Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального капитала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Институт институциональных исследований (ИНИИ)
Advertisements

Распределение талантов и качество институтов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального.
Выбор вуза или homo studentus как гедонист-оптимизатор Лаборатория институционального анализа Григорий Андрущак
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Динамика экономического роста в мире и в России. Сопоставительный анализ Георгий Тараканов ИМЭМО РАН 2007.
Предпринимательство: производительное, непроизводительное и деструктивное Уильям Баумоль Высшая школа экономики, Москва,
Экономика 10 класс. Что такое экономика? Слово Экономика (от греч. οίκοςνομος букв. искусство ведения домашнего хозяйства) имеет несколько значений: Экономика.
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Выполнили: Фоминых Ксения Рыбина Дарья Родина Виктория.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
СПРОС НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТОВ: СРАВНЕНИЕ ТРЕХ ТЕОРИЙ НА РОССИЙСКОМ МАТЕРИАЛЕ Тамара Ковалева Михаил Соколов ЛИА,
Малый бизнес и частное предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество.
Восколович Н.А. Экономика общественного сектора Лекция 10
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
HESP – Summer School Kemerovo 2002 Наталья Кавкаева Лариса Сатаева Михаил Полозков Алмагуль Жумабекова Наталья Маслова Рухшона Одилова.
Урок технологии 11 класс Тема урока: «Рынок труда» Подготовила: Кабанова С.Н., учитель технологии 2015 г.
Институциональное развитие и экономический рост в регионах Л.М. Григорьев Ю.В. Урожаева Леонтьевские чтения Санкт-Петербург, 2005.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Транксрипт:

Институты и распределение талантов НИУ Высшая школа экономики Тимур Натхов, Леонид Полищук Лаборатория Прикладного анализа институтов и социального капитала ( ПрИиСК )

Куда поступают российские абитуриенты ?

Куда идут российские таланты? (Андрущак, Добрякова, 2010)

В негосударственных вузах, а также на платных отделениях государственных вузов, доля студентов, обучающихся по общественным и гуманитарным специальностям составляет около 90% С 2004 года государство, обеспокоенное этими диспропорциями, снизило количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям в 2,5 раза Государственный заказ по специальности « Естественные науки » увеличился за тот же период на 20% Эти меры не повлияли на спрос на « гуманитарные » специальности, который удовлетворяется коммерческим сегментом российской высшей школы Спрос и предложение

Объяснение Высокий спрос на указанные специальности отражает неудовлетворительное состояние экономических, правовых и политических институтов Институты влияют на сравнительную привлекательность различных сфер деятельности и на отдачу тех или иных инвестиций в человеческий капитал … а тем самым и на выбор молодыми людьми поприща и сферы приложения усилий

Основная гипотеза Сильные институты создают стимулы к производительной деятельности, внедрению инноваций и предпринимательству по Шумпетеру, создающему новую стоимость и увеличивающему общественное богатство Слабые институты инициируют и поощряют борьбу за ренту, перераспределение оказывается более привлекательной сферой деятельности, чем производство, и оттягивает из производства таланты и предпринимательскую энергию Влияние институтов на экономическое развитие опосредовано выбором экономических агентов между производительной и непроизводительной деятельностью Экономический рост Распределение талантов Институты

Предпринимательство : производительное и непроизводительное (Baumol,1990) « Предприниматели всегда среди нас, но характер их деятельности зависит от правил игры в обществе » Правила игры ( институты ) определяют сравнительные выгоды различных видов экономической деятельности Правила игры изменяются со временем, а также от одной страны к другой Распределение усилий экономических агентов между видами деятельности следует за такими изменениямии Примеры из экономической истории : Древний Рим, Средневековый Китай, Европа эпохи Возрождения

Распределение талантов и экономический рост (Murphy, Shleifer, Vishny, 1991) Экономический рост зависит от предпринимательской энергии и инноваций, которые создаются сравнительно немногочисленной когортой наиболее одаренных индивидов Выбор молодыми талантами поприща для приложения своих сил и идей оказывается критически важным для темпов и качества экономического роста В большинстве стран перераспределительная деятельность вознаграждается в большей мере, чем инновационная, и именно туда устремляется одаренная молодежь

Институты и экономический рост Эмпирические исследования свидетельствуют о ключевой роли институтов в экономическом развитии (Acemoglu, et al., 2001; Rodrik, et al., 2004)

Механизмы связи институтов и роста Надежно защищенные права собственности и верховенство закона создали стимулы к предпринимательству, торговле и инновациям, что сыграло ключевую роль в экономическом подъеме Западной Европы (North, Thomas,1973) Институты положительно влияют на производственные инвестиции, а те в свою очередь поддерживают рост (Knack, Keefer, 1995) Институты влияют на инвестиции не только в производственный, но и в человеческий капитал, в том числе на выбор способной молодежью сферы для реализации своих талантов ( Натхов, Полищук 2011)

Модель

Выбор поприща

Равновесие

Воздействие институтов на распределение талантов

Чувствительность талантов к институтам

Хорошие институты : А > 0 Плохие институты : А < 0 Борьба за ренту Производительная деятельность w θ w θ Борьба за ренту

Эмпирическая стратегия (Un)productive activities – доля способной молодежи, занятой в (не)производительном секторе экономики в стране i Institutions – качество государственных институтов в стране i X – вектор прочих характеристик страны i e – влияние неучтенных факторов Коэффициент отражает влияние институтов на распределение усилий экономических агентов между производительной и непроизводительной деятельностью Оценка параметров регрессионного уравнения

Данные о предпочтениях молодежи Доля выпускников вузов различных специальностей ( база данных статистического института UNESCO) специальностей стран мира

Распределение выпускников по специальностям (95 стран ) СреднееСтд. отклон. Общественные науки ( экономика, финансы, социология, психология и др.) Педагогические специальности Строительство, архитектура Гуманитарные науки, искусство Медицина Естественные науки ( физика, химия, биология, математика ) Юриспруденция Сельское хозяйство

Данные о качестве институтов Индексы Мирового банка Governance Matters 1. верховенство закона (Rule of Law); 2. эффективность государственного управления (Government Effectiveness); 3. контроль за коррупцией (Control of Corruption) 4. защита прав собственности (Private Property protection) Контрольные переменные : 1. Доходы ( ВВП на душу населения ) 2. Структура экономики ( доля услуг и промышленности в ВВП ) 3. Открытость экономики ( доля международной торговли в ВВП ) 4. Уровень образования ( доля работников с высшим образованием ) 5. География ( запасы природных ресурсов ) 6. Культура ( индекс этнической разнородности )

Институты и выбор студентов Среднее Rule of Law выше медианы Rule of Law ниже медианы Юриспруденция, % Естественные науки, % Разница долей юридических и естественнонаучных специальностей, % Disclaimer: Мы не беремся выносить априорные суждения об общественной полезности той или иной профессии. Доля выпускников соответствующих cпециальностей является лишь характеристикой потециальной привлекательности перераспределительной деятельности

Качество институтов и доля выпускников - юристов Share of Law graduates Rule of Law-0.530***-0.589***-0.578***-0.581***-0.563***-0.466*** Log GDP per capita School Tertiary, % Services, % GDP Log Oil reserves e ** Ethnic Fractionalization Log Populaion ***-0.357*** Gini coefficient Trade to GDP ratio ** Constant Observations95 81 R-squared

Качество институтов и доля выпускников - юристов : чем больше беззакония, тем привлекательнее юриспруденция

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей Share of Science graduates Rule of Law 0.257***0.205*0.258** 0.252**0.262** Log GDP per capita School Tertiary, % **-1.339**-1.395**-1.386**-1.482***-1.179** Services, % GDP Log Oil reserves Ethnic Fractionalization Log Populaion ** Gini coefficient Trade to GDP ratio Constant *** * Observations R-squared

Качество институтов и доля выпускников естественнонаучных специальностей

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными Difference between Shares of Law and Science Rule of Law-0.552*** Government Effectiveness ** Control for Corruption *** Private Property Protection ** Log GDP per capita * School Tertiary, %1.152**1.153**1.140**1.013 Services, % GDP Log Oil reserves *0.0589** Ethnic Fractionalization Log Populaion-0.190***-0.179**-0.208***-0.219*** Observations R-squared

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям по сравнению с естественнонаучными

Проверка на устойчивость (robustness checks) Difference between Shares of Law and Science Without OECD and High Income Countries Without Low Income Countries Full Sample with dummy for Asia Full Sample with dummy for Africa Rule of Law ***-0.488***-0.636***-0.631*** Log GDP per capita School Tertiary, % **0.995*1.354** Services, % GDP Log Oil reserves Ethnic Fractionalization Log Populaion ***-0.198**-0.133*-0.187*** Asia *** Africa constant **6.363**1.945 Observations R-squared

Проблема эндогенности Связь институтов и выбора профессии статистически и экономически значима – изменение рейтинга страны на одно станд. откл. меняет предпочтения на 0.55 станд. откл. Возможно влияние ненаблюдаемых факторов ( история, политическая система, структура экономики и пр.) Возможна обратная причинная зависимость – распределение талантов влияет на институты

Инструментальная переменная : тип правовой системы (legal origin) Происхождение правовых систем оказало значительное влияние на современные институты : Защита прав собственников (La Porta, Shleifer, et al., 1997) Гарантии исполнения контрактов (La Porta, Shleifer, et al., 1998) Качество государственного управления (La Porta, Shleifer, et al., 1999) Уровень коррупции (La Porta, Shleifer, et al., 1999) Различия между прецедентным и гражданским правом объясняются историческими условиями их возникновения (Glaeser, Shleifer, et al., 2002)

Оценка двухшаговым МНК

Difference between Shares of Law and Science Rule of Law-1.544*** Government Effectiveness ** Control for Corruption ** Private Property Protection *** Rule of Law Government Effectiveness Control for Corruption Private Property Protection English Legal Origin 0.430***0.373***0.379***1.024*** Full set of controls Observations95 83 R-squared First Stage F-statistics

Качество институтов и смертность европейских поселенцев в колониях (Acemoglu, Johnson, Robinson 2001)

Оценка двухшаговым МНК ( подвыборка бывших колоний ) Difference between Shares of Law and Science Government Effectiveness ** Private Property Protection *** Government EffectivenessPrivate Property Protection Settler Mortality ***-0.403*** Full set of controls Observations R-squared First Stage F-statistics

Качество институтов и предпочтение специальностей в переходных экономиках Share of Law Graduates Share of Science Graduates Difference Rule of Law **0.571***-0.912*** Log GDP per capita **-0.432** School Tertiary, % ***1.421*** Services, % GDP 3.992*-1.845**3.946*** Log Oil reserves Ethnic Fractionalization ***-2.127*** Log Populaion * Constant *6.363** Observations 20 R-squared

Качество институтов и предпочтение специальностей в переходных экономиках

Динамика предпочтений абитуриентов в переходных экономиках

Институты, человеческий капитал и распределение талантов Теоретическая модель предсказывает, что выбор наиболее способных и талантливых индивидов более чувствителен к качеству институтов, чем выбор среднего индивида При слабых институтах доля юристов среди самых талантливых молодых людей должна быть больше, чем доля юристов в среднем по выборке При сильных институтах доля выпускников по естественным наукам среди самых способных выше, чем в среднем по выборке

Распределение талантов при слабых и сильных институтах Мы тестируем эту гипотезу, используя данные о качестве человеческого капитала В работе Altinok and Murseli (2007) рассчитан индекс качества образования на основе тестов PISA и TIMSS по 60 странам Rule of Law ниже медианы Rule of Law выше медианы High Human Capital Index7.33%4.24% Low Human Capital Index2.88%3.20%

Сильный человеческий капитал при слабых институтах

Распределение талантов как « пропущенное звено » между институтами и экономическим ростом Average GDP per capita growth in Rule of Law in ***0.673**1.672**0.601 Share of Law graduates *** Share of Science graduates *** Full set of controls Observations94 20 R-squared

Качество институтов и предпочтение юридическим специальностям в регионах России

Выводы Неэффективное государство, отсутствие верховенства закона и незащищеннось прав собственности поощряют выбор профессий, связанных с юриспруденцией и государственным управлением. В странах с эффективными институтами повышается привлекательность для талантливой молодежи естественнонаучных и инженерных специальностей. Эмпирически подтверждается причинная связь между институтами и выбором молодежью сферы приложения усилий.

Выводы Наш анализ заставляет по - новому взглянуть на проблемы высшего образования в России В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования, т. е. факторам, находящимся на стороне предложения Мы обращаем внимание на неблагополучие спроса на высшее образование Ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций.

Распределение выпускников по специальностям (95 стран )

« Работодатель мечты » для российской молодежи

« Работодатель мечты » для европейских студентов

Институциональная эволюция России за 10 лет

Верна ли « гипотеза Баумоля » по отношению к России ?

Распределение выпускников по специальностям (95 стран ) Среднее Стд. отклон. Rule of Law выше медианы Rule of Law ниже медианы Общественные науки ( экономика, финансы, социология, психология и др.) Педагогические специальности Строительство, архитектура Гуманитарные науки, искусство Медицина Естественные науки ( физика, химия, биология, математика ) Юриспруденция Сельское хозяйство