Пишем сочинение. Азбучные истины Подготовка к сочинению по методике В.Н.Александрова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «КЛИШЕ» ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ. К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАНДАРТ 1. Автор текста (проблемного очерка, лирической зарисовки)
Advertisements

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Транксрипт:

Пишем сочинение

Азбучные истины Подготовка к сочинению по методике В.Н.Александрова.

Занятие 1 Сочинение-рассуждение как вид речевой задачи на едином государственном экзамене Цели: 1.Дать представление о сочинении- рассуждении как виде речевой задачи 2.Познакомить с критериями, которые определяют содержание и форму письменного высказывания

І. Разминка 1.Какие языковые средства используются в этом предложении? «Нежность цвела в ее сердце, будто луговой цветок, который сам по себе растет на поляне и радует взор проходящего мимо человека» 1)антитеза; 2) метафора; 3)синтаксический параллелизм; 4) сравнение; 5) метонимия А)1,4,5; б)2,4; в)1,3 г); 4

2.Какое предложение является логическим продолжением следующего текста? «Должно быть, не всем женщинам известно, что в далекие времена их прабабушки нежно любили никель. Да-да, не удивляйтесь: еще в начале прошлого века никель считался драгоценным металлом». А)Прошло почти полвека, пока немецкому ученому Рихтеру удалось выделить из руды относительно чистый никель. Б) «В чем причина неудач?» - ломали голову ученые всего мира. В) Не менее важное достоинство никеля – создание разнообразных сплавов с другими металлами. Г) Добыча никеля была связана с большими трудностями, и крохотные его запасы попадали в руки ювелиров.

ІІ. Открытая книга Цель: познакомить с критериями, которые и определяют содержание и форму письменного высказывания. 1.Необходимо сформулировать проблему исходного текста. Ключевой вопрос действия: «О чем говорится в этом тексте?» 2.Прокомментировать сформулированную проблему. Ключевой вопрос действия: «Что мы знаем об этой проблеме?» 3.Сформулировать авторскую позицию, т.е. определить главную мысль текста Ключевой вопрос действия: «К какому выводу автор приводит читателя?» 4.Аргументировать личностную позицию. Содержание действия : обосновать свою точку зрения двумя аргументами Объем сочинения должен составлять слов.

ІІІ Тренировочный зал Упражнение 1. В саду. Прочитайте текст Выполните задания, которые помогут Вам проверить глубину и точность восприятия исходного текста. Какую проблему поднимает автор в этом тексте? А) отношение детей к своим родителям? Б) взаимоотношение человека и природы? В) роль чтения в духовном развитии человека? Г) значение веры в жизни человека? В каком предложении автор передает любовь Катерины Ивановны к своей дочери? А) 3; б) 4; в) 5; г) 22;

Какую функцию в тексте выполняет пейзажное описание?(предложения 14-18) а) замедляет развитие событий; б)показывает красоту мира; в) придает изображенной картине грустную тональность: г) создает символический образ холодного и темного мира, в котором угас свет человеческой любви. Какое художественное средство неверно проиллюстрировано примером из текста? а) метафора («серп месяца»); б) восклицание? (предложение 23); в) гипербола (предложение 6); г) фразеологизм («не ровен час»). Чем обусловлена авторская оценка, выраженная в предложении 24? А) жалостью; б) тем, что Катерина Ивановна сохранила любовь к людям и природе; в)чувством долга перед К.И.; г)восхищением автора неутомимым трудолюбием К.И. 3.Прочитайте предлагаемый вариант сочинения по этому тексту. Обратите внимание на его строение, на последовательность основных действий.

Упражнение 2 Эликсир бессмертия. 1.Прочитайте текст. 2.Выполните задания, которые помогут Вам проверить глубину и точность восприятия исходного текста. 3.Напишите сочинение-рассуждение по данному клише. Озаглавьте действия; раскройте скобки, выбрав нужное слово

Занятие 2. Проверочная работа. Цель: самостоятельно написать сочинение- рассуждение по исходному тексту, опираясь на модель ответа из предыдущего упражнения. І. Разминка У пражнение 1. Постройте предложения. Вставьте в предлагаемый фрагмент подходящее по смыслу изречение. У пражнение 2. Конструирование текста. Прочитайте текст. Выполните задания, которые помогут Вам проверить глубину и точность восприятия исходного текста. У пражнение 3. Самостоятельная работа по тексту «Человек – первое детище эволюции»

Занятие 3. Проблема исходного текста Цели: 1.Объяснить значение термина проблема. 2.Научиться определять проблему исходного текста. 3.Научиться формулировать проблему исходного текста в сочинении 1.Разминка Упражнение 1. Составьте пословицы. Упражнение 2. Аргументация высказывания. (Какой пример можно использовать для аргументации (4 варианта)? 2.Открытая книга. (Работа с терминами) 3.Тренировочный зал.

Занятие 4. Проверочная работа. Цель: проверить, насколько глубоко и точно понимаем проблематику исходного текста. Занятие 5 Комментирование проблемы. Цели: 1.Понять, что такое комментарий к проблеме. 2.Познакомиться со способами комментирования проблемы. 3.Определить место этого действия в композиции сочинения рассуждения Занятие 6-7. Приемы моделирования высказывания Цели: 1.Познакомиться с основными приемами моделирования высказывания и научиться использовать эти приемы для создания сочинения-рассуждения. Занятие 8.Авторская позиция. Цели: 1.Научиться выявлять авторскую позицию в тексте и формулировать ее в сочинении-рассуждении. Занятие 9. Аргументация личностной позиции. Занятие 10. Проверочные работы.

Обобщенный опыт работы над сочинением-рассуждением Вешкурцевой Н.Г. ЕГЭ. ЧАСТЬ С К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАНДАРТ

Автор текста (проблемного очерка, лирической зарисовки) размышляет над весьма актуальными (наболевшими), (серьёзными), (вечными) проблемами. Он по-своему (по-новому), (весьма оригинально, своеобразно), (очень аргументировано) осмысливает и раскрывает тему –(отцов и детей); –(добра и зла); –(милосердия и жестокости); –(жизни и смерти); –(экологических катастроф); –(западного влияния на современную молодёжь); –(влияния компьютеризации); –(подлинного творчества); –(предназначения человека); –(нравственного выбора); –(истинного художника-творца и истоков его популярности и славы); –(подвига и исторической Памяти); –(войны и поведения человека в экстремальных условиях); –(истинного и ложного гуманизма); –(истинной и мнимой красоты);

Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о… –роли книг (гуманитарных наук) в жизни современного человека; –(о том, в чём непреходящее значение поэзии Сергея Есенина, А. Блока, Б. Пастернака, творчества А.П.Чехова, неумирающей сатиры Н.В.Гоголя); –(о том, где настоящий мастер черпает вдохновение); –(о национальных традициях) –(о том, является ли народный промысел подлинным искусством и как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий и настоящего времени); –(о способности чувствовать прекрасное); –(о связи человека и природы); –(о необходимости заниматься спортом, укреплять не только свои мышцы, но и дух), –(о том, чем так привлекает сильных и выносливых людей альпинизм (экстремальные виды спорта); –(о манере вести дискуссию); –(о нравственном состоянии современного общества); –(о состоянии современного искусства, например, эстрадного);

К1 – ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (нестандартное начало) Что такое истинная красота? (подлинное искусство), (истинное милосердие)? Всегда ли мы способны отличить подлинное от мнимого? Одинаково ли мы воспринимаем прекрасное? (искусство), (милосердие)? Можно ли оценить красоту? (милосердие)? Меняются ли со временем представления о красоте? (о милосердии)? Есть красота привычная, соответствующая общепринятым идеалам. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество возвращается вновь и вновь. Именно над этими вопросами и размышляет автор.

(нестандартное начало) А задумываемся ли мы, что такое красота? В чём величие творений музыкантов, живописцев, (зодчих и других народных умельцев)? Умеем ли мы наслаждаться музыкой, оценить великолепие храма? Умеем ли сами созидать красоту? Является ли народный промысел подлинным искусством? Какую ценность он имеет в развитии культуры русского народа? Какова роль национальных традиций и необходимо ли их развивать? Как сохранить культурное достояние талантливых мастеров прошлых столетий? Об этом заставляет задуматься автор очерка (текста, статьи). Для чего живёт человек? В чём смысл жизни? (подлинное счастье?) Как не допустить ошибки в выборе собственного пути? Ответы на эти непростые вопросы ищет автор. Проблема, поднятая автором, носит не абстрактный характер – эту проблему рано или поздно приходится решать каждому из нас…

К2 – КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА СТАТЬЯ С. БЕЛЫХ…(ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК…) –помогает читателю разобраться в поднятых вопросах, (в том, что…); –осмыслить проблему … –углубляет наши представления о том, что такое…(истинный патриотизм, любовь, искусство…); - осознать, какое произведение можно считать произведением искусства, истинным творением; - с чем связано ощущение родины у русского человека; - обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям; - необходимо ли современному человеку понятие духовности, что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху; - какого человека можно назвать истинным патриотом, настоящим другом, по-настоящему отзывчивым… - какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев (засилие Запада, Интернета, экологические катастрофы, утрата национальных традиций, безразличие к прошлому нашей страны…);

К3 – ПОЗИЦИЯ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА (об этом должно быть написано в тексте) Точка зрения автора весьма определённа (однозначна), (убедительна), (оригинальна). Автор полагает, что… – выбирая тот или иной вид спорта (профессию), необходимо трезво оценивать свои возможности (способности, призвание), готовность к трудностям, к взаимовыручке, (к необходимости служить делу (науке) всю сознательную жизнь); – истинным творением (подлинным произведением искусства) можно считать лишь то, в которое вложена вся душа художника, то, которое действительно отражает интересы читателя, то произведение (искусство), которое поистине духовное и является источником высоких стремлений); – обогащение русского языка вряд ли происходит за счёт наводнения иностранными словами. В нашем языке достаточно выразительных средств, чтобы выразить те или иные понятия и чувства. Его метафоричность, многозначность и богатство. Иностранные слова необходимы лишь в той мере, в какой развивается научно-технический прогресс и культурное общение людей – ощущение родины у русского человека всегда связано с малой родиной, местом, где он родился и рос, природой окружающего края (ромашками и васильками за околицей, птичьими трелями в роще, берёзкой за окном…). В общем, с тем, где человек ощущает себя счастливым.

К-4 АРГУМЕНТАЦИЯ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ (НЕ ПОВТОРЯТЬ МНЕНИЯ АВТОРА) С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно. Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ). Я полностью разделяю его позицию. Действительно… Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас … Автор как настоящий публицист (художник), (лирик), (философ), (критик) подводит читателя к очень важному выводу… (Земля – наш общий дом…); (Милосердие должно быть бескорыстным...); (Утрата культурного наследия страны может быть невосполнима…); (Сохранение национальных традиций – дело каждого из нас); (Нравственные ценности, такие как: красота, честность, любовь, самопожертвование – вечны); (Засилье телеканалов, убивает в человеке способность сопереживать… ) Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)…Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)… Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ (Не повторять изложенного выше) Размышляя над прочитанным, можно сделать вывод о том, что… Итак, рассуждение (повествование) автора в целом поучительно и побуждает нас к размышлениям о смысле жизни… Автор ещё раз убеждает нас в том, что необходимо читать классику (беречь культурное наследие, избегать слепого поклонения кумирам…) ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!