1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ СЕМИНАР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
Advertisements

1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В РАМКАХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ШАБЛОНОВ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФГОС ВПО СЕМИНАР.
1 РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИУ МАИ М.Ю.Куприков, А.Ю.Сидоров, К.И.Сыпало Москва, МАИ, 5 июля 2011.
1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Двенадцатая международная научно-практическая конференция 31 января - 1 февраля 2012 г. Формирование новой.
ЭКОРИС-НЭИ Зачетные единицы в базисных учебных планах Афанасьева В.И. 10 декабря 2010 г. Курсы повышения квалификации УМЦ УМУ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
Разработка вузами основных образовательных программ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Транксрипт:

1 Методические указания по формированию ООП ФГОС ВПО РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ СЕМИНАР 8 Москва, МАИ, 10 февраля 2011

2 Общие требования к формированию учебных планов Трудоемкость основной образовательной программы: Бакалавриат зачетных единиц, магистратура – 120, специалитет – 300 (в случае 5-летнего стандарта) или 330 (в случае 5,5 летнего). Срок освоения: бакалавриат - 4 года, магистратура – 2, специалитет – не менее 5 или 5,5 лет. Аудиторная нагрузка в неделю (бакалавры и специалисты): из стандарта; Суммарная нагрузка в неделю (включая АЗ, СРС, аттестацию и факультативы): 54 часа; Зачетная единица: Аудиторные занятия: 36 академических часов (по 45 минут); Одна неделя итоговой аттестации: 1.5 зачетных единицы; Одна неделя практики: 1.5 зачетных единицы; Один семестровый экзамен: 0.75 зачетных единиц; Трудоемкость дисциплины: целое число зачетных единиц больше 2; Промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины, выраженную в зачетных единицах; Структура ООП: - Распределение общей трудоемкости по циклам. - Разделение трудоемкости внутри циклов на базовую и вариативную части. - Наличие обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». - Названия дисциплин в соответствии с рекомендациями по циклам. 2

3 Проектирование учебного плана: общие рекомендации 1.Определение перечня дисциплин базовой части циклов на основе: - анализа компетенций; - знаний, умений, навыков, отраженных в стандарте; - рекомендаций УМО; - дисциплин стандарта ГОС ВПО 2 по специальности переходника; - экспертных оценок - дисциплин Примерной ООП. 2.Формирование последовательности изучения дисциплин базовой части на основе: - логики формирования компетенций; - дидактической зависимости дисциплин; - рекомендаций УМО; - экспертных оценок. 3.Предварительное определение объема дисциплин в зачетных единицах на основе: - рекомендаций НМС и УМО; - количества обеспечиваемых компетенций; - объема цикла стандарта для конкретной дисциплины; - экспертных оценок. 3

4 Проектирование учебного плана: первый этап – планирование в зачетных единицах 1.Размещение в семестрах (резервирование зачетных единиц) в соответствии с выбранным учебным графиком итоговой гос. аттестации и практик 2.Планирование занятий по физической культуре по семестрам: Рекомендации: 6-7 семестров для бакалавров, 8 семестров для специалитета 3.Резервирование зачетных единиц под физическую культуру в соответствии со следующими вариантами: - 2 зачетные единицы в конце обучения физической культуре; - по одной зачетной единице в середине и в конце обучения физической культуре; 4.Предварительное размещение дисциплин в семестрах с указанием зачетных единиц по дисциплине в семестре. 4 Учитываемые ограничения: -Количество зачетных единиц на дисциплину целое, но в случае многосеместровой дисциплины в каждом семестре допускается кратность 0.5; -Количество зачетных единиц в год должно равняться (строго) 60 з.е., включая практики, итоговую гос. аттестацию, экзамены; -Количество зачетных единиц по дисциплине должно соотносится с количеством недель теоретического обучения в семестре (из учебного графика);

5 1.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается признак наличия экзамена (1/0) 2.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре задается количество часов недельной аудиторной нагрузки, кратное 0.5, таким образом часы АЗ в семестре = (количество часов недельной аудиторной нагрузки)* (количество недель теоретического обучения в семестре) 3.Для каждой дисциплины в каждом планируемом семестре автоматически рассчитывается количество часов СРС в семестре: СРС в семестр = (з.е. в семестр)*36 – 0.7*(признак экзамена) – часы АЗ в семестре 5 Учитываемые ограничения: -Максимальное недельная аудиторная нагрузка в среднем по семестрам 27 часов (как правило) – т.е. часы АЗ/ (количество недель теоретического обучения) 27; -Максимальное суммарная недельная нагрузка не должна превышать 54 часа – (часы АЗ + СРС)/ (количество нед. теоретического обучения + нед.сессии) 54; -Количество экзаменов в год не должно превышать 10; -Распределение недельной аудиторной нагрузки должно учитывать наличие курсовых и расчетных работ; -Замена экзамена на оценку по БРС или зачет увеличивает АЗ и СРС Проектирование учебного плана: второй этап – планирование часовой нагрузки

6 1.Несколько итераций по распределению зачетных единиц: конечная сумма зачетных единиц, включая практики и итоговую гос.аттестацию, должна быть равна 240 (для бакалавров) или 330 (для специалистов 5.5 лет); сумма зачетных единиц в каждый год обучения должна быть равна Несколько итераций по распределению часов АЗП и СРС, коррекция объема дисциплин и их состава: средняя недельная аудиторная нагрузка должна не превышать 27 часов; общая недельная нагрузка должна не превышать 54 часа; 3.Коррекция базовой части циклов ГСЭ, ЕН и ПД до ; 4.Разработка шаблона плана для направления (специальности), с последующей доработкой в вариативной части профилей (специализаций); 5.Разработка планов в Информационной системе «Основные образовательные программы»; 6 Проектирование учебного плана: итерации

77 Базовая часть цикла ГСЭ бакалавриата

88 Вариативная часть цикла ГСЭ бакалавриата

9 Разработчики самостоятельно выбирают вариант реализации цикла МЕН, исходя из требований ФГОС по соответствующему направлению относительно объема частей цикла МЕН и перечня реализуемых компетенций; Базовая часть цикла МЕН: обязательные дисциплины, обеспечиваемых на уровне университета с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 3; Для дисциплин из числа обеспечиваемых на уровне университета или факультета приводятся рекомендуемые названия и возможные объемы; Для дисциплин базовой части, имеющих множество возможных значений объемов, разработчики должны выбрать одно из рекомендуемых значений и самостоятельно определить распределение их по семестрам. В вариативную части цикла рекомендуется вводить дисциплины, расширяющие уже существующие в базовой части, но имеющие отличные от них названия. 9 Проектирование учебных планов: цикл МЕН

10 Базовая часть цикла МЕН бакалавриата

11 Базовая часть цикла ПД обязательные дисциплины, обеспечиваемых на уровне университета с соблюдением минимального объема, видов отчетности и распределения по семестрам, указанных в Таблице 3; Базовая или вариативная часть цикла ПД (в зависимости от стандарта направления и требуемых компетенций) должна содержать дисциплины, обеспечивающие вузовскую компоненту общеинженерного блока ООП (Таблица 5). Для дисциплин, имеющих множество возможных значений объемов, разработчики должны выбрать одно из рекомендуемых значений и самостоятельно определить распределение их по семестрам. В вариативную части цикла рекомендуется вводить дисциплины, расширяющие уже существующие в базовой части, но имеющие отличные от них названия. 11 Проектирование учебных планов: цикл ПД

12 Базовая часть цикла ПД бакалавриата

13 Вузовская часть цикла ПД бакалавриата

14 Распределение дисциплин для бакалавров

15 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ГСЭ) Группы специальностей подготовки специалистов Группа 1:160100, , , , Группа 2: , , , Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета История400212Э Философия40013,4 Э Экономика3Кафедру ИНЖЭКИНа о разработчик ООП 66Э Иностранный язык8Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 1,2,3,4 З Дисциплины для включения в вариативную часть цикла ГСЭ, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Культурология{2,3}00421З, ЗО Политология300378Э Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 5,6 З, Э Правоведение200177З Социология{2,3}00934Э Основы менеджмента{3,4}Кафедру определяет разработчик ООП 99Э Психология и педагогика{3,4}00943Э Русский язык2Кафедра русского языка21З

16 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП специалистов НИУ МАИ (цикл ПД) *Только для модуля «Начертательная геометрия» Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины базовой части, обеспечиваемые на уровне университета или факультета Прикладная геометрия: - начертельная геометрия; - инж. и компьютер. графика; - компьютерный дизайн, и т.п. {4,5,7,10}904+выпускающиекафедр ы 1*2*ЗО Механика - сопротивление материалов - ТММ - ДМ - прикладная механика Возможный объем: {0, 2,4,6,8,10,14} Метрология, стандартизация {2,4}Кафедру определяет разработчик ООП Определяет разработчик ООП Безопасность жизнедеятельности 487Э Экономика отрасли{2,3,4}Кафедру ИНЖЭКИНа определяет факультет 88Э Введение в специальность2Кафедру определяет разработчик ООП 1(2) З УИРС8Выпускающая кафедра3-10 БРС

17 Перечень дисциплин и модулей при реализации ООП магистров НИУ МАИ (общенаучный цикл) Название дисциплиныОбъемОбеспечивающие кафедры Семестр(ы) преподавания для группы 1 Семестр(ы) преподавания для группы 2 Итоговая аттестация Дисциплины, обеспечиваемые на уровне университета или факультета История и методология науки и техники (по направлениям) 4Определяет разработчик ООП 12З Профессиональный иностранный язык 4Кафедру ИнЯза определяет разработчик ООП 2,3 Э

18 Дисциплины по выбору студентов При разработке учебных планов профильных бакалавров, магистров и специалистов в соответствии с ФГОС ВПО каждая дисциплина, отнесенная к дисциплинам по выбору студентов, должна иметь как минимум одну альтернативу, с отличающимся названием, но реализуемую в рамках одного и того же объема и вида отчетности; При разработке учебных планов бакалавров без профиля выпускающие кафедры должны в качестве дисциплин по выбору студентов в циклах МЕН и ПД предоставить пакет дисциплин одинакового объема, определяющий специализацию выпускников по выпускающей кафедре. При этом в каждый пакет может входить разное число дисциплин, реализующих различные дополнительные, по отношению к ФГОС ВПО, результаты обучения и компетенции и имеющих различный объем и виды отчетности. По всем дисциплинам по выбору студентов должны быть в полном объеме подготовлены рабочие программы дисциплин и модулей модулей, в сроки, определенные Приказом ректора от ; Заведующие выпускающими кафедрами должны предоставить возможность студентам, обучающихся на этих кафедрах, выбрать индивидуальные траектории обучения посредством их распределения в подгруппы по изучению выбранных ими дисциплин; Заведующие обеспечивающих кафедр должны обеспечить проведение занятий по всем альтернативам ДВС в соответствии с учебными планами

19 Рабочие программы дисциплин: иерархия Рабочая программа дисциплины Справочник промежуточной аттестации Учебно-методическое, материально-техн., информационное обеспечение Аннотация Место дисциплины Справочник модулей Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник разделов Содержание Матрица соответствия Фонд оценочных средств

Заполняется автоматически ИАСУ на основании уч.плана 20 Рабочие программы дисциплин: шаблон Направление подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр) Профиль подготовки бакалавра Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) Выпускающая кафедра Кафедра-разработчик рабочей программы (название) Семестр Трудоем- кость час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет) Итого РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)

Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 21 Рабочие программы дисциплин: цели освоения 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО): знания: на уровне представлений: … (перечислить) на уровне воспроизведения: … (перечислить) на уровне понимания: … (перечислить) умения: теоретические… (перечислить) практические … (перечислить) навыки: … (перечислить) Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)) общекультурных ОК-… (наименование) профессиональных ПК-… (наименование) Примечание: в данном разделе указываются, как правило, не более 2-3 общекультурных и профессиональных компетенций, на формирование которых нацелена данная дисциплина.

Заполняется выпускающей кафедрой в составе аннотации 22 Рабочие программы дисциплин: место в структуре ООП 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина ____ относится к циклу ____ дисциплин. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание ____ (перечислить основные), умения ____ (перечислить основные), владение ____ (перечислить основные). Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин ____ (перечислить) и служит основой для освоения дисциплин _____ (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин). В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»: п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин) Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции

23 Рабочие программы дисциплин: аннотация Учебный план ФГОС ВПО ООП профиля/программы/специализации Аннотация дисциплины Компетенции, ЗУВ Доп. компетенции, ЗУВ З.Е., Лк, ПЗ, ЛР, КП/КР, РГР. СРС Объем 3000 зн. Номер направления, название профиля/программы/специализации; Обеспечивающий факультет, кафедра Список общекультурных, профессиональных, специальных компетенций; Список ЗУВ; Формы организации учебного процесса; Трудоемкость; Текущий, рубежный, промежуточный контроль; Содержание дисциплины (характеристика предметной области) Обеспечивающая кафедра

Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник содержания дисциплины) 24 Рабочие программы дисциплин: содержание дисциплины Справочник модулей Справочник разделов Справочник дидактических единиц Справочник лекций Справочник ПЗ Справочник ЛР Модуля (Название) Раздела (Название): Дидактическая единица (название) иерархия, краткое содержание Лекции (тема лекции), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; тип лекции, используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ПЗ (тема ПЗ), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации … ЛР (наименование ЛР), объем (часы): Содержание перечень ссылок на дидактические единицы; используемые образовательные технологии; СРС (объем часов), форма организации …

Заполняется обеспечивающей кафедрой (справочник фондов оценочных средств) 25 Рабочие программы дисциплин: фонды оценочных средств Справочник модулей Справочник разделов Справочник тестов Справочник типовых заданий Справочник курсовых работ и проектов Справочник рубежного контроля Справочник промежуточной аттестации Модуля (Название) Раздела (Название): Тестовые вопросы по разделу (список, варианты ответов) Домашние задания, типовые расчетные работы, рефераты (список, тематика, трудоемкость); Курсовые работы и проекты (тематики, названия, типовые варианты, трудоемкость); Рубежный контроль: контрольные работы, коллоквиумы, тестирование тематика, трудоемкость, перечень вопросов и задач; Промежуточный контроль: вопросы на экзамен и/или зачет, вопросы для тестирования

26 Цель создания системы: Реализация единых, в рамках всего университета: -банка данных ФГОС ВПО, учебных графиков, учебных и семестровых планов; -банка данных рабочих программ модулей, дисциплин, практик, УМК по дисциплинам; -банка данных студентов, групп, учебных ведомостей, приказов, шаблонов расписаний; -банка данных запросов, отчетов и аналитических справок; -АРМов кафедры, деканата, учебно-методического и учебного отделов, электронных журналов, электронной библиотеки и т.п.; -системы подготовки учебных и учебно-методических комплексов (УМК), включая электронные пособия, описания лабораторных и курсовых работ, тестов и т.п. 26 Информационно-административная система университета

27 Структура информационно-административной системы Архитектура системы: клиент-сервер; Платформа разработки: 1С 8.2; Клиентские приложения: Windows- приложение, Интернет-приложение Дополнительные возможности: -Расширяемость системы решениями от 1С: Кадры, Бухгалтерия; -Совместимость с Интернет- платформой Битрикс; -Поддержка производителя;

28 Структура информационно-административной системы

29 Роли пользователей: -Администратор системы; -Сотрудники отдела и УМО; -Ведущие методисты направлений и специальностей; -Методисты профилей и специализаций; -Преподаватели. Функции: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 29 Информационная система: «Основная образовательная программа» - функции

30 Создание пользователей до : -Ведущие методисты направлений и специальностей (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Методисты профилей и специализаций (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); -Преподаватели (Фамилия, Имя, Отчество, пароль); Разработка проектов учебных планов: -Заполнение методических справочников (направления обучения, профили, специализации, стандарты, основные образовательные программы, дисциплины, ограничения стандартов, компетенции); -Формирование учебных графиков; -Формирование шаблонов учебных планов (для стандартов); -Формирование учебных планов в рамках ООП; -Формирование матриц соответствия компетенций; -Формирование паспортов компетенций; -Формирование рабочих программ дисциплин, практик, модулей. 30 Информационная система: «Основная образовательная программа» - использование

31 Информационная система: Учетные записи и ресурсы Необходимая информация от предполагаемых пользователей системы: -Фамилия, Имя, Отчество; -Контактная информация (кафедра, должность, рабочий и мобильный телефон); -Адрес электронной почты; -Предполагаемое направление или специальность подготовки студентов; -Предполагаемый профиль или специализация подготовки Ресурсы системы: -Инсталляция клиента, Руководство пользователя: (пункт «Отдел основные образовательные программы …», раздел «Информационно-административная система») - -Электронный адрес «Отдел основные образовательные программы …» -Электронный адрес УМО АРК -Контактный телефон: 8(916) (моб), 8(499) (раб) Сыпало Кирилл Иванович