Российские воспитательные идеалы в неформальном общественном мнении и образовательных стандартах Лидия Окольская Институт социологии РАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Advertisements

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Организация внеурочной деятельности по ФГОС в МОУ «Большескуратовская ОСШ»
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
«… Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в.
Транксрипт:

Российские воспитательные идеалы в неформальном общественном мнении и образовательных стандартах Лидия Окольская Институт социологии РАН

Представления о качествах и ценностях, которые необходимо воспитывать в детях Представления о воспитании – переоценка и селекция ценностей как пригодных и полезных для передачи новому поколению. Воспитательные запросы плюралистичны. Их селекция производится в разных дискурсах: неформальном общественном (родительском) мнении, педагогике, массовой культуре. Цель нашего исследования – проанализировать воспитательные идеалы в двух «полярных» дискурсах – в неформальном общественном мнении и в нормативной образовательной базе.

Общественное мнение: кого воспитывать? Сравнительный анализ воспитательных ценностей: Россия реформенная vs Россия современная Россия vs другие страны Источники: 1.ВЦИОМ, «Советский человек», волны 1989, Всемирное исследование ценностей, волны 1990, 1995, 2006 Воспитательные идеалы сформированы на основе: нормативно предписываемых жизненных целей, которых придется достигать детям в рамках существующего порядка; представлений о средствах и ресурсах, которые будут использоваться для этого, с учетом нормативных ограничений.

ВЦИОМ : «Дети должны…» ВЦИОМ : «Дети должны…» N(89)=1250, N(99)=2000, пунктирная линия – незначимые изменения

Комментарии к данным ВЦИОМ, Реванш «личного» в противовес «общественному» Примеры Актуализация индивидуалистичных целей и ценности успеха + «Уметь быть счастливыми» + «Не давать себя провести» + «Стремиться занять видное положение» + «Не упускать своего» Деактуализация альтруистических целей - «Любить родину» - «Работать для общего блага Актуализация средств: образование, нормативно «нечистые» средства + «Стремиться к знаниям» + «Помнить о воздаянии за грехи» + «Не давать себя провести» Деактуализация средств:- «Открыто говорить, что думают» Сужение круга доверия+ «Уважать старших» + «Помнить о корнях»

World Values Survey, : «Важные качества, которые надо воспитать в детях» N(90)=1961, N(95)=2040, N(06)=2033, пунктирные линии – незначимые изменения

Комментарии к данным WVS в России, Генеральные тенденции Противопоставление двух воспитательных концепций: активно-модернистской (независимость, достижение, ответственность, воображение) традиционно-конформистской (бережливость, трудолюбие, вера, послушание, толерантность и уважение к людям) Рост совокупного «воспитательного нажима», особенно в части достижения, ответственности, независимости – индивидуалистичных ценностей Сохранение чрезвычайно сильного акцента на традиционном трудолюбии Тенденции второго плана Усиление акцента на послушании Несущественность ценности воображения, отвечающей за инновации Несущественность религиозных ценностей

Воспитательные ценности в разных странах мира (Всемирное исследование ценностей, ) Цветом выделены значимые сходства Россия Фран- ция Иран Брази- лия Герма- ния Норве- гия Индия Укра- ина СШАКитай Трудолюбие Ответственность Толерантность и уважение к людям Достижение Бережливость Независимость Послушание Неэгоистичность Воображение Вера в бога

Комментарии к данным Всемирного исследования ценностей в разных странах, Генеральные тенденции Сильнейший на международном фоне акцент на трудолюбии, значительный – на бережливости Сходство с Францией по достижительскому комплексу идеалов, с Ираном – по отношению к другим людям и несущественности воображения. Полное несходство с США. Тенденции второго плана Несущественность ценности воображения, отвечающей за инновации Несущественность религиозных ценностей Низкий на международном фоне уровень неэгоистичности и независимости

Официальные представления о воспитании: система образования Система образования: Осуществляет отбор типичных, в основном традиционных ценностей Представляет воспитательный запрос государства, в том числе на поддержание нетипичных ценностей Транслирует ценности явным и неявным способами (hidden curriculum) Наша задача – обобщить воспитательные ценности, декларируемые в нормативных документах о содержании общего образования

Программы восьмилетней школы, 1982 «…Содержание чтения обеспечивает идейно- политическое и нравственно-эстетическое воспитание детей. Чтение статей и рассказов о Родине, о ее природе, о людях способствует воспитанию учащихся в духе коллективизма, любви к своей Родине, дружбы трудящихся всех стран. В процессе чтения у учащихся расширяются представления о советских людях, о выполнении ими своего гражданского долга, о самоотверженном труде на благо Родины, о передовых тружениках нашей страны, своего города, района, о нашей социалистической Родине. Чтение помогает детям осознать свои обязанности в коллективе, определить правильное отношение к товарищам, найти полезное применение своим силам».

Воспитательные ценности позднесоветского образования Источники: Моральный кодекс строителя коммунизма (1961), В.С. Магун (1998), Ф. ОДелл (1978), В.С. Собкин и П.С. Писарский (1997), Л.А. Окольская (2006) ЦенностиАнти-ценности Патриотизм Трудолюбие Преобладание общественных интересов над личными Конформизм Коллективизм Уважение к людям Честность Скромность, непритязательность Уважение к старшим и младшим Тунеядство Несправедливость Карьеризм и стяжательство Инакомыслие Религиозность

В 1990-е гг. в образовательном каноне происходили следующие изменения: В образовании интенсивно действовал механизм исключения советских ценностей и символов. Из содержания образования были выброшены наиболее идеологизированные тексты. Включение новых культурных образцов (как и их выработка) шло значительно медленнее. Это показывает сравнительный анализ учебников для начальной школы (Окольская, 2007). Данный процесс – «исключения-включения» происходил не только в образовании. Исследования зафиксировали его в художественных предпочтениях подростков (Собкин, Писарский, 1997). Образовательные реформы и изменение воспитательных ценностей

Образовательная реформа как достижение нового ценностного консенсуса В 1990-е гг. педагогическое сообщество было поставлено перед вопросами: Какие ценности передавать подрастающему поколению? Какие новые акценты следует поставить в воспитании? Ответа на эти вопроса долгое время не было. Не случайно первые образовательные стандарты были разработаны лишь в начале 2000-х гг. Они очень скупо прописывают ценностное содержание образования, оставляя большую свободу авторам учебников, образовательным учреждениям, учителям.

«…Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество». Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), 2009

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, 2009 Национальный идеал личности:Планируется воспитывать: Свободная Творческая Инициативная Ответственная Саморазвивающаяся Патриотическая Альтруистическая Уважающая традиции Уважение традиций Патриотизм Гражданскую солидарность Религиозные идеалы Ответственность Творческое начало Самостоятельность Альтруизм Трудолюбие Бережливость Оптимизм Склонность к достижению и познанию Интернационализм

Выводы Неформальный воспитательный кодекс россиян характеризуется: 1.Возрастающим воспитательным нажимом на детей, с особым упором на достижения, ответственность и оппозиционную пару «независимость-послушание». 2.Стабильно высокой ролью трудолюбия. 3.Установкой на индивидуальное и семейное благополучие, в том числе эгоистичного характера. 4.Равнодушием к ценностям воображения, религии. Разрабатываемый формальный воспитательный кодекс: 1.Озабочен ростом статуса общественного в глазах нового поколения россиян, пытается «развернуть человека лицом» к обществу и государству. 2.Поддерживает запрос на достижения, трудолюбие, ответственность. 3.Так же, как и неформальный дискурс, игнорирует ценность воображения, отвечающую за инновации. 4.Пытается усилить роль религии в общественном сознании.