвестиций в стратегические и социально приоритетные отрасли (рост суммарного объема государственных инвестиций в 2007 г. - 60%);Расширение государственных инвестиций в стратегические и социально приоритетные отрасли (рост суммарного объема государственных инвестиций в 2007 г. - 60%); Формирование разветвленной системы институтов развитияФормирование разветвленной системы институтов развития

ЦМАКП Необходимость усиления политики стимулирования диверсификации связана со следующими факторами: Усиление ограничений на развитие новых производств со стороны инфраструктуры (транспортная, энергетическая и др.);Усиление ограничений на развитие новых производств со стороны инфраструктуры (транспортная, энергетическая и др.); Усиление сдерживающего воздействия со стороны рынка труда (низкая мобильность, дефицит квалифицированной рабочей силы);Усиление сдерживающего воздействия со стороны рынка труда (низкая мобильность, дефицит квалифицированной рабочей силы); Ужесточение конкуренции на внешних и внутренних рынках;Ужесточение конкуренции на внешних и внутренних рынках; «Запрос» со стороны бизнеса на формирование долгосрочных стратегий развития«Запрос» со стороны бизнеса на формирование долгосрочных стратегий развития

ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: крайняя ограниченность предложения долгосрочного финансированияПроблема: крайняя ограниченность предложения долгосрочного финансирования - Низкая доля долгосрочных ссуд в кредитах российских банков (15%, без учета Сбербанка); - Резкий рост потребности нефинансовых компаний в привлечении долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов (более, чем в 3 раза за ближайшие три года, в постоянных ценах); - Дефицит долгосрочных пассивов у российских банков, не позволяющий им увеличить долгосрочное кредитование без потери устойчивости (оценка масштаба дефицита – 2-3% ВВП в год) Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Сохранение сверхвысоких темпов роста внешнего корпоративного долга, создающее риск финансовой дестабилизации в среднесрочной перспективе;Сохранение сверхвысоких темпов роста внешнего корпоративного долга, создающее риск финансовой дестабилизации в среднесрочной перспективе; - Торможение процессов диверсификации экономики вследствие перераспределения долгосрочного кредита в пользу высоко-рентабельного сырьевого сектора в ущерб инвестиционным возможностям других секторов Возможный выход Возможный выход - Форсированное развитие внутреннего рынка корпоративных облигаций, стимулируемое в том числе институтами развития; последнее позволит национальному финансовому сектору увеличить предложение долгосрочных заемных средств, не снижая уровень собственной ликвидности; - Расширение предложения долгосрочного кредита со стороны институтов развития, с фондированием последних за счет средств накопительной пенсионной системы, бюджетных фондов и др.

ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: неравенство условий конкуренции российских и зарубежных производителей на рынках третьих странПроблема: неравенство условий конкуренции российских и зарубежных производителей на рынках третьих стран - Ограниченность возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабость сетей зарубежных представительств компаний, глобальных систем пред- и послепродажного обслуживания и др.; - Отсутствие системы государственной поддержки вывода на внешние рынки малого и среднего бизнеса, в частности, занятого в производстве высокотехнологичных продукции и услуг Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Вытеснение российских производителей из традиционных и новых ниш на внешних рынках Вытеснение российских производителей из традиционных и новых ниш на внешних рынках Возможный выход Возможный выход - Формирование развитой инфраструктуры государственной поддержки несырьевого экспорта, обеспечивающей предоставление широкой линейки услуг, сопоставимой с услугами экспортных страховых агентств других стран; - Софинансирование институтами развития проектов по созданию и/или продвижению на внешние рынки высокотехнологичной продукции в стратегически значимых секторах (авиационная, ракетно-космическая, судостроительная, электронная промышленность, информационно-коммуникационный сектор и др.).

ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь между фундаментальными исследованиями, прикладными НИОКР и коммерциализацией технологийПроблема: неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь между фундаментальными исследованиями, прикладными НИОКР и коммерциализацией технологий Неразвитость кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес»;Неразвитость кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес»; Слабость инструментов поддержки инноваций на ранних стадиях (поисковых исследований, опытных и предкоммерческих разработок);Слабость инструментов поддержки инноваций на ранних стадиях (поисковых исследований, опытных и предкоммерческих разработок); Дефицит квалифицированных кадров в сфере инновационного предпринимательства, неразвитость инфраструктуры их подготовкиДефицит квалифицированных кадров в сфере инновационного предпринимательства, неразвитость инфраструктуры их подготовки Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Деградация научного и инновационного потенциала;Деградация научного и инновационного потенциала; Усиление зависимости стратегически значимых производств от импорта технологийУсиление зависимости стратегически значимых производств от импорта технологий Возможный выход Возможный выход Восполнение пробелов в системе поддержки прикладных инноваций (ранние стадии, кооперационные сети и др.);Восполнение пробелов в системе поддержки прикладных инноваций (ранние стадии, кооперационные сети и др.); Создание системы специализированных институтов, нацеленных на развитие классов технологий, определяющих национальную безопасность и стратегические конкурентные позиции страныСоздание системы специализированных институтов, нацеленных на развитие классов технологий, определяющих национальную безопасность и стратегические конкурентные позиции страны

ЦМАКП год – год активного формирования системы институтов развития Принятие Закона «О Банке Развития», капитализация банка (в настоящее время собственный капитал – более 10 млрд. долл.);Принятие Закона «О Банке Развития», капитализация банка (в настоящее время собственный капитал – более 10 млрд. долл.); Капитализация фонда фондов - Российской венчурной компании (1.2 млрд. долл.);Капитализация фонда фондов - Российской венчурной компании (1.2 млрд. долл.); Создание и капитализация Российской корпорации нанотехнологий (более 5 млрд. долл.);Создание и капитализация Российской корпорации нанотехнологий (более 5 млрд. долл.); Создание и капитализация Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (около 10 млрд. долл.);Создание и капитализация Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (около 10 млрд. долл.);

ЦМАКП Система институтов развития, созданная к концу 2007 года, ориентирована на закрытие значительной части «провалов рынка»

ЦМАКП Перспективные направления совершенствования системы институтов развития Завершение разработки стратегий c целью четкого определения сфер ответственности и их разграничения;Завершение разработки стратегий c целью четкого определения сфер ответственности и их разграничения; Выработка механизмов координации деятельности различных институтов;Выработка механизмов координации деятельности различных институтов; Формирование механизмов независимого мониторинга и контроля за их деятельностью;Формирование механизмов независимого мониторинга и контроля за их деятельностью; Формирование механизмов обратной связи между институтами развития и бизнес-сообществом (совещательные и координационные советы при институтах развития, независимые директора и др.);Формирование механизмов обратной связи между институтами развития и бизнес-сообществом (совещательные и координационные советы при институтах развития, независимые директора и др.); Освоение институтами развития новых сфер деятельности (в том числе - стимулирования институционального развития национального финансового сектора)Освоение институтами развития новых сфер деятельности (в том числе - стимулирования институционального развития национального финансового сектора)

ЦМАКП Необходимость активного заимствования опыта международных институтов развития Методология оценки эффективности деятельности банков развития (ИБР, АБР и др.);Методология оценки эффективности деятельности банков развития (ИБР, АБР и др.); Механизмы обеспечения информационной прозрачности принятия решений, включая обратную связь с общественностью и заинтересованными группами (пример – принципы информирования общественности ЕБРР);Механизмы обеспечения информационной прозрачности принятия решений, включая обратную связь с общественностью и заинтересованными группами (пример – принципы информирования общественности ЕБРР); Использование опыта снятия информационных барьеров, препятствующих развитию новых сфер деятельности, путем реализации проектов, создающих мощный демонстрационный эффект;Использование опыта снятия информационных барьеров, препятствующих развитию новых сфер деятельности, путем реализации проектов, создающих мощный демонстрационный эффект; Опыт формирование сетей банков-контрагентов, обеспечивающих разделение рисков, аутсорсинг контрольных и распределительных функцийОпыт формирование сетей банков-контрагентов, обеспечивающих разделение рисков, аутсорсинг контрольных и распределительных функций