ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ Особенности методики. Возможности «Живой Инновации» Цель пособия – новая стратегия жизненного успеха выпускников школы. Пособие решает.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ. Жизнь и Знания Три друга приобрели билеты в театр на два места. Вопрос: сколько человек сидело на каждом месте? Три друга приобрели билеты.
Advertisements

Мозговой штурм Выполнила студентка гр.ИМ-09 Чедырян Нина.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
Студент группы Зайнуллин Ш.Р. Метод мозгового штурма.
ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ Особенности методики. Возможности «Живой Инновации» Цель пособия – новая стратегия жизненного успеха выпускников школы. Пособие решает.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Требования к структуре и формату презентации инженерного кейса Международный инженерный чемпионат «CASE-IN».«Студенческая лига»
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные);
«Организация маркетинга в образовательном учреждении» Полякова Жанна Борисовна Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Создание собственного дела 1.Предпринимательская идея.
Технология инновационного процесса Выбор инновационного пути – это выбор осознанного преобразования библиотечной деятельности, предполагающий активность.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Методика и определение SWOT-анализа
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
Галеева И.Ш., методист Городского методического центра Управления образования г.Казани.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Транксрипт:

ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ Особенности методики

Возможности «Живой Инновации» Цель пособия – новая стратегия жизненного успеха выпускников школы. Пособие решает следующие задачи: - формирование инновационного кругозора, - овладение навыками целенаправленного, организованного творчества, -приобретение практического опыта организации изобретательской работы, -систематизирует представления о методах сбора, анализа и интерпретации полезной для создания нового информации; Пособие позволяет: - работать в рамках элективного курса для старшеклассников, - использовать его в качестве дополнительного материала и задачника по истории, химии, физике, - организовать работу кружка в системе дополнительного образования, - проводить творческие и изобретательские олимпиады и конкурсы Пособие позволяет: - работать в рамках элективного курса для старшеклассников, - использовать его в качестве дополнительного материала и задачника по истории, химии, физике, - организовать работу кружка в системе дополнительного образования, - проводить творческие и изобретательские олимпиады и конкурсы

Структура организации методической работы Пропедевтика – организовано индивидуально, с использованием заданий ПЕРЕД занятием. Задача – задействовать личный опыт, создать тематический акцент, востребовать поиск дополнительной информации. Знакомство с новой информацией – организовано индивидуально, с использованием текста параграфа. Задача – актуализировать проблемы по данной теме, обозначить способы их возможного решения, предложить некоторые существенные ресурсы и ограничения при решении рассматриваемых задач. Решение проблемы методом «мозгового штурма» - организовано в форме малогрупповой работы на уроке с предложенной реальной ситуацией (кейсом). Задача - овладение навыками целенаправленного, организованного творчества, приобретение практического опыта организации изобретательской работы и применения на практике метода «мозгового штурма» для поиска решения. Презентация результатов работы – организовано в форме индивидуального или парного устного ответа с использованием иллюстративного материала. Задача - овладение навыками публичных выступлений и ведения диалога и полилога с оппонентами с использованием аргументов и доказательств. Разнотипные и разноуровневые задания в рамках отдельных тем – организовано в форме индивидуальной работы. Задача – дифференциация и индивидуализация процесса обучения, формирование способности аргументированного выбора у учащихся, приобретение ими опыта использования прикладных инструментов анализа и изобретательства.

Ситуация – факт - проблема - задача - решение Ситуация – реальное (или выдуманное) событие, содержащее весь контекст события – предысторию, детали, позиции сторон – участников до начала события, их ожидания, поведение в процессе развития ситуации, ограничения, изменение внешних и внутренних условий. Для данного пособия обязательно наличие в центре ситуации конкретной и ясной проблемы. «В 2009 году мировая экономика столкнулась с кризисом…» Факт – знание (событие, ситуация) достоверность которого установлена и не предполагает многозначности. «Серийные автомобили не имеют возможности летать …» Проблема – противоречие не имеющее очевидного решения. «Тяжелый, многослойный бронежилет хорошо защищает тело солдата от пуль и осколков. Но в нем невозможно двигаться…» Задача – наиболее адекватная гипотеза разрешения проблемы имеющая полный набором известных данных и известный алгоритм нахождения искомого (достижения цели). «Что бы обеспечить необходимую концентрацию лекарства в больном органе необходимо…» Решение – результат деятельности, удовлетворяющий выбранному алгоритму, не противоречащий объективным законам и устраняющий проблему. «Использование текстильного замка («липучки») позволило надежно соединить скафандр космонавта с креслом и сохранить возможность…» После решения проблемы появляются новые, как правило более сложные! Необходима оценка рисков на этапе выбора задачи!

Задания перед занятием работа с текстом, определение направления работы выявление проблем, имеющих инновационный потенциал расширение кругозора по проблеме поисковая активность

Пример Глава 1. Перед занятием прочитайте текст и ответьте на три вопроса: 1.Почему развивающееся государство заинтересовано в нововведениях? 2.Какие социально-политические новшества описаны в материале параграфа? 3.Оцените экономические преимущества от введения описанных инноваций?

Кейс (case) – методика Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие и описанное авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Актуализировать проблему через апелляцию к личному опыту. 3. Организовать поисковую активность

Пример Глава 2 Дискуссия «Анализ рыночного использования инноваций, создаваемых развитием ракетно-космической техники» КАЗАНЬ, 13 октября г. Президент республики Татарстан (РТ) Минтимер Шаймиев встретился в казанском Кремле с руководителем Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолием Перминовым. На встрече обсуждались детали и сроки реализации проекта программы «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития республики Татарстан ( годы)»... По словам руководителя Роскосмоса, космические технологии позволяют производить мониторинг и в области сельского хозяйства. Например, контролировать всхожесть семян. «Также по линии силовых структур можно оперативно выявлять незаконные посевы наркосодержащих культур», сказал он.«Одним из пунктов программы является развитие системы мониторинга транспортных средств с помощью спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС, охватывающей автомобили министерств, ведомств, администраций муниципальных районов, городской и междугородний пассажирский транспорт, транспортные средства специальных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и т.д.), добавил руководитель Федерального космического агентства. Стоит отметить, что на сегодняшний день в республике Татарстан под постоянным спутниковым мониторингом находятся более 400 междугородних и 250 школьных автобусов». «Еще один из важных пунктов программы создание республиканского центра космического мониторинга, который будет централизовано принимать и обрабатывать большие объемы космических снимков для использования в ежедневной работе всех государственных и муниципальных структур, отметил Перминов. В результате, повысится оперативность и качество принимаемых управленческих решений при территориальном планировании, в сельском хозяйстве, экологическом мониторинге, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Государственным заказчиком программы «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан ( годы)» определен Центр информационных технологий РТ. Общий объем финансирования программы составит 590 млн руб.

Работа в «Кейс – методе» Учитель До занятия После занятия Во время занятия Ученик

Работа в подгруппах организация «Мозгового штурма» 1. Проблема должна быть четко сформулирована. Происходит определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. Важно соблюдать правила для этого этапа: Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Мозговой штурм 2.Генерация идей 3.Группировка, отбор и оценка идей 1.Постановка проблемы

Проведение дискуссии Презентация групповой разработки – 3-5 минут. Аргументы в поддержку позиции (участники группы разработчиков ) – 10 минут Аргументы против позиции разработчиков – 15 минут Аргументы в поддержку позиции разработчиков – 15 минут Результаты работы фиксируются ведущим на флипчарте или смарт – доске Оценка работы группы соответствие теме разрешение проблемы научность привязанность к практике

Задания после занятия Проект… Исследование… Эссе… Тезисы… Хронологические схемы… Презентация… Программа… Графики зависимостей… Организационная диаграмма отношений… Биография… В каких сферах разработки медицинского оборудования РФ является признанным мировым лидером. Какие инновации Вы рекомендовали бы заимствовать в этой сфере для развития отечественной медицины? Составьте тезисы для доклада на эту тему.

Возможности факторы внешней среды, которые создают преимущества OpportunitiesOpportunities StrengthsStrengthsWeaknessesWeaknesses Слабости недостатки Сильные стороны преимущества SWOT-анализ ThreatsThreats Угрозы факторы, которые могут ухудшить ситуацию SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды)

ПРИМЕР Глава Оцените положительные и отрицательные стороны внедрения конкретной социальной инновации в России (с 1600 года). Составьте SWOT- анализ. Социальная инновация - Система детских домов (1933 год) Социальная инновация - Пенсионная система (начало XX века) Социальная инновация – Бесплатная медицинская помощь (конец XVIII века) Социальная инновация – ИСО 2001 год (начало XXI века) Возможности Риски Преимущества Недостатки

STEP (PEST) - анализ STEP является аббревиатурой названия таких факторов: - социальных (S – social), - технологических (Т – technological) - экономических (Е – economic) - политических (Р – political) STEP анализ P E S T

ПРИМЕР 8. Сравните и проанализируйте с точки зрения своевременности мероприятия СССР и США по развитию ключевых направлений техники. Чья политика и действия были более продуманы и эффективны. Сделайте STEP-анализ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Законодательство Правительственная политика, Государственное регулирование Инновационная политика Поддержка на всех уровнях власти Финансирование, гранты и инициативы Группы лоббирования Международные интересы Прочее влияние государства в отрасли ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Экономическая ситуация и тенденции Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Спрос Специфика производства Технологические цепи Потребности конечного пользователя Основные издержки: Энергоносители Транспорт Сырье и комплектующие Коммуникации СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ Демография Экологические проблемы Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Базовые ценности Тенденции образа жизни Модели поведения разработчиков Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Представления СМИ Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований Связанные / зависимые технологии Замещающие технологии/решения Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственная емкость, уровень Информация и коммуникации Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Проблемы интеллектуальной собственности

«Морфологический ящик» Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Свойство 1Свойство 2Свойство 3Свойство 4Свойство 5 Элемент А Элемент Б Элемент В Элемент Г Элемент Д Элемент Е Элемент Ж Свойство 1Свойство 2Свойство 3Свойство 4Свойство 5 Элемент А Элемент Б Элемент В Элемент Г Элемент Д Элемент Е Элемент Ж

Алгоритм работы по морфологическому анализу Записать определение объекта (проблемы) Определить перечень существенных элементов объекта, параметров и записать их вертикально в таблицу. Пронумеровать их буквами - А, Б, В,… Определить перечень вариантов для каждого параметра и записать горизонтально в морфологическую таблицу. Пронумеровать каждый вариант цифрами 1, 2, 3... Подобрать новый вариант объекта, сочетая любой вариант каждого параметра. Записать вариант в виде: А3+Б2+В5+С7+Д12 и т.д. Проанализировать вариант Использовать методы оптимизации по Заданному критерию и выбрать (решение). оптимальный вариант Всего количество вариантов в таблице можно определить по формуле N(объект) = А(n)*Б(n)*В(n)*…, где А(n) - это количество вариантов по параметру А, Б(n) - количество вариантов по параметру Б и т.д. Морфологические таблицы существенно избыточны

ПРИМЕР Глава 4 8. Используя метод «Морфологического ящика» Ф. Цвике предложите существенные улучшения дверей в жилых и общественных помещениях, на транспорте, в банках и хранилищах? 8. Используя метод «морфологического ящика» Ф. Цвике предложите существенные улучшения дверей в жилых и общественных помещениях, на транспорте, в банках и хранилищах? Свойство 1Свойство 2Свойство 3Свойство 4Свойство 5 Полотно Ручка Петли Замок Принцип Вес Защита

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Решение изобретательских задач Развитие творческого воображения и мышления Прогнозирование развития технических систем Система приемов ТРИЗ Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ

ПРИМЕР Глава 5. 8 Используя методику ТРИЗа предложите способ нетравматичной доставки лекарства к больному органу человека: без использования игл, зондов, разрезов и т.д. Вариант 1 – Придать лекарству магнитные свойства и с помощью магнитного поля создать постепенную концентрацию препарата Вариант 2 – Создать клетки, «цепляющиеся» к клеткам доминирующим в данном органе и выделяющие при контакте указанное вещество Вариант 3 – Синтезировать лекарство прямо в органе из предварительно усвоенных им простых составляющих, под внешним воздействием – излучением, вибрацией и пр. Вариант 4 - Придать лекарству возможность взаимодействовать только с клетками, доминирующими в данном органе