Деятельность начальной школы на этапе введения ФГОС НОО. МОУ СОШ 1 г. Гаврилов-Яма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД.
Advertisements

ФГОС начального общего образования, его специфические особенности Карандеева Т.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 15 с УИОП», руководитель.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические особенности подросткового возраста.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Урок окружающего мира в 1 классе «Какими бывают растения. Дерево,
целью является не предметный, а личностный результат а личностный результат.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Транксрипт:

Деятельность начальной школы на этапе введения ФГОС НОО. МОУ СОШ 1 г. Гаврилов-Яма

Школа – стартовая, базовая площадка по введению ФГОС начального общего образования 2008 год – анализ, обсуждение проектных документов нового стандарта 1 сентября 2008 г – 1 классы вступают в апробацию ФГОС (Багрова С.В., Полиектова Н.К.) 2009 – продолжается апробация во 2 и 1 классах 2010 г – 1 классы начинают реализацию ФГОС НОО (Тихонова С.В., Герасимова С.Г., Жирякова Л.А.) 2011 г – ФГОС НОО введён во всех 1 классах РФ ( Клепецкене С.В., Киселёва Н.В.)

Изучены документы ФГОС Начального общего образования: - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Фундаментальное ядро - Примерные программы по учебным предметам начальной школы - Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов - Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия. Начальная школа» - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Педагогами начальной школы Разработана основная образовательная программа начального общего образования В учебный план введена внеурочная деятельность ( 10 часов) Разработана Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы Рабочие программы, включающие систему работы по формированию УУД Разработана Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы Для осуществления деятельности разработана новая нормативно-правовая база реализации ФГОС (должностные инструкции)

Основная образовательная программа НОО Пояснительная записка Планируемые результаты освоения ООП НОО Учебный план Рабочие программы учебных предметов Программа внеурочной деятельности Программа формирования УУД Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Программа формирования культуры здорового образа жизни Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО

Учебный план Введена новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ( 4 – 5 класс) Курс « Основы религиозных культур и светской этики»: 6 модулей Модуль «Основы православной культуры» 10 часов внеурочной деятельности : - общеинтеллектульное - общекультурное - социальное - спортивно-оздоровительное - художественно-эстетическое - проектная деятельность

Результат обучения в начальной школе Формирование у учащихся «умения учиться» – формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи Освоение универсальных учебных действий (УУД) Муниципальная научно-практическая конференция «Инновации в образовании» (февраль 2011 г) Программа формирования УУД в начальной школе МОУ СОШ 1

Программа формирования УУД Пояснительная записка Цели и задачи программы Характеристика УУД Связь УУД с учебными предметами Формирование и оценка УУД Создание условий, необходимых для успешного формирования УУД Преемственность дошкольного и начального образования в формировании УУД

Универсальность УУД Носят надпредметный (метапредметный) характер Обеспечивают целостность развития и саморазвития личности Обеспечивают преемственность всех ступеней образования Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности Обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей человека

Коммуникативные универсальные учебные действия Планирование учебного сотрудничества Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их Имеет первоначальные навыки работы в группе Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия Постановка вопросов Проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений Умеет задавать учебные вопросы Ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации Управление поведением партнёра Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила Умеет договариватьсяВладеет способами управления поведением партнёра: контролирует, корректирует, оценивает его действия Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи Может поддержать разговор на интересную для него тему Строит простое речевое высказывание Умеет достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре) Осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ 33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов

Типовые задачи А.Г. Асмолов «Как проектировать УУД в начальной школе» Виды УУДТиповые диагностические задачикласс Личностные УУД Самопознание и самоопределение «Беседа о школе»1 Методика выявления характера атрибуции успеха – неуспеха» 1 – 4 Методика «Кто я?»3 -4 Рефлексивная самооценка учебной деятельности4 Смыслообразованиеметодика «Незавершённая сказка»1 – 3 Опросник мотивации1 – 3 «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Нравственно-этическое оценивание Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи1 - 2 Задания на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы (модицированная задача Ж. Пиаже) 1 Анкета «Оцени поступок» ( по Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой) 1 - 4

Виды УУДТиповые диагностические задачикласс Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью «Выкладывание узора из кубиков» 1 «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) 2- 3 Коммуникативные УУД (базовые виды) Коммуникация как взаимодействие Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.)2 - 4 Коммуникация как кооперация задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)1 Коммуникация как условие интериоризации задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) 2 - 4

Виды УУДТиповые диагностические задачикласс Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия «Проба на определение количества слов в предложении» ( С.Н. Карпова) 1 Методика « Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка) 1 Методика «Нахождение схем к задачам»1-3 Универсальные логические действия построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (ж. Пиаже, А. Шеминьска) 1 Постановка и решение проблем диавгностика универсального действия общего приёма решения задач ( по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) 1 - 4

УУД в рабочей программе Результаты изучения учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты: - осознание языка как основного средства человеческого общения - восприятие русского языка как явления национальной культуры - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, монологические высказывания, письменные тексты) с учётом разных видов речи, ситуаций общения - понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции - умение задавать вопросы Предметные результаты изучения русского языка в начальной школе: - овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в объёме изученного при записи собственных и предложенных текстов - умение проверять написанное - умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение - способность контролировать свои действия, проверять написанное

Общая тема Характеристика деятельности учащегося (формирование УУД) Формы контроля Фонетика10познавательные - Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. - Объяснять (характеризовать) особенности гласных и согласных звуков Слово и предложен ие. Слова в предложен ии 6познавательные - различать слова по вопросам, общему значению (по частям речи) - классифицировать слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы - моделировать предложение по заданной схеме - классифицировать предложения по цели высказывания - находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения коммуникативные - придумывать предложения с заданным словом - анализировать деформированный текст (определять границы предложений, выбирать знак в конце предложения) - распространять предложения по опорным вопросам - задавать от слова к слову смысловой вопрос Контрольная работа 2 по теме «Фонетика. Слово и предложение» Состав слова и словообраз ование 19познавательные - анализировать таблицу изменения форм слова, использовать её как алгоритм при самостоятельном изменении слова - группировать слова с общим корнем, с одинаковыми приставками, суффиксами - анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами коммуникативные - подбирать группу родственных слов в процессе парной, групповой работы регулятивные - выделять части слова, используя алгоритм - оценивать правильность выделения частей слова Контрольная работа Контрольная работа 5 по теме «Корень слова, суффикс» Лексика22познавательные - объяснять значение слова - находить в толковом словаре значение слова - определять (узнавать) значение ранее неизвестных слов по толковому словарю в процессе парной и групповой работы - находить в словаре и определять из собственного жизненного опыта несколько значений многозначных слов коммуникативные - подбирать синонимы и антонимы к заданным словам - использовать синонимы при построении собственного устного и письменного высказывания Тестовая контрольная работа 9 по теме «Состав слова, значение слова, синонимы, антонимы» Контрольная работа 11 по теме «Лексика»

Развитие УУД на уроках Познавательные УУД: 1. Общеучебные УУД Знаково-символическое моделирование: Работа с моделями звукового анализа Построение и чтение графов (математика) Моделирование обложки книги (литературное слушание) Решение и составление задач при помощи моделей Использование приёмов кодирование и декорирование Составление схем предложений Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме: Задание по работе с текстом Работа с деформированными текстами Уроки по развитию речи Устранение речевых ошибок и смысловых Разные виды пересказов (краткий, подробный, сжатый) Составление рассказов по плану, по вопросам, по иллюстрации Работа с художественными средствами языка и литературоведческими понятиями Работа с текстами разных стилей Работа со словарями Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

2. Универсальные логические действия Задания вида: «Сравни» «Сгруппируй» «Классифицируй» «Дополни до …» «Найди лишнее» «Найди отличие» «Раздели на группы по признакам» «Выяви закономерность и дополни …» «На что похоже?» «Закончи рассказ» «Продолжи логический ряд» «Решение уравнений» «Восстановление последовательности чего-либо (плана, предложений, абзацев и т.д.)» «Задания исследовательского характера и проблемного» 3. Постановка и решение проблемы Задания с проблемными ситуациями Формулирование проблемы через решение учебных задач Сравнение разных способов вычисления решения задач, выбор удобного способа Развитие УУД на уроках

Система оценивания учебных достижений Комплексные работы ( характеризуют в том числе и уровень развития УУД) Портфолио (форма накопительной оценки достижения планируемых результатов) - Структура Портфолио обучающегося начальной школы - Положение о Портфолио обучающегося начальной школы - 1 – 4 классы работают над созданием Портфолио

Распространение опыта работы на муниципальном уровне Совещание руководителей ОУ на базе МОУ СОШ 1 по теме « ФГОС НОО: из опыта реализации в МОУ СОШ 1» (2009) Районный семинар для руководителей МО учителей начальных классов и руководителей ДОУ ( апрель 201 г)

Распространение опыта работы на региональном уровне Областной семинар для школ – базовых площадок по введению ФГОС НОО ( май 2010 г) 3 областных семинара для руководителей школ области ( человек): - Разработка основной образовательной программы НОО - Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО - Методическое обеспечение реализации ФГОС НОО Семинар для преподавателей ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!