Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17, ст.Петропавловская Презентация для педагогов ДОУ Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Бердник Елена Владимировна, старший воспитатель МБДОУ 17
Приказ Министерства образования РФ от 23 ноября 2009года 655 « Об утверждении введения в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.» Закон РФ « Об образовании» п.5 ст.14 Типовое положение от 27 октября 2011 г. N 2562 п. 19 (…Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно ) Устав и другие нормативные документы, регулирующие деятельность ДОУ Образовательная программа ДОУ
1. Адаптированность к условиям ДОУ 2 Возможность использования различных педагогических технологий, а следовательно и методической литературы. 3 Ведущий принцип – интеграция 4 Комплексно- тематический принцип планирования
Инвариантная часть – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом ДОУ, имеющем государственную аккредитацию. Это базис дошкольного образования, обеспечивающий полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования РФ. Вариативная часть – формируется участниками образовательного процесса, отражает специфику климатических, национальных, социально- экономических и других условий, видовое разнообразие дошкольного образования. Инвариантная (обязательная) часть – 80 % Вариативная часть – 20%.
-совместная деятельность взрослого и детей, -свободная самостоятельная деятельность детей. Учебная деятельность возможна при осуществлении образовательного процесса с детьми 6-7 лет.
Вчера: Специально организованные занятия Совместная деятельность взрослых с детьми Свободная самостоятельная деятельность детей Занятия (фронтально или по подгруппам) Праздники, досуги, вечера развлечений Экскурсии Беседы Чтение художественной литературы Рассматривания картин, иллюстраций и пр. Слушание музыки Игры Физкультурные упражнения Художественно- продуктивная деятельность Элементарная трудовая деятельность Элементарное детское экспериментирование Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др. игры) Художественно- творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование и пр.)
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1) О бразовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 1) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда
1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Важный момент, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
1)свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры:
общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Детская деятельность Примерные формы работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования Игровая Сюжетные игры, игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание
Детская деятельность Примерные формы работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами)
«Безопасность» лет реализуется в детском саду, но через парциальные программы, как дополнение к базисным. «Художественное творчество» - интегрирует традиционные области – лепка, рисование, художественное конструирование. Основание для их объединения – понятие продуктивной деятельности детей
«Коммуникация» - не только традиционное «Развитие речи». Цели: развитие общения, развитие речевого общения. Цель работы по развитию речи в ДОУ? - формирование устной речи, -формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В образовательной области «Коммуникация» цель несколько иная (смещены акценты): - развитие словаря детей, - формирование грамматического строя речи, - развитие связной речи, не самоцель, а средства для развития навыков общения у детей.
«Здоровье» - не является вполне образовательной. У детей формируются: - культурно-гигиенические навыки, - начальные представления о здоровом образе жизни, Но главное – решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. «Безопасность» - эта область выделена из образовательной области «Социализация». Это обусловлено следующим: - социальным заказом семьи, общества, государства, - возрастными особенностями детей дошкольного возраста: ребенок очень доверчиво относится к окружающему миру, свойственно ощущение безопасности в общении с незнакомыми людьми, в опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице),безопасность ребенка- дошкольника зависит от взрослого, а это снижает уровень осознанности собственных действий
1. традиционный способ – предметный принцип (предметный центризм) построения образовательного процесса (используется в настоящее время). Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, А.В. Петровский, Ю.Н. Рюмина, Р.Б. Стеркина и др.). (как в школе, составили сетку занятий и проводят занятия по «Познанию», «Коммуникации» и пр.). 2.принцип интеграции образовательных областей. Он представляет альтернативу первому. Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Здоровье: - Физическая культура - Познание - Социализация - Безопасность -Коммуникация Физическая культура: - Здоровье - Музыка - Познание - Коммуникация - Социализация -Труд Безопасность: - Коммуникация - Труд - Познание - Социализация -Здоровье Социализация: - Коммуникация - Познание - Труд - Безопасность - Физическая культура
Труд: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Социализация -Физическая культура Познание: - Коммуникация - Чтение художественной литературы - Здоровье - Социализация - Труд - Безопасность - Музыка - Художественное творчество Коммуникация: - Физическая культура - Здоровье - Безопасность - Социализация - Труд - Познание - Чтение художественной литературы - Художественное творчество -Музыка Чтение художественной литературы: - Коммуникация - Познание - Социализация - Художественное творчество
Музыка: - Физическая культура - Коммуникация - Познание - Социализация Художественное творчество: - Коммуникация - Познание - Безопасность - Труд - Музыка - Чтение художественной литературы - Физическая культура
Планирование - главная функция управления процессом реализации основной образовательной программы (наряду с педагогическим анализом, организацией, контролем, регулированием и коррекцией).
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Планирование воспитательно-образовательной работы Группа _________________________________________________________________________________ Тема проекта ____________________________________________________________________________ Цель проекта ____________________________________________________________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и др.) ____________________________________ Форма итогового мероприятия (праздник, конкурс, выставка, коллаж, акция и др.)__________________ Дата проведения итогового мероприятия _____________________________________________________ Ф.И.О. воспитателя, ответственного за итоговое мероприятие ___________________________________________________________________ День Недели/ дата Образова- тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организац ия развиваю- щей среды для самостоя- тельной деятельнос ти детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортив- ными и художественными школами, общеобразовательны ми учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образова тельная деятель- ность в режим- ных моментах Групповая, подгруп- повая Индивиду альная
День неде ли, дата СодержаниеСодержание работы ФЗПКСБТЧхл Чхл Х/ТХ/Т М Совм естн ая деят ельн ость УтроВид деятельностиЦель Индив.раб. Непосредственная образовательная деятельность Тема, номер карточки
Промежуточная оценка проводится по параметрам образовательных областей 1- 2 раза в год (в январе, в мае) по каждой возрастной группе путем: - наблюдений за ребенком на занятиях и в свободной деятельности; - бесед; - экспертных оценок; - тестов; - анализа детских работ. Итоговые результаты освоения программы : физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническим навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Использованная литература Приказ 655 Министерства образования Российской Федерации от 23 ноября 2009года « Об утверждении введения в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.» Дошкольное воспитание ж год Картинки для шаблона - сайт www/ Shuttersttok/ на www yandex.ru/ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. N 2562