ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Николаева Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы. Высшая квалификационная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Advertisements

Изменения в КИМ ЕГЭ 2012 по сравнению с КИМ ЕГЭ 2011 Изменен формат задания А 2.
СОЮЗ Презентация по русскому языку. По теме: СОЮЗ Автор: Вяткина Светлана 10 класс.
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Комплексный анализ текста (отработка заданий части В ЕГЭ) Словообразование. Морфология. Синтаксис. Средства выразительности.
Изменения в КИМ ЕГЭ и ГИА по русскому языку 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
НЕИЗМЕНЯЕМАЯ часть речи. Наречие неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. В предложении наречия.
Правописание суффиксов различных частей речи А17.
Нарушевич Андрей Георгиевич. Новый план работы ЕГЭ-2015 Часть I 24 задания Процент первичного максимального балла – 58 % Часть II 1 задание (сочинение-рассуждение)
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Цель проекта Сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Транксрипт:

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Николаева Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы. Высшая квалификационная категория «Отличник образования РС(Я) г.Томмот, Алданский район, РС(Я), Отечественная 1.

Слайдовое пособие предназначено для старшеклассников, готовящихся сдать ЕГЭ по русскому языку. Через алгоритмы, схемы, яркие примеры и компрессию правил представлен материал, который поможет учащимся Работать с тестами. Презентация Составлена с учетом изменений в тестах на 2012 год.

А1 П ОПРОБУЕМ ПРОЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн.На столах стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь свой досУг: джЕнтльмены в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрОванных платьях, украшенных шАрфами и бАнтами. БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закрУжатся вдвоём, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

А1О РФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. П РАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЕретИк,экспЕрт,навралА, ходАтайство,закУпорить,Ирис, дозИровать,балОванный,звонИт,квартАл, каталОг,украИнский,премировАть, нефтепровОд,газопровОд,магнитопрОвод, путепровОд, намЕрение,кУхонный, оптОвый,Иконопись,кладовАя, апострОф,асимметрИя,баловАть, блАговест,знАмение,кАшлянуть,от- ключИт,пЕрчить,прИбывший, принУдить, приручИт,

Д ОБАВЬТЕ СЛОВА ИЗ СЛОВАРЯ чЕрпать, слИвовый, факсИмиле,гЕнезис,повестЕй, мЕстностей,тОрты, вОры, бАнты,молодА,втрИдорога,тУфля, христианИн,облегчИть,правА,гордА,нача тА,принятА,поднятА,понялА,звалА,нача лА, цепОчка…

З АПОМНИТЕ Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Паронимами (para рядом, опута имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: кворум форум, экскаватор эскалатор, контакт контракт,

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры. 3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения. 4) В заповеднике мнA2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ? ого деревьев ЦЕННЫХ пород. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека. Формат 2011г.Формат 2012г.

Окончания существительных множественного числа: адресА бортА бухгалтерА директорА инспекторА профессорА желобА фельдшерА штабелЯ зАмша А3 М ОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

дрАйверы договОры трЕнеры офицЕры фрОнтЫ флОты лИфты пОлисы дрАйверы договОры трЕнеры офицЕры фрОнтЫ флОты лИфты пОлисы

А3 Окончания родительного падежа мн.числа имён существительных (Нет) кого? чего?

Ботинок, валенок, чулок, погон,эполет, лампас,сапог Носков, брелоков, клипсов, гольфов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, татар, туркмен, цыган Калмыков, узбеков, узбеков, якутов, таджиков, монголов Яблок, сливАпельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов

Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, рентген Байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов Гренадёр, гусар, драгун, улан, партизан Минёров, сапёров, мичманов

З АПОМНИТЬ Вафель Петель Туфель Барж Серёг ведомостЕй мОщностей Отраслей скАтертей скоростЕй четвертЕй Барышень Деревень Кухонь Таможен бУдней яслей пельменей очистков

А3 З АПОМНИТЬ ОКОНЧАНИЯ Р. П. Блюдец Полотенец Зеркалец Щупалец Солнц Барж Серёг Макарон Туфель Скатертей Шорт Яслей Блюдец Полотенец Зеркалец Щупалец Солнц Барж Серёг Макарон Туфель Скатертей Шорт Яслей

А3 Ф ОРМЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Безнравствен Бессмыслен Естествен Искусствен Легкомыслен Медлен Мужествен Свойствен Болезнен Безнравствен Бессмыслен Естествен Искусствен Легкомыслен Медлен Мужествен Свойствен Болезнен

А3 С ОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ Двое друзей Трое сирот Двое суток Четверо ножниц Двое детей Трое ребят Нас двое Трое зайчат Двое друзей Трое сирот Двое суток Четверо ножниц Двое детей Трое ребят Нас двое Трое зайчат

А3 С КЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 50 – пятьдесят ( или 500) ПЯТИДЕСЯТИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ 100-сто 90 Ста ( Р.п. Д.п. Т.п.П.п) девяноста Сто (И.п. В.п.)девяносто

А3 С МЕШЕНИЕ ФОРМ ПРОСТОЙ И СОСТАВНОЙ СТЕПЕНИ - ЭТО ОШИБКА ! Более молодой (непр. более моложе) Менее сильный (непр. более сильнее) Самый умный (непр. самый умнейший) Более молодой (непр. более моложе) Менее сильный (непр. более сильнее) Самый умный (непр. самый умнейший)

А4 С ИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Деепричастный оборот обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие, а кто сделал основное ? 1 вариант. Это сделало подлежащее! 2 вариант. Это может сделать сказуемое односоставного предложения, чаще всего безличное

А4Д ЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ : Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Ветер ( что сделал?) начался. Глагол – сказуемое обозначает основное действие. А кто подъехал к городу ? Ветер? (Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову…)

А4 Начиная рассказ о себе, он неспешно погладил бороду и зачем-то огляделся вокруг. Предмет(ОН) выполнил один три действия. Это правильно!

А4 Закончив школу, мы разъехались по городам страны. Мы « закончили» и разъехались. Предмет один выполнил 2 действия. Это правильно!

А4 Н АРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМЫ Вернувшись домой, у меня сильно заболела голова. Голова « вернулась» и заболела…

А5 Н АРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ В журнале опубликована рецензия о его последней книге. Светлану Викторовну назначили заведующ им детского сада. Те, кто внимательно следил и за рекламой, смогли поучаствовать в акции. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.

А5 Н АРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях старшего и младшего поколений. Учитель убеждал меня о том, что я должен выступить на конференции. Перечитывая одну брошюру о лимонах, меня вдруг осени ла мысль посадить их дома.

А5 Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. По пути, вопреки строгих предписаний начальства, Лермонтов свернул в Пятигорск. Все, кто знаком с биографией А. Куприна, поражается разносторонности его интересов.

А5 Приехавшие слушатели должны зарегистрироваться.(21-45) Экзамены были проведены согласно расписания. По окончанию средней школы, уступая воле отца, он начинает заниматься « деланием денег». В рассказе В. Распутина « Уроках французского» показана судьба мальчика.

А6 С ИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ : ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ГЛАГОЛ

А6 С ИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ : ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 2.Замена невозможна, если слово КОТОРЫЙ стоит в косвенном падеже: Открыл нам служитель театра, у котор ого были ключи от всех дверей. 3.Замена невозможна, если в главной части есть указательное местоимение: 4.Нельзя образовать причастие, если глагол в форме будущего времени.

О ШИБКА Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образовательной среде.

Н А ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ … Тест А6 может быть изменён : в каком варианте ответа придаточное обстоятельственное нельзя заменить деепричастным оборотом. ( Когда самолёт летел над морем ), он стал быстро снижаться. Летя над морем, самолёт стал быстро снижаться Получилось! Но это не ответ! Тест А6 может быть изменён : в каком варианте ответа придаточное обстоятельственное нельзя заменить деепричастным оборотом. ( Когда самолёт летел над морем ), он стал быстро снижаться. Летя над морем, самолёт стал быстро снижаться Получилось! Но это не ответ!

П ОПРОБУЕМ ЕЩЁ РАЗ … ( Когда кортеж въехал на площадь), все встречавшие стали аплодировать. Кортеж, въехав на площадь, все …. Получается два « предмета», которые делали разную работу : кортеж и встречавшие Заменить нельзя ! Не получилось! Что и требовалось найти! ( Когда кортеж въехал на площадь), все встречавшие стали аплодировать. Кортеж, въехав на площадь, все …. Получается два « предмета», которые делали разную работу : кортеж и встречавшие Заменить нельзя ! Не получилось! Что и требовалось найти!

А7 Т ЕКСТ И ЕГО СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ Обратить внимание на 2 предложение текста, в котором могут находиться «ключевые слова – связки» : Они отличаются тем, что… ( кто они? ) Прочитать текст полностью и определить его основную мысль. Предложенный текст зачастую является рассуждением и подчиняется строгой структуре: тезис, доказательство, вывод. Остается определить ТЕЗИС, т.е. первое предложение.

А8 С РЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. Если текст построен по принципу рассуждения, т.е. тезис, доказательство, вывод, то заканчивается он словами: таким образом, итак, следовательно… Если слово пропущено в середине текста, то вполне возможно вы « попали в аргументы», для которых характерны слова : во- первых, во-вторых… Если в тексте имеется противопоставление понятий, смысловых частей и т.д., то, возможно, вам пригодятся слова: однако, но, а и др.

А8 С ИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ : ОБОСОБЛЕНИЕ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Вводные конструкции: К сожалению, кроме того, наверное, очевидно и др. используются для вставки только по смыслу и требуют внимательного чтения мини-текста.

А9 Г РАММАТИЧЕСКАЯ ( ПРЕДИКАТИВНАЯ ) ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ ) 1. Нельзя выбирать основу, из четырёх предложенных, без чтения указанных предложений. 2.Не забывать, что основа односоставного предложения может равняться одному слову или слову нет. 3. Подлежащим может быть слово который.

А9 4. Если подлежащее находится в одной части, а сказуемое выписано из другой части сложного предложения, то такой вариант следует считать ошибочным. 5. Сказуемое может состоять из двух и трёх слов – не следует « разбрасываться». 6. Второстепенный член предложения не входит в состав грамматической основы, кроме случаев, когда сказуемое требует пояснения.

А9 Машины стали буксовать. ( Вариант возможен, т.к. смысл заключается в глаголе неопределённой формы) Церковь уничтожала ( в тексте « и запретила »). Такой вариант ошибочен, т.к. основа неполная. Машины стали буксовать. ( Вариант возможен, т.к. смысл заключается в глаголе неопределённой формы) Церковь уничтожала ( в тексте « и запретила »). Такой вариант ошибочен, т.к. основа неполная.

С КАЗУЕМОЕ Составное именное сказуемое ОН студент был усталым был принят четвертый мой был рядом был яблоком раздора Составное именное сказуемое ОН студент был усталым был принят четвертый мой был рядом был яблоком раздора

С КАЗУЕМОЕ Будет читать – это простое глагольное сказуемое, хотя состоит из двух слов. ( = прочитает) Составное глагольное сказуемое: Может остаться, начал петь Надо уехать, можно остаться Рад вернуться, должен уходить Скучно сидеть, холодно стоять Будет читать – это простое глагольное сказуемое, хотя состоит из двух слов. ( = прочитает) Составное глагольное сказуемое: Может остаться, начал петь Надо уехать, можно остаться Рад вернуться, должен уходить Скучно сидеть, холодно стоять

А10 П РЕДЛОЖЕНИЕ простое Осложнённое ( од. чл., вводные слова,обороты, обращения…) сложное с/с [ ], и [ ]. [ то ], [ то ]. с/п [ ],( который ). сложное б/с [ ] : [ ]. [ ] - [ ]

А11 Ч АСТИ РЕЧИ Чтобы дать верную морфологическую характеристику слова, необходимо помнить 2 правила: 1.ОБЯЗАТЕЛЬНО задать к нему вопрос, пользуясь предложением, в котором оно находится. 2.Выучить все части речи и легко « узнавать» их. Чтобы дать верную морфологическую характеристику слова, необходимо помнить 2 правила: 1.ОБЯЗАТЕЛЬНО задать к нему вопрос, пользуясь предложением, в котором оно находится. 2.Выучить все части речи и легко « узнавать» их.

А11 1. … любой деревянный предмет… Выделенное слово является определительным местоимением: отвечает на вопрос какой ? 2. …действительности, изображаемой в художественном произведении. Выделенное слово является страдательным причастием: отвечает на вопрос какой?, образовано от глагола изображать, суффикс – ем-. 1. … любой деревянный предмет… Выделенное слово является определительным местоимением: отвечает на вопрос какой ? 2. …действительности, изображаемой в художественном произведении. Выделенное слово является страдательным причастием: отвечает на вопрос какой?, образовано от глагола изображать, суффикс – ем-.

А 11 В СПОМНИМ ЧАСТИЦЫ Формообразующие Образуют наклонения глагола Образуют степень сравнения прилагательных и наречий Образуют неопределённые местоимения ( сближаются с суффиксами и приставкой) Пусть (пускай) Более-то, -либо,- нибудь, Да (давай)МенееКое- Бы (б)самый

А11 В СПОМНИМ ЧАСТИЦЫ Модальные частицы 1.Вопросительные частицы: неужели, разве, ли(ль) 2.Восклицательные частицы: что за, как 3.Указательные частицы: вот, вон 4.Усилительные частицы: даже, ведь, -то, всё- таки, же 5.Отрицательные частицы: не,ни

А11 Д РУГИЕ ЧАСТИЦЫ Только Лишь Почти Едва ли Точно Чуть Будто Приблизительно Все они служат для того, чтобы придавать слову или предложению тот или иной оттенок значения

А11 П РЕДЛОГИ ПРОИЗВОДНЫЕ ( произошли от других частей речи) НЕПРОИЗВОДНЫЕ В течениеВ В продолжение НА Несмотря на ПОД Насчёт У К С Благодаря согласно вопреки НАД Наперекор ОТ Навстречу и др. ПО ДА

А11 С ОЮЗЫ СочинительныеПодчинительные Соединительные : и, также, тоже, да = и Что, чтобы, потому что Противительные : а, но, да=а, зато, однако Если, когда, хотя; несмотря на то, что Разделительные: то…,то ; или, либо. Так как, ибо, пока, едва, лишь только, будто, словно, как будто

А11 М ЕСТОИМЕНИЯ ( ВОПРОСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ) Разряды ( местоимения изменяются по падежам и меняют форму) 1.Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они 2.Возвратное: себя( себе, собой, о себе) 3. Вопросительные : кто, что, … какой, сколько... ( В вопросительных предложениях) 4.Относительные : те же, что и вопросительные, только в сложных предложениях( вопроса нет) 5.Неопределённые : некто, некоторый, несколько…кто-то 6. Отрицательные: никто, никакой, нисколько.. 7. Притяжательные : мой, твой, наш, ваш, свой,его,её,их 8. Указательные: тот, этот, такой, столько… 9.Определительные : весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой.

А12 Л ЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Способ решения теста А12: Последовательно подставлять варианты на место слова в предложение текста. Способ решения теста А12: Последовательно подставлять варианты на место слова в предложение текста.

А13 П РАВОПИСАНИЕ –Н- И –НН- В СУФФИКСАХ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Если слово прилагательное, то … - ан-, - ян - (кроме: стеклянный, оловянный, деревянный) -ин- ( лебединая, муравьиная, воробьиный) Бараний, фазаний суффикс ий : посмотри корни - енн - ( ветреный) Карман + н = карманный, сон сонный Если в полном Н, то в кратком тоже Н: юная- юна, зелёные – зелены.( Если …нн,то нн : ценная – ценны, длинная – длинна)

А13 Н И НН В ПРИЧАСТИЯХ 1. НН в полных причастиях с приставками ( кроме НЕ) или зависимыми словами 2.НН в полных причастиях на – ованный, - ёванный 3.НН в бесприставочных причастиях, образованных от глагола совершенного вида : брошенный, купленный,лишённый, решённый, данный …

А13 -Н- В ПРИЧАСТИЯХ 1. -Н- в кратких причастиях : засеяно 2. -Н- в пр., образованных от глаголов без приставок несовершенного вида: крашеный( некрашеный),пуганый ( непуганый), путаный, званый Запомнить: желанный, неслыханный, негаданный,нежданный, невиданный и др.

А12 Н АРЕЧИЯ У наречий столько же Н, сколько и у прилагательных, от которых они образованы: восторженно - восторженный

А 14 П РАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ : БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ 1. Уберите строчки с чередующейся гласной в корне 2. Если гласную проверить нельзя, эту строчку тоже необходимо « убрать». 3. Проверьте ударением оставшиеся слова.

А15 К ОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ : ПРОВЕРЯЮТСЯ ЗНАНИЯ 5 ПРАВИЛ 1. при- ( 4 значения) пре- (2 значения) 2 бес- без- из- ис- вос- воз- 3. ъ и ь знаки : обЪезд, вЬюга 4. ы и и сЫграть, сверхИнтересный (не забывать о приставках иностранного происхождения!) 5. Непроверяемые приставки: от, об, про, пра ( праязык, прадедушка, пращур…), с, на, ото,за …

А15 ПРЕ – ПРИ - 1. при - со значением присоединения 2. при - со значением приближения 3. при - со значением близости 4. при - со значением неполноты действия Приклеить – прийти – пришкольный- присесть 1. пре- со значением очень прекрасный 2. пре- со значением пере- прегородить

А15 П РИСТАВКИ НА З - И С - 1. После приставки идёт звонкий звук пишем З бесполезный – п ( глухой) безболезненный –б (звонкий) 2.Приставки З не бывает: сбить, сжечь, сделать…

А16 Г ЛАСНАЯ В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛА Этот тест можно решать так: сначала вставить гласную во все глаголы, убрать лишние варианты; а затем работать с причастиями. Важно помнить, что глаголы 1 спряжения в 3 лице мн.ч.(они) имеют окончания –ут или –ют, а 2 спряжения - -ат, -ят ( 2, 4 строчки лишние). Думаем над 1, 3… Правильный ответ : 1

А16 Р АБОТА С ПРИЧАСТИЯМИ Гласная в суффиксе действительного причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано: -ащ- -ящ- -ат -ят ( и) -ущ- -ющ- -ут -ют (е) Гласная в суффиксах страдательных причастий -янный - ять -анный - ать -енный - ить

А17 П РАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ Тест решается на основе правил написания суффиксов: -чив- -лив- ( качество характера): доверчивый, говорливый, шутливый… -ова- -ева- -ыва- -ива- (правило) простаивать - простаиваю советовать- советую

А 18 Н Е С ПРИЧАСТИЯМИ Не с полными причастиями пишется раздельно: А)если причастие имеет зависимые слова, т.е.образует причастный оборот Б)если в предложении есть противопоставление с союзом а С краткими причастиями не пишется отдельно Не с причастиями пишется слитно А) если причастие без не не употребляется Б) если причастие одиночное

А18 1.Отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Если они отделены от местоимения с предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, не о чём… 2.НЕ с глаголом и деепричастием пишется раздельно, если слово без не не употребляется. 3 Не с краткими прилагательными пишется так же, как и с полными(слитно ): негрустен, невесел…; негрустный, невесёлый… 4. Противопоставление с союзом А или наличие слов: ничуть, нисколько, вовсе, далеко, совсем требует раздельного написания не со словом.

А19 П РАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ И ПРЕДЛОГОВ Союзы Предлоги Чтобы Тоже Также Зато Причём Затем Притом Оттого Поэтому Так что Потому что Как будто Союзы Предлоги Чтобы Тоже Также Зато Причём Затем Притом Оттого Поэтому Так что Потому что Как будто СлитноРаздельно Ввиду = из-заИметь в виду Вслед =заВ течение Вследствие =из-заВ продолжение впоследствии(не предлог, но запомнить стоит) В отличие Сверх =надВ заключение Насчёт= оВ силу Вблизи =уВ связи

А20 С ИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Р АЗБОР ЛЮБОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ А / С НАХОЖДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ( ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО ) Б / С ПРОВЕРКИ НА НАЛИЧИЕ ОБЩЕГО ВТОРОСТЕПЕННОГО ЧЛЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В СЕ ЛИЦА НАХМУРИЛИСЬ И В ТИШИНЕ СЛЫШАЛОСЬ ЛИШЬ ТЯЖЁЛОЕ ДЫХАНИЕ КОМАНДИРА В ДАННОМ ПРИМЕРЕ ОСНОВЫ : ЛИЦА НАХМУРИЛИСЬ И ДЫХАНИЕ СЛЫШАЛОСЬ. П РЕДЛОЖЕНИЕ С / С – ЗАПЯТАЯ НУЖНА.

А20 Сложносочиненные предложения, между частями которых запятая не ставится: За окном кричали петухи и лаяли собаки. Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. Выделенные слова являются ОБЩИМ второстепенным членом предложения.

А21 О БОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ 1.Причастные обороты обособляются, если стоят после определяемого существительного. 2. Деепричастные обороты ( в т.ч. одиночные деепричастия) обособляются всегда. Суффиксы причастий Суффиксы деепричастий -ащ,-ящ, -ущ, -ющ -вш, ш -енн, нн(н),-т, -ем, -им, -ом -а, -я, -вши, -ши, -в

А22 З НАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ Т РУДНОСТИ ВОЗНИКАЮТ ПРИ РАЗГРАНИЧЕНИИ ОМОНИМИЧНЫХ ФОРМ – ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. В Ы (1) ВЕРНО (2) ПЕРЕВЕДЕНЫ СЮДА ИЗ М ОСКВЫ ? В Ы ( 3) ВЕРНО (4) ПЕРЕВЕЛИ ЭТИ СТРОКИ С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. 1) 1,2 3) 1,3 2) 3,4 4) 1,4

С ЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ Авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, все – таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако ж, определённо, особенно, отчасти, по замыслу, по крайней мере, поистине, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, при этом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

О МОНИМИЧНЫЕ СЛОВА Попробуйте «убрать» слово из предложения. Получилось – оно вводное! Всё казалось прочно слаженным. Она, казалось, ждала ответа.

А23 П РЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ. З АПОМНИ ФОРМУЛЫ :

А24 Д ВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Как они выглядят? [ ] : [ ]. Второе раскрывает содержание первого (а именно) Второе указывает на причину ( потому что) Второе дополняет содержание и увидел, (что…) Как они выглядят? [ ] : [ ]. Второе раскрывает содержание первого (а именно) Второе указывает на причину ( потому что) Второе дополняет содержание и увидел, (что…)

А24 Т ИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Как они выглядят? [ ] - [ ]. Если (условие) Любишь кататься- люби и саночки возить Когда (время) Лес рубят- щепки летят А (противопоставление) Чин следовал ему- он службу вдруг оставил. Быстрая смена событий: Сыр выпал- с ним была плутовка такова. Поэтому (вывод) Выпала роса - день будет жаркий. Как будто( сравнение) Молвит слово- соловей поёт.

А25 С ЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ КОТОРЫЙ Не всегда запятая ставится прямо перед словом КОТОРЫЙ ! Может быть и так: Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики. Не всегда запятая ставится прямо перед словом КОТОРЫЙ ! Может быть и так: Перед глазами путника расстилалась река, по обоим берегам которой теснились маленькие домики.

А 26 П РЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗЕЙ Обратить внимание нужно на два союза, стоящих вместе, например: и когда, и если, что если… ПРАВИЛО Если в предложении есть вторая часть союза ТО, запятая между союзами: и когда ( и др.)НЕ ставится! Обратить внимание нужно на два союза, стоящих вместе, например: и когда, и если, что если… ПРАВИЛО Если в предложении есть вторая часть союза ТО, запятая между союзами: и когда ( и др.)НЕ ставится!

А 27 Переработка текста А 28 Многоаспектный анализ текста А 29 Типовой анализ текста А 30 Лексический анализ текста А 27 Переработка текста А 28 Многоаспектный анализ текста А 29 Типовой анализ текста А 30 Лексический анализ текста

В1 У РОВЕНЬ ЗНАНИЙ ВЫСОКИЙ О СНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно – суффиксальный способ Бессуффиксный( безаффиксный) способ Способ перехода Способы сложения

З АПОМНИ ! Эта цепочка поможет определить « что от чего образуется». Очень важно определить производящую основу! ИТАК, … Глагол существприлаг наречиеглагол Не забывайте, что эта цепочка срабатывает не на 100%

К АК ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ ? Приставочный способ характеризуется присоединением приставки к целому слову: пришел – шёл надписать - писать принарядиться- нарядиться Закройте приставку! Если слово существует, способ приставочный : безответственный, бескрайний. Сравните: издалека, по-моему, досуха.

С УФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ Работают разнообразные суффиксы в разных частях речи: Существительные: обновление, удивление Мастерица-мастер, царица-царь Воронь(j)ё, плясунь(j)я Медвежий, лисий, заячий, помещичий Кадка- кадочка,кость- косточка Законный- законность,готовый – готовность Железобетонный, водопроводный, рыболовство

И НТЕРЕСНЫЕ СУФФИКСЫ Чествовать, мудрствовать, свирепствовать Попугайничать,скромничать, лентяйничать Улыбчивый, драчливый, разговорчивый Медленно, быстро, ненавязчиво Борьба Весель(j)е (от весёлый) Водосточный( от слова водосток ) Пришла очередь прикрывать суффикс!

П РИСТАВОЧНО - СУФФИКСАЛЬНЫЙ Прикрыв приставку, убедитесь, что такого слова нет ( или оно в другом значении) По-мо(j)ему, во - первых, по -волчьи Безделье,бездорожье, безденежье Перепуть(j)е, приморь(j)е,распуть(j)е

В1 С ЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Нулевой суффикс ( бессуффиксный способ, безаффиксный)) Надпись от глагола надписать Вход от глагола входить Взрыв от глагола взрывать Игра от глагола играть Взлёт от глагола взлетать Ширь от прилагательного широкий

В1 С ПОСОБ СЛОЖЕНИЯ Единицы слов, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: Черная смородина – черн о смородинный Пилить лес – лес о пилка Отличайте : сероводород н ый

В1 П ЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ Больной человек(прил.) - принимать больного(сущ.) Раненый боец(прил.) - принесли раненого(сущ.) Первый звонок (числ.) - первый математик в классе (прил.) Рассеянные семена( прич.)-рассеянный взгляд(прил.) Изысканные деньги( прич.) – изысканные манеры ( прил.)

В1 П ЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ Стоя на одной ноге( деепр.) – ехать стоя(нареч.) Сидя на земле ( дееприч.) – разговаривать сидя( нареч.) Заниматься бегом( сущ.)- не догнать бегом(нареч.) Любоваться весной ( сущ.) – вернуться весной (нареч.) Прошлое, будущее…

В2 Ч АСТИ РЕЧИ См. слайды Повторить правила узнавания причастий и деепричастий Всего 12 частей речи, и о каждой нужно всё знать.

В3 Т ИПЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ Согласование: какой ? чей? Оба слова изменяют форму! Маленький котёнок Мой котенок Управление : падежные (косвенные) вопросы Учить (кого?) детей Примыкание: примыкают наречия, деепричастия,инфинитив,сравнительная форма,притяжательные местоимения : его, её, их. Идёт направо Его самолёт!

В4 О ДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ( ПОВТОРИМ ) Определённ о-личное предложени е Неопределённ о-личное предложение Безличное предложени е НазывноеОбобщенно- личное предложени е Я,ТЫ, МЫ, ВЫ Расскажу тебе всё при встрече. ОНИ За стеной играют на рояле. Почту ещё не приносил и. Инфинитив, слово НЕТ, глагол ср. рода; надо, нужно, можно, возможно нельзя; кр. форма страд.прич.; Словасост. (грустно, весело),соче тания(были+ глагол) Главный член предлож ения- подлежа -щее. Пословиц ы, крылатые выражени я с обобщён- ным смыслом На деньги ума не купишь.

В4 О ДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО. Многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе, непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру, непонятно, как без компании провести выходные или отпуск. Сложное предложение, в составе которого все части односоставные безличные. Найти такие предложения нетрудно: 1. Знак препинания – это граница какой- либо конструкции. 2. Начните с поиска грамматической основы. 3. Если основа неполная, определить вид односоставного предложения

В5 П РОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Простое предложение может быть осложнено ( см. запятые) П.п. Обособленным определением, дополнением, обстоятельством, приложением Сравнительными оборотами П.п. Уточняющими членами Однородными членами П.п. Вводными конструкциями Обращениями

П РИМЕРЫ 1.Одарив человека в одном отношении, судьба обязательно обделит его в чём-то другом. 2.Я стоял одиноко на обледенелом перроне, затерянном среди степей Башкирии. 3.Ему ли, карлику, тягаться с исполином? 4.Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. 5.Смотри, однако, будь осторожен. 6.Он действовал безрассудно, наперекор всем. 7.Милый мой, у тебя ведь тоже душонка имеется!

Если одна, то предложение простое В6 С ЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1. Определите количество грамматических основ в предложении Если две и более, то предложение сложное 2 1

В6 В ИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СМ. СЛАЙД 37 Сложноподчиненное предложение Сложносочиненное предложение Бессоюзное предложение Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Не место красит человека, а человек -место. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

А Виды придаточных частей с/п предложения Сравнительные (как, словно, будто) Уступительные (хотя, несмотря на, сколько ни, как ни, пускай) Причины (потому что, так как, ибо, оттого что, поскольку) Условия (если, когда, раз) Следствия (так что) Цели ( чтобы, для того чтобы, затем чтобы) Времени ( когда, пока, едва, как только, с тех пор как) Места (где, куда, откуда) Степени и образа действия (как, что, точно, словно) Определительные (который, куда, где, что, кто, когда) Изъяснительные(что, как, будто, чтобы, ли, кто)

В7 С РЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. Предупреждение: слова, связывающие предложение с предыдущим могут НЕ НАХОДИТЬСЯ В САМОМ НАЧАЛЕ! обязательно прочитайте предложенные предложения полностью: есть вариант найти предложение за счёт повторов, синонимов, однокоренных слов.

В8 (4 БАЛЛА ) Анафора- повторение элемента в начале строк Антитеза- противопоставление Антонимы-слова с противоположным значением Гипербола- преувеличение Градация – усиление ( Я победил его, разгромил, уничтожил) Инверсия- особый порядок слов( Раму мыла мама) Ирония- насмешка Литота- преуменьшение

В8 Метафора- сходное сравнение Метонимия – название одного предмета вместо другого( Ну скушай же ещё ТАРЕЛОЧКУ..) Оксюморон- два понятия исключают друг друга( горячий снег) Олицетворение- неодушевленный предмет с человеческим характером Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение ( Пусть всегда будет…) Паронимы- однокоренные, но не «родня» Парцелляция- членение предложения( У девушки беда тут стряслась. Большая) Плеоназм- излишество(отступить назад)

Риторический вопрос- вопрос, на который не жди ответа.( О, Русь, куда несёшься ты?) Риторическое обращение ( см. предыдущий пример) Сравнение – сравнение 2-х предметов на основе общего признака. Эпитет- образное определение(чёрная тоска) Логическая неоднородность( то ли семечек пошелкать, то ли замуж выйти…) Ряды однородных членов- перечисление предметов и т.д. группами.

Д ОБАВЬ В СЛОВАРЬ НУЖНЫЕ ТЕБЕ ТЕРМИНЫ Памятка Помни, что только от тебя зависит, сколько баллов ты наберёшь на экзамене по русскому языку! Не следует пренебрегать учебниками и решением тестов!

Х УДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В СФЕРЕ ЗАДАНИЯ В8 Тропы (набор) Эпитет : грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь ( прилагательное!) Сравнение:…, как смола; сверкнула молнией; похож, подобен Метафора : взрыв эмоций(существительное) МетонИмия : съел две тарелки ; Москва встречает гостей, читать Гоголя СинЕкдоха : что волнует зрителя (ей) ? И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Тропы (набор) Эпитет : грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь ( прилагательное!) Сравнение:…, как смола; сверкнула молнией; похож, подобен Метафора : взрыв эмоций(существительное) МетонИмия : съел две тарелки ; Москва встречает гостей, читать Гоголя СинЕкдоха : что волнует зрителя (ей) ? И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

В8 Н Е ЗАБУДЬ ! Олицетворение : насилию нечем прикрыться ( глаголы) Гипербола : редкая птица долетит до середины Днепра Литота : мы живём на маленьком шарике… ОксЮморон : красноречивое молчание, грустная радость, живой труп Каламбур : Испорченный кран считал себя первоклассным оратор ом. Целыми днями лил воду. Перифраз : чёрное золото(нефть),солнце русской поэзии( Пушкин) Ирония : Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ, владелец нищих мужиков. Олицетворение : насилию нечем прикрыться ( глаголы) Гипербола : редкая птица долетит до середины Днепра Литота : мы живём на маленьком шарике… ОксЮморон : красноречивое молчание, грустная радость, живой труп Каламбур : Испорченный кран считал себя первоклассным оратор ом. Целыми днями лил воду. Перифраз : чёрное золото(нефть),солнце русской поэзии( Пушкин) Ирония : Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ, владелец нищих мужиков.

Х УДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В СФЕРЕ ЗАДАНИЙ В8 ( ПРИМЕРЫ ) Синтаксические средства (набор) Инверсия: вот нахмурил царь брови чёрные ( чёрные брови) Параллелизм: привяжите руку к туловищу - она отсохнет. Лишите человека возможности верить - высохнет его душа. Анафора: пусть всегда….пусть всегда… Эпифора: делать то, чего я хочу, как я хочу… Антитеза: национализм-это слабость нации, а не её сила. Градация: большинство носило усики, усы и даже усища. Парцелляция: Я. Приходил. К тебе. Вчера. Синтаксические средства (набор) Инверсия: вот нахмурил царь брови чёрные ( чёрные брови) Параллелизм: привяжите руку к туловищу - она отсохнет. Лишите человека возможности верить - высохнет его душа. Анафора: пусть всегда….пусть всегда… Эпифора: делать то, чего я хочу, как я хочу… Антитеза: национализм-это слабость нации, а не её сила. Градация: большинство носило усики, усы и даже усища. Парцелляция: Я. Приходил. К тебе. Вчера.

В8 Эллипсис ( пропуск для передачи движения): Татьяна – в лес Медведь - за ней Умолчание: с родителями я жила, ни о чём не тужила. А здесь… Бессоюзие ( для скорости): швед, русский колет, рубит, режет… Многосоюзие(для замедления речи):и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Риторические (вопросы, восклицания, обращения):разве мы не просиживаем перед телевизорами иногда часами? Вопросно-ответная форма изложения: что плохо в насмешливом взгляде? Всё плохо! Ряды однородных членов: Эллипсис ( пропуск для передачи движения): Татьяна – в лес Медведь - за ней Умолчание: с родителями я жила, ни о чём не тужила. А здесь… Бессоюзие ( для скорости): швед, русский колет, рубит, режет… Многосоюзие(для замедления речи):и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Риторические (вопросы, восклицания, обращения):разве мы не просиживаем перед телевизорами иногда часами? Вопросно-ответная форма изложения: что плохо в насмешливом взгляде? Всё плохо! Ряды однородных членов:

Ш КАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ В ТЕСТОВЫЕ ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК … порог = 36 БАЛЛОВ