ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Дурнев В.Н. ОАО «ВНИИАЭС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Advertisements

Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
Межгосударственные и межотраслевые системы стандартизации Метрология. Стандартизация. Сертификация.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Разработал: преподаватель ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Брагина Елена Николаевна.
ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стандартизацию (СТ) следует рассматривать как один из методов переработки информации с целью.
Конкуренция и монополия в современной экономике применительно к атомной промышленности.
Цели стандартизации безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества безопасность хозяйственных объектов с учетом.
Слайд 1 Гармонизация российских и международных стандартов в ходе реформирования системы технического регулирования Член правления РАО «ЕЭС России» В.А.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Стандартизация - это совокупность работ по разработке, утверждению и внедрению стандартов в производство.
Важнейшие задачи Госстандарта России на 2001 год. 1. Формирование условий для обеспечения качества и безопасности отечественных товаров и услуг. 2. Содействие.
Межгосударственная система стандартизации
Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Дурнев В.Н. ОАО «ВНИИАЭС»

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС «Кто разрабатывает стандарты, тот управляет рынком». У. Черчиль 2

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Атомная энергетика является одной из немногих отраслей экономики российской экономики, реализующих экспортный конкурентный потенциал за счет производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. 3

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Нормативно-правовое обеспечение эффективности и безопасности функционирования атомной энергетики является ключевым звеном её успешного развития. «Хорошие правила игры» на нормативно-правовом поле могут способствовать повышению как общего уровня безопасности объектов атомной энергетики, так и конкурентоспособности за счет достижения большей эффективности и надежности работы и соответственно уверенности предприятий отрасли в завтрашнем дне. 4

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС «Плохие правила игры» заставляют предприятия тратить значительные ресурсы на выполнение мероприятий, которые не приводят к ожидаемым результатам. Обычно многие из таких мер воплощаются в виде оформленных деклараций, экспертиз, сертификатов, других документов, подтверждающих безопасность, надежность, научно- технический уровень того или иного объекта или достаточную компетентность и квалификацию работников и предприятия в целом. 5

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС У нас действуют скорее «плохие правила», чем хорошие. Попробуем разобраться, в чем они заключаются. Как известно нормативно-правовая база объектов атомной энергетики охватывает этапы их проектирования, изготовления оборудования, строительства, испытаний, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и ликвидации. 6

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В СССР созданием и развитием атомной промышленности и энергетики занимался ряд министерств и ведомств с много- численным корпусом инженерно- технических работников. Такое же положение было и с нормативным обеспечением АСУ ТП АЭС. 7

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Краткосрочные цели ускорения проектирования и строительства объектов зачастую противоречили долгосрочным целям надежной и безопасной эксплуатации АЭС. 8

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Так экономия времени и средств на проектирование, исследования, изготовление оборудования, строительство энергоблоков АЭС с реакторами РБМК-1000 привела в начале 1986 году к крупнейшей за всю историю человечества техногенной катастрофе – аварии на блоке 4 Чернобыльской АЭС, ликвидация последствий которой не завершена до сего дня. 9

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Ярким примером такого «экономного» подхода в создании потенциально опасного объекта также может служить авария на Саяно-Шушенской ГЭС. 10

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС После распада СССР в нормативном поле возник настоящий хаос требований, который в условиях становления рыночных отношений и необходимости применения современных технологий и оборудования является основным фактором сдерживания конкурентоспособности как атомного энергетического комплекса в целом, так и отечественных организаций проектировщиков, изготовителей оборудования, подрядных и сервисных организаций. 11

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Новый закон «О техническом регулировании», который должен был упорядочить возникший нормативно- правовой хаос, вступил в силу с 1 июля 2003 г. 12

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Какая настоятельная необходимость была в срочном принятии и претворении в жизнь столь радикального закона, как закон «О техническом регулировании»? Ответ - это проблемы вступления России в ВТО. 13

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС «Соглашения по техническим барьерам в торговле», принятые в ВТО, гласят : 1.Стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты (ТР) – обязательный. ТР – это вариант обязательного стандарта. (У нас до принятия Закона все действующие в стране ГОСТы были обязательны); 14

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС 2. Национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным стандартам. (В развитых странах уровень гармонизации национальных стандартов, т.е. соответствия международным, составляет только около 30-50%); 15

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС 3. В стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам. 16

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Стандартизация в России обеспечивает: безопасность продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии; 17

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС единство измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов с учетом риска природных и техногенных катастроф, в том числе объектов использования атомной энергии; обороноспособность страны. 18

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В законе система стандартизации, создававшаяся более 100 лет в России десятками миллионов неплохих специалистов – объявлена необязательной (большей частью) и на почти пустом месте за 7 лет создать быстренько новую. Причем, что получится из этого, мы узнаем в будущем, правда, если доживем. 19

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В последние годы в мире четко проявилась тенденция перехода крупных атомных компаний на международные стандарты МЭК, ИСО и др. Преимущества такого перехода стали всем очевидны – полная совместимость оборудования и продукции, выполненных по международным стандартам. 20

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В условиях интеграции атомной отрасли России в глобальный рынок между- народной кооперации ГК «Росатом» поставлена задача в ближайшие три года максимально гармонизировать документы в области стандартизации с международными стандартами МЭК и ИСО в целях обеспечения конкурентоспособности и безопасности атомных технологий на внутреннем и международных рынках. 21

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В настоящее время в отрасли выстраивается новая система технического регулирования, однако при этом выявился ряд проблем в области управляющих систем объектов использования атомной энергии: реформирование нормативной базы по управляющим системам продвигается гораздо медленнее, чем в целом по отрасли; 22

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС трудности сохранения преемственности требований старой нормативной базы при переходе на новые современные требования рынка; сохранение конкурентного потенциала затруднено из-за отсутствия в России и в отрасли современных норм и правил в области управляющих систем атомных станций; 23

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС разработка федеральных норм и правил и отраслевых стандартов по управляющим системам не носит системного характера; организационно-методические и процедурные вопросы по созданию, изготовлению, испытаниям, аттестации, сертификации, оценке качества (приемке), внедрению и эксплуатации управляющих систем и их компонентов; 24

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС неурегулированность нормативно- правовых вопросов использования международных и зарубежных национальных стандартов; отсутствие регулярного целевого финансирования формирования нормативной базы по управляющим системам отрасли. 25

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Для реализации поставленных задач в отрасли проводится ряд мероприятий, которые направлены на устранение перечисленных проблем. 26

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Реорганизация и оптимизация структуры комитета ТК322 «Атомная техника» с учетом принципа «зеркальности» по отношению к специализированным комитетам основных международных организаций по стандартизации в атомной отрасли – ТК45 МЭК «Ядерное приборо- строение» и ТК85 ИСО «Атомная энергия», что позволит эффективно использовать опыт и потенциал мировой системы стандартизации в атомной отрасли 27

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Реорганизация и оптимизация структуры комитета ТК322 «Атомная техника» с учетом принципа «зеркальности» по отношению к специализированным комитетам основных международных организаций по стандартизации в атомной отрасли – ТК45 МЭК «Ядерное приборо-строение» и ТК85 ИСО «Атомная энергия», что позволит эффективно использовать опыт и потенциал мировой системы стандартизации в атомной отрасли. 28

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Реорганизация ТК322, состоящего из нескольких подкомитетов (ПК), проводится по следующим направлениям: в течение трех ближайших лет сформировать систему национальных стандартов атомной отрасли, максимально гармонизированных с международными стандартами ТК45 МЭК и ТК85 ИСО, что поручено вновь организованному ПК 322; 29

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС обеспечение участия российских специалистов отрасли и надзорных органов в работе над проектами новых и актуализируемых международных стандартов указанных Комитетов; 30

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС подготовка русскоязычных версий базовых стандартов ТК45 МЭК и ТК85 ИСО, а также, начиная со второй половины 2011 года, подготовка русскоязычных версий новых и актуализируемых международных стандартов указанных технических комитетов не позже, чем через 3 месяца после их официального издания, сделав тем самым доступной в русскоговорящих странах базу знаний о современных требованиях конкурентной среды мировой экономики в атомной отрасли (ПК 322); 31

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС обеспечение высококвалифицированного ведения секретариата ТК45 МЭК, закрепленное за Российской Федерацией; инициирование работ по совершенствованию образовательных программ семинаров и курсов повышения квалификации специалистов отрасли и надзорных органов на основе включения в них изучения основных положений международных стандартов атомной отрасли. 32

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС ОАО «ВНИИАЭС» по поручению ГК «Росатом» в рамках ТК 322 разработал программу национальной стандартизации, в которой уже предусмотрена разработка в 2010 году национальных стандартов ГОСТ Р путем прямого применения 6 из 50 осново- полагающих стандартов из указанного комплекса МЭК по направлениям стандартизации 45 и 65 комитетов. 33

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Разработка остальных стандартов предусмотрена в годах, в том числе в 2011 году – стандартов. План работ ПК 322 на 2010 и предложения для включения в план национальной стандартизации на 2011 г. 34

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС В настоящее время в России действуют около 1000 ГОСТов, содержащих требования к испытаниям, верификации, валидации, аттестации, стадиям и этапам создания и внедрения, к составу и содержанию документации. На 2011 год в ОАО «ВНИИАЭС» запланирована работа по созданию перечня действующих стандартов и подбор их актуализированных версий. 35

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ АСУ ТП АЭС Важнейшим направлением работы является получение разрешения от NRC (USA) на гармонизацию (перевод) и применение разработанных и действующих в США норм и правил NRC в части I&C System. 36