Тема 1. Понятие и предмет деловой этики и ее значение в обществе и бизнесе. План: 1.Предмет и содержание курса, его место в системе подготовки менеджера.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие людей в обществе Необходимость придания этому взаимодействию упорядоченного характера Выработка обществом социальных норм.
Advertisements

Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями,
Филиал государственного бюджетного образовательного высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества.
«Социальный контроль» Презентацию подготовил: Студент 1 курса, Ефимов Максим ФИСЭУ. Группа 3601.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ: - пояснить особенность социального контроля; - показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
По Т.Веблену: "Социальный институт это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
Студентки 2 курса Чурилиной Анастасии группы Афк ДБ.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Общество Человек Статус Социальная мобильность Социализация Группа Переход людей из одних социальных групп в другие Субъект общественно- исторической.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Транксрипт:

Тема 1. Понятие и предмет деловой этики и ее значение в обществе и бизнесе. План: 1.Предмет и содержание курса, его место в системе подготовки менеджера. 2. Понятие социальных норм и их основные функции. 3. Формальный и неформальный социальный контроль поведения. 4. Нормы и нормативное поведение в бизнесе.

1. Предмет и содержание курса, его место в системе подготовки менеджера Курс «Деловая этика» – одна из дисциплин психологического цикла, читаемых кафедрой менеджмента. Содержание курса - изучение правил и психологических закономерностей делового поведения. Курс является межотраслевым: менеджмент, социология, психология, философия. По своему содержанию курс связан с дисциплинами, касающимися «человеческого фактора» в управлении: организационное поведение, менеджмент, социально-психологические методы управления, теория фирмы, управление персоналом, самоменеджмент. Назначение курса: заложить основы понимания правил и механизмов регулирования делового поведения. Необходимость курса: разрешение затруднительных с точки зрения общения ситуаций, развитие коммуникативных навыков, совершенствование индивидуального стиля поведения, формирование имиджа.

Этикет – установленный порядок поведения где-либо;...свод правил поведения, нормы взаимоотношения людей в зависимости от их правового, социального, интеллектуального статуса;...система правил поведения в общественных местах. Деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, менеджера, предпринимателя. Деловое поведение – система поступков индивида, связанная с реализацией его деловых интересов и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху.

2. Понятие социальных норм и их основные функции Социальные нормы - основное средство саморегуляции больших групп. С помощью этих норм социальные группы, вырабатывающие их, предъявляют своим представителям требования, которым должно соответствовать их поведение, направляют, контролируют, регулируют, оценивают это поведение. Нормативы выделяются и отделяются от спонтанно возникающих форм поведения и взаимоотношений, служат их внешне упорядочивающим фактором. Социальные нормы вырабатываются с учетом интересов групп, систем общественных отношений и представлений их членов общества о должном, допустимом, возможном, одобряемом, желательном, приемлемом или о нежелательном.

С помощью социальных норм требования больших групп переводятся в эталоны, модели, стандарты модального, должного поведения представителей этих групп и в такой форме адресуются личности. Нормы представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества и социальных групп и их членов, поведения».

Социальные нормы выполняют функции: регуляции, контроля, интеграции, упорядочения, поддержания процессов функционирования больших групп как социальных систем, образованных в результате взаимодействия индивидов и малых групп.

Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе предписывается, «задается» определенный должный вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений, «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствии с этими предписанными, «заданными» стандартами нормами.

Социальные нормы включаются в систему социального контроля общества, образуют нормативно- ценностную систему культуры, обеспечивают существование и функционирование общественных институтов, являются проводниками социального и институционального контроля и управления.

Социальные нормы как канал передачи социального опыта выполняют такую социальную функцию как, обеспечение сочетания внеличностных требований, условий и задач общества с поведением и проявлениями личности. При осуществлении этой функции нормы оказываются включенными в систему внешних и внутренних условий и средств регуляции поведения. Это позволяет нормам выполнять также функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания, интеграции отношений в социуме.

Социальные нормы обеспечивают этическую обусловленность психических свойств и поведения людей. Они являются проводниками социального и институционального контроля и управления. Наличие системы социальных норм позволяет выделить нормальное и аномальное, отклоняющееся и противонормальное поведение.

3. Формальный и неформальный социальный контроль поведения М.И. Бобнева отмечает: «Представления о должном, идеалы, нормативные установления останутся прекрасными словами, если не будут обеспечены эффективные механизмы их воздействия на человека и реализации в практике поведения людей».

Деловое поведение в большой степени регулируется и контролируется обществом. Общество и социальные группы воздействуют на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Это воздействие осуществляется при помощи системы социального контроля, который служит решению двуединой задачи – достижению и поддержанию стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид, и в то же время обеспечение позитивного развития этой социальной системы.

Система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствии с общепринятыми в данной общности нормами получила название социального контроля. Социальный контроль это исторически сформированная или специально установленная система санкций общества (класса), посредством которой поведение индивидов или групп подчиняется социальной общности, приводится в соответствие с интересами социального целого.

Любая система социального контроля предполагает, во-первых, наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (цели, идеалы, ценности) и, во- вторых, определенную систему социальных норм, регулирующих отношение людей друг к другу, к государству и к существующим классам (социальным группам). Если нормы формулируют определенный тип должного поведения и очерчивают границы допустимых его вариантов, то социальный контроль обеспечивает соблюдение этих норм членами общества. Основная функция контроля стабилизация системы, сохранение ее качественной определенности, содействие совершенствованию и достижению того или иного полезного эффекта.

По способу существования и проявления санкций социальный контроль может быть формальным (институционапизированным) и неформальным. Формальные нормы - это ожидания, нормы и правила, выраженные в письменных правилах, инструкциях, указаниях, зафиксированные в соответствующих документах и обеспечиваются специальными органами управления или контроля. В этом случае выполнение норм обеспечивается формально установленными санкциями. Групповые нормы, складывающиеся в процессе взаимодействия членов малых групп и отраженные в их сознании, обозначаются как неформальные. Это коллективные традиции, обычаи, групповые мнения. Главная особенность неформального социального контроля: не требует каких-либо официально утвержденных полномочий. Он основан не на должностном положении человека, а на его моральном сознании.

Воздействие социального контроля в наибольшей степени ощущают те индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и знак этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально- психологического развития данной конкретной группы.

Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к ним за конкретные социальные действия. Различают социальные санкции: позитивные поощрения за действия, и негативные наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Квалификация действий зависит от типа общества, группы и непосредственно определяется господствующими в них ценностными ориентациями и нормами. Обычно негативное санкционирование (наказание, принуждение) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение). Нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию.

Социальный контроль Социальные нормы Социальные ожидания

Существование социальных норм обусловливает наличие ожиданий исполнения этих норм, определяет характер социальных экспектаций. Ожидания связаны с социальной позицией личности в обществе. Позиция – это определенные права и обязанности, на которых строятся социальные ожидания. Общество ожидает от каждого человека поведения, соответствующего его позиции и совокупности требований, норм, образцов поведения. Занимая определенное место, человек находится в центре относящейся к нему системы социальных ожиданий. В основе этих ожиданий лежат нормы поведения, фиксирующие меру должного и регулирующие взаимоотношения между людьми. Социальные экспектации - ожидания выполнения тех норм, которые установлены в обществе или группе.

4. Нормы и нормативное поведение в бизнесе. В деловой сфере социальное поведение людей регулируется с помощью формальных и неформальных социальных норм – правовых, экономических, административных, технико- технологических и социальных норм и установлений, касающихся как качественных и количественных параметров выпускаемой продукции или оказываемой услуги, так и характера совместной деятельности его сотрудников и подразделений, и их взаимодействия с внешней по отношению к предприятию средой - поставщиками, потребителями, государственными структурами и обществом в целом.

Поведение каждого работника, отдельных подразделений, их руководителей и предприятия в целом регулируют и контролируют формальные и неформальные социальные нормы. Формальные нормы внутри предприятия - наборы регламентов управления, охватывающих все системы и уровни управления; внешние формальные нормы – правовые, административные и технические нормы федерального, регионального и ведомственного характера. Неформальные нормы – это складывающиеся в процессе взаимодействия людей и отраженные в сознании людей эталоны, правила и требования поведения.

Объективная основа существующих неформальных норм. Социальные нормы при регуляции трудовой деятельности будут приемлемы и действенны в том случае, когда они отражают реальный процесс взаимодействия людей в ходе выполнения ими производственной деятельности. Объективные характеристики деятельности, ее задачи и цели, средства выполнения, расстановка и связь людей в ходе ее осуществления, типы взаимодействий, которые необходимы для ее выполнения, стиль и характер отношений людей, вступающих в эти взаимодействия, - все это создает объективную основу взаимоотношений людей, наряду и на основе формальных норм (технических, административных, экономических, правовых).

Объективность, первичность, заданность производственного процесса, определяющая тип взаимодействия людей и средств, которые регулируют эти взаимодействия, и создают объективную основу вырабатываемых здесь норм. Любые «произвольные» для данной основы нормы идут в разрез с требованиями производственного процесса, и потому будут подвергаться корректировке не только с помощью прочих норм, но и самим производственным процессом.