Концептуальные основы систем социальной защиты: Социальное управление рисками Роберт Хольцман Директор Сектора социальной защиты, Всемирный банк RHolzmann@Worldbank.org.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ИЗМЕРЯЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПЕРЕВОДЫ : КОНЦЕПЦИИ, МЕТОДЫ И ПРАКТИКИ Кази Матин Всемирный банк.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Продовольственный, топливный и финансовый кризис: возможные последствия и варианты стратегических решений Хассан Заман Группа по вопросам сокращения бедности.
Стратегия адаптации к изменению климата Фонда для наименее развитых стран (LDCF) и Специального фонда для борьбы с изменением климата (SCCF) Семинар для.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА НИКЕЛЯ, КОБАЛЬТА И ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ Современные технологии в сфере охраны труда: практика.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
АЗЕРБАЙДЖАН: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ SPECA - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ июня 2006 БАКУ.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО- ОРИНТИРОВАННОЙ КОРПОРАЦИИ Выполнила: студент группы ФК-41 Егорова И.Е. Научный руководитель: к.э.н., зав.кафедры Кучинский.
Понятие, назначение и состав государственной политики
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
United Nations Development Program in Kazakhstan Проблема снижения бедности в работе ПРООН в Казахстане Семинар Проблема измерения бедности как многоаспектного.
Транксрипт:

Концептуальные основы систем социальной защиты: Социальное управление рисками Роберт Хольцман Директор Сектора социальной защиты, Всемирный банк

План Изменение роли риска и социальной защиты (СЗ), включая государственные системы социальной защиты, в обсуждении проблем развития Принцип социального управления рисками и стратегическая направленность социальной защиты. Вклад системы социальной защиты в реализацию Целей развития на тысячелетие.

Изменение роли СЗ в обсуждении проблем развития Переход от представлении о СЗ как о проблеме богатых стран к оценке ее как важнейшего фактора социально- экономического развития: Специальные меры государственной политики для смягчения последствий структурных преобразований (изложены в «Отчете о мировом развитии» (ОМР) за 1990 г.) –Структурные преобразования в Африке и Латинской Америке –Страны с переходной экономикой – бывшие республики СССР Незаменимое средство борьбы с бедностью (ОМР 2000) –Более глубокое понимание причин, порождающих бедность –Азиатский кризис конца 1990-х гг. –Усиление рисков вследствие глобализации Ключевые условия достижения Целей развития на тысячелетие –Стратегии развития сектора СЗ –Реализация концепции Социального управления рисками (СУР), международные партнеры в области развития –СЗ, предъявляющая повышенный спрос на социальные услуги (ОМР 2004)

Вопросы развития и экономического роста ранее и теперь обычно рассматриваются в связи с накоплением запасов, из которых выводятся потоки, повышающие благосостояние: u = f(y, e, h, s) e,h,s: образование, здравоохранение, социальный капитал Y = F(K, E, H, S) y,Y: выпуск продукции на душу населения, валовой выпуск продукции Могли применяться стохастические переменные, но риск как препятствие или составляющий фактор развития и экономического роста мало присутствовал (присутствует) в экономическом моделировании и политических дискуссиях. Бедность трактовалась в основном как недостаток ресурсов, с преобладанием хронической бедности, при этом минимальная роль отводилась воздействию (отрицательных) шоков на динамику бедности Учет риска применительно к развитию, экономическому росту и сокращению бедности

В анализе проблем развития начинают учитываться факторы риска На макроэкономическом уровне - напр., в теории экономического роста и практической роли МВФ (см. последний выпуск журнала Finance and Development) На микроэкономическом уровне - напр., в исследованиях проблемы бедности и в подходе, принятом в ОМР 2000/01: Создание возможностей, содействие их использованию и обеспечение защищенности

Рост, условная сходимость и риск Время Выпуск

Рост, условная сходимость и риск Время Выпуск Шок

Рост, условная сходимость и риск Время Шок 1 Шок 2 Выпуск

Традиционный аргумент: институциональные различия или разная удаленность от очагов роста Больше рисков и (или) меньше инструментов контроля риска, напр. –Шок неблагоприятных изменений условий торговли, при невозможности привлечения иностранных заимствований, приводит к необходимости сокращать государственные расходы (и изменять валютный курс). –Широкому применению известных технологий – в частности, удобрений – мешает недостаток ликвидности и индивидуальной способности нести риск. –Потенциально благоприятные технические шоки – например, новшества ИКТ – при отсутствии финансовых рынков для их финансирования (и определения цены (сопутствующих рисков). Чем объясняется разная сходимость выпуска или траекторий роста ?

Риск и бедность Время Доход Черта бедности

Риск и бедность Время Доход Черта бедности Шок

Риск и бедность Время Доход Черта бедности Шок 1 Шок 2

Риск и крайняя бедность Время Доход Черта бедности

Риск и крайняя бедность Время Доход Черта бедности Шок

Динамика бедности

Система социального управления рисками – основная мотивировка Бедные, как правило, в наибольшей степени подвержены различным видам риска (природного и антропогенного) У бедных меньше всего инструментов для снижения этих рисков. Бедные наиболее уязвимы, так как шоки имеют самые серьезные последствия для благосостояния. Высокая уязвимость заставляет их избегать риска, поэтому они не имеют возможности или желания заниматься более рискованной, но и более доходной деятельностью. Таким образом, сокращение бедности представляет собой как цель, так и средство развития.

Основные элементы СУР В основу системы СУР - понятие асимметричной информации в условиях несовершенной экономики. Учитывает множественность источников риска и их характеристики (идиосинкразический и ковариантный риск) для снижения уязвимости. Оперирует набором стратегий (профилактика, смягчение, преодоление) и мер (неформальные, рыночные, государственные) по контролю риска. Предусматривает усилия по сведению многочисленных «поставщиков» инструментов управления рисками (домохозяйства, сообщества, НПО, государственные органы) с основными субъектами спроса (работники в официальном, неофициальном городском и неофициальном сельском секторах экономики).

Виды шоков и их характеристики Микро-Мезо-Макро- (идиосинкразические)(ковариантные) Природные ЛивниЗемлетрясения ОползниНаводнения Извержение вулканаЗасухи Ураганные ветры Медицинские ЗаболеванияЭпидемии Травматизм Инвалидность Демографические Роды Старость Смерть Социальные ПреступностьТерроризмГражданские беспорядки Насилие в семьеОрг. преступностьВойна Экономические БезработицаПадение объемов пр-ва ПереселениеКризис ПБ, финансовый или валютный кризис НеурожайТехнологические или Крах предприятия внешнеторговые шоки Политические Этническая дискриминация Беспорядки Невыполнение политических обязательств по социальным программам Экологические Загрязнение окр. среды Уничтожение лесов Ядерные катастрофы

Стратегии управления рисками Профилактические стратегии (упреждающие) – для снижения вероятности риска убытков. Стратегии смещения (упреждающие) – для снижения последствий будущего риска убытков. –Диверсификация портфеля –Страхование –Хеджирование/Обмен рисков Стратегии преодоления (по факту) – для облегчения негативного воздействия (события) после того, как оно имело место.

Меры управления рисками Неформальные механизмы, напр. –взаимопомощь внутри сообщества, реальные активы, вступление в брак Рыночные механизмы, напр. –наличность, банковские вклады, акции и облигации, договоры страхования Механизмы, предоставляемые или предписываемые государством –социальное страхование, трансферты в денежной и натуральной форме, субсидии и общественные работы.

Реализация целей СУР/СЗ Оценки риска и уязвимости (ОРУ) –Уязвимость: способ внедрения СУР в практику –ОРУ: новый аналитический инструментарий для стран-клиентов Оценка старых и разработка новых инструментов управления риском –Рынок труда, пенсионное обеспечение, системы социальной защиты и социальные фонды: Основные сферы компетенции Всемирного банка –Помощь в усовершенствовании неформальных и рыночных инструментов управления рисками Работа с крайне уязвимыми группами –Дети и подростки (сиротство, детский труд, безработица) –Инвалиды –Социально уязвимые престарелые

От 3 стран в 2000 г. (Аргентина, Уругвай, Доминиканская республика) до 6 в 2001 г. (Ямайка, Мексика, Грузия) до 12 в 2002 г. (Колумбия, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Пакистан, Турция) до 21 в 2003 г. (Аргентина, Сербия и Черногория, Содружество Доминики, Украина, Румыния, Кыргызская республика, Чили, Таиланд) до 36 в 2004 г. (Бенин, Буркина Фасо, Эфиопия, Нигерия, Таиланд, Замбия, Руанда, Мадагаскар, Танзания, КНР, Афганистан, Сенегал, Гана, Чад, Россия) Оценки риска и уязвимости

Пересмотр концепции социальной защиты Сектор или тема? Как должна определяться СЗ: на основе мер государственного воздействия или на основе поставленных целей?

Определение социальной защиты на основе поставленных целей Социальная защита: Меры воздействия на рынок труда Регулирование РТ Программы воздействия на РТ (активные/пассивные) Установление размеров оплаты труда Социальное обеспечение Социальное страхование 9 условий, как предписано МОТ Системы социальной защиты/ Социальная помощь

Определение социальной защиты на основе задач/риска Социальная защита определяется как меры государства, направленные на: (i) помощь гражданам, домохозяйствам и сообществам в более эффективном управлении рисками, а также (ii) обеспечение поддержки самым уязвимым группам населения

Цели развития на тысячелетие и социальная защита 8 Целей развития на тысячелетие (ЦРТ): –ЦРТ-1: Сокращение доли бедного и недоедающего населения –ЦРТ-2-7: Улучшения в сфере образования и здравоохранения, доступ к услугам водоснабжения и канализации, охрана окружающей среды –ЦРТ-8: Обязательства стран-доноров относительно торговли и помощи + целевой показатель занятости среди молодежи ЦРТ+: все более трактуется как комплекс мер политики и реформ, направленный на поддержку ЦРТ- 1 путем достижения результатов, благоприятствующих экономическому росту, в области инвестиционного климата, корпоративного управления, законности и торговли.

СЗ и сокращение бедности Сокращение кратковременной бедности путем обеспечения доступа к инструментам СУР: минус 10-20% от общего числа бедных, что составляет 20-40% целевого ориентира в ЦРТ-1. Снижение потребности в сглаживании доходов (вследствие невозможности сглаживания потребления): минус 25%? Недопущение равновесия на низком уровне после повторных или многократных шоков.

Социальная защита и человеческое развитие Человек начинает с нулевого запаса образования и накапливает его с течением времени. Человек начинает с максимального запаса здоровья и растрачивает его с течением времени. Внешний (неблагоприятный) шок приводит к замедленному накоплению запаса образования и ускоренному расходованию запаса здоровья, если не задействованы соответствующие инструменты управления рисками. Социальная защита обеспечивает эти инструменты управления рисками, результатом чего является относительно больший запас образования и здоровья и, следовательно, более интенсивное человеческое и экономическое развитие.

Динамика запаса образования Возраст Образование 0 %

Динамика запаса образования Возраст 0 % Шок 1 Образование

Динамика запаса образования Возраст 0 % Шок 2 Шок 1 Образование

СЗ и образование - примеры Зачисление в школу и окончание школы: PROGRESSA в Мексике, Bolsa Escola/PETI в Бразилии, пилотный проект RPS в Никарагуа и т.д. Детский труд: Исследование доступности СУР в Гватемале Дети-инвалиды: Доступ к образованию – только у 2%-5% ЦДС: Целевые денежные субсидии – способ решения проблемы?

Динамика запаса здоровья Возраст Здоровье 100 % 0 %

Динамика запаса здоровья Возраст 100 % 0 % Шок Здоровье

Динамика запаса здоровья Возраст 100 % 0 % Шок 1 Шок 2 Здоровье

СЗ и здравоохранение - примеры Шоковые воздействия на здоровье и питание: важно принять своевременные меры (ЦДС и пр.?) Шоковые воздействия на здоровье и финансирование здравоохранения/ доступность медицинской помощи: возможно применение микрофинансирования, механизмов взаимопомощи, социального страхования? Социальные фонды/развитие по инициативе сообществ: недостаточно оцененный механизм, который мог бы способствовать реализации ЦРТ?

СЗ и ЦРТ+ Существует три основных фактора, посредством которых СЗ способствует достижению ЦРТ+, обеспечивая высокие темпы экономического роста и ускоренное сокращение бедности: Улучшение показателей на рынке труда Создание благоприятных условий для реформ и большей открытости Повышение индивидуальной готовности идти на риск, что ведет к повышению уровня доходов и ускорению экономического роста

Итог Социальная защита в форме социального управления рисками: не роскошь, а необходимость для всех стран, и особенно – для развивающихся. Необходимо понимать характер шоковых воздействий и оценивать инструменты на предмет снижения уязвимости (оценка риска и уязвимости, ОРУ). Программы государственных расходов должны в итоге обеспечить одинаковое снижение уязвимости для всех групп. Необходимо внедрение (разработка, реализация, мониторинг и оценка) новых инструментов: либерализация трудового кодекса?, социальные пенсии, целевые денежные субсидии, гибкие программы общественных работ и т.п.