НАДПРЕДМЕТНЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Раздел «Педагогическая инноватика» Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая инноватика как наука об изменениях в образовательных системах Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
Advertisements

Педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов.
Педагогическая инноватика - особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация.
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Инновационная деятельность. Статья 20. ФЗ «Об образовании в РФ» 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
Программа «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО»
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Проект «Формирование целостной системы оценки качества знаний» Автор : Щербакова Л.А.-учитель биологии МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК4.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
И ННОВАЦИЯ КАК УРОВНЕВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Повышение квалификации педагогов в образовательном учреждении.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЧАС В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПАРК СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Транксрипт:

НАДПРЕДМЕТНЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Раздел «Педагогическая инноватика» Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО 2010

Педагогическая инноватика как наука - это Междисциплинарная научная дисциплина, исследующая проблематику эффективности процессов изменений образовательных систем (инновационных процессов). Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике. Объект педагогической инноватики процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах Предмет педагогической инноватики это закономерные связи между эффективностью инновационных процессов и определяющими ее факторами, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений Общая задача педагогической инноватики изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности

Педагогическая инноватика Нововведение Инновационное образование Инновационная деятельность Инновационный процесс Новшество Инновация Понятийное пространство педагогической инноватики как науки Инновационнаяшкола

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Инновационная деятельность Инновационная деятельность - процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Инновация (нововведение) Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс). Инновационный потенциал Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Инновационная сфера Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Инновационный проект Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная программа Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). Государственная инновационная политика Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Новшество, нововведение, инновация Новшество – это потенциально возможное изменение Новшество есть средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы Нововведение (инновация). – это уже произошедшее изменение Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, освоивших новшество положительные изменения Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в преобразуемой системе в результате специально организованной инновационной деятельности

Основные характеристики новшеств (по В.С. Лазареву и О.Г. Хомерики) Актуальность новшества 1. Актуальность новшества - значимость той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование Потенциальная полезность 2. Потенциальная полезность - полезный эффект, который может быть получен в случае его внедрения -инновационный потенциал новшества -инновационный потенциал новшества - степень превосходства заложенных в него идей, по сравнению с теми идеями, на которых построен действующий компонент педагогической системы, вместо которого оно может быть введено -надежность -надежность – степень готовности новшества к внедрению Реализуемость 3. Реализуемость (сложность освоения) новшества определяется временем, необходимым для его освоения; перечнем требований к уровню профессиональной подготовленности, к материально-технической базе школы, ее техническому оснащению; объемом потребных финансовых средств для освоения новшества. Контролируемость 4. Контролируемость -характеристика того, в какой мере процесс внедрения новшества может быть разбит на промежуточные этапы, для которых будут определены частные результаты, позволяющие оценивать ход процесса и перспективы внедрения

Основные характеристики нововведений (по В.С. Лазареву и О.Г. Хомерики) Результативность Результативность это характеристика нововведения, показывающая в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели Эффективность Эффективность это характеристика нововведения, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение Повышение эффективности образовательного процесса – это тот результат, достижение которого является целью всякого нововведения

Классификация инноваций по критериальным основаниям Широта охвата Глобальные Локальные Построение информационного общества, становление гражданского общества, глобализация Безотметочное оценивание, обучение в сотрудничестве Основа появления Внешние Внутренние Информатизация образовательного процесса, профилизация старшей ступени общего образования Ученическое самоуправление, здоровьесберегающие технологии Способ возникно вения Системный (плановый) Стихийный (спонтан ный) Информатизация образовательного процесса, профилизация старшей ступени общего образования Метод проектов, активные формы обучения

Классификация инноваций по критериальным основаниям Сфера осуществ ления иннова ций В содержании В технологиях В организации В системе управления В экономичес ких механизмах Представление стандартов на базовом и профильном уровнях ИКТ, проектные технологии, активные формы обучения Организация новых институциональных форм и структур (интернет центр, интеллект – клуб и т.д.) Государственно-общественное управление Новые механизмы оплаты труда в сфере образования, новые механизмы государственного финансирования образования

Классификация инноваций по критериальным основаниям Глубина охвата социально- педагогиче ской действи тельности Фундамен тальные Прикладные Междисцип линарные Информатизация образовательного процесса, профилизация старшей ступени общего образования Метод проектов, активные формы обучения, здоровьесберегающие технологии Социальное партнерство Масштаб внедрения Системные Модульные Локальные Информатизация образовательного процесса, профилизация старшей ступени общего образования Проектные технологии, активные формы обучения Здоровьесберегающие технологии

Классификация инноваций по критериальным основаниям Характер распростра нения Целенаправ ленный Обществен ный Стихийный Продуманные усилия, действия органов управления образованием по внедрению педагогических новшеств (ЕГЭ, компьютеризация сельских школ, предпрофиль) Результат активности общественных организаций (социальное партнерство с образованием общественных структур) Введение в учебный процесс активных форм обучения

Классификация инноваций по критериальным основаниям Инноваци онный потенциал Радикаль ные Комбинатор ные Модифика ционные Радикальные инновации предполагают новый или радикально противоположный имеющимся подход к разработке или решению какой-либо проблемы, направления Предполагают новое конструктивное соединение элементов ранее известного, которые в данном сочетании прежде не использовались с появлением новых системных свойств, порождающих новый интеграционный эффект Связаны с усовершенствование, рационализацией, видоизменением, модернизацией того, что есть

Инновационная деятельность в образовании - это Процесс, направленный на воплощение результатов научно- педагогических исследований и разработок в реальную образовательную практику. Научно- исследователь ская деятельность, («открытие») («изобретение») Научно- исследователь ская деятельность, получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение») Проектная деятельность («инновационный проект») Проектная деятельность, разработка особого, инструментально- технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект») Образовательная деятельность, личного знания (опыта) («реализация») Образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») Целенаправленное преобразование практики образования за счет создания, распространения и освоения новшеств

Инновационный процесс - это Процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств. Процесс перехода новшества в нововведение мы понимаем как процесс внедрения или процесс освоения. источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма общественной практики. Место инновационного процесса в цикле инновационных преобразований

Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву) 1) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявление проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях - запуск процесса создания новшеств 3) Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 4) Распространение новшества требует его тиражирования, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 5) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.

Инновационное образование это развивающее и развивающееся образование это такое образование, которое призвано вносить новое качественное изменение в существующий опыт и традиции в контексте времени. Сущность и цель инновационного образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления.

Структура инновационного образования Образовательная cреда Образовательная cреда –социокультурное содержание образования Образовательные институты Образовательные институты –соорганизованная система деятельностей субъектов образования Образовательные процессы Образовательные процессы –содержание Встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования Механизм взаимодействия образования с другими сферами общества общества - образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик Механизм обеспечения образования Механизм обеспечения образования, скрепляющий его как целостную сферу - управление образованием,

Развивающее и развивающееся образование Развивающее образование Что является предметом развития? Индивидуальные способности человека Детско-взрослые общности и общество в целом Образовательные системы и педагогическая деятельность как социокультурная технология развития и человека, и общества. Развивающееся образование Как и при каких условиях осуществляется развитие? обще-системные условия - задают норму функционирования системы образования в целом; внутри-системные условия - определяют уровень и качество функционирования системы; вне (меж-)-системные условия - определяют ресурсы развития образования.

Инновационная школа Это место, где вопрос качества образования решается происходящими преобразованиями в школе Нововведения в этой школе разворачиваются на всех уровнях существования образовательной системы: философском, психологическом и дидактическом – и за счёт этого приобретают новые качества. Сущностные характеристики инновационной школы системность нововведений; наличие исследовательской деятельности педагогов и учащихся; системная реализация таких видов деятельности как: - проектирование, - программирование, - исследование, - стратегирование, - рефлексивное управление. Институциональная структура инновационной школы консервативный институт консервативный институт – воспроизводство социокультурного опыта экспериментальный институт экспериментальный институт – исследовательская и опытно- экспериментальная деятельность инновационный институт инновационный институт – создание, внедрение и распространение новшеств обеспечивающий институт обеспечивающий институт - управление и ресурсное обеспечение инновационных преобразований

Критериальный комплекс, характеризующий процесс изменений, проводимых в школе, как инновационный процесс «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы; изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности. изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности учащихся.

Модель образовательного пространства инновационного ОУ Инновационная деятельность Распростра нение новшеств Внедрение новшеств Создание новшеств Образовательная деятельность Выявленные потребности в изменениях Нововведе ния

Отношения инновационной системы школы с ее педагогической системой Педагогическая система школы Входы системы: Процессы системы:Результаты системы: Учебные программы Методы Персонал Технические средства Результаты образования Изменения качественных характеристик входов Изменения качественных характеристик процессов Информация о состоянии педагогической системы Инновационная система школы Входы системы: Процессы системы: Результаты системы: Новшества Технологии внедрения Персонал Технические средства Изменения в педагогической системе Учебно- воспитательный процесс Инновационный процесс Контроль и выработка воздействий

Инновационный эффект Инновационный эффект Инновационный эффект – это интегральная оценка привлекательности инновации (по В.С. Лазареву) Актуальность Актуальность определяется значимостью той проблемы, снятию которой может способствовать использование инновации.. Перспективность Перспективность определяется путем прогнозирования продолжительности использования новшества. Инновационный потенциал Инновационный потенциал оценивается на основе результатов экспериментальной апробации новшества. Реализуемость Реализуемость оценивается на основе наличия необходимых условий для эффективного освоения новшества. Контролируемость Контролируемость оценивается на основе наличия процедур контроля и оценки. Каждый показатель оценивается по 11-ой бальной шкале: 0 – отсутствие показателя …..10 – очень высокий уровень.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203. каб. 215 (корпус общежития) Кафедра педагогики и андрагогики Зав.кафедрой – Игнатьева Галина Александровна Тел. (831) Скайп-адрес: didakt215