УРОК - ПРОЕКТ ЯЗЫК – ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬН0- ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ
ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «СМИ – КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ»
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ» ?
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ИНФОРМАТИКА
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности; учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.
Информационные ресурсы: литературные (книги, газетные публикации и т.п.); словари, справочники, CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» (3 CD), www. researcher.ru. Интернет – портал по исследовательской работе школьников; дидактические материалы; критерии оценивания
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления; приобретение навыков работы в группе и самостоятельной работы с большим объёмом информации; умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую; совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо; показать языковые особенности средств массовой информации; рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации)
ГИПОТЕЗА Влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально- политических акций. СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти». На газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок; формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – первый урок; выбор творческого названия проекта – первый урок;
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: обсуждение плана работы – второй урок; обсуждение возможных источников информации – второй урок;
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: самостоятельная работа – третий урок; творческая защита полученных результатов – четвёртый урок
СИЛУ СЛОВА СРАВНИВАЮТ С ОРУЖИЕМ Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) Перо могущественнее, чем меч. (Гуманисты XYI – XYII веков) Средства массовой информации сильнее атомной бомбы. (Зарубежные социологи)
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: телевидение; радио; печатные (газеты, журналы) издания; электронные (Интернет) издания
ВИДЫ СМИ : визуальные (периодическая печать); аудиальные (радио); аудиовизуальные (телевидение)
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ : информационная; комментарийно-оценочная; познавательно-просветительская; функция воздействия; развлекательная
ВЫВОДЫ: Актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий. Предметом исследования является публицистический стиль, отражённый в газетных статьях.
Изучение практического материала СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности.
ГРУППА 1 ИНФОРМАЦИЯ. КОММУНИКАЦИЯ. ГАЗЕТА. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР: «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»
ВЫВОДЫ: Большое внимание к языку газеты обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе. СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь.
ГРУППА 4 « СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МОЕЙ ЖИЗНИ» / ВИДЕО-РОЛИК /
ГРУППА 3 КАК ВЛИЯЮТ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НАСЕЛЕНИЕ? / ПРЕЗЕНТАЦИЯ /
ГРУППА 2 ЧТО ЖЕ ЧИТАЮТ ВАШИ СВЕРСТНИКИ? / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ /
ГРУППА 2 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ГРАЖДАН / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС /
ГРУППА 3 « ВЫБОРЫ – 2007» / АНОНС /
ГРУППА 4 ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ /ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАМЕТКА /
ВЫВОДЫ: Современная публицистическая речь наиболее полно реализует себя на страницах газет. Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.
ЖАНРОВЫЕ ГРУППЫ ПУБЛИЦИСТИКИ : ИНФОРМАЦИОННЫЕ; ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; РЕКЛАМНЫЕ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ; РАЗГОВОРНЫЕ; ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ; РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
ГРУППА 1 Я З Ы К Г А З Е Т Ы ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОЙ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА», 268 за 29 ноября по 05 декабря 2007 года, с. 2 ) / АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА /
Лингвистический анализ статьи
ВЫВОДЫ: язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта»; газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств; социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.
ГРУППА 2 ФУНКЦИЯ СМИ – ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО!» / РЕКЛАМА /
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС : ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ»?
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально- политических акций; СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх официальных властей (исполнительной, законодательной, судебной);
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет; на газетном материале публицистиче- ского стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: через сферу СМИ происходит обновление языка социума; оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля; язык газет – неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ТРИУМФ» СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА