Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.internet-school.ru
1 ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ Особенности методики
2 Возможности «Живой Инновации» Цель пособия – новая стратегия жизненного успеха выпускников школы. Пособие решает следующие задачи: - формирование инновационного кругозора, - овладение навыками целенаправленного, организованного творчества, -приобретение практического опыта организации изобретательской работы, -систематизирует представления о методах сбора, анализа и интерпретации полезной для создания нового информации; Пособие позволяет: - работать в рамках элективного курса для старшеклассников - использовать его в качестве дополнительного материала и задачника по истории, химии, физики - организовать работу кружка в системе дополнительного образования - проводить творческие и изобретательские олимпиады и конкурсы Пособие позволяет: - работать в рамках элективного курса для старшеклассников - использовать его в качестве дополнительного материала и задачника по истории, химии, физики - организовать работу кружка в системе дополнительного образования - проводить творческие и изобретательские олимпиады и конкурсы
3 Особенности методики Найти способы : - поддержать разнообразие учащихся; -планировать опираясь на совместную рефлексию; - уменьшить собственное участие в работе; - поддерживать самоорганизацию учащихся; - ценить диалог; - не регулировать поведение и шум; - передать собственное отношение к предмету; - сделать оценку значимой и понятной для детей; Найти способы : - поддержать разнообразие учащихся; -планировать опираясь на совместную рефлексию; - уменьшить собственное участие в работе; - поддерживать самоорганизацию учащихся; - ценить диалог; - не регулировать поведение и шум; - передать собственное отношение к предмету; - сделать оценку значимой и понятной для детей; Цели преподавания Цели обучения До занятия… Чему я должен научиться на этом занятии? Какие результаты я могу достичь в конце занятия? Во время занятия… Насколько значимы мои знания, суждения и идеи? Я двигаюсь в своем темпе и успеваю? После занятия… Какого результата я достиг? Мне было интересно? Что нового я узнал? До занятия… Чему я должен научиться на этом занятии? Какие результаты я могу достичь в конце занятия? Во время занятия… Насколько значимы мои знания, суждения и идеи? Я двигаюсь в своем темпе и успеваю? После занятия… Какого результата я достиг? Мне было интересно? Что нового я узнал?
4 Задания перед занятием работа с текстом, определение направления работы выявление проблем имеющих инновационный потенциал расширение кругозора по проблеме поисковая активность
5 Решение Задача Проблема Факт Ситуация «В 2009 году в мировой экономике появились признаки кризиса…» «Серийные автомобили не имеют возможности летать …» «Тяжелый, многослойный бронежилет хорошо защищает тело солдата от пуль и осколков. Но в нем невозможно двигаться…» «Что бы обеспечить необходимую концентрацию лекарства в больном органе необходимо…» «Использование текстильного замка («липучки») позволило ускорить процесс соединения деталей внутренней обшивки автомобили…» ситуация – факт - проблема - задача – решение
6 Ситуация – реальное (или выдуманное) событие, содержащее весь контекст события – предисторию, детали, позиции сторон – участников до начала события, их ожидания, поведение в процессе развития ситуации, ограничения, изменение внешних и внутренних условий. Для данного пособия обязательно наличие в центре ситуации конкретной и ясной проблемы. «В 2009 году в мировой экономике появились признаки кризиса…» «Кризис нельзя было допустить, но…» Факт – знание (событие, ситуация) достоверность которого установлена и не предполагает многозначности. «Серийные автомобили не имеют возможности летать …» Проблема – противоречие не имеющее очевидного решения. «Тяжелый, многослойный бронежилет хорошо защищает тело солдата от пуль и осколков. Но в нем невозможно двигаться…» Задача – наиболее адекватная гипотеза разрешения проблемы имеющая полный набором известных данных и известный алгоритм нахождения искомого (достижения цели). «Что бы обеспечить необходимую концентрацию лекарства в больном органе необходимо…» Решение – результат деятельности, удовлетворяющий выбранному алгоритму, не противоречащий объективным законам и устраняющий проблему. «Использование текстильного замка («липучки») позволило ускорить процесс соединения деталей внутренней обшивки автомобили…»
7 ситуация – факт - проблема - задача – решение сбор данных – анализ – гипотеза – оценка – выбор - результат - проверка P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2. Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные нами ошибки порождают новые проблемы Р2. Расстояние между старой и новой проблемой часто очень велико: оно указывает на достигнутый прогресс. После решения проблемы появляются новые, как правило более сложные! Необходима оценка рисков на этапе выбора задачи! P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2. Проблема (P1) порождает попытки решить ее с помощью пробных теорий (tentative theories) (ТТ). Эти теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок (error elimination) ЕЕ. Выявленные нами ошибки порождают новые проблемы Р2. Расстояние между старой и новой проблемой часто очень велико: оно указывает на достигнутый прогресс. После решения проблемы появляются новые, как правило более сложные! Необходима оценка рисков на этапе выбора задачи!
8 КЕЙС (CASE) – методика Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это "кусочек" реальной жизни. Кейс - это события, реально произошедшие и описанное авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс – может быть: - Личностным, когда действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители; - Организационно-институциональным, когда действуют организации, предприятия, фирмы, сообщества; - Многосубъектным, если включает несколько действующих субъектов.. Актуализировать проблему через апелляцию к личному опыту. 3. Организовать поисковую активность
9 Пример короткого кейса. Литиево-ионный аккумулятор (Li-ion) тип электрического аккумулятора, широко распространённый в современной бытовой электронной технике. В настоящее время это самый популярный тип аккумуляторов в таких устройствах как сотовые телефоны, ноутбуки, электромобили, цифровые фотоаппараты. Недостаток 1. – Старение. Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются, а просто лежат на полке. В случае, если с момента изготовления прошло более двух лет, более трети ресурса литиевого аккумулятора уже потерял. Стандартный срок службы литиевого аккумулятора – около 8 лет. Недостаток 2. – Не возобновляемость. Литиевые аккумуляторы подлежат утилизации и не предполагают восстанволения. Задача. Превратить недостатки в полезные свойства и найти направление инновационной деятельности.
10 Основная функция Сase – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. ХОРОШИЙ КЕЙС будет: - соответствовать четко поставленной цели создания; - иметь соответствующий уровень трудности; -иллюстрировать несколько аспектов ситуации; - быть актуальным на сегодняшний день; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений. ХОРОШИЙ КЕЙС будет: - соответствовать четко поставленной цели создания; - иметь соответствующий уровень трудности; -иллюстрировать несколько аспектов ситуации; - быть актуальным на сегодняшний день; - иллюстрировать типичные ситуации; - развивать аналитическое мышление; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько решений. Сase активизирует, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляет обучаемых один на один с реальными ситуациями.
11 Работа в подгруппах организация «Мозгового штурма» 1. П роблема должна быть четко сформулирована. Происходит определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2. В ажно соблюдать правила для этого этапа: Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Мозговой штурм 2.Генерация идей 3.Группировка, отбор и оценка идей 1.Постановка проблемы
12 Работа учителя на уроке Оценка учителя соответствие теме разрешение проблемы научность привязанность к практике Стратегия учителя рассуждать оценивать воспринимать вовлеченность понимание суждения идеи Самооценка ученика
13 Задания после занятия Проект… Исследование… Эссе… Тезисы… Хронологические схемы… Презентация… Программа… Графики зависимостей… Организационная диаграмма отношений… Биография… В каких сферах разработки медицинского оборудования РФ является признанным мировым лидером. Какие инновации Вы рекомендовали бы заимствовать в этой сфере для развития отечественной медицины? Составьте тезисы для доклада на эту тему.
14 Возможности факторы внешней среды, которые создают преимущества OpportunitiesOpportunities StrengthsStrengthsWeaknessesWeaknesses Слабости недостатки Сильные стороны преимущества SWOT-анализ ThreatsThreats Угрозы факторы, которые могут ухудшить ситуацию SWOT-анализ это определение сильных и слабых сторон обьекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
15 ПРИМЕР Глава Оцените положительные и отрицательные стороны внедрения конкретной социальной инновации в России (с 1600 года). Составьте SWOT- анализ. Социальная инновация - Система детских домов (1933 год) Социальная инновация - Пенсионная система (начало 20 века) Социальная инновация – Бесплатная медицинская помощь (конец 18 века). Социальная инновация – ИСО 9001 (начало 21 века) Возможности Риски Преимущества Недостатки
16 STEP (PEST)-анализ STEP является аббревиатурой названия таких факторов: - социальных (S – social), - технологических (Т – technological) - экономических (Е – economic) - политических (Р – political) Степ анализ P E S T
17 ПРИМЕР 8. Сравните и проанализируйте с точки зрения своевременности мероприятия СССР и США по развитию ключевых направлений техники. Чья политика и действия были более продуманы и эффективны. Сделайте СТЕП-анализ. Законодательство Правительственная политика, Государственное регулирование Инновационная политика Подержка на всех уровнях власти Финансирование, гранты и инициативы Группы лоббирования Международные интересы Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли Экономическая ситуация и тенденции Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Спрос Специфика производства Технологические цепи Потребности конечного пользователя Основные издержки Энергоносители Транспорт Сырье и комплектующие Коммуникации Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Базовые ценности Тенденции образа жизни Модели поведения разработчиков Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Представления СМИ Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований Связанные / зависимые технологии Замещающие технологии/решения Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственная емкость, уровень Информация и коммуникации. Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Проблемы интеллектуальной собственности политические социокультурные технологические экономические
18 «Морфологический ящик» Морфологический анализ (морфологический ящик) – метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Свойство 1Свойство 2Свойство 3Свойство 4Свойство 5 Элемент А Элемент Б Элемент В Элемент Г Элемент Д Элемент Е Элемент Ж Свойство 1Свойство 2Свойство 3Свойство 4Свойство 5 Элемент А Элемент Б Элемент В Элемент Г Элемент Д Элемент Е Элемент Ж
19 Алгоритм работы по морфологическому анализу Записать определение объекта (проблемы). Определить перечень существенных элементов объекта, параметров и записать их вертикально в таблицу. Пронумеровать их буквами - А, Б, В,… Определить перечень вариантов для каждого параметра и записать горизонтально в морфологическую таблицу. Пронумеровать каждый вариант цифрами 1, 2, 3... Подобрать новый вариант объекта, сочетая любой вариант каждого параметра. Записать вариант в виде: А3+Б2+В5+С7+Д12 и т.д. Проанализировать вариант. Использовать методы оптимизации по Заданному критерию и выбрать (решение). оптимальный вариант. Всего количество вариантов в таблице можно определить по формуле N(объект) = А(n)*Б(n)*В(n)*…, где А(n) - это количество вариантов по параметру А, Б(n) - количество вариантов по параметру Б и т.д. Морфологические таблицы существенно избыточны.
20 Морфологический анализ Цель: изобретение новых видов пиццы Работаем со свойствами вещей
21 Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Техническая проблема порождает изобретательскую ситуацию чугун Изобретательская задача - всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество браслет спасателя Идеальный конечный результат (ИКР): «Некий элемент (X- элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». груз Борьба с противоречиями Поверхностными – нет необходимого Техническими – старые схемы не работают Физическими - одновременно в двух состояниях - посредник ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ Простые – 40 Парные - 12
22 22 Строительная свая: Противоречивые требования к наконечнику. 1. Когда сваю забивают наконечник должен быть острым, чтобы свая легко шла в землю. 2. Когда сваю уже забили и установили на нее дом, наконечник должен быть плоским, чтобы хорошо удерживать нагрузку. Обычный метод: Наконечник делают ни тупым, ни острым 12 Свая Наконечник Решательные механизмы ТРИЗ: противоречие
23 23 Пример возможного разрешения противоречия Наконечник сваи делают острым, а саму сваю – полой, в виде трубы. Такая свая легко погружается в грунт (1). После забивания сваи на нужную глубину в нее опускают заряд взрывчатого вещества и подрывают (2). В грунте образуется полость, которую сверху через полую сваю заливают бетоном (3). Когда свая забивается – она острая, когда уже забита – имеет большую опорную площадь. 213 Заряд взрывчатого вещества Полость залитая бетоном
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.