М.А. ПильгунМ.А. ПильгунЯзык русских средств массовой информации имеет давнюю историю, которая восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (ХI в.),

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ПЕРМЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ октябрь 2007.
Advertisements

Аудитории средств массовой информации Юлия Николаева 20 июня 2007.
РОССИЙСКИЙ РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК: итоги 2008 года. СОДЕРЖАНИЕ СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ МОСКОВСКОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
1 Телевидение Контент – король Платное Новыетехнологии ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ АНАЛИТИКОВ Телевидение и аудитория в эпоху мультимедийности.
7 волна, апрель-май Объемы аудитории канала РБК ТВ Зрительская аудитория канала РБК ТВ, тыс. чел.Май 2006 Ноябрь 2006 Апрель- май 2007 Месячная.
Юбилейный десятый Российский Интернет Форум (РИФ-2006) марта 2006 г. г.Москва, Пансионат «Лесные дали» ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД А.Ю.Романченко Заместителя.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕДИАФОКУС» ИНСТИТУТА «УРАЛИНСО» 16 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА 1 16 апреля 2010 года УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА.
Презентация по исследованию емкости рекламного рынка в сегменте печатных СМИ.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
РОССИЯ «Показателем личного успеха в 21 веке должно стать, скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. И если у молодёжи.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Телеканал Краснодар Плюс (ОАО МТРК «Краснодар») - признанный лидер в производстве городских новостей в течение многих лет. Телекомпания проходила многие.
Всероссийский Интернет-МАРАФОН 2006 ( IV Форум «Татарский Интернет» ) мая 2006 г., г. КАЗАНЬ Материалы 10-го Российского Интернет Форума (РИФ-2006)
Аудитория Интернет годы Киров Николай Плюснин, директор по развитию ЗАО «ВятКТВ» (Группа компаний МТС)
Телеканал «TV7-НТВ» Официальный сайт телеканала:
РЫНОК СМИ И КНИГОИЗДАНИЯ В 2006 ГОДУ ОБЪЁМ И СТРУКТУРА РЫНКА В МЛРД. ДОЛЛ. США по данным Роспечати 1.
«Россия 24» единственный российский информационный телеканал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России. Экономическая аналитика.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития, 2009 год. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии.
Транксрипт:

М.А. Пильгун

Язык русских средств массовой информации имеет давнюю историю, которая восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (ХI в.), произведениям. Максима Грека (XVI в.), сочинениям Г. К. Катохина (XVII в.). Первая русская газета «Ведомости» печатается в Москве с 1703 г. Русский публицистический стиль сформировался в общих чертах в XVIII – XIX вв., значительный вклад в этот процесс внесли А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, Н. К. Михайловский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. русские писатели, публицисты, общественные деятели.

Традиционные (old, legacy media) – это классические средства массовой коммуникации, которые существовали до изобретения Интернета. К ним относят телевидение (общественное и кабельное), кино, газеты, журналы, музыку, радио и др. Во второй половине XX века возникли так называемые новые медиа. Характеристики: свободный доступ к информации; интерактивная связь с аудиторией; высокая динамичность.

из мира недостатка информации мы шагнули в мир информационной перегрузки; из мира, в котором правительство и коммерсанты нуждались в медиа для распространения информации, мы перешли в мир, где они могут распространять ее самостоятельно; из мира, в котором граждане нуждались в СМИ для получения информации, мы перешли в мир, где любой гражданин имеет доступ к информации и, более того, может ее производить самостоятельно.

упадок «старых медиа» (традиционные газеты, радио, журналы, ТВ перестали быть единственным местом, где можно получить информацию); появление новых каналов коммуникаций - цифровые телефоны (текст, аудио, видео), интернет (веб-страницы, почта, блоги, RSS и т.п.); появление новых медиа (интернет-СМИ, цифровая речь, персонифицированный контент); интерактивность – люди могут принимать участие в создании контента, а статистика посещаемости позволяет понять, что люди хотят.

Конвергенция (от латинского convergere – приближаться, сходиться) – термин, уже давно принятый в биологии, этнографии, языкознании для обозначения аналогичных процессов схождения, взаимоуподобления. Исходя из этого же значения, западные философы и социологи в 50-х годах прошлого века начали употреблять понятие «конвергенция» в общественно-политических науках.

Временные затраты на потребление СМИ (в % от времени на СМИ)

Ежедневные газеты – лидеры аудитории одного номера (AIR, Россия) Источник: TNS Russia, NRS-Россия (май-октябрь2008/2009 гг.) /п. Наименование издания тыс. человек % % Из рук в руки3 888,36,73 192,45,5 Комсомольская правда2 226,73,81 627,22,8 Российская газета1 229,12,11 390,72,4 Московский Комсомолец1 354,62,31 018,51,8 Спорт-Экспресс804,41,4631,81,1 Советский спорт707,81,2602,91 Известия415,40,7336,30,6 Коммерсантъ366,80,6292,30,5 Труд394,70,7200,10,3 Ведомости182,90,3163,60,3 Источник: TNS Russia, NRS-Россия (май-октябрь2008/2009 гг.)

Еженедельные и ежемесячные газеты - лидеры по аудитории одного номера (AIR, Россия) /п. Наименование издания тыс. человек % % Аргументы и факты8 108, ,912, ,88,74 656,08,1 Комсомольская правда (w)4 907,58,54 547,77,9 Моя семья2 107,43,61 827,83,2 Оракул1 577,82,71 781,23,1 МК-Регион1 694,62,91 249,52,2 Авторевю1 160, ,02,1 Советский спорт Футбол1333,82,31118,11,9 Клаксон1 265,02,21 072,11,9 Аргументы недели875,81,5772,21,3

Структура и состояние телевизионного вещания в России в наши дни

«Первый канал» («Первый канал»); «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (каналы «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести», «Euronews»1); «Газпром-Медиа» (каналы НТВ, ТНТ); «Национальная медиагруппа» (каналы «РЕН ТВ», «Петербург-5 канал»); «STS Media» (каналы СТС, «Домашний», ДТВ); Группа «Проф-Медиа» (каналы MTV, «ТВ 3», «2×2»); «АФ Медиа Холдинг» (каналы «МУЗ ТВ», «7 ТВ»); «Телекомпания ТВ Центр» (канал ТВЦ); «Телерадиокомпания ВС РФ Звезда» (канал «Звезда»).

Состав телевизионной аудитории по полу и возрастным группам1

Несмотря на растущую популярность и увеличивающуюся долю проникновения Интернета, по объему среднесуточной аудитории интернет уступает телевидению и радио. Но не намного, с учетом тенденции увеличения проникновения Интернет в скором времени может догнать эти два вида электронных СМИ. Источник: АКАР, 2009

Наличие доступа в интернет сокращает количество времени просмотра телевизора. Интернет- реклама становится существенным конкурентом медиа-рекламы в доле распределения аудитории. Источник: АКАР, 2009.

Глобально почти 5,5 минут из каждого «интернет-часа» приходится на социальные сети или блоги Так называемые «Электронные сообщества», к которым относятся разнообразные социальные сети и блоги, заняли четвертое место по популярности среди пользователей Интернета, опережая по этому показателю даже личную электронную почту.

2.1. Язык русских СМИ всегда был тесно связан с языком художественной литературы, поскольку оба они формировались в рамках языка служителей церкви, духовной проповеди. К конце ХХ века ситуация резко меняется: до 90-х гг. ХХ в.: художественный => тексты СМИ тексты СМИ

2.2. В СМИ стали выступать представители практически всех слоев населения Свобода слова привела к отмене цензуры, в результате в СМИ люди начали говорить и писать, как в частном общении, как у себя дома Изменение отношение к языковой норме в текстах СМИ. Раньше норма – это запрет, сейчас – норма – это выбор В русской публичной речи речевая агрессия воспринимается отрицательно, поскольку данная речь долгое время была обращена к своим, к единомышленникам.

2.6. В текстах СМИ особую роль играет метафора, сравнение, поскольку именно на них строится проповедь. «Нам, телевизионщикам, публика приписывает сверхъестественную власть над умами. Это так и не так. Действительно, мы можем больше, чем коллеги из газет. Но с другой стороны, мы зависим от публики. Нас убить – одно нажатие кнопки» (НГ, ) В последнее время на язык русских СМИ оказывает сильное влияние язык английских СМИ: заимствования, подача материала, типы СМИ и др. «Мурка & Cats» (статья о мюзикле «Кошки») (Известия», ) В русских средствах массовой информации допускается прямое выражение оценки. Информация может приводиться с четкой оценкой событий.

аудиовизуальные (телевидение); аудиальные (радио); визуальные (печатные издания: газеты, журналы). новые медиа (интернет)

4.1. Информационные, т.е. газеты и журналы, которые претендуют на объективную информацию, сообщают о событиях, используют скрытую оценку. («Независимая газета», «Известия»); 4.2. Агитационные, которые выражают определенные оценки и мнения («Московские новости», «Аргументы и факты», «Коммерсант», «Правда Москвы»); 4.3. Провокационные («желтая пресса») – издания, которые нацелены на сенсацию, на скандал. («Московский комсомолец») 4.4 Интерактивные, которые ведут диалог с читателем («Комсомольская правда»); 4.5. Развлекательные («Жизнь», «Спид- инфо», «Моя семья»).

Информативность достигается: Нейтральный тон речи, отсутствие оценочных средств (нейтральная лексика; сложные синтаксические конструкции). «Во вторник в Стокгольме неизвестные сожгли автомобиль российского дипломатического представительства в Швеции. Ответственность за это взяли на себя террористы международной организации «Всемирная интифада», а российские дипломаты связывают эту акцию с недавним интервью Шамиля Басаева шведскому агентству. Это первый случай, когда исламисты стали угрозой для России за рубежом» «Известия», ).

Употребление специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов. «До конца марта эксперты советуют держать сбережения во вкладах, а с выходом на финансовый рынок повременить. По их мнению, держать накопления лучше в рублях, поскольку курс евро и доллара в наступающем году останется труднопредсказуемым» («Известия», N 26, 2010) Слова и словосочетания, характерные для языка СМИ (газетные штампы, стандарт): внести огромный вклад, свято чтить, общечеловеческие ценности и т.п Использование «настоящего репортажа», т. е. форм глагола настоящего времени, которые, обозначая действие, происходившее в прошлом, подчеркивают присутствие при его совершении автора текста.

Это достигается прямыми и непрямыми (косвенными) средствами К прямым средствам языкового воздействия относятся: Интонация, которая в письменной речи может выражаться графически «Прощай, «Россия». И здравствуй?» (АиФ, N 13 (1222) 2011) (статья о планах сноса в Москве старых домов и строительстве новых); Словообразовательные средства, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, важнейший, групповщина. «Мы (работники телевидения) до смешного рабски зависимы от публики, причем не от нее даже, а от штукенции, которая не больше сигаретной пачки, - переключателя каналов» (НГ, ). «Домашние» радости на фоне стрелялок» (НГ, ).

1. Слова, которые выражают оценку: прилагательные, существительные, наречия со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, грандиозный, небывалый и т.п. «Кто Вы, мистер Вулфовиц? На пост главы Всемирного банка предложена самая скандальная кандидатура из всех возможных» (МН, N 12 (1279), 2005). «Приватизация: уметь иметь. Вернут ли миллионеры – жулики награбленное народу?» (АиФ, N 13 (1222), 2010). 2. Особые слова, которые выражают эмоции (усилительные частицы, вспомогательные глаголы, местоимения): «Робот, а ну сгоняй за пивом!» (Жизнь, ). «Ну вы даете!» (название рубрики в МК). Работать – так уж работать! Использование в оценочно-нарицательном смысле определенных имен собственных. Например: «… все эти ходорковские, березовские, гусинские… («Вести», ).

Фразеологизмы. «Список предприятий, которые спустят с молотка в этом году, пополнился 105 предприятиями» (АиФ, N 12, 2010) «Чтобы как-то сводить концы с концами, устроилась петь в маленьком ресторане «У Давида» (АиФ, N 34 (1191), 2011).

Ряд предложений – имен (номинативные предложения): «Бедный, бедный Акаев… Глава государства. Академик. Демократ. Дипломат. Душка… И надо же так приключиться, чтобы итогом его десятилетнего президентства стало позорное бегство вместе с семьей от гнева собственного народа» («Жизнь», ). Повтор: «Бедный, бедный Акаев…» Восклицания: «Сейчас все только про Чубайса и говорят. Популярней всего, разумеется, фразы типа «Уж я бы не промахнулся!», «Уж я бы заодно и в такого-то и сякого-то пальнул из всех моих гранатометов!» (НГ, N 58, 2011). Нарушения порядка слов (инверсия): «Сейчас все только про Чубайса и говорят». Использование вставных конструкций: «В Магадане народ серьезный, как вы понимаете» (НГ, N 58, 2011). Риторический вопрос (вопрос, который не требует ответа): «Кому же не хочется возглавить РАО ЕЭС?» (НГ, N 58, 2011).

Стилистические. Оценку выражает книжная лексика: Отчизна, Отечество, миссия и т.п. С другой стороны, оценка выражается разговорной, просторечной и жаргонной лексикой, например: шумиха, чернуха и т.п.: «Директор в законе» (МК, ) Замена нейтрального слова синонимом, которое имеет отрицательное значение. «У наших беглых олигархов возник весьма ощутимый риск оказаться на российских нарах» (АиФ N 42, 2011) Употребление рядом книжных и разговорных слов, которое создает стилевое несоответствие и вызывает ироническое, негативное отношение к ситуации. «Абрамович застолбился в КПРФ?» (АиФ, N 34 (1191), 2005). «Но и новая власть, и крупный бизнес быстро поняли, что с правдой-маткой жить трудно» (АиФ, N 34 (1191), 2005).

Использование положительных и отрицательных стереотипов. Навешивание ярлыков, т.е. сравнение или аналогия с явлениями, которые имеют традиционную негативную характеристику. «Администрацию США преследует тень Адольфа Гитлера. Почему-то именно этот исторический персонаж каждый раз становится поводом для сомнительных внешнеполитических шагов Вашингтона» (МН, N 12 (1279) 2005) Употребление метафор, сравнений с отрицательной характеристикой. «Но если правду о чеченской войне будут выращивать на грядках силовых структур, то война не окончится никогда» (АиФ, N 34 (1191), 2004). «Взорванное небо» (название статьи о взрывах террористов) («Известия», ); грядка – узкая полоса земли, на которой выращивают овощи. Силовые структуры – ФСБ, КГБ. Смысл - ФСБ не будет говорить правду о войне в Чечне.

Известные тексты, которые используют в измененном виде (прецедентные тексты): – Изгнание из рая. «Театр начинается с фасада» (статья о строительстве новых театров) (АиФ, ) – Театр начинается с вешалки. Слова К. С. Станиславского Использование кавычек, которые позволяют спрятаться за чужими словами, выразить определенное отношение к событию. Кавычки обычно выражают негативную оценку. Например: «Темные делишки наших «узников режима» и «борцов за демократию» европейцам начали уже изрядно надоедать» (АиФ N 42, 2011) Ирония всегда выражает оценку. «Президент опять взялся за спиртное» («Известия», N 25, 2005).

Языковая игра: игра-воображение и игра-подражание Языковая игра на различных языковых уровнях: Графика: «Sовсем Mало Sмысла (МК, ) (статья об общении через SMS по мобильным телефонам); «SOSеди (название рубрики в МК); Фонетика: «Цыплята Табакова» («Труд», N 60, 2011) (название блюда «цыпленок табака» + фамилия актера Табакова)

Словообразование: «...сооруженная ими странная "путиномика", построенная на пустых же, потому что дармовых, нефтяных деньгах» (Итоги, 2004, 1) (Путин + экономика); «Надежды исчезли в буднях катастройки» (МК, 2011) (катастрофа + перестройка); «ФАСТ-суд » (МК, 2011) (fast food англ. «быстрая еда»). БАБ – Борис Абрамович Березовский; ВВП - Владимир Владимирович Путин. Морфология: «Я мало ненецкий» (Итоги, 2011, 39). – (Ямало-ненецкая область на севере России).

Лексика: «Злые языки говорят, что если политика Гергиева будет и в дальнейшем основана на клонировании спектаклей (только в этом сезоне планируется три премьеры, которые ранее уже были в репертуаре), то Мариинке и двух зданий не хватит» (НГ, 2011, 43). (Маринка – Мариинский театр оперы и балета в Петербурге, Гергиев – главный режиссер и дирижер тетра). Синтаксис: «Я не хочy изменять ни жене, ни пpезидентy, ни москвичам». (Ю. М. Лyжков).

Сочетание нескольких приемов языковой игры в тексте Юмор. «Книга Кучмы "Украина - не Россия" вышла в переводе на русский под названием "Кучма - не Путин" (АиФ, 2005, N 24).