Анализ и экспертиза ресурсов семей, местного сообщества и социокультурной среды в образовании и социализации детей и подростков В.С. Вахштайн, руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Advertisements

ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) ИПОТЕКА ГЛАЗАМИ РОССИЯН: ,
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Министерство образования Республики Марий Эл Социологическое исследование Приоритетный Национальный проект «Образование » Мониторинг эффективности реализации.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
«Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»
Основные механизмы повышения качества дошкольного образования Головнина Тамара Анатольевна, заведующая МБДОУ ЦРР д/с
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Ипотека глазами россиян: Результаты всероссийских опросов населения Ольга Кузина Генеральный директор Национальное агентство финансовых исследований.
Внесемейные институты семейного воспитания детей дошкольного возраста в Санкт - Петербурге Студентка 3- го курса Ботвинченко А. С. НУГ « Семья и социальные.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
ДОСТУПНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ Основные этапы исследования Москва
Риски, связанные с образованием, в представлении родителей московских школьников 2015 Алина Пишняк, Наталья Халина.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Пономарёвская основная общеобразовательная школа Модернизация школьного образования в свете инновационных.
Транксрипт:

Анализ и экспертиза ресурсов семей, местного сообщества и социокультурной среды в образовании и социализации детей и подростков В.С. Вахштайн, руководитель Центра социологических исследований РАНХиГС П.М. Степанцов, старший научный сотрудник ЦСИ РАНХиГС

Образование и социализация Опрос 6000 чел. ( родители дошкольников, первоклассников и девятиклассников ) в 7 федеральных округах; 200 экспертных и глубинных интервью в пилотных регионах; 5 кейс-стади (по типам локальных сообществ) Контент-анализ СМИ ( выпусков СМИ за 14 месяцев); …Социализация – это игра, в которую играют семьи, институции и локальные сообщества, ставка в которой – жизненные шансы детей и человеческий капитал страны.

Блок 3.1. Блок экспертных и глубинных интервью (качественные данные) Блок 4. ЭтнографияБлок 3. Социологический анализ Блок 2. Медиа-анализ (исследование динамики и характера представленности проблем социализации в СМИ) Блок 1. Вторичный анализ релевантных данных Блок 3.2. Всероссийский анкетный опрос (количественные данные) Блок 4.1. Кейс «Удаленный ПГТ» Блок 4.2. Кейс «Региональная столица и город спутник» Блок 4.3. Кейс «Подмосковный поселок» Блок 4.4. Кейс «Малый город» Блок 4.5. Кейс «Мегаполис» Блок 5. Анализ развития системы предшкольного образования Блок 6. Итоговое заключение

Основные выводы по образовательной активности родителей (Стратегия 2020) Возрастает активность семей в образовании детей. Усиливается внимание к дошкольной подготовке. Родители стали более ответственно подходить к выбору школы. Усиливается поддержка детей в начальной школе.

Когда надо начинать подготовку ребенка к школе (ДОУ)

Поступление в школу: обеспокоенность родителей 97% родителей утверждают, что их дети умеют считать до десяти и чуть менее половины респондентов заявили, что их дети умеют читать. При этом 55% семей уверены, что их ребенок совсем или скорее не готов к обучению в школе.

Диверсифицированность стратегий образования ребенка (три группы семей) 1.Делегирование: делегирование образовательных и воспитательных функций специализированному учреждению (детскому саду, а в перспективе и школе) 2.Целевые инвестиции: компилирование пакета образовательных услуг «вручную» 3.Пакетные инвестиции: озабоченность процессом социализации ребенка и отсутствие возможности вплотную заниматься его воспитанием и образованием

Кластерный анализ Критерии кластеризацииПеременная Удобство, легкость поступления Удобство расположения В другие образовательные учреждения было трудно устроиться Другого образовательного учреждения в населенном пункте нет Качество образовательного учреждения и образовательной подготовки Хорошая образовательная подготовка В этом образовательном учреждении хорошо готовят к поступлению в следующее (в школу или в вуз) Образовательное учреждение хорошо оборудовано В образовательном учреждении хорошие сотрудники Доверие Образовательное учреждение посоветовали знакомые, друзья или родственники. Образовательное учреждение посещают дети друзей или знакомых.

Распространенность стратегий социализации ребенка (ДОУ)

Распространенность стратегий социализации ребенка (1 класс)

Распространенность стратегий социализации ребенка (9 класс)

Характеристики «целевых инвесторов» Наиболее образованы (большинство имеет высшее образование / ученую степень (7%). Семьи, где ребенок – девочка. Имеют либо очень высокий достаток (30% когорты), либо очень низкий (45% когорты).

Ориентация «целевых инвесторов» в отношении образования детей Образование как получение набора полезных навыков Высокая атомизированность Образование происходит в образовательных учреждениях, социализация – в семье Низкий спрос на услуги клубов по месту жительства Низкая заинтересованность в услугах дополнительного образования на школьном уровне

Характеристики «пакетных инвесторов» Относительно низкий уровень образования (среднее или среднее специальное) Уровень дохода средний или ниже среднего. Низкие возможности осуществления образовательного выбора, зачастую в результате неразвитости образовательной инфраструктуры.

Ориентация «пакетных инвесторов» в отношении образования детей Поиск «интегрированного пакета» образовательных и воспитательных услуг. Больше значения придают функции социализации ОУ. Ориентация на ресурсы локальных сообществ и высокий интерес к клубам по месту жительства. Более высокая кооперативность.

Характеристики семей, выбирающих стратегию делегирования Средний уровень дохода. Относительно высокие показатели образования (половина респондентов имеет хотя бы одно высшее образование). Наличие широких возможностей образовательного выбора за счет наличия доступа к развитой образовательной инфраструктуре.

Образовательная ориентация семей, выбирающих стратегию делегирования Заинтересованность в минимизации издержек от персонального участия в образовании ребенка. Образовательное учреждение как «сейф». Образование может рассматриваться как ценное, но не должно требовать большой персональной вовлеченности.

Наиболее значимые характеристики при выборе образовательного учреждения Делегирование: удобство расположения и подготовка к переходу на следующую образовательную ступень. Пакетные инвестиции: доверие образовательному учреждению, подготовка к переходу на следующую образовательную ступень, наличие образовательного учреждения в пункте проживания. Целевые инвестиции: исключительно показатели качества образовательного учреждения и образовательной подготовки.

Пространственное расселение групп семей Три группы семей равным образом представлены во всех регионах РФ. Больше всего сельских жителей – в наиболее депривированной группе «пакетных инвесторов».

Распределение стратегий по типам населенных пунктов Делегирование Пакетные инвестиции Целевые инвестиции Город 82,5%65,2%75,4% Село 17,5%34,8%24,6% Итого 100%

Стратегии образования ПараметрДелегирование«Целевая» стратегия«Пакетная» стратегия Расположение-0,267-0,1280,762 Легко устроиться-0,233-0,417-0,419 Посещают знакомые-0,0730,798-0,286 Заботятся о здоровье0,8210,087-0,057 Образование0,828-0,046-0,092 Хорошо готовят к школе/вузу0,762-0,0320,165 Хорошо оборудовано0,520,0510,145 Хорошие сотрудники0,6990,181-0,037 Посоветовали знакомые0,1020,7720,128

Различие в образовательных стратегиях: ориентация на будущее Делегирование: наиболее ценным представляется то, чтобы ребенок после окончания образования сам смог найти для себя хорошую работу. Пакетные инвестиции: важно поступление ребенка в вуз, успешная карьера после вуза и финансовое благополучие в долгосрочной перспективе. Целевые инвестиции: важны «промежуточные» показатели: высокие текущие оценки в школе, высокие оценки по ГИА и ЕГЭ.

Различие в образовательных стратегиях: когда надо начинать подготовку к школе

Известны или нет Вам случаи, когда родителям для того, чтобы их ребенка приняли в детский сад, требовалось произвести неофициальные денежные выплаты или подарить подарки должностным лицам?

Согласились бы Вы сами в случае необходимости произвести такие выплаты или совершить подарки должностным лицам, чтобы Вашего ребенка приняли в детский сад? Определенно да 24% Скорее да, чем нет 36% Скорее нет, чем да 21% Определенно нет 10% Уверен, что таких случаев не будет 9%

Различие в образовательных стратегиях: неформальные платежи (ДОУ)

Различие в образовательных стратегиях: помощь с обучением в школе К 9 классу 43% «целевых инвесторов» заявляют, что не готовы помогать ребенку с усвоением школьной программы. Их внимание переключается на иные формы образовательной активности: поиск ребенку репетиторов и дополнительных занятий Больше всех помогают в 9 классе детям в усвоении школьной программы «пакетные инвесторы (45%). Семьи, выбирающие стратегию делегирования, готовы помогать ребенку в подготовке к школе, если такая необходимость возникнет, однако менее всех вовлечены в реальную образовательную подготовку ребенка

Помогаете ли Вы на данный момент Вашему ребенку с усвоением школьной программы? (родители 9-классников)

Процент семей, пользующихся услугами репетитора в 9 классе

Количество семей, использующих различные образовательные стратегии, меняется в зависимости от образовательной ступени

Проактивная Реактивная ПерформативнаяСохранение правил Пространство стратегий

Проактивная Реактивная ПерформативнаяКонстантивная ДОУ Целевые инвестиции Пакетные инвестиции Делегирование 22% 32% 46%

Проактивная Реактивная ПерформативнаяКонстантивная 1 класс Целевые инвестиции Пакетные инвестиции Делегирование 14% 41% 45%

Проактивная Реактивная ПерформативнаяКонстантивная 9 класс Целевые инвестиции Пакетные инвестиции Делегирование 34% 15% 51%

Заметим, однако, что предоставление ребенку дополнительного образования, остается практикой, характерной для горожан. Исключение составляют ситуации «институциональной компенсации»