Тема 3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
Advertisements

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов.
Экологическая оценка на землях особо охраняемых территорий.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Государственные природные заповедники Национальные парки Памятники.
Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация урока окружающего мира 4 класс на тему" Особо охраняемые территории"
Лекция 14. Правовой земель особо охраняемых территорий и объектов.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Система управления особо охраняемыми природными территориями, природными и озелененными территориями Москва 2013 год.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Особо охраняемые природные территории
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ООПТ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Л.Я. Огродовая Корткерос.
"1. Национальные парки являются природоохранными, эколого- просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
1. Земельный налог. 2. Налог на имущество физических лиц.
Правовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются: Правовой основой организации, охраны и использования ООПТ являются: а) Конституция.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ. особенности природных объектов: значительная территория пространственность неподвижность потребность участия специалистов в землеустроительных,
Транксрипт:

Тема 3 Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, основывающееся на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, состоит из Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственные природные заповедники На территории государственного природного заповедника полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты - земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Такие заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного заповедника, предоставляются в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами.

Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историке-культурные и другие объекты закрепляются за государственным природным заповедником на праве оперативного управления. Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников по действующему законодательству полностью изъяты из оборота. Они не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Согласно статье 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на это государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;, осуществление экологического мониторинга; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольно-надзорных функций.

По действующему законодательству государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они вправе распоряжаться в установленном порядке следующими средствами: от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т. п.

Согласно статье 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" национальные природные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно- исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки

Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных источников.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Национальный парк функционирует на основании положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды

На национальные парки возложены следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и историко- культурных комплексов и объектов.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий субъектов РФ к объектам федеральной собственности, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. было принято предложение администрации Орловской области, согласованное с Федеральной службой лесного хозяйства России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, о создании на территории Орловской области национального природного парка "Орловское полесье" Федеральной службы лесного хозяйства России общей площадью гектаров.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и допускается строго регулируемое посещение;

познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций; рубка главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство и др.

Природные парки Природными парками являются природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления

Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями. Они вправе распоряжаться средствами, полученными: в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков; в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко- культурных комплексов и объектов.

Государственные природные заказники Под государственными природными заказниками понимаются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Они могут быть федерального или регионального значения, в том числе: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Памятники природы Согласно статье 25 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения. Природные объекты объявляются памятниками федерального значения, а занятые ими территории - особо охраняемыми природными территориями федерального значения, Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны находящихся в их ведении памятников природы. При этом территории, занятые ими, могут быть изъяты у собственников, владельцев и пользователей этих участков

Дендрологические парки и ботанические сады Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются им в бессрочное (постоянное) пользование. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат

Лечебно оздоровительные местности и курорты Согласно статье 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального использования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств.

Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий - это официальный документ, содержащий регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

Кадастр ведется: о особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся природные территории; по особо охраняемым территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъекта РФ; по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, - органами местного самоуправления.

Многие десятилетия деятельность заповедников и других ООПТ регулировалась частными подзаконными актами (в основном типовыми положениями, утвержденными различными государственными учреждениями.) годы прошлого века управляли заповедниками Наркомзем и Наркомпросом год создано Главное управление по заповедникам, зоопаркам и зоосадам при СНК РСФСР год организовано Главное управление по заповедникам при совете Министров СССР. Казалось бы, это свидетельствовало о признании общегосударственного значения заповедного дела, но в этом же году в СССР было ликвидировано 80 заповедников.

1964 год – создано Главное управление по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Минсельхоза СССР. Это была разумная перестройка, но к сожалению, в значительной мере продиктована личными интересами руководителей. В системе Минсельхоза заповедники имели хорошее финансирование, но в ряде заповедников были созданы «охотничьи домики» для высокопоставленных охотников 1983 год – началось формирование системы национальных парков, руководимых лесным ведомством. Большинство парков создавалось на базе лесхозов, но из-за недостаточности финансирования они длительное время сохраняли элементы лесохозяйственной деятельности.

1992 г. Создано Управление заповедного дела Министерства экологии и природных ресурсов РФ. Эту дату можно считать началом новой эры в управлении ООПТ. Управление возглавило подготовку проекта закона об ООПТ, подготовило фундаментальный сборник руководящих документов по заповедному делу, наладило международное сотрудничество между ООПТ различных стран год – принят Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях 2000 – ликвидировано Управление заповедным делом в России, а его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ. Этот шаг способствовал объединению управления природными заповедниками и национальными парками. Однако это объединение не сопровождалось укреплением штатов и улучшению финансирования.