IV АСТАНИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Панельная сессия «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТ-КИОТО» 3-4 мая 2011 года,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
IV АСТАНИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Панельная сессия «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТ-КИОТО» 3-4 мая 2011 года,
Advertisements

Стратегии по тематическим и сквозным областям деятельности– Деградация земель Семинар для членов ГЭФ 11 – 13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
Соглашение по реализации Межрегиональной Программы «Зеленый Мост» как основа для Зеленой Экономики Булат К. Есекин, независимый эксперт IV Астанинский.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Биоразнообразие Деградация земель Изменение климата Химические вещества Международные воды Устойчивое лесопользование Устойчивые города Продовольственная.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.Ломоносова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.
Область деятельности и межотраслевые стратегии – Деградация земельных ресурсов Семинар ГЭФ для стран-членов Восточная Европа 22 – 24 марта 2011 г. Киев,
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Направления Программ ГЭФ-6 в Области Рационального Использования Природных Ресурсов Биоразнообразие Международные воды Деградация земель Устойчивое лесопользование.
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
1.П РАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ 2. Э КОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Подготовил: Бирюков И. А. ЮФ
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Предпосылки создания информационной системы Задачи информатизации.
Транксрипт:

IV АСТАНИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Панельная сессия «ЗЕЛЕНЫЙ МОСТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТ-КИОТО» 3-4 мая 2011 года, Астана (Республика Казахстан) Дворец Независимости ЭКОСИСТЕМНЫЕ УСЛУГИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Перелет Ренат Алексеевич, академик Российской экологической академии, член ВЭС ГД РФ, в.н.с. Института системного анализа РАН

Введение В Стратегическом плане по биоразнообразию на десятилетие годов, принятом в октябре 2010 года на саммите ООН по биоразнообразию в Нагое (Япония), отмечается важность осознания «ценности биоразнообразия». Вопросы, связанные с сохранением биоразнообразия обсуждаются на встречах «Большой восьмерки» с 2003 года. В гг. был выполнен проект «Экономика экосистем и биоразнообразия (TEEB)». Важность введения ценности экосистемных услуг в «зеленую экономику».

В докладах ТЕЕВ ( ) подчеркивается, что ЛПР предстоит решить две сложные задачи. Первая задача – научиться оценивать стоимость природного капитала и включить соответствующие оценки в процесс принятия решений. Одно из отличий природного капитала от экономического и человеческого капитала состоит в том, что в настоящее время нет какой-либо специализированной системы по его измерению и мониторингу, а также системы соответствующей отчетности. Суммарная стоимость прямого использования биологических ресурсов Московской области составила 636,1 – 638,1 млн. долл. Общая экономическая ценность биологических ресурсов Московской области составила 823,7 – 987,7 млн. долл. в год, Вторая задача – выработать эффективный и справедливый управленческий подход.

Доля экосистемных услуг в глобальном ВВП составляет 6-8%, а в глобальном ВВП для бедного населения – 40-50%. ТЕЕВ предлагает алгоритм действий: Изменение политики> Воздействие на экосистему>Изменения в оказываемых экосистемой услугах>-Влияние на благосостояние людей> Экономическая стоимость изменений в оказываемых экосистемой услугах.

ПЕРЕХОД РОССИИ К ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ Д.МЕДВЕДЕВ: Во всем мире профилирующей сейчас является тема так называемого зелёного роста, то есть роста экономик за счёт использования современных, экологически выверенных, энергоэффективных технологий, в том числе с использованием альтернативных источников энергии. Эта тема абсолютно актуальна для нас ( ) 27 мая состоялось заседание президиума Государственного совета – по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере ООС

Сущность экосистемного подхода Экосистемы – это основа природного богатства (капитала) страны, которое, в соответствии с определением устойчивого развития, не должно уменьшаться от поколения к поколению. Нац. богатство = Кпроизв + Кчел/социальн + Кприродный Слабая и сильная устойчивость. Устойчивое (слабое) развитие: НБ (год n+1) > = НБ (год n) Сильная устойчивость: К прир (n+1) >= К прир (n) Сейчас К прир – недооценен! Экосистемы не являются набором несвязанных ресурсов для удовлетворения потребностей человека.

ЭП является основой стратегии комплексного управления земельными, водными (включая морскими) и живыми ресурсами с целью обеспечения их сохранения и устойчивого (неистощительного) использования на справедливой основе. Это - подход к управлению природными ресурсами, при котором принимаются во внимание экологические социальные, экономические, культурные факторы, а также учитываются интересы местного населения и цели децентрализации управления.

Экосистемный подход отрицает моноресурсный подход к управлению экосистемами, но не подменяет собой другие стратегии управления и сохранения, такие как: биосферные заповедники, ООПТ, программы по сохранению отдельных видов, а также другие подходы, осуществляемые в рамках национальной стратегии и законодательных структур, но он должен способствовать интеграции указанных подходов и методов для решения комплексных проблем. Экосистемный подход представляет собой инструмент, содействующий решению различных вопросов, рассматриваемых в рамках КБР, включая, кроме всего прочего, работу в области охраняемых районов и экологических сетей.

Меры по переходу к экосистемному подходу Проведение стоимостной оценки, как правило, ориентируется на определение ценности товаров и услуг, обеспечиваемых ресурсами и функциями биоразнообразия, так называемыми экосистемными услугами. Отражение экологических последствий экономической деятельности в счетах национального дохода Участие в оценке экосистем хозяйствующих субъектов, а также коренного и местного населения (общин)

Ориентация на функциональные взаимосвязи и процессы в экосистемах – отсюда государственные требования к природопользователям соблюдать ЭП (природный капитал приносит ренту и доход государству). Содействие справедливому пользованию благами Использование стратегии адаптивного управления Осуществление управления при помощи мер, соразмерных решаемому вопросу, и путем максимальной децентрализации в соответствующих случаях Обеспечение межведомственного взаимодействия

Экосистемный поход в управлении природными ресурсами Управление лесами - является конкретным средством применения экосистемного подхода к лесным экосистемам в общеевропейском регионе. Водные экосистемы - Рамочная водная директива ЕС, Руководящие принципы экосистемного подхода к водохозяйственной деятельности ЕЭК ООН ЭП в управлении рыболовством ЭП управлении горными экосистемами

Ценность воды Ценность воды для пользования Ценность воды для непользования ею Ценность прямого пользования: Ценность косвенного пользования: ассимиляция отходов, пище вые циклы (метаболизм), климат, экосистемы Пользование с потреблением: с/хозяйство, промышленность, энергетика, домашние хозяйства, медицина, НИОКР, торговля, пожаротушение Пользование без потребления: морской и речной транспорт, рекреация, культура, религия, экотуризм, спорт, эстетика, оборотные циклы в промышленности и энергетике Ценность существовани я (удовлетворени е наличием воды как природного блага ) Завещательн ая ценность (ценность наследования другим поколениям ) Отложенная ценность (резервы воды для водной безопасности)

(1) ОЦЕНКА ЦЕННОСТИ необходимо отметить, что экономическая оценка – это еще не все, и процесс принятия решений ни при каких обстоятельствах не может основываться исключительно на ней. Оценочная стоимость нерыночных товаров и услуг остается приблизительной, и, несмотря на достигнутый существенный прогресс, ни одна из существующих методик не является идеальной. Кроме того, экономическая стоимость не подходит для оценки того, насколько большую важность та или иная услуга может иметь для выживания человека. Даже неполная оценка, не учитывающая всего комплекса экосистемных услуг, дает полезную информацию лицам, принимающим решения, которые могут сравнить ее с выгодами от перепрофилирования. (Доклад ТЕЕВ)

(2) ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЫНКОВ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ Рынки не учитывают стоимость большинства экосистемных услуг. Существующие ценовые сигналы, в лучшем случае, отражают только ту часть стоимости этих услуг, которая связана с производством полезных продуктов, таких как продовольствие, топливо или вода, а формирующиеся на рынках цены этих ресурсов могут быть искаженными. Даже эти услуги зачастую оказываются в обход рынков в случаях, когда их потребление происходит в рамках управления общиной совместными ресурсами. Стоимость прочих экосистемных услуг обычно не отражается в рыночных ценах, за редким исключением (например, туристические услуги)

(3) УЧЕТ СТОИМОСТИ ЭКОСИСТЕМНЫХ УСЛУГ ПОЗВОЛЯЕТ ПРИНИМАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ Наличие информации о стоимости экосистемных услуг позволяет ответственным лицам принимать более эффективные, в том числе с точки зрения затрат, и справедливые решения, а также обосновывать те или иные свои действия или сделанный ими выбор. Это шаг по направлению к большей прозрачности процесса нахождения оптимального политического решения. Оценка экосистемных услуг и сопоставление выгоды, связанной с сохранением тех или иных участков в их естественном виде, с выгодами от освоения этих участков может оказаться полезным для установления политических приоритетов во многих ситуациях, например, связанных развитием городов или планированием природоохранных мероприятий на национальном или местном уровне

(4) ЧТО ДЕЛАТЬ? государственная политика должна сыграть большую роль в том, чтобы основные типы выгод от экосистемных услуг были выявлены и приняты в расчет при принятии решений. Необходимо избавиться от тотальной недооценки благ, связанных с сохранением или устойчивым долгосрочным использованием биологического разнообразия и экосистемных услуг, а также учесть особую важность этого разнообразия и услуг для бедных слоев населения, жизнь которых зависит от них в наибольшей степени. Государство через проводимую им политику должно заставить рынки работать лучше посредством интегрирования стоимости экосистемных услуг, в тех случаях, когда это возможно, в ценовые сигналы, а также выстроить систему необходимых институтов, нормативных актов, и предоставить необходимое финансирование. Кроме того: экологизация системы госзакупок, системы национальных счетов, использование рыночных механизмов в деятельности ООПТ, развитие экотуризма.

Определение ВЭУ Понятие «выплата за экосистемные услуги» пока не получило всеобщего признания. Кроме того, в зависимости от культурных и политических условий для обозначения этого понятия используется и много других терминов. В некоторых случаях используются такие выражения, как «возмещение», «компенсация» или «вознаграждение». Проекты ВЭУ также называют «усовершенствованной системой управления гидрологическими ресурсами» или «взаимными механизмами». Систему выплат за экосистемные услуги именуют иногда «совместными механизмами стимулирования», «выплатами за рациональное использование», «экономическими стимулами», «компенсационными схемами» или даже «выплатами за экоэффективность».

ЕЭК ООН разработала проект Кодекса поведения в отношении выплаты за экосистемные услуги в условиях комплексного управления водными ресурсами (ECE/MP.WAT/WG.1/2006/3 6 June 2006; Определения: «Экосистемы, связанные с водой» означает экосистемы, такие как леса, водно-болотные угодья, пастбища и сельскохозяйственные земли, которые выполняют жизненно важную роль в гидрологическом цикле посредством обеспечиваемых ими услуг. «Экосистемные услуги» означает выгоды, которые получают люди от экосистем. Они включают обеспечивающие услуги, такие как продовольствие, вода, лесоматериалы и волокнистые материалы; регулирующие услуги, которые сказываются на климате, наводнениях, болезнях, отходах и качестве воды; культурные услуги, которые обеспечивают удовлетворение рекреационных, эстетических и духовных потребностей; и поддерживающие услуги, такие как почвообразование, фотосинтез и круговорот питательных веществ. «Вылата за экосистемные услуги (ВЭУ)» означает договорную сделку между покупателем и продавцом какой-либо экосистемной услуги или практику землепользования/ землеустройства, которая может обеспечивать такую услугу.

Экономический анализ экосистемных услуг. Необходимым средством принятия эффективного решения по созданию схем ВЭУ является экономический анализ. Это - логически связанная основа, позволяющая сопоставить на комплексной основе расходы по изменению экосистемных услуг и выгоды от этих изменений. Это - основа для оценки характера распределения этих расходов и выгод между всеми заинтересованными сторонами и компенсацией, которую, возможно, придется произвести, с тем чтобы не допустить несправедливости в результате реализации таких проектов (например, связанных с изменением землепользования) и применения соответствующих схем ВЭУ.

Этот анализ представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов: (a) определение соответствующих экосистемных услуг (b) определение основных заинтересованных сторон; (c) оценку чистых выгод, обусловленных изменением экосистемных услуг, связанных с водой, которые будут получены в результате изменения вида использования или управления данными экосистемами; и (d) оценку характера распределения расходов и выгод среди основных заинтересованных сторон и разработку пакета компенсационных мер, которые могут потребоваться в этой связи.

Традиционным средством обоснования решений в этих вопросах является сравнительный анализ затрат и результатов. Также можно использовать иные аналитические методы, такие как анализ по нескольким критериям, анализ эффективности затрат и анализ полезности затрат.

Важно определить, кто получит выгоду от изменения экосистемных услуг и кто будет нести издержки, то есть каким образом будут распределяться издержки и выгоды между различными заинтересованными сторонами, которые пользуются различными экосистемными услугами. Это позволяет в то же время решить вопрос финансирования данного проекта и определить необходимость выплаты компенсации тем группам, у которых доступ к природным ресурсам или экосистемным услугам, связанным с водой, будет ограничен. В этой оценке должны принимать участие все заинтересованные стороны. Результаты определения ценности должны служить заинтересованным сторонам подспорьем в процессе переговоров по использованию экосистемных услуг и в согласовании цены на эти услуги. Эти переговоры должны, по возможности, представлять собой процесс, ориентированный на заинтересованные стороны и подкрепленный экспертными данными, который должен учитывать не только экономические факторы, но и социальный и политический контекст, в котором надлежит ввести в действие ВЭУ.

Механизмы ВЭУ Выплаты за экосистемные услуги – это дело многих заинтересованных сторон, к которому причастны национальные правительства и местные органы управления, общинные группы, отдельные землевладельцы, коммерческие предприятия, неправительственные организации и доноры. Принятие решений по наиболее подходящим мерам, необходимым для достижения целей, установленных, например, планами управления речными бассейнами, включая охрану связанных с водой экосистем, также предполагает необходимость обеспечения сбалансированности интересов всех участников. Поэтому процесс принятия решений должен быть открытым, для того чтобы его могли внимательно изучить все те, кто будет затронут данным проектом.

Выплата за услуги экосистем (плата за экосистемные услуги) потенциально является экологически эффективным, экономически рентабельным и содействующим социальной справедливости средством комплексного управления природными ресурсами. Схемы ВЭУ дополняют другие подходы, например, основанные на применении командно-административных и структурных мер.

Правительства должны подготовить четкую политику и стратегии разработки и реализации схем ВЭУ в своих самых разнообразных формах в пределах заинтересованных секторов: водопользование, защита окружающей среды/природоохранная деятельность, сельское хозяйство/лесное хозяйство и (коммунальные) услуги. Положения, регламентирующие защиту, восстановление и устойчивое использование экосистем, связанных с водой, необходимо включить в национальные законы и правила, соглашения о трансграничных водных ресурсах и международные природоохранные соглашения. Законодательство должно признавать роль экосистем, связанных с водой, в управлении водными ресурсами с учетом того, что связанные с водой экосистемы являются как водопользователями, так и истинными источниками экосистемных услуг. В общей классификации ВЭУ проводится различие между следующими основными типами схем ВЭУ: государственные схемы, частные схемы (организованные на самостоятельной основе) и коммерческие схемы.

Государственные схемы –муниципалитет, местный орган управления или национальное правительство действует в качестве единственного и основного покупателя конкретной экосистемной услуги, или – что получило более широкое распространение – определенного вида землепользования или практики управления, связанной с этой услугой. Государственные схемы могут действовать на местном или национальном уровнях.

В случае частных схем (организованных на индивидуальной основе) покупателями и продавцами являются частные субъекты деятельности (компании, НПО, фермерские ассоциации или кооперативы, физические лица). Частные схемы, организованные на самостоятельной основе, обычно применяются на местном уровне.

Необходимо иметь в виду, что важная роль принадлежит частному сектору, причем не только в финансовом плане, но и в силу его богатого практического опыта, которым он может поделиться. Крупными покупателями экосистемных услуг являются коммерческие предприятия, такие как компании по производству гидроэлектроэнергии, приобретающие посредством уплаты сборов с пользователей «водный поток и вóды, не содержащие отложений». Они выполняют промежуточные функции и обеспечивают дополнительные услуги, например, в сфере управления финансовыми средствами.

Коммерческие схемы предполагают создание рынков, на которых можно обменивать, продавать или передавать в долг установленные права (или разрешения) и/или квоты. Необходимым условием работы коммерческих схем является наличие надежной, должным образом определенной и работающей базы нормативно-правового регулирования.

Директива ЕС о гражданской экологической ответственности (EU Environmental Liability Directive (ELD) - (Directive 2004/35/EC.)2004/35/EC Устанавливаются три вида санкций за загрязнение или другое негативное воздействие на ОС на основе выбросов/сбросов загрязняющих веществ, а на базе нанесенного вреда (ущерба). (1) Поврежденные участки окружающей среды должны быть восстановлены до их исходного состояния. Если этого сделать невозможно, требуется (2) принять дополнительные и восстанавливающие коррективные действия (принцип выявления эквивалентности экосистем). Директива позволяет в крайнем случае (3) взыскать сбор с загрязнителя, равный стоимости необходимых затрат на проведение восстанавливающих коррективных мер.

В США создана Национальная ассоциация экокомпенсационного депонирования (National mitigation banking association), действующая с 1998 г., в которую входят "экобанкиры" – те, кто покупает участки заброшенных водно-болотных угодий (ВБУ), восстанавливает их и обеспечивает их долгосрочное функционирование и выдает (продает) экокредиты тем, кто собирается начать хозяйственную деятельность на территории другого ВБУ (и тем самым нарушить его экосистему). Выкупив такой кредит, хозяйственник предъявляет его местному природоохранному органу для получения разрешения на хозяйственную деятельность, причем ему не приходится проводить эколого- восстановительные работы (National mitigation…).

Суть указанного метода учета эквивалентности экосистем состоит в том, чтобы скомпенсировать потери (дебит) получением эквивалентных выгод (кредит) в условных экосистемных единицах, и это выражается определенной формулой. В настоящее время полагается, что приведенный подход можно применять только в случае одинаковых или аналогичных экосистем (EU Sixth Framework Programme (2007).