Что такое оценка? XV. Оценка регулирующего воздействия Законопроект «Об улучшении рамочных условий налогообложения предпринимательской деятельности и инвестиций» (Швейцария, 2007) Серия презентаций ИОПП Москва, 2008 г.
Содержание I.Терминология ОРВ в германоязычной традиции II.Оценка на федеральном уровне в Швейцарии III.Опыт менеджмента проектного цикла на примере подготовки федерального закона Швейцарии «Об улучшении рамочных условий налогообложения предпринимательской деятельности и инвестиций»
I. Терминология ОРВ в германоязычной традиции В Германии: Gesetzesfolgenabschätzung (GFA) - Оценка последствий законов (нормативно-правовых актов) В Швейцарии: Gesetzesevaluation - Оценка законов (нормативно-правовых актов)
II. Оценка на федеральном уровне в Швейцарии (1) Ст. 170 Федеральной Конституции Швейцарии (1999): Федеральный парламент заботится о том, чтобы предпринимаемые Федерацией мероприятия проверялись на предмет их эффективности (= Die Bundesversammlung sorgt dafür, dass die Massnahmen des Bundes auf ihre Wirksamkeit überprüft werden) «Закон о федеральном парламенте» (2002): oЭффективность – один из центральных критериев исполнения Парламентом надзорных функций (п. 3 Ст. 26); oПарламентские комиссии могут потребовать от правительства проведения проверки эффективности или сами провести оценивание (Ст. 27); oПрофильные комитеты при разработке законопроектов должны учитывать результаты проверок эффективности (п. 1 Ст. 44); oКомитеты по регламенту и финансам должны координировать деятельность в области оценки государственных мероприятий (п. 4 Ст. 54); oВ пояснительной записке к вносимому законопроекту правительство обязано излагать свою позицию относительно реализуемости закона и ожидаемого его воздействия (п. 2 Ст. 141);
Оценка на федеральном уровне в Швейцарии (2) Проведение в жизнь ст. 170 Федеральной Конституции: oОсновной адресат статьи – Федеральные ведомства oОбязанность ведомства разработать стратегию в области оценивания oПланирование, контроль качества, транспарентность oВнедрения «экономичности» в качестве критерия oПравительство и парламент – адресаты оценочных отчетов Усилия на разных уровнях: oРазвитие культуры оценивания oРегулирующие функции министерств и правительства oСамоорганизация федеральных служб и агентств oКоординация «Исполнительная власть - Парламент – Счетная Палата» oСеть поддержки оценивания в федеральных органов власти
III. Прогнозная оценка законопроекта «Об улучшении рамочных условий налогообложения …» Законопроект федерального закона «Об улучшении рамочных условий налогообложения предпринимательской деятельности и инвестиций» (Unternehmenssteuerreformgesetz II) был внесен в парламент Швейцарии в июне 2005 г. и был направлен на завершение реформы налогообложения предпринимателей (1997 г.) В центре законопроекта находились: смягчение экономической нагрузки на бизнес, в т.ч. – двойного налогообложения; целенаправленные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, в т.ч. – индивидуальных предпринимателей; в качестве долгосрочной цели была обозначено «улучшение привлекательности Швейцарии для инвестиций».
Обеспечение доступа заинтересованных сторон к досье законопроекта На сайте парламента ( оперативно публиковались полнотекстовые версии документов, относящихся к процессу принятия закона: текст законопроекта на различных этапах вносимые поправки от фракций заявления бизнес-ассоциаций Заключения, подготовленные профильными госорганами заключения внешних консультантов. Материалы прессы Библиотека сетевых ресурсов по тематике После одобрения закона парламентом была размещена суммирующая справка.
Основные экспертные круги при разработке законопроекта Рабочая комиссия по упрощению налогообложения предпринимателей (ERU) – cоздана в января 2000 г. решением министра финансов: Из 10 человек 3 представляли науку (в т.ч. – рук. Рабочей группы), 3 – бизнес, по 2 – федеральное правительство и кантоны разрабатывала Концепцию реформирования проводила количественные расчеты, анализировала опыт ОЭСР и практику «продвинутых» кантонов Рабочая группа «Standortstudie» при Федеральной налоговой службе Швейцарии Исследования Центра европейских экономических исследований в Манхайме, Германия (ZEW)
Основные экспертные заключения к законопроекту Итоговый отчет Рабочей комиссии по упрощению налогообложения предпринимателей, на 64 страницах; Официальное заключение Федеральной службы юстиции (Bundesamt für Justiz) на касательно конституционности законопроекта (готовили специалисты по налоговому праву, массивно цитировались экономические исследования) – подписано Вице-директором Федеральной Службы Люциусом Мадером, на 24 страницах; Независимое заключение профессора налогового права ун-та Лозанны Этьена Гризеля, на 28 страницах. Оба заключения давали количественную оценку границы налогообложения, в пределах которых закон не выходил за конституционные рамки.
Прохождение законопроекта В ходе обсуждения законопроекта, вызвавшего возражения одной из партий «большой коалиции» (социал-демократы), из него был выделен ряд мероприятий, по которым существовал консенсус (в т.ч. - не оспаривались расчеты). Эти мероприятия были проведены быстрее, через отдельный закон, уже в начале 2006 года. после одобрения законопроекта обеими палатами федеральным парламентом в марте 2007 он был вынесен - по требованию социал-демократов - на всенародный референдум. Т.к. на референдуме в феврале 2008 законопроект был отвергнут с небольшим перевесом, в силу закон не вступил. Документация (на немецком языке): unternehmen.aspx unternehmen.aspx
Контактная информация Гендиректор ИОПП - к. социол. н. Цыганков Д.Б. Адрес: , г. Москва, ул. Смольная, 10. Телефон: 7 (499) Веб-сайт: (русская версия) (English version)