О состоянии и проблемах системы мониторинга качества атмосферного воздуха в Российской Федерации 12-14 июня 2006 г., Женева Рабочая группа ЕЭК ООН по мониторингу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг окружающей среды. 17 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах.
Advertisements

О территориальной системе наблюдений за состоянием окружающей среды и взаимодействии с государственной наблюдательной сетью Росгидромета МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Богдана Козерук Начальник отдела по анализу информации и прогнозированию.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
Информационно-аналитический центр локального мониторинга Кузьмин Савелий, Бракович Люция Информационно-аналитический центр локального мониторинга Кузьмин.
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГРУЗИИ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В ГРУЗИИ.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ Тюмень
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требования к ним.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
Раннее предупреждение и действия в кризисной ситуации в Российской Федерации и в соседних странах М.П. Коломеев Федеральный информационно-аналитический.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Правовые основы охраны атмосферы.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Необходимость ведения экологического мониторинга определяется высокой техногенной нагрузкой на окружающую природную среду. Территория Количество предприяти.
О передаче в 2012 году органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере здравоохранения Начальник управления по экономике и финансам.
Транксрипт:

О состоянии и проблемах системы мониторинга качества атмосферного воздуха в Российской Федерации июня 2006 г., Женева Рабочая группа ЕЭК ООН по мониторингу и оценке окружающей среды Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В.В.Челюканов, начальник Управления мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Наблюдательная сеть за качеством атмосферного воздуха Виды наблюденийСтационарная сеть 2000 г г. Определяемые параметрыАналитические лаборатории Загрязнение в городах, город/пункт 231/ /755 в т.ч. Росгидромета: 222/ /629 Концентрации примесей (от 4 до 25) и метеорологические характеристики 156, в т.ч кустовых Трансграничный перенос 5 4Приземный озон, диоксиды серы и азота, аэрозоли сульфатов, нитратов, аммония, ионный состав осадков, метеорологические характеристики 1 Атмосферные осадки: -кислотность (рН) -хим.состав Кислотность атмосферных осадков и их химический состав, удельная электропроводность, метеорологические характеристики 10 Снежный покров (выпадения аэрозолей) Ионы сульфата, нитрата аммония, рН, бенз(а)пирен, тяжелые металлы - Парниковые газы- 1Диоксид углерода, метан- Озонный слой29 27Общее содержание озона (ОСО), УФ- радиация, метеорологические характеристики - Комплексный фоновый мониторинг (заповедники) 5 Концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, поверхностных водах, осадках, почве, биоте и метеорологические характеристики 1

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Основной нормативный документ «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», утвержденное Росгидрометом и Минздравом (РД ), определяет требования к: 1. Организации наблюдений (размещение и количество постов, программ и сроков наблюдений, перечня веществ и др.). 2. Отбору проб (оборудование и средства измерений). 3. Лабораторному анализу проб (средства и методики анализа). 4. Применению автоматических газоанализаторов. 5. Контролю точности (внутренний и внешний контроль). 6. Автоматизированной обработке результатов и обобщению данных. Специальные главы посвящены наблюдениям: -за химсоставом осадков и загрязнением снежного покрова; -на станциях комплексного фонового мониторинга и трансграничного переноса; -общего содержания озона, парниковых газов и аэрозольной мутности атмосферы.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Принципы построения сети в городских агломерациях (в сравнении с директивой ЕС 1999/30/EC от ) Численность населения(тыс.чел) РД (для городов с относительно высоким уровнем загрязнения) Директива ЕС (для городов с относительно высоким уровнем загрязнения) до 50 тыс тыс тыс тыс ( тыс.) 500 тыс.-1 млн ( тыс.) более 1 млн ( тыс.) 4-9 (1-5,9 млн.)* 10 (более 6 млн.)* * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Размещение пунктов наблюдений – центр города, жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. В основном принципы построения измерительных сетей в ЕС и России идентичны, хотя российские требования по «густоте» пунктов наблюдений в крупных городах в 2-5 раз выше. Из-за произошедшего в гг. сокращения в связи с финансовыми ограничениями фактический состав сети приблизился к требованиям ЕС.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Контролируемые примеси ( в сравнении с директивами 1999/30/EC, 2000/69/EC, 2002/3/EC, 2004/107/EC) Загрязняющее вещество РоссияЕС Диоксид серы ++ Диоксид азота/оксид азота ++ Взвешенные вещества(твердые частицы) ++ PM 10 (РМ 2,5) -*+ Оксид углерода ++ Озон+)+ Бензол+)+ Свинец+)+ Бенз(а)пирен++ Мышьяк, никель, кадмий и ртуть единичные измерения + -* - в Москве определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей достигает 25 ингредиентов

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Методики и программы наблюдений В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы контроля из-за ограниченных ресурсов широкого распространения пока не получили. Опытная эксплуатация таких систем, созданных за счет средств местных бюджетов, проводится только в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Череповце, Туле, Новомосковске, Щекино, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Краснотурьинске (менее 10% от общей сети). Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 156 лабораториях. Стандартная программа предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, и час.

Система обеспечения качества данных Базируется на общегосударственных нормативных актах, гармонизированных с международными требованиями (ИСО, МЭК, ИЛАК и др.), в т.ч.: - ГОСТ Р ИСО/МЭК «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»; - ГОСТ Р ИСО «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений» и др. В рамках этой системы действуют: –РД «Система аккредитации аналитических лабораторий (центров); - РД «Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды». Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Контроль качества выполняемых лабораториями работ осуществляется ГГО Росгидромета с учетом документа ИСО/МЭК 43-1:1997 «Проверка компетентности путем межлабораторных сличений». В настоящее время прошли аккредитацию на техническую компетентность и независимость 93 % лабораторий. Принципиальные недостатки дискретных методов отбора проб – сглаживание «пиковых» концентраций загрязняющих веществ в атмосфере, а также низкая оперативность их получения. Это подтверждают выполненные Главной геофизической обсерваторией сравнения результатов параллельных измерений автоматическими газоанализаторами и методами «мокрой химии». Что касается средних значений (суточных, месячных и годовых), то отклонение полученных этими методами данных составляет 10-15%. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова Межрегиональные территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) - 23 Центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) - 75 Лаборатории мониторинга загрязнения атмосферы (156) Информационная деятельность Схема передачи данных о загрязнении атмосферного воздуха населенных пунктов Пункты наблюдения за загрязнением атмосферы (стационарные, передвижные, экспедиционные)

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Кроме предоставления органам охраны окружающей среды и здравоохранения фактических данных о загрязнении атмосферного воздуха важное природоохранное значение имеют также работы по: - прогнозированию неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ неблагоприятных метеорологических условий и передаче предупреждений об их возникновении предприятиям и надзорным органам (261 город); - предоставлению данных о фоновых уровнях загрязнения атмосферы для подготовки материалов ОВОС и расчетов нормативов ПДВ (около 5 тыс. в 2005 году).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Основные проблемы Из материалов заседания Правительства Российской Федерации по вопросу ««Об организации государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»: -недостаточно эффективное государственное регулирование деятельности различных субъектов, решающих задачи в этой сфере (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, объекты реального сектора экономики). Это приводит к созданию «дублирующих» систем наблюдений и неэффективному расходованию ограниченных ресурсов, не обеспечивает получение сопоставимых данных для всей территории страны и т.д.; -низкий технический уровень государственной наблюдательной сети, не отвечающий международным требованиям. Именно это в ряде случаев является мотивацией для создания указанных «дублирующих» систем.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Степень износа основных фондов государственной наблюдательной сети достигла 70% (а в ряде регионов и более)… Из примерно 60 тыс. единиц приборов и оборудования… не менее 30 % требует срочной замены как полностью выработавших свой ресурс. Только на 7% пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха осуществляется непрерывная регистрация 12 % загрязняющих веществ от общего числа контролируемых примесей. Ограниченные ресурсы не позволяют организовать непрерывные измерения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе даже в наиболее загрязненных городах…, в т.ч. за концентрациями наиболее опасной для человека мелкодисперсной пыли (10 и 2,5 микрон). В ближайшие 3 года необходимо провести оснащение более 170 стационарных пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха автоматическими газоанализаторами в наиболее загрязненных городах (около 20% от общего числа, где проводятся наблюдения) для непрерывного измерения 8 приоритетных загрязняющих веществ...»

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Требуется полное обновление парка мобильных аналитических лабораторий…, внедрение …трассовых газоанализаторов. В этот период необходимо обеспечить ежегодное переоснащение не менее 15% приборного парка более чем 200 аналитических лабораторий. Только для решения этих приоритетных задач необходим более чем 25-кратный рост финансирования по сравнению с текущим уровнем.» (т.е. ежегодное выделение порядка 7 млрд. рублей). В настоящее время Росгидрометом во исполнение принятых на заседании решений: -подготовлен и проходит необходимые согласования проект правительственного постановления «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды», регулирующего в т.ч. и осуществление государственного мониторинга качества атмосферного воздуха; - осуществляется подготовка необходимых материалов для принятия соответствующей ФЦП, т.к. только в этом случае можно ожидать значительного увеличения бюджетного финансирования.