О программах развития образовательных учреждений. Инновационные образовательные программы ИДППО Кафедра управления образованием 2006
Образовательная программа образовательного учреждения определяет: –цели и приоритетные направления образования в конкретном учреждении; конкретные задачи на определенном этапе деятельности школы; учебный план, основанный региональном базисном учебном плане, включающий инвариантную и вариативную части содержания образования, осваиваемого в процессе учебной деятельности; перечень учебных программ, соответствующих данному учебному плану, набор программ внеклассной и внешкольной деятельности (дополнительного образования), взаимосвязанных с обязательными и вариативными учебными программами. - описание педагогических технологий, применяемых при осуществлении образовательной программы, особенностей организации учебно-воспитательного процесса и режима работы учреждения; - описание системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся; систему аналитических и диагностических методик, обеспечивающих
Образовательные программы образовательного учреждения, занимающегося инновационной деятельностью Реализуемые внешне заданные программы Исследуемые рамках инновационной деятельности учреждения
Инновация педагогическая (нововведение) I. целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Виды нововведения: по видам деятельности; по объекту изменений; по характеру вносимых изменений; по масштабу вносимых изменений; по масштабу использования; по источнику возникновения
Структура образовательной программы инновационной деятельности Анализ; Концепция; Содержание программы.
Особенность инновационных образовательных программ Равная обращенность к учителю и ребенку. Развитие учителя выступает в качестве условия реализации программы и задаваемых ею возможностей развития ребенка.
Процесс и результат реализации программы есть формирование индивидуальных самообразовательных программ. Процесс динамичного перепрограммирования.
Проектные программы - это программы перепрограммирования. Деятельность перепрограммирования есть универсальная составляющая деятельности проектирования.
Образовательная программа - это попытка разрешения проблем. Причем не только и не столько общественных, общекультурных, а внутришкольных. Если образовательная программа служит как разрешение некой проблематики, выявленной школой - в процессе ее функционирования, то тогда образовательная программа становится программой развития школы.
Инновационная образовательная программа Порождает новые формы и виды образовательной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, администрации школы. Требует создания новых, адекватных механизмов (структур) управления. Инновационная (проектная) деятельность выступает как первичная, а развитие учреждения является ее следствием, оформляющим и закрепляющим определенный этап реализации инновационного (а нередко и экспериментального) проекта.
Образовательная программа есть, в конечном счете, совокупный социально-культурный результат деятельности всего учреждения. Определяющими выступают такие «параметры», как личностная и гражданская зрелость выпускников, их способность и готовность к сознательному и ответственному выбору своей жизненной (а не только образовательной) траектории, социально- психологическая и культурная адекватность окружающему миру (компетентности) и многое другое.
Осмыслить всю разнообразную (классную, внеклассную, даже внешкольную) деятельность учеников, учителей, в известной степени родителей, попечителей и других «сопряженных» со школой людей как целостную образовательную программу, научиться управлять ею, осуществлять ее перманентный мониторинг – вот единственный способ сделать общеобразовательное учреждение (и систему образования в целом) фактором развития личности, общества и государства.
Компетенция (от. лат. - competentis ) принадлежность по праву, т.е. круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, позволяющими судить о чем-либо; круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
1) как круг полномочий, делегированных субъекту (должностному лицу, органу управления, группе и т.п.); 2) как опыт, информационный ресурс, знания в определенной предметной области, которыми обладает субъект; 3) как индикатор эффективности деятельности (в качестве показателей эффективности деятельности могут выступать соотношение ценности результатов и затрат на их достижение или степень успешности разрешения проблем, значимых для субъекта или организации).
В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»
политические и социальные компетенции, способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе;
компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, владение более, чем одним языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни; в
А.В. Хуторской ценностно-смысловая; Общекультурная; учебно-познавательная; Информационная; Коммуникативная; социально-трудовая; личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.
Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; это система наблюдения за процессом явлением объектом по заданным параметрам; в широком смысле - специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза; это длительное наблюдение за каким-либо процессом с целью оценки его состояния по отношению ко времени начала наблюдения и прогноза о его возможном поведении в будущем.
Мониторинг – явление, которое может быть охарактеризовано и как система, и как процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей, методов сбора информации. Организованность, действенность этой системы зависит от того, как все элементы системы связаны, адекватны друг другу, зависит от условий, в которых эта система работает. Мониторинг как процесс представляет собой последовательное осуществление сбора сущностной, разносторонней информации об изучаемом объекте, ее обработки, систематизации, анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития.
Основная функция мониторинга – предоставление необходимых данных (исходя из целей, решаемых задач), представления своевременной и качественной информации, позволяющих делать аналитические выводы о состоянии системы, объекта, делать прогнозы.
Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности представляет собой целенаправленное специально организованное слежение за изменением показателей результативности инновационной деятельности в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по внесению изменений в ход деятельности и/или условий ее реализации (или с учетом изменившихся условий) на основе анализа собранной информации и прогноза развития.
Предметом мониторинга являются непосредственно инновационная экспериментальная деятельность и ее результативность.
Результативность инновационной экспериментальной деятельности. Индикаторами (признаками) результативности в инновационном образовательном пространстве мыслятся сегодня результаты, эффекты, лежащие в разных пространствах деятельности: Развитие учащихся (социокультурное, психическое, физическое). Функционирование образовательного процесса (содержание образования, специфика технологий, организация процесса). Созданные в школе условия (учебно-методическая обеспеченность, качество кадров, материально-техническая оснащенность), в том числе нормативные. Престиж школы (социальный статус школы, удовлетворенность учащихся и родителей качеством образования). Оформленные сетевые отношения с другими образовательными институтами. Оформленные отношения образовательного института с не образовательными институтами (относительно образовательных результатов). …
Модель образовательной программы содержит в себе инновационную образовательную технологию, характер отношений между субъектами образовательного процесса и основания, на которых они строятся (предметность). Также видны в модели достижения и продукты (произведения) учащихся, способы аттестации учащихся, знаки, в которых фиксируются эти достижения, также то, в каких формах и какими способами предъявляются продукты деятельности учащихся различным сообществам (обществу – как предельная рамка). Предъявление является важным, т.к. продукты и достижения учащихся должны быть социально значимыми, и через это учащиеся могут получать социальное признание.
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом». (Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.1989.с.7).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения(И.П. Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.(В.М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования.(Юнеско).
Методика - технология