МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состав и структура финансовой отчетности в соответствии с МСФО Лекция.
Advertisements

ГААП США Положения о концепциях финансового учёта (ГААП США) Цели финансовой отчетности коммерческих предприятий Качественные характеристики учетной информации.
Международные стандарты финансовой отчетности Концептуальные основы финансовой отчетности.
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Беккулиева Дина Финансы * Активы - ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение компанией экономических.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. 2 МСФО (IAS) 40. Инвестиционная собственность. РЕГУЛИРУЮЩИЙ СТАНДАРТ МСФО 40 – Инвестиционная собственность Вступил в силу.
НП «Межрегиональный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) Институт дополнительного профессионального образования.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 20 "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ " (в ред. МСФО (IFRS)
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
PwC МСФО 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов МСФО 1 Представление финансовой отчетности.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции.
Отчет о финансовом положении (statement of financial position) – это документ, в котором отражается стоимость активов, обязательств и собственного капитала.
НП «Межрегиональный институт сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров» (НП МИСБФМ) Институт дополнительного профессионального образования.
1 Влияние изменений валютных курсов. 2 Операция в иностранной валюте – это сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте,
1 Учет расходов. 2 Расходы признаются, когда уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала, связанных с уменьшением актива или увеличением.
Тема 9. Учёт доходов и расходов предприятия Расходы - это издержки и потери (убытки), возникающие в процессе финансово- хозяйственной деятельности, не.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Транксрипт:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

Литература Агеева О. А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: Бухгалтерский учет, –463 с. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебник / В. Ф. Палий. – 3-е изд., доп. и испр. – М. : Инфра-М, – 512 с. Аверчев И.В. Управленческий учет и отчетность – М.: Эксмо, с. Друри К. Управленческий учет для бизнес решений: Пер с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, с. Управленческий учет /Э.А. Аткинсон, Р.Д. Банкер и др. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005 – 878с. – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

Разделы курса СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ В ФИНАНСОВЫХ ОТЧЕТАХ ОСНОВНЫХ УЧЕТНЫХ СТАТЕЙ УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Раздел 1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

Основные финансовые цели управления Максимизация прибыли предприятия Обеспечение платежеспособности предприятия Обеспечение устойчивого развития и увеличение капитала собственников

Аспекты финансового менеджмента Где взять ? Куда направить ? Финансовый Инвестиционный Финансовые ресурсы

Функции финансового управления Анализ Планирование Организация Учет Контроль Финансовые ресурсы предприятия

Эволюция учетных процедур предприятия Калькуляционный учет Учет и регистрация расходов предприятия с целью расчета себестоимости товара и определения прибыли. Возник вместе с хозяйственным учетом Производственный учет Финансовый учет Управленческий учет учет МСФО Учет затрат и калькулирование производственной себестоимости с целью оптимизации затрат и повышения эффективности производства. (конец 19 в в.) Оптимизация затрат, цены, объемов по видам продукции, подразделениям, видам деятельности с целью максимизации эффективности деятельности предприятия. (с 70 гг. 20 в.) Составление унифицированных форм финансовой отчетности по национальным стандартам, позволяющих составить мнение о финансовом положении предприятия. ( с начала 20 в. ) Составление финансовых отчетов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), доступных для понимания и анализа пользователями из других стран. (с 70 гг. 20 в.)

Соотношение управленческого учета с другими видами учета Управленческий учет и отчетность Финансовый учет и отчетность Налоговый учет и отчетность Другие виды учета и отчетности для заинтересованных пользователей Статистический учет и отчетность

Определения Финансовый учет – это система учета по строго регламентированным правилам, предназначенная в первую очередь для предоставления информации внешним пользователям. Финансовый учет ведется в соответствии с требованиями ПБУ РФ. Управленческий учет – это система внутреннего учета и обработки данных хозяйственной деятельности предприятия для руководителей различных уровней, на основе которой они принимаются более обоснованные решения, в целях повышения эффективности текущих операций.

Потребности различных категорий пользователей информации ПользователиЧто хотят знать ? Основное требование к информации Вид учета Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, др. Финансовое состояние Стандартные формы, соответствие принятым нормам учета. Финансовый Налоговые органы Налоговые обязательства Соответствие требованиям налогового законодательства. Налоговый МенеджментИнформация для принятия решений Оперативность. Финансовое обоснование принимаемого решения. Управленческий

Модели финансового учета Тип моделиХарактеристика Британо-американская модель Основана на удовлетворении потребностей инвесторов, кредиторов и акционеров. Для нее характерны высокая степень раскрытия финансовой информации и низкая степень государственного вмешательства. Континентальная модель Ориентируется на четкое следование политики государства в области налогообложения. Данные бухгалтерского учета являются основой для исчисления всех обязательств компании, в т.ч. и налоговых. Нормы бухгалтерского учета законодательно определены. Южноамериканская Отличительной особенностью является метод корректировки показателей отчетности с учетом изменения общего уровня цен.

История создания МСФО г. был создан комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) – International Accounting Standards Committee (IASC) - со штаб-квартирой в Лондоне. В 2001 г был заменен Советом по МСФО

Определение МСФО – International Accounting Standards (IAS) или International Financial Reporting Standards (IFRS) c 2001 г. – международные стандарты финансовой отчетности. Содержат 3 части: концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements); собственно стандарты (International Accounting Standards); интерпретации стандартов (Interpretation of International Accounting Standards – SIC).

Концептуальные основы учета и отчетности Качественные характеристики финансовой отчетности Принципы учета информации Принципы учета и составления отчетности Понятность Уместность, Существенность Достоверность: правдивость, приоритет содержания над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота, Своевременность Сопоставимость Принцип продолжающейся деятельности Принцип начислений: принцип регистрации дохода, принцип соответствия

Качественные характеристики финансовой отчетности Понятность (understability) – доступность для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета, а так же желание изучать информацию. Уместность (relevance) – информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. Существенность (materiality) – информация считается существенной, если ее пропуск (отсутствие) или искажение могут повлиять на экономическое решение пользователей.

Качественные характеристики финансовой отчетности Достоверность (reliability) – информация считается надежной (достоверной), если в ней нет существенных ошибок и искажений. Своевременность (timeliness) – в случае неоправданной задержки в представлении информация может потерять свою уместность. Сопоставимость (comparability) – информация, содержащаяся в финансовой отчетности предприятия, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой по сути с информацией других компаний.

Качественные характеристики финансовой отчетности Достоверность (надежность) информации характеризуется следующими понятиями: Правдивость– информация должна правдиво представлять операции и другие события, которые она должна представлять, т.е. отражать операции, действительно произошедшие в соответствие с принятыми правилами. Приоритет содержания над формой – информация должна учитываться и представляться в соответствии с сущностью выполненных операций и экономической реальностью, а не только их юридической формой. Нейтральность – информация, содержащаяся в финансовой отчетности должна быть непредвзятой, она не должна представлять чьи-либо интересы Полнота – информация должна быть полной с учетом затрат на ее получение Осмотрительность – осторожность в процессе формирования суждений, необходимых в процессе расчетов. Активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы – занижены.

Принципы учета информации Принцип продолжающейся деятельности (going concern - непрерывность деятельности). Бухгалтерский учет исходит из предположения, что предприятие будет действовать в обозримом будущем. И у него нет ни намерений, ни необходимости прекращать свою деятельность.

Принципы учета информации Принцип начислений (accrual basis) предусматривает отражение в финансовой отчетности результата деятельности, как факта совершения операции – возникновения обязательств, перехода права собственности, а не получения оплаты за совершенную операцию. Принцип начисления включает две составляющие: Принцип регистрации дохода – доход признается в момент совершения сделки (перехода права собственности), а не в момент выплаты денег. Принцип соответствия – расходы признаются в том периоде, когда признается связанный с ними доход, не зависимо от времени реального получения денег и оплаты расходов.

Элементы финансовой отчетности активы; обязательства; баланс капитал; доходы отчет о прибылях и убытках расходы.

Элементы финансовой отчетности Основное балансовое уравнение Актив Обязательства + Капитал Актив - Обязательства В международной практике принято рассматривать капитал как разность между имуществом (активами) компании и ее обязательствами

Элементы финансовой отчетности Актив – это ресурсы, контролируемые компанией, результат событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем. Это имущественные права предприятия. РСБУ актив признает по принципу перехода права собственности, а МСФО по принципу перехода рисков и получения экономических выгод. Обязательство – это задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приводит к выбытию из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Обязательства могут возникать вследствие действия договора, правовой нормы, договора доверия. Погашение обязательств осуществляется: оплатой, передачей других активов, предоставлением услуг, обменом обязательства на собственный капитал, снятием требований со стороны кредиторов.

Элементы финансовой отчетности Капитал (собственный капитал, чистые активы) – это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех обязательств. Сумма капитала, показываемая в балансе, зависит от изменения активов и обязательств. Капитал подразделяется на определенные подклассы.

Элементы финансовой отчетности Расширенное балансовое уравнение Актив кон. Обязательства кон. + Капитал кон. Обязательства нач. + Капитал нач. + доходы – расходы + инвестиции – изъятия

Элементы финансовой отчетности Доход – это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Расходы – это уменьшение экономических выгод в ходе деятельности компании в течение отчетного периода в форме выбытия или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанного с его распределением между участниками акционерного капитала. Существенной характеристикой расходов является то, что они должны происходить одновременно с доходами. Затраты, которые не классифицируются как расходы, могут рассматриваться как актив (с вероятным получением дохода в будущем), либо как потери (без получения дохода), либо как выплаты акционерам, уменьшающие капитал компании.

Признание затрат Затраты, которые не классифицируются как расходы, могут рассматриваться как актив (с вероятным получением дохода в будущем), либо как потери (без получения дохода), либо как выплаты акционерам, уменьшающие капитал компании.

Затраты и расходы предприятия ЗатратыЗапасы, активРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты

Элементы финансовой отчетности Инвестиции – поступление активов в предприятие в соответствие с договорами долгосрочных займов или долевого участия, связаны с образованием обязательств или увеличением капитала предприятия. Изъятия – уменьшение, отток активов связанный с погашением обязательств или выплатами участникам предприятия.

Признание элементов финансовой отчетности Статья может быть включена в финансовую отчетность, если она соответствует двум критериям признания: вероятность – что означает учет статей с учетом наибольшей вероятности; стоимостная оценка – это процесс определения денежных сумм, по которым элементы финансовой отчетности должны признаваться и вноситься в баланс и в отчет о прибылях и убытках.

Методы стоимостных оценок Первоначальная стоимость (historical cost) – активы и обязательства отражаются по исторической стоимости приобретения. Справедливая стоимость (fair value) – стоимость, по которой активы могут быть обменены между независимыми и желающими того сторонами. Реальная (дисконтированная) стоимость (present cost) – стоимость будущих чистых поступлений денежных средств, которые должны обеспечить возобновление активов при нормальном функциониро- вании предприятия. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств. Чистая стоимость реализации (realisable cost) – сумма денежных средств, которая может быть реально получена от продажи актива за вычетом расходов на реализацию.

План счетов Элемент ФОМСФО (примерный план счетов) РСБУ АктивыТекущие активы (1ххх) Долгосрочные активы (2ххх) Производственные запасы (10-19) Затраты на производство (20-39) Готовая прод. и товары (40-46) Денежные средства (50-59) Внеоборотные активы (01-08) ОбязательстваТекущие обязат-ва (3ххх) Долгосрочные обязат-ва (4ххх) Расчеты (60-79) КапиталСобственный капитал (5ххх)Капитал (80-89) Доходы и Расходы Доходы (6ххх) Расходы (7ххх) Расходы периода (8ххх) Прочие доходы и расходы (9ххх) Финансовые результаты (90-99)

План счетов Требования к плану счетов предприятия: обеспечить простое построение основных финансовых отчетов; быть гибким, чтобы иметь возможность расширяться в будущем в связи с ростом и изменением структуры или бизнеса компании; обеспечить достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов.

Действующие положения МСФО ОбозначениеНазвание МСБУ (IAS) 1Представление финансовой отчётности МСБУ (IAS) 2Запасы МСБУ (IAS) 7Отчёты о движении денежных средств МСБУ (IAS) 8Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки МСБУ (IAS) 10События после отчётной даты МСБУ (IAS) 11Договоры на строительство МСБУ (IAS) 12Налоги на прибыль МСБУ (IAS) 16Основные средства МСБУ (IAS) 17Аренда МСБУ (IAS) 18Выручка МСБУ (IAS) 19Вознаграждения работникам (изменен в 2012 г.) МСБУ (IAS) 20Учёт правительственных субсидий

Действующие положения МСФО ОбозначениеНазвание МСБУ (IAS) 21Влияние изменения курсов валют МСБУ (IAS) 23Затраты по займам МСБУ (IAS) 24Раскрытие информации о связанных сторонах МСБУ (IAS) 27Отдельная финансовая отчётность МСБУ (IAS) 28Инвестиции в ассоциированные компании МСБУ (IAS) 29Финансовая отчётность в условиях гиперинфляционной экономики МСБУ (IAS) 32Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации МСБУ (IAS) 33Прибыль на акцию МСБУ (IAS) 34Промежуточная финансовая отчётность МСБУ (IAS) 36Обесценение активов МСБУ (IAS) 37Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы МСБУ (IAS) 38Нематериальные активы

Действующие положения МСФО ОбозначениеНазвание МСБУ (IAS) 38Нематериальные активы МСБУ (IAS) 39Финансовые инструменты: признание и оценка МСБУ (IAS) 40Инвестиции и недвижимость МСБУ (IAS) 41Сельское хозяйство МСФО (IFRS) 1Первое применение МСФО МСФО (IFRS) 2Выплаты на основе долевых инструментов МСФО (IFRS) 3Объединение бизнеса МСФО (IFRS) 4Договоры страхования МСФО (IFRS) 5Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность МСФО (IFRS) 6Разведка и оценка месторождений полезных ископаемых МСФО (IFRS) 7Финансовые инструменты: раскрытие информации МСФО (IFRS) 8Операционные сегменты МСФО (IFRS) 10Консолидированная финансовая отчетность МСФО (IFRS) 11Совместная деятельность

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА Раздел 2. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» Общие сведения о компании: наименование компании; число и место регистрации; адрес компании, страна; форма собственности (организационно-правовая форма); основные направления деятельности; численность персонала; объем уставного капитала; количество и тип выпущенных акций; информация об акционерах; дивидендная политика; порядок управления компанией.

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» Полный комплект финансовых отчетов включает: Баланс; Отчет о прибылях и убытках; Отчет об изменениях в капитале; Отчет о движении денежных средств; Примечания к финансовой отчетности включающие: Основные положения учетной политики; Более подробные раскрытия статей финансовой отчетности.

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» Учетная политика должна отражать основные методологические принципы составления финансовой отчетности и включать следующие положения: принципы составления сводной отчетности; учетная политика в отношении совместной деятельности; учет основных средств; учет нематериальных активов; учет затрат на исследования и разработки; учет затрат по заемным средствам; учет финансовых инструментов; учет операций в иностранной валюте;

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» учет инвестиций; учет по договорам аренды; учет товарно-материальных запасов; создание резервов; учет налогов; учет и признание выручки; учет инфляции; учет договоров подряда; определение денежных средств и их эквивалентов; другие существенные положения учетной политики.

Бухгалтерский баланс Формы представления баланса: в виде таблицы – активы слева, обязательства и собственный капитал справа – форма счета; в виде списка: статьи приводятся друг за другом в определенной последовательности – форма отчета.

Бухгалтерский баланс МСФО не регламентирует содержание баланса, но определяет требования к минимальному набору статей: АКТИВЫ 1. Основные средства 2. Инвестиционное имущество 3. Нематериальные активы 4. Инвестиции в ассоциированные предприятия 5. Финансовые активы (кроме 4, 8, 9) 6. Биологические активы 7. Запасы. 8. Торговая и другая дебиторская задолженность. 9. Денежные средства и их эквиваленты 10. Текущие налоговые активы 11. Отложенные налоговые активы

Бухгалтерский баланс ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 12. Торговая и другая кредиторская задолженность 13. Финансовые обязательства (краткосрочные) 14. Резервы (оценочные обязательства) 15. Финансовые обязательства (долгосрочные) 16. Текущие налоговые обязательства 17. Отложенные налоговые обязательства КАПИТАЛ 18. Доля меньшинства. 19. Акционерный капитал 20. Нераспределенная прибыль 21. Фонды и

Бухгалтерский баланс Фонды (резервы(reserves)) – резервы создаваемые из чистой прибыли, которые являются частью собственного капитала. Дополнительно предоставляется описание сущности и назначения резерва. Российские компании по этой статье отражают показатели нераспределенной прибыли и резервного капитала компании. Резервы (оценочные обязательства(provision)) - это обязательства на неопределенную сумму и с неопределенным сроком погашения. Деловая репутация (гудвил) – это превышение стоимости покупки компании над стоимостью чистых активов приобретаемой компании. Она возникает при приобретении компаний и учитывается как актив в составе нематериальных активов материнской компании по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации. Доля меньшинства (доля миноритарных акционеров) – это часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю, которой не владеет материнская компания. Доля меньшинства должна представляться в сводном балансе отдельно от обязательств и собственного капитала материнской компании. Представляется только в консолидированном балансе.

Бухгалтерский баланс Основой классификации активов и обязательств является ликвидность. В балансе информация об активах представлена в двух разделах: текущие активы, долгосрочные активы, об обязательствах также в двух разделах: текущие обязательства и долгосрочные обязательства, информация о капитале представляет собой один раздел. В основу классификации на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства положено понятие операционного цикла. Операционный цикл – это интервал времени между приобретением активов для переработки и их конвертированием в денежные средства. Если обычный операционный цикла не может быть четко идентифицирован, то он принимается равным 12 месяцам.

Отчет о прибылях и убытках Элементы отчета согласно МСФО 1: выручка от реализации; результаты от операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, рассчитанных по методу участия; расходы по налогу на прибыль; прибыль или убыток от обычной деятельности; результат чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль (убыток) за период.

Методы составления отчета о прибылях и убытках Функциональный методМетод характера затрат Доход от продаж (выручка) Расходы на производство и реализацию Операционная прибыль Доход от продаж (выручка) Затраты на производство и реализацию -- Изменение запасов +\-

Затраты и расходы предприятия ЗатратыЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты

Отчет о прибылях и убытках Метод характера затрат отчета о прибылях и убытках - за основу берется природа расходов. Наименование статейЗнак суммыПример Доход от продаж (выручка)Х3590 Затраты на производство и реализацию: Сырье и материалы Заработная плата Амортизация (Х) (920) (750) (200) Изменения в запасах незавершенного производства и готовой продукции - увеличение - уменьшение Х (Х)(320) Прочие операционные расходы(Х)(120) Итого операционных расходов(Х)(2310) Прибыль от операционной деятельностиХ1280

Отчет о прибылях и убытках Функциональный метод отчета о прибылях и убытках - за основу берется функция расходов. Наименование статейЗнак суммы Пример ВыручкаХ3590 Себестоимость продаж(Х)(1820) Валовая прибыльХ1770 Коммерческие расходы(Х)(330) Административные расходы(Х)(160) Прочие операционные расходы(Х) Прибыль от операционной деятельностиХ1280

Отчет о прибылях и убытках В отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему должна быть раскрыта сумма дивидендов на акцию, объявленных или предложенных за отчетный период. Наименование статейПример Доход от продаж (выручка)3590 Прибыль или убыток от операционной деятельности1280 Затраты по финансированию (проценты к оплате)(65) Доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, рассчитанных по методу участия 0 Расходы по налогу на прибыль(323) Прибыль или убыток от обычной деятельности892 Результат чрезвычайных обстоятельств0 Доля меньшинства(115) Чистая прибыль (убыток) за период.777

Отчет об изменении собственного капитала Отчет об изменении собственного капитала раскрывает информацию о причинах изменения величины собственного капитала. Основная идея отчета об изменениях в капитале состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период путем: вычитания начисленных дивидендов, вычитания результата переоценки инвестиций и основных средств, прибавления чистой прибыли за отчетный год, прибавления дополнительной эмиссии акций, что дает в итоге величину капитала компании на конец года.

Отчет об изменении собственного капитала Отчет содержит отдельную информацию по каждому элементу акционерного капитала и резервов : акционерный капитал – показываются суммы выпущенных в обращение обыкновенных и привилегированных акций (+), выкупленные у акционеров собственные акции (–); эмиссионный доход (премия на акции) – дополнительный доход полученный при реализации акций, разница между номинальной стоимостью акций, учтенных как акционерный капитал и реально полученных финансовых ресурсов в обмен на акции; резерв по переоценки ценностей – результаты от переоценки основных средств и нематериальных активов, (включая и переоценку основной стоимости и амортизации); нераспределенная прибыль – данные о чистой прибыли предприятия за отчетный период и распределении чистой прибыли на сумму начисленных дивидендов.

МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» Классификация хозяйственных операций: Операционная деятельность – это деятельность, для которой создано предприятие, которая приносит основной доход, отражается в Уставе предприятия как основная деятельность. Инвестиционная деятельность – это деятельность, связанная с приобретением и выбытием долгосрочных активов и других инвестиций. Финансовая деятельность – это деятельность, отражающаяся в изменении объема и состава собственного капитала и заемных средств предприятия.

МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» Способы построения отчета: Прямой способ – показывает влияние, оказанное операционной деятельностью на счета денежных средств. Показывает все обороты по счетам денежных средств за период с учетом дифференциации по видам деятельности. Косвенный способ – корректирует отчет о прибылях и убытках, переводя его в денежные единицы. В части операционной деятельности начинается с указания прибыли и далее производится корректировка на те суммы, которые связаны с денежными средствами.

Отчет о движении денежных средств (прямой способ). Наименование статейСумма, тыс. $ Движение от операционной деятельности Получено от покупателей700 Оплачено поставщикам(370) Оплачена зарплата(110) Оплачен налог на прибыль(85) Итого от операционной деятельности135 Движение от инвестиционной деятельности Оплата за купленные основные средства(600) Поступления за проданные основные средства130 Итого от инвестиционной деятельности(470)

Отчет о движении денежных средств (прямой способ) продолжение Наименование статейСумма, тыс. $ Движение от финансовой деятельности Взнос в уставной капитал1000 Получен кредит600 Погашен кредит0 Выплачены проценты(15) Выплачены дивиденд(70) Итого от финансовой деятельности1515 Чистое движение денежных средств1180 Входящее сальдо на начало периода250 Исходящее сальдо на конец периода1430

Отчет о движении денежных средств (косвенный способ). Наименование статейСумма, тыс. $ Денежные потоки от операционной деятельности Чистая прибыль235 Начисленная амортизация1590 Изменения в отложенных налогах15 (Увеличение) уменьшение счетов дебиторов(168) (Увеличение) уменьшение товарных запасов и прочих текущих активов (267) Увеличение (уменьшение) счетов кредиторов(360) Увеличение (уменьшение) начислений и прочих текущие обязательства (550) Чистые денежные средства от операционной деятельности135 Денежные потоки от инвестиционной деятельности (Оплата за купленные основные средства)(600) Поступления от продажи основных средств130 Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности(470)

Отчет о движении денежных средств (косвенный способ). продолжение Наименование статей Сумма, тыс. $ Денежные потоки от финансовой деятельности Выпуск (выкуп) акций1000 Получен кредит600 (Погашение долга) (Выплачены проценты)(15) (Выплаченные дивиденды)(70) Чистые денежные средства от финансовой. деят-ти1515 Чистое движение денежных средств1180 Входящее сальдо на начало периода250 Исходящее сальдо на конец периода1430

Классификация компаний по степени влияния и методы учета инвестиций Доля в уставном капиталеПозиция инвестора Метод учета Инвестору принадлежит менее 20 %ПассивнаяМетод учета по фактическим затратам. Инвестору принадлежит от 20 до 50% голосующих акций. Инвестор имеет представительство в совете директоров. Зависимая компания (Associate company) Метод долевого участия IAS 28 Инвестору принадлежит от более 50% голосующих акций. Инвестор имеет возможность определять состав совета директоров Дочернее предприятие (Subsidiary company) Метод покупки IFRS 10

Метод долевого участия IAS 28 Инвестиции в ассоциированные компании Пример. Акционерное общество «А» инвестировало в акционерное общество «В» 800,0 тыс. $ США, что позволило купить 25% голосующих акций и признать АО «В» ассоциированной компанией. По годовому отчету АО «В» показало 300,0 тыс. $ США чистой прибыли, из которой были начислены и распределены 100,0 тыс. $ США в качестве дивидендов. Налог на дивиденды в стране эмитента составляет 20%. За вычетом налога компания «В» перечислила дивиденды на сумму 80 тыс. $ США. Расчет финансовых показателей АО «А», связанных с инвестициями в АО «В».

Метод долевого участия Наименование показателяРасчетСумма, тыс. $ США Инвестиции в ассоциированную компанию800,0 Увеличение инвестиций по методу долевого участия по данным годового отчета ассоциированной компании. 300,0 * 0,2575,0 Уменьшение инвестиций по методу долевого участия на сумму, причитающихся дивидендов 80,0 * 0,2520,0 Балансовая стоимость инвестиций в ассоциированную компанию «В» в конце отчетного периода 800,0 + 75,0 – 20,0 855,0

IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность» Для составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимо: отчетность дочерних компаний, подготовленную в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета, привести в соответствие требованиям МСФО; применить процедуры консолидации отчетности по МСФО.

МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность». Основная цель составления консолидированных финансовых отчетов представить деятельность материнских и дочерних компаний как деятельность единого хозяйствующего субъекта.

МСФО 10. Процедуры консолидации Требования к финансовой отчетности отдельных компаний при консолидации: используется финансовая отчетность на одну и ту же дату; отчетность материнской и дочерней компании составлена в единой валюте; используется единая учетная политика для аналогичных операций; результаты дочерней компании включаются в консолидированную отчетность с даты приобретения дочерней компании.

МСФО 10. Процедуры консолидации Действия при консолидации отчетности: исключить балансовую стоимость инвестиций материнской компании в каждую дочернюю компанию и соответственно долю материнской компании в капитале каждой дочерней компании. Разницу отразить как деловую репутацию; отразить долю меньшинства в чистой прибыли дочерних компаний за отчетный период; отразить долю меньшинства в чистых активах дочерних компаний, которая указывается отдельно в сводном балансе; исключить остатки по расчетам внутри группы, операции внутри группы.

МСФО 10. Процедуры консолидации Доля меньшинства – это та часть чистых результатов операций и чистых активов дочерней компании, которая приходится на долю, которой материнская компания не владеет. Деловая репутация (гудвилл) - превышение стоимости покупки акций дочерней компании над стоимостью чистых активов по состоянию на дату совершения операции. Деловая репутация признается в учете как нематериальный актив. Деловая репутация должна проходить проверку на обесценение.

МСФО 10. Процедуры консолидации Общие правила при консолидации : Акционерный капитал группы – всегда капитал материнской компании; Первоначальная стоимость инвестиций замещается; Активы и обязательства материнской и дочерних компаний суммируются; Доля материнской компании в прибыли дочерней после покупки включается в прибыль группы; Взаимные задолженности материнской и дочерней компании не указываются (элиминируются).

Сегментная отчетность IAS 14 Дополнительная литература – ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». IAS 14 определяет такие понятия как сегмент деятельности, географический сегмент, отчетный сегмент. Целью стандарта является предоставление пользователям следующей возможности: анализировать основные направления деятельности компании; оценивать риски и прибыльность компании; принимать адекватные решения.

Сегментная отчетность МСФО 14 Сегментирование – это вид анализа информации, содержащейся в финансовой отчетности, в соответствии с различными типами продукции (услуг) и географическими регионами, в которых компания осуществляет свою деятельность. Отчетным сегментом – является сегмент, информация о котором включается в финансовую отчетность. Отчетным сегментом может быть как сегмент деятельности, так и географический сегмент в зависимости от того, насколько они отвечают требованиям данного стандарта.

Сегментная отчетность МСФО 14 Сегментом деятельности называется структурный элемент компании, который производит однородную продукцию и отличается от других тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Критериями выделения сегментов деятельности служат: вид продукции; характер производственного процесса; тип покупателя или услуг; методы реализации продукции или оказания услуг.

Сегментная отчетность МСФО 14 Географический сегмент – это часть компании, которая производит продукцию (услуги) в экономических условиях, сложившихся в конкретном географическом регионе, и отличается от других тем, что подвержена иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Критериями выделения географических сегментов служат: подобие географических и политических условий; сходство хозяйственных операций; специальные риски, связанные с хозяйственными операциями; наличие валютного контроля и валютных рисков.

Сегментная отчетность МСФО 14 Количественным критерием выделения сегмента в отчетности служит правило 10% процентов. Как правило, включают в отчетность сегмент, основная часть реализации которого связана со сторонними организациями и имеющего не менее 10% от: общих продаж компании внешним клиентам; общей балансовой стоимости всех активов; общей прибыли компании

Сегментная отчетность. МСФО 14 Для каждого сегмента должна быть раскрыта следующая информация: доходы сегмента; финансовые результаты; сумма балансовых активов сегмента; обязательства сегмента; суммарные затраты на приобретение сегментных долгосрочных активов; сумма начисленной амортизации за отчетный период.