АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж» Семинар ОУ НПО и СПО РК «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что – то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий…
Advertisements

Основные требования к проекту Проблема – исследовательская, информационная, практическая. Планирование действий по разрешению проблемы с указанием результатов,
Предъявление результатов и результативности учебного проектирования в школе, округе, городе и т.д. «Проект» - перспективный метод обучения, основанный.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СПО
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Организация проектной деятельности. «Анатомия» учебного проекта Требования к учебному проекту: 1) наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Метод проектов Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; Развитие общеучебных умений и навыков: исследовательских,
Метод проектов. Ме́тод прое́ктов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов Ст. преподаватель кафедры ЕНО ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Ермоленкова Г.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Клочковская средняя общеобразовательная школа Автор: Рожкова Н.А.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Метод проектов в образовательном процессе Методический семинар.
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

АОУ СПО РК «Петрозаводский базовый медицинский колледж» Семинар ОУ НПО и СПО РК «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов» «Методологическая основа организации учебно-исследовательской проектной деятельности. Роль метода проектов в формировании ключевых компетенций» Луккарева Н.А. старший методист 2012 г.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников колледжа. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.

Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студента личностно значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность. При использовании данного подхода представляется возможность соединить цели образования, профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.

Метод проектов - совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов - педагогическая технология, интегрирующая в себе поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Это способ организации процесса познания, способ достижения диалектической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.

Формирование у студентов опыта проектной деятельности осуществляется по двум основным направлениям: включение метода проектов в процесс изучения различных дисциплин, предусмотренных учебным планом, реализация творческих проектов студенческой группы.

Метод проектов выступает в роли практического замысла, который реализуется студентом. В процессе формирования ключевых компетенций предметного характера студенты на занятиях самостоятельно формулируют проблему. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, отвечает требованиям профессионального обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции Метод проектовПрофессиональная компетенция Опора на опыт студентаЗнание имеющегося опыта ПроблемностьУмение выбрать Развитие образовательных потребностей, контекстность Ориентация на профессиональную успешность РезультативностьЧувство личной ответственности за результат Самостоятельность, системность, индивидуализация Способность к самосовершенствованию, активность

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Цель метода проектов - обеспечить обучающимся возможность и необходимость самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели: знания из разных областей; способность прогнозировать результаты и возможные последствия; умение устанавливать причинно следственные связи.

Типология проектов Типологические признаки: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, прикладная и т. п.) Предметно-содержательная область (монопроект, или междисциплинарный) Характер координации проекта (непосредственный или косвенный) Характер контактов (в рамках одной группы, ОУ, района, региона, страны, мира) Количество участников проекта (индивидуальная или групповая) Продолжительность выполнения проекта (краткосрочный или долгосрочный)

Типы проектов: Исследовательские проекты Творческие проекты Ролевые, игровые проекты Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Классификация проектов по типу предметно-содержательной области - Монопроекты: литературно-творческие естественно-научные экологические языковые (лингвистические) культуроведческие спортивные исторические музыкальные - Межпредметные

Классификация проектов по продолжительности их выполнения Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные. Средней продолжительности (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев

Рекомендации по использованию метода проектов в учебном процессе: наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (реальная адресная направленность). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) Использование исследовательских методов.

Преимущества персональных проектов: план работы составлен максимально точно у студента формируется чувство ответственности; студент приобретает опыт на всех этапах работы; формирование у студентов важнейших умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся обретают уверенность в себе; у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе; каждый имеет право на ошибку; возникает феномен группового влияния на личность; создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности; деятельность носит социальную направленность

Исследовательские проекты Исследовательская деятельность Это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на развитие исследовательского типа мышления Компоненты исследовательской группы 1. Методы исследования 2. Наличие экспериментального материала. 3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Исследовательский проект1. Актуальность исследования. 2. Проблема исследования. 3. Объект и предмет исследования. 4. Гипотеза исследования. 5. Цель (выявить, выяснить, установить, сформировать, разработать, обосновать, провести) и задач исследования 6. Методы исследования. 7. Планирования (этапы исследовательской работы, ожидаемые результаты).

Исследовательский проект 1. Актуальность исследования почему именно эта тема является актуальной; наличие проблемы в этой теме. 2. Проблемы исследования противоречивая ситуация, требующая разрешения; разрешение противоречий связано с практической необходимостью; несоответствие между желаемым и реальным состоянием

3. Объект и предмет исследования объект исследования: что рассматривается; предмет: как будет рассматриваться объект именно в данном исследовании; объект – носитель проблемы, а предмет – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск

4. Цель и задачи исследования цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы; задачи – выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

5. Гипотеза исследования это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто: - гипотеза содержит предложение - гипотеза проверяема - гипотеза должна быть логически непротиворечивой - она должна быть реально опровергаема или доказуема.

7. Методы исследования наблюдение эксперимент моделирование анкетирование интервьюирование анализ и синтез сравнение обобщение классификация определение понятий.

8. Планирование исследования должны быть: изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты.

9. Научная новизна исследования в чем заключается новизна. 10. Выводы 11. Продукт исследованияпрезентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др. 12. Презентация проектаВ презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности ! Очень важен ход и основные результаты исследования

Алгоритм составления проекта Идея проекта Проблема Цель проекта Задачи проекта Мероприятия проекта Ресурсы

Как развивается работа над проектом? Фаза 1. Представление темы проекта: выявление знаний обучающихся формирование понятий поиск идей, проблем Главный метод – «Мозговой штурм»

Фаза 2. Избрание проблемы: что хотим узнать (задаем вопросы); точность и актуальность вопросов самостоятельное формулирование проблемы, выбор главной; определение целей исследования

Фаза 3. Формулировка подтем (проблем): определение подтем и проблем в группах определение круга вопросов в подтемах консультирование групп.

Фаза 4. Планирование работы: обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации; принятие решения, в какой форме будет представлен проект

Фаза 5. Осуществление проекта: самостоятельная работа участников по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы); консультирование

Результат проекта - фазы 6-7 (1-2 занятия) Фаза 6. Представление проекта: демонстрация результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем; презентация результата, готового к внедрению; появление новых вопросов прогнозирование новых проблем

Фаза 7. Оценка проекта: оценивание планирования, процесса, деятельности, отношений, конечного результата; самооценка; определение уровня знаний предмета выявление успехов и неудач

Программа Intel «Обучение для будущего» предусматривает широкое использование компьютеров, Интернет, различных прикладных программ в обучении, но прежде всего, она отличается своей педагогической стороной, ориентированной на переход от традиционной системы обучения, основной задачей которой является передача знаний, и в центре которой стоит учитель, к личностно- ориентированной, в центре которой – ученик, под руководством учителя занимающийся самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью. Использование новых информационных технологий при проведении проекта в ОУ и при разработке материалов для него, стало определяющим, вдохнуло новую жизнь в известную уже давно проектную методику.

Учебный план Intel «Обучение для будущего» Включает 10 модулей (40 часов классной и 20 часов домашней работы) Подразумевает использование проектно- исследовательского метода обучения В процессе обучения преподаватели формируют учебно-методический пакет (УМП), состоящий из информационных, методических и дидактических материалов (презентации, публикации, веб-страницы) и овладевают методами, которые они смогут использовать в дальнейшей работе В процессе обучения создаются материалы от имени учителя (преподавателя) и «от имени» учеников (студентов).

Визитная карточка проекта Презентация ученика Публикация ученика Дидактические материалы В Word Дидактические материалы в Excel Презентация разработанного проекта Исследование ученика в Excel План использования Web-сайт проекта Рабочие материалы ученика Рабочие материалы Учителя УМП

Лист планирования содержания и этапов учебного проекта Продумывание преподавателем темы проекта. Выбор возрастной категории обучающихся. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. Формулирование дидактических целей проекта. Формулирование методических задач. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся). Выдвижение гипотез решения проблем. Определение творческого названия проекта. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Лист планирования содержания и этапов учебного проекта Обсуждение плана работы обучающихся индивидуально или в группе. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. Защита полученных результатов и выводов. Оценивание результатов проекта обучающимися и преподавателем.

Лист учета материалов к проекту 1.Описание содержания, структуры и этапов проекта, целей обучения и соответствия пунктам учебного плана, соответствующего учебного предмета. 2.Перечень используемых ресурсов. 3.Пример презентации исследования учащегося. 4.Пример публикации (информационный бюллетень, буклет, газета, и т.д.), которую создает студент. 5.Критерии оценивания публикации, которую создает студент. 6.Дидактические материалы поддержки учебного процесса в Microsoft Excel и Microsoft Word.

Программа секции преподавателей СПО – выпускников Intel 2007 год 1.«Поэма о чистоте». Авторы: Ганеева Е.И., Смирнова В.А. (Автотранспортный техникум) 2.«Коварные невидимки воздуха». Авторы: Сафонова С.А., Тыркова О.Г., Бутылкина Л.Е. (Медицинский колледж) 3.«Физиотерапия: достижения, проблемы, перспективы». Авторы: Комарова Е.Д., Сорокина М.В. (Медицинский колледж) 4.«Как рождается Земля?» Авторы: Романова Т.В., Колосова В.Ф. (Лесотехнический техникум) 5.«Как хорошо жить в офисе». Автор: Вовк О.В. (Строительный техникум) 6.«Молодежь и выборы». Автор: Яскеляйнен О.В. (Педагогический колледж) 7.«Автомобиль будущего». Авторы: Амоскова Е.Н., Михина Е.Н. (Автотранспортный техникум)

Управление проектной деятельностью Комплексный план работы колледжа: задачи – внедрение эффективных образовательных технологий План методической работы: методическая тема – модернизация образовательного процесса за счет внедрения активных образовательных технологий, совершенствование социального партнерства. В основных направлениях работы – методическое обеспечение проектной деятельности. - В плане методической работы указаны темы УИРС и НИРС, проектов, темы педагогических исследований преподавателей (проекты преподавателей и совместные проекты.

Дисциплина «Организация исследовательской работы в сестринском деле» Открытые занятия с использованием метода проектов. Педагогические советы «Обобщение опыта проектной деятельности» Внеаудиторная работа МЦК: - Планы работы МЦК (учебно-исследовательские проекты) Организация работы СНО.

Повышение квалификации: - Обучение по программе «Intel» (КГПА с 2005 г.) -Институт повышения квалификации РО -Семинары «Проектные технологии в обучении» для преподавателей ОУ СПО и НПО РК с 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г.г.) -Международные проекты («Управление проектным циклом») -Ассоциация начинающих преподавателей -Зимний и летний университет «Гражданское образование (социальное проектирование уч. год)

Проект: Антиникотиновая вакцинация Участники: студенты гр. 341 Руководители: Петросян В.В. преподаватель права, Калева В.Г. преподаватель психологии

Цели проекта: Помочь некурящим избежать табачной Помочь некурящим избежать табачной ловушки и остаться некурящими ловушки и остаться некурящими Воодушевить, настроить курящих бросить Воодушевить, настроить курящих бросить курение курение Защитить здоровье и права Защитить здоровье и права некурящих некурящих

Курение это личное дело или общественная проблема ? в прошлом году страна выкурила 700 млрд. шт. сигарет по 13 сигарет в день на каждого, включая младенцев при этом 2-4 сигареты в день сокращают жизнь курящего на год.

1.– Почему человек курит? Анкетный опрос Анкетный опрос 2. – В чём вред курения? Анализ материала веб-сайтов Анализ материала веб-сайтов Экспериментальная работа. Экспериментальная работа. 3.– Курение – это правонарушение? Творческая работа Творческая работа 4. – Как бороться с эпидемией табакокурения? табакокурения? Интерактивный опрос«Антиреклама» Интерактивный опрос«Антиреклама» Конкурс слоганов Конкурс слоганов Рейтинг мероприятий и рекомендаций Рейтинг мероприятий и рекомендаций – «Бросаем курить» – «Бросаем курить» Направления исследования:

Протокол наблюдения: Курение и состояние полости рта. Предмет исследования: Состояние зубов и полости рта граждане в возрасте 50 лет и старше. Год рождения Кол-во отсутст­ вующих зубов Кол-во зубов пораж. кариесом Состояние дёсен Курит ли нет? С какого возраста? Сколько сигарет в день?

Интернет Экспериментальная работа Анкетирование Видеоинтервью

Буклет Бюллетень Презентация

Основные требования к учебному проекту: Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации. Результатом работы над проектом является продукт. Представление продукта заказчику – презентация продукта и защита самого проекта.

Проект состоит из «5 П»: Шестое П – портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.) проблема планирование поиск продукт презентация

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят: паспорт проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные и помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы), где указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа; промежуточные отчеты группы; вся собранная информация по теме, в том числе и ксерокопии и распечатки из Interhet исследований и анализа; записи всех идей, гипотез и решений;

отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы к презентации (сценарий) другие рабочие материалы и черновики группы.

Виды презентаций проектов Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде: деловой игры; демонстрации видеофильма; диалога исторических или литературных персонажей; защиты на Ученом Совете; игры с залом; иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научной конференции; научного доклада; отчета исследовательской экспедиции

пресс-конференции; путешествия; рекламы; ролевой игры; соревнования; спектакля; спортивные игры; театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); телепередачи; экскурсии

Формы продуктов проектной деятельности Web – сайт; анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; действующая фирма; законопроект; игра; коллекция; костюм; модель; мультимедийный продукт; оформление кабинета; постановка; праздник; прогноз; система школьного самоуправления; справочник; сравнительно- сопоставительный; анализ; учебное пособие; экскурсия; музыкальное сопровождение

Циклограмма учебного проекта Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики. Проект Основные компоненты проекта ПРОБЛЕМА требующая решения Практически значимый материальный или культурный продукт

Рейтинговая оценка проекта Оценка этаповКритерии оценкиБаллы Оценка работыАктуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5,10,20 Объем разработок и количество предлагаемых решений 5,10,20 Практическая ценность5,10 Уровень самостоятельности участников10,20 Качество оформления записки, плакатов и др. 5,10,15 Оценка рецензентом проекта5,10 Оценка защитыКачество доклада5,10,20 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5,10,20 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5,10,20 Ответы на вопросы преподавателя5,10 Ответы на вопросы учащихся5,10

Критерии оценки проекта и проектной деятельности Качественные ОперационныеРепрезентативные (связанные с представлением продукта) Ценностные Оригинальность идеи и способа решения проблемы; степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта; доказательность предлагаемых решений; подготовка презентаций продукта Раскрытие содержания проекта на презентации продукта; логика изложения; культура речи, владение материалом; эстетика оформления результатов; умение отвечать на вопросы во время презентации продукта; эмоциональность; соответствие содержания заявленной теме; содержательность материала. новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта; самооценка студента; социальная и прикладная значимость результатов работы.

Конкурсные критерии оценки проекта: актуальность работы, значение исследуемой проблемы, научная новизна; глубина исследования проблемы; практическая значимость, результативность; четкость и логическая обоснованность в постановке целей, задач исследования; самостоятельность суждений, оценок и выводов, наличие личной инициативы автора; оригинальность; степень творчества в подходе к исследованию проблемы; стиль, язык изложения материала (ясность, четкость, лаконичность, лексика, грамматика); наличие и качество графических материалов по теме; выполнение требований к оформлению проекта и дизайн, информативность электронной презентации; наглядность и эстетичность представленного сопроводительного материала. Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе.

Задача преподавателя - отыскать такие пути применения проектирования, которые привлекли бы к данной деятельности студентов с различным уровнем знаний, умений и навыков, расположили бы их к общей совместной деятельности, активизировали бы интерес к профессии.

Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.