Внедрение ИКТ и современных образовательных технологий в школы Российской Федерации. Основные составляющие региональных программ информатизации системы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
Advertisements

Программа информатизации МОУСОШ гг..
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 5 Сроки реализации: 2008 – 2011 годы.
Информатизация системы образования Авдеева С.М. Москва, 2004.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Городская экспериментальная площадка первого уровня Шмелёва Наталья Владимировна, Зам. директора по ЭР педколлежда 5 Москвы.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Методическое обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Наталья Константиновна Полуянова, старший.
Об основных результатах в области информатизации образования Хабаровского края и основных задачах в 2013 году Флейдер Наталья Геннадьевна, начальник отдела.
МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Дистанционные образовательные технологии ( электронное обучение ) в профессиональном образовании в условиях введения ФГОС.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Транксрипт:

Внедрение ИКТ и современных образовательных технологий в школы Российской Федерации. Основные составляющие региональных программ информатизации системы общего образования Москва 2012

Стратегические приоритеты программы модернизации Формирование информационного капитала личности Обеспечение конкурентоспособности на глобальном и внутреннем рынках Реализация принципа «образование длиною в жизнь» Ликвидация «цифрового неравенства»

Анализ ситуации Основные результаты предыдущих программ и проектов Высокий уровень оснащенности (1 компьютер/14 учащихся,6/7 учителей); Более 90% учителей и администраторов ОУ прошли подготовку по ИКТ Создана методическая инфраструктура: РКЦ – ИМЦ Развивается единая информационно-образовательная среда Cозданы предпосылки для перевода системы общего образования на качественно новый уровень информатизации Проблемы и ограничения Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды в школах регионов идет неравномерно Формальный подход в большинстве ОУ к формированию программ информатизации Отсутствуют систематические программы по электронному обучению школьников с использованием дистанционных технологий Компьютерное оборудование используется не всегда эффективно Технические ограничения в использовании образовательных ресурсов в сети Интернет (трафик, качество соединения) Технические ограничения на уровне ОУ (отсутствие локальных сетей)

Основные трудности внедрения ИКТ Отсутствие понимания целей использования ИКТ у многих работников системы образования. Система повышения квалификации учителей во многих регионов в полной мере не является ресурсом развития образования. Подготовка «от возможностей» обучающего, Школы не всегда видят партнеров в ММЦ-ИМЦ, Методист получает зарплату меньше зарплаты учителя. Потенциал школ-лидеров используется не в полной мере. Возможность «учиться друг у друга» реализуется слабо. Только начали формироваться стажировочные площадки, центры компетенций Недостаточная осведомлённость о наличии общедоступных электронных образовательных ресурсах, инструментах, средствах поддержки учебного процесса. Отсутствие понимания целей использования ИКТ у многих работников системы образования. Система повышения квалификации учителей во многих регионов в полной мере не является ресурсом развития образования. Подготовка «от возможностей» обучающего, Школы не всегда видят партнеров в ММЦ-ИМЦ, Методист получает зарплату меньше зарплаты учителя. Потенциал школ-лидеров используется не в полной мере. Возможность «учиться друг у друга» реализуется слабо. Только начали формироваться стажировочные площадки, центры компетенций Недостаточная осведомлённость о наличии общедоступных электронных образовательных ресурсах, инструментах, средствах поддержки учебного процесса.

Основные трудности внедрения ИКТ Имеющееся у школ компьютерное и телекоммуникационное оборудование и система его технической поддержки не позволяют школам активно и систематически использовать ИКТ в образовательном процессе. Нужна система стимулирования педагогов и методистов, несущих основную нагрузку по обеспечению использования информационной образовательной среды в образовательном процессе Альтруистический ресурс, ресурс энтузиазма практически исчерпан ИКТ пока не стало ресурсом изменения привычных форм организации обучения и средством обеспечения информационной открытости массовой школы

Исходные положения концепции информатизации Недостаточно просто заменить существующие образовательные практики на аналогичные, но выполняемые с помощью ИКТ Необходимо заставить ИКТ работать на решение новых педагогических задач сформировать и развить у школьников информационно- коммуникационно- технологическую компетентность Информатизация школы Не восприниматься как способ создания технологической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию образовательного процесса, Рассматривается как ресурс для педагогических инноваций ИКТ-компетентность общие умения и навыки работы с информацией, конкретные предметно- ориентированные умения специфические умения учиться и работать в ИКТ–насыщенной среде

Исходные положения концепции информатизации Концептуальной основой информатизации образования является модель управляемого развития школы, которая предполагает систематическое и плановое осуществление работ по трансформации образовательного процесса с учетом использования возможностей ИКТ в соответствии с утвержденной регионе и в стране в целом программы модернизации образования

Исходные положения программы информатизации методики и образовательные технологии, предполагающие активное использование электронных образовательных ресурсов, учебных материалов и инструментов учебной деятельности в образовательном процессе; Методические ресурсы педагоги, владеющие методиками и образовательными технологиями, основанными на использовании ИКТ администраторы образования, готовые обеспечить создание и функционирование единой информационной среды на региональном, муниципальном и школьном уровнях; Кадровые ресурсы программно-аппаратная база информационной среды ОУ, муниципальных образований и системы образования региона в целом Материально-технические ресурсы включающие в себя механизмы введения и поддержания в актуальном состоянии всех групп ресурсов Организационные ресурсы Для включения ИКТ в массовую педагогическую практику необходима консолидация ресурсов

Организационное и методическое сопровождение работ по внедрению ИКТ Основа – программа развития (информатизации) школы. Поддержка ОУ в разработке и реализации Программ: типовые организационные и технические решения: типовые варианты программ развития, процедуры работы школьных команд по информатизации, типовые модели построения ИКТ-насыщенной среды школы … ЭОРы и учебно-методические материалы нового поколения консультационное и методическое сопровождение по вопросам их освоения возможность повышения квалификации по использованию ИКТ в образовательном процессе возможность оснащения (дооснащения) ОУ необходимыми программными и техническими средствами, включая периферийное оборудование, оборудование для построения школьной локальной сети, улучшение пропускной способности канала интернет

Создание ОУ с ИКТ насыщенной средой Только второй подход позволяет создать эффективную ИКТ - насыщенную среду образовательного учреждения Только второй подход позволяет создать эффективную ИКТ - насыщенную среду образовательного учреждения 1 подход «Техники ставим столько, сколько позволяют средства» 2 подход «Техники ставим столько, сколько готовы ЭФФЕКТИВНО Использовать» Развитие технической инфраструктуры

Развитие технической инфраструктуры. Поставка оборудования Акцент на построении комплексных программно-технических решений, нацеленных на формирование в ОУ ИКТ-насыщенной образовательной среды Новые подходы Обеспечение образовательного процесса автоматизированными рабочими местами учителей точками доступа в медеотеках комплектами цифровых лабораторий (включающих датчики для проведения физических, химических и биологических наблюдений, цифровые микроскопы и т.п.) периферийным оборудованием. Прошлое дооснащение школ компьютерными классами или отдельными компьютерами, Акцент на построении комплексных программно-технических решений, нацеленных на формирование в ОУ ИКТ-насыщенной образовательной среды Новые подходы Обеспечение образовательного процесса автоматизированными рабочими местами учителей точками доступа в медеотеках комплектами цифровых лабораторий (включающих датчики для проведения физических, химических и биологических наблюдений, цифровые микроскопы и т.п.) периферийным оборудованием. Прошлое дооснащение школ компьютерными классами или отдельными компьютерами,

Рекомендации: инфраструктура ФГОС и обязательства: Поддержка оснащением образовательного процесса деятельности, задаваемой в требованиях ФГОС Дополнительное оборудование поставлять ТОЛЬКО под обоснованные потребности и обязательства школы показать результаты, отраженные в Программе развития (информатизации) ФГОС и обязательства: Поддержка оснащением образовательного процесса деятельности, задаваемой в требованиях ФГОС Дополнительное оборудование поставлять ТОЛЬКО под обоснованные потребности и обязательства школы показать результаты, отраженные в Программе развития (информатизации) Приоритеты для поставок техники : автоматизированное рабочее место учителя с подключением к интернет в каждом учебном кабинете. Поставка цифровых инструментов поддержки учебной деятельности: цифровые лаборатории, станки, датчики и т.п. Автоматизация организации учебного процесса, «Электронные учительские» Обеспечение пропускной способности канала интернет каждой школы не менее 512 кб/c - 2 мб/c Приоритеты для поставок техники : автоматизированное рабочее место учителя с подключением к интернет в каждом учебном кабинете. Поставка цифровых инструментов поддержки учебной деятельности: цифровые лаборатории, станки, датчики и т.п. Автоматизация организации учебного процесса, «Электронные учительские» Обеспечение пропускной способности канала интернет каждой школы не менее 512 кб/c - 2 мб/c

Внедрение современных образовательных технологий Модификация технологий чаще всего – автоматизация существующих образовательных технологий и учебных практик с целью повышения традиционных образовательных результатов Интеграция элементов Интеграция существующих учебные практик с инновационными элементами, возникающими за счет использования в образовании ИКТ Формирование практик Формирование совершенно новых инновационных учебных практик, которые и должны в итоге привести к новому качеству образовательного процесса, и, как следствие, к новым образовательным результатам учащихся

Внедрение современных образовательных технологий 14

Что мешает использовать ЭОР? 15

Рекомендации: образовательный процесс

Внешние ресурсы для информатизации образования региона Набор разработок и методических решений по итогам федеральных программ: Электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы нового поколения на федеральных образовательных порталах Программы повышения квалификации педагогов и новые механизмы их реализации, включая сетевое взаимодействие и электронное обучение с использованием дистанционных технологий; Инструменты для разработки программ развития ОУ и их мониторинга; Экспертная и консультационная поддержка Набор разработок и методических решений по итогам федеральных программ: Электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы нового поколения на федеральных образовательных порталах Программы повышения квалификации педагогов и новые механизмы их реализации, включая сетевое взаимодействие и электронное обучение с использованием дистанционных технологий; Инструменты для разработки программ развития ОУ и их мониторинга; Экспертная и консультационная поддержка

Электронные образовательные ресурсы для начальной школы 18 Разработаны 700 ЭОР и 5 творческих конструктивных сред Разработаны ресурсы для всех предметов Обеспечена связь ЭОР со всеми системами учебников для начальной школы, входящими в Федеральный перечень Все ресурсы проходят апробацию в условиях реального учебного процесса и дорабатываются по результатам апробации

Образовательные учреждения без СЭДО Создание собственной СЭДО без затрат на закупку оборудования, установку и эксплуатацию информационной системы Образовательные учреждения с действующей СЭДО Возможность предлагать свои услуги и образовательные сервисы для более широкой аудитории обучающихся Разработчики и правообладатели контента Новый канал распространения авторского электронного образовательного контента, соответствующий нуждам образовательных учреждений Преподаватели - Удобный поиск контента и формирование учебных материалов, соответствующих ФГОС - Информационно –коммуникационные сервисы и техподдержка Учащиеся - Образовательные сервисы, поиск контента Управленцы - Реестр СЭДО, анализ эффективности использования, концепция развития Что получат регионы к сентябрю 2012 г.?

Основные задачи органа управления образованием региона Разработать и реализовать целевую программу информатизации общего образования, в которой: закрепить нормативно требования к разработке и реализации программ информатизации школ прописать этапы создания и поддержка функционирования ИКТ-насыщенной образовательной среды школы Осуществить отбор исполнителей работ и услуг; Организовать взаимодействие субъектов информатизации Регулярно осуществлять мониторинг и оценку реализации программы информатизации Утвердить необходимую нормативно-правовую базу, в том числе для реализации сетевого образовательного процесса, электронного обучения с использованием дистанционных технологий и т.п. Разработать и реализовать целевую программу информатизации общего образования, в которой: закрепить нормативно требования к разработке и реализации программ информатизации школ прописать этапы создания и поддержка функционирования ИКТ-насыщенной образовательной среды школы Осуществить отбор исполнителей работ и услуг; Организовать взаимодействие субъектов информатизации Регулярно осуществлять мониторинг и оценку реализации программы информатизации Утвердить необходимую нормативно-правовую базу, в том числе для реализации сетевого образовательного процесса, электронного обучения с использованием дистанционных технологий и т.п.

Основные задачи органа управления образованием региона Перечни оснащенности Разработать региональные примерные перечни оснащенности образовательного процесса средствам ИКТ Инвентаризация Провести инвентаризацию решений и средств ИКТ ОУ Планы дооснащения Разработать план поэтапного дооснащения школ требуемыми материальными ресурсами Модели для УСП Разработать образовательные модели для учащихся со специальными потребностями на региональном уровне Гранты Реализовать регулярную программу грантовой поддержки школ и учителей активно внедряющих современные образовательные технологии, формирующих информационную образовательную среду распространяющих практики в рамках реализации своих программ информатизации школ, реализующих СОВМЕСТНЫЕ проекты школ лидеров и отстающих школ активно внедряющих современные образовательные технологии, формирующих информационную образовательную среду распространяющих практики в рамках реализации своих программ информатизации школ, реализующих СОВМЕСТНЫЕ проекты школ лидеров и отстающих школ

Основные задачи органа управления образованием региона Разработать систему индикаторов, отражающих происходящие изменения и достижение поставленных целей по формированию информационной образовательной среды ОУ Проводить регулярный мониторинг реализации программ информатизации ОУ, включая оценку ИКТ компетентности педагогов и школьников. Система индикаторов Привести кадрового ресурса системы образования в соответствие с требованиями задач информатизации посредством организации повышения квалификации и системы непрерывной методической поддержки Кадровые ресурсы Сформировать информационный ресурс управления системой образования на всех уровнях Ресурс управления

Задачи Регионального координационного центра (РКЦ) Координация и контроль функционирования системы муниципальных информационно-методических центров – ИМЦ (методических кабинетов). Сопровождение методической и консультационной деятельности ИМЦ. Организация плановой деятельности по повышению квалификации педагогов в области ИКТ на базе ИМЦ и осуществление деятельности по повышению квалификации управленческих кадров регионального и муниципального уровня Управление сетью муниципальных информационно-методических центров Обеспечение поддержки, регулярного обновления и распространения современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (в том числе медиатеки учебных и методических материалов нового поколения, обновления регионального хранилища ЭОР) и и др. информационных технологий. Распространение ресурсов и технологий Организация и проведение выставок, конференций, семинаров, обмен опытом по использования ИКТ и современных образовательных технологий на региональном и межрегиональном уровнях. Обмен опытом Сопровождение создания и развития системы мониторинга информатизации общего образования региона, включая реализацию региональной программы информатизации Мониторинг Организация и реализация на конкурсной основе научно-исследовательских работ по поддержке педагогических инноваций в области информатизации образования, телекоммуникационных образовательных проектов. Исследования Организация и развитие системы дистанционного обучения учителей и учащихся региона Дистанционное обучение и поддержка

Задачи Регионального координационного центра Обеспечение внедрения современных образовательных технологий по направлениям Использование ЭОР и инструментов поддержки учебной деятельности Освоение предметных и тематических коллекций, вошедших в состав Единой коллекции ЦОР, ФЦИОР и комплектов ЭОР к действующим учебникам, которое возможно осуществить в рамках существующих на сегодняшний день учебных программ и образовательных технологий. Опережающее решение методических задач информатизации школы и практическое внедрение инновационных учебно- методических материалов и инструментов на отдельных экспериментальных площадках региона (которые будут отобраны на конкурсной основе). Перспективная экспериментальная работа по освоению потенциала инновационных моделей построения новой школы на основе комплексного внедрения ИКТ. Обеспечение внедрения современных образовательных технологий по направлениям Использование ЭОР и инструментов поддержки учебной деятельности Освоение предметных и тематических коллекций, вошедших в состав Единой коллекции ЦОР, ФЦИОР и комплектов ЭОР к действующим учебникам, которое возможно осуществить в рамках существующих на сегодняшний день учебных программ и образовательных технологий. Опережающее решение методических задач информатизации школы и практическое внедрение инновационных учебно- методических материалов и инструментов на отдельных экспериментальных площадках региона (которые будут отобраны на конкурсной основе). Перспективная экспериментальная работа по освоению потенциала инновационных моделей построения новой школы на основе комплексного внедрения ИКТ.

Спасибо за внимание!