Н.И. Плотников 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Н.И. Плотников Исследовательский Проектный Центр авиа м енеджер ® (ИПЦ) Новосибирск,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безопасность полетов. Итоги и перспективы 2011 г..
Advertisements

ИКАО Семинар-практикум по безопасности полетов на аэродроме Алма-Ата, Казахстан – 18 – 22 ноября 2002 года ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
Основные направления взаимодействия промышленных и эксплуатационных предприятий авиационного комплекса России в рамках системы управления безопасностью.
ВВЕДЕНИЕ В О СНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКИ РЕСУРСА ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ.
1 Сборник «Принципы и инструменты для повышения БДД на российских дорогах общего пользования» Елена Сваткова директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг»
КОНЦЕПЦИЯ внедрения поправки 101 икао в процессы производства и поддержания лётной годности ВС и АТ на основе критериев безопасности полётов и промышленной.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Security Business 2013 Безопасность предпринимательской деятельности Общеуниверситетский факультатив под общей редакцией члена-корреспондента Российской.
Информационная безопасность Введение. Основные понятия теории ИБ Информация - сведения о лицах, предметах, факторах, событиях, явлениях и процессах независимо.
АЭРОПОРТЫРЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХЛИНИЙ 2 – 5 июня 2011.
Государственная нормативная база управления безопасностью полетов в Российской Федерации» М.А. Ерусалимский генеральный директор к.т.н, с.н.с ФГУП «Авиапромсервис»
Теоретические и методические основы теории безопасности как глобальной проблемы современности Доцент кафедры техносферной безопасности и экологии РГСУ,
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСИПОВА Н.А.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Жорж Фирикан Сотрудник Европейского/Североатлантического бюроИКАО ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ТОЧКА ЗРЕНИЯИКАО Алматы, сентября.
Абсолютные показатели состояния безопасности полетов в коммерческой авиации Российской Федерации в годах (период с по 06.06) Федеральная.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Транксрипт:

Н.И. Плотников 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Н.И. Плотников Исследовательский Проектный Центр авиа м енеджер ® (ИПЦ) Новосибирск, Россия

Н.И. Плотников 2 Два замечания: Воздушный транспорт – это деятельность коммерческих авиаперевозчиков по удовлетворению общественных потребностей в авиаперевозках. Это - эксплуатационная часть аэрокосмической индустрии. Изначальный взгляд на «определенное» и «общепринятое»…

Н.И. Плотников 3 1.Многоаспектность содержания проблемы безопасности 2.Поиск разрешения проблем 3.Возможная новая концепция 4.Основные выводы

Н.И. Плотников 4 Смысловая неопределенность Многоаспектность содержания проблемы безопасности Управленческий аспект Ресурсный аспект Нормативный аспект Классификационный аспект Аспект учета Аспект мифов

Н.И. Плотников 5 Смысловая неопределенность Тождественность понятиям «надежность», «качество» Неопределенность взаимосвязи с понятиями «риск», «опасность», «ущерб»… Руководства и циркуляры международного авиационного сообщества издаются так, как будто терминологические проблемы отсутствуют.

Н.И. Плотников 6 Ресурсный аспект «Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие» «Безопасности много не бывает» Дефицит понимания единства эффективности (экономики) и безопасности

Н.И. Плотников 7 Управленческий аспект «Безопасность – дело каждого» Safety is everybodys business. Практика управления безопасностью жизнедеятельности сводится к организации специализированных ответственных структур.

Н.И. Плотников 8 Нормативный аспект «Безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска» Концепция приемлемого риска, по сути, направлена также на прежнюю историческую концепцию абсолютной безопасности полетов.

Н.И. Плотников 9 Нормативный аспект В Законе РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Противоречие индивидуальной безопасности личности и безопасности общества. Нормативная деятельность общества неизбежно ограничивает личностные свободы выбора в безопасности.

Н.И. Плотников 10 Классификационный аспект Взаимное противоречие разных видов техногенной деятельности отражено в законодательстве по техническому регулированию, где предусматривается более десятка видов безопасности. В их числе – радиационная, пожарная, экологическая. Безопасность взаимодействия с природной средой смешивается с техногенными видами взаимодействия. Классификационная проблема затрудняет сознательное управление безопасностью жизнедеятельности.

Н.И. Плотников Классификационный аспект Приняты два ключевых определения «безопасность полетов» flight safety и «авиационная безопасность» aviation security. Авиация, лат. avis – птица, подразумевает перемещение живого существа (птицы) в воздушном пространстве, то есть – полет. Тогда мы вправе выразить «авиационную безопасность» как «полетную безопасность». Это оказывается тождественно термину «безопасность полетов».

Н.И. Плотников 12 Аспект учета отсутствие единого объекта и единиц исчисления. Существующая систематика количественного исчисления аварийности для частных решений и задач. Объектами исчисления являются: аварийность мирового флота; аварийность флота страны; аварийность ВС одного назначения флота страны; аварийность флота авиакомпании; аварийность авиации общего назначения; аварийность коммерческой авиации; аварийность ВС с одним двигателем; аварийность ВС с двумя двигателями; аварийность военной авиации; аварийность истребителей; аварийность вертолетов; аварийность по классификации факторов (причины); аварийность по числу факторов; аварийность пилотов профессионалов; аварийность пилотов любителей; аварийность реактивного флота; аварийность реактивного и турбовинтового флота; тяжелые происшествия (потеря фюзеляжа); добровольные сообщения. Единицы исчисления: число аварий в год; число человеческих жертв на 1 млн. перевезенных; число человеческих жертв на 100 млн. пассажиро-километров (миль); число аварий в год на 100 тысяч часов суммарного налета; число аварий в год на 100 тысяч посадок; число аварий в год на 100 млн. пассажиро-километров (миль); средний налет ВС на одну катастрофу; средний налет потерпевшее аварию воздушное судно при достижении определенного суммарного налета парком с начала эксплуатации.

Н.И. Плотников 13 Аспект учета Насколько влияние кросскультурных, инфраструктурных, методологических факторов для объяснения предоставленных данных требуется специальное исследование. Многие страны не публиковали данных по безопасности и не делятся информацией до сих пор.

Н.И. Плотников 14 АП на 1 млн. полетов Периоды и источники: Регионы мира Weener * FSF, ALAR** FSF, IATA, BOEING* * BOEING** Северная Америка0,611,30,130,4 Латинская Америка441,652,73,1 Европа, JAA***0,160,60,7 Европа, кроме JAA0,84*2,7*1,642,73,0 Африка-5,32,4310,712,4 Средний Восток2,13,13,4 Азия3,855,92,32,6 СССР (СНГ)---10*- Китай0,91,1 Океания0,00,90,0 В мире:0,431,11,3 *аппроксимированные данные из разных источников; **ВС западной постройки; ***JAA – Объединенное авиационное ведомство Европейских стран.

Н.И. Плотников 15 Аспект мифов Проблема ложных концепций и устойчивых мифов. Концепция «человеческого фактора». Деформация причин аварий от промышленного лоббирования производителей авиатехники. Миф об «ошибке экипажа» и «ошибке пилота». Искажение информации о реальном риске полетов для информирования общественности.

Н.И. Плотников 16 Главный вывод - реактивное управление. Все управление безопасностью сводится к отслеживанию, контролю, анализу, оценке, проверке, расследованию, статистике – инцидентов, следов, цепей, предвестников, предпосылок, аварий, катастроф…(всё - из негативных результатов деятельности). Это – только контроль или реактивное управление безопасностью.

Поиск разрешения проблем Н.И. Плотников 17 Иррациональное восприятие риска (Slovic).

Н.И. Плотников 18

Н.И. Плотников 19 Предложения по классификациям Авиационная безопасность (АБ) есть: а) «безопасность полетов» (БП); б) «защита от незаконного вмешательства» (ЗНВ); в)… i)… n) «характеристики безопасности других процессов». Авиационная безопасность классифицирует воздушный транспорт, военную, промышленную авиацию и авиацию общего назначения (АОН).

Н.И. Плотников 20 Предложения по классификациям

Н.И. Плотников 21 Рэнкинг опасности видов транспорта Транспорт R(i)ПоказателиСреднееR(a)R(b)R (c) Автомобильн ый aЧисло погибших, чел.32598,711 bЧисло погибших на 1 млн перевезенных0,813 cЧисло погибших на 100 млн пкм13,271 Железнодоро жный aЧисло погибших, чел.10,863 bЧисло погибших на 1 млн перевезенных0,015 cЧисло погибших на 100 млн пкм0,015 Воздушный aЧисло погибших, чел.178,862 bЧисло погибших на 1 млн перевезенных5,101 cЧисло погибших на 100 млн пкм0,244 Речной aЧисло погибших, чел.9,714 bЧисло погибших на 1 млн перевезенных0,344 cЧисло погибших на 100 млн пкм0,803 Морской aЧисло погибших,чел.5,435 bЧисло погибших на 1 млн перевезенных1,122 cЧисло погибших на 100 млн пкм2,412

Н.И. Плотников 22

Н.И. Плотников 23 Замена концепций: концепции абсолютной безопасности концепции приемлемого риска на… концепцию управления позитивной деятельностью в нормальных условиях.

Н.И. Плотников 24 Концепция управления позитивной деятельностью в нормальных условиях. Признание процесса полета центральным актом деятельности воздушного транспорта. Деятельность воздушного транспорта строится на синтезе процессов полета и всех других процессов транспортного комплекса. Единство и тождественность категорий безопасности, эффективности (экономики) и качества деятельности. Сочетание концепции управления риском с переходом к концепции управления позитивной деятельностью в нормальных условиях. Переход от реактивной, инактивной и проактивной практики управления - к интерактивному управлению деятельностью. Переход от функционального управления к синтезированному управлению. Расширение ответственности за безопасность на всех участников воздушного транспорта и общество.

Н.И. Плотников 25 Выводы Воздушный транспорт является областью повышенной опасности жизнедеятельности. Авиационная безопасность в воздушном транспорте становятся все более зависимыми от незаконного вмешательства и внешних условий: социальных, политических, экономических. Понятие «авиационная безопасность» следует использовать как обобщающее для подчиненных определений «безопасность полетов», «защите от незаконного вмешательства», а также для определений безопасности других процессов в разных отраслях авиации.

Н.И. Плотников 26 Выводы Безопасность деятельности является целесообразной исчисляемой категорией. В предельном случае, безопасность должна планироваться. Восприятие риска людьми крайне иррационально. По этой причине количественные расчеты безопасности остаются под сомнением. Для расчета управления рисками в многомерных формах из-за отсутствия приемлемого математического аппарата могут быть использованы эмпирические принципы управления рисками.

Н.И. Плотников 27 Выводы Существует возможность разработки технологий надежности операторов, экипажей транспортных средств на основе теории надежности техники. Наиболее адекватным показателем безопасности воздушного транспорта являются показатели: число жертв на число перевезенных пассажиров и число любых потерь на количество полетов.

Н.И. Плотников 28 Выводы Ограниченность системно-аналитического подхода и классификаций в расследовании причин происшествий и исчислении аварийности не обеспечивают надежной обратной связи (контроля) для предупреждения авиационных происшествий и предпосылок. Феноменология глобальной статистики безопасности, а именно – «полувековое плато опасности», позволяет предполагать об исчерпании резервов (прорывов) для качественных перспектив в улучшении безопасности.

Н.И. Плотников 29 Выводы В контексте общественного сознания необходима культура безопасности деятельности. Под культурой безопасности понимается свод норм и правил всех участников деятельности о том, что и какие феномены и события следует признавать как случайные и опасные. Принципом регулирования и управления культуры безопасности является не контроль событий, а их непрерывный текущий общественный обзор.

Н.И. Плотников 30 Выводы Наиболее оптимальный путь управления безопасности в воздушном транспорте является концепция управления позитивной деятельностью в нормальных условиях. Новый поход управления безопасностью синтезирует центральный процесс полета со всеми другими процессами отрасли. Представленная концепция безопасности содержит два уровня: стратегический и операционный. Разработка стратегий безопасности является реальной задачей субъектов воздушного транспорта. Инвестиции в безопасность дают стратегическое преимущество в эффективности авиаперевозчика.

Н.И. Плотников 31 1.Многоаспектность содержания проблемы безопасности 2.Поиск разрешения проблем 3.Возможная новая концепция 4.Основные выводы МЫ ИССЛЕДОВАЛИ…

Н.И. Плотников 32 ИСТОЧНИКИ: Экономическая и социальная безопасность / Ред. Е.А. Олейников. – М: – 768 с. Человеческий фактор. В 6 томах / Ред. Г. Салвенди. – М.: – 3300 с. Семинар по воздушному транспорту Airbus Industrie, Москва, октября Джонсон Д.А. Советы авиапассажирам. – М.: – 304 с. Плотников Н.И. Ресурсы воздушного транспорта. – Новосибирск: НГАЭУ, – с.