Тема 10 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционное правосудие (4 час.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 час. ТЕМА 15. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ Состав – 19 судей. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься.
Advertisements

Политическая система РФ.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
1.Основные положения Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке.
Субектной состав заявителей по рассмотрению дел в КС по законодателство РФ и РБ.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Судебная система Российской Федерации.. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить.
Тема 14 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный статус российской прокуратуры (2 час.)
МОСКВА Правосудие -форма государственной деятельности,которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел Признаки.
ФУНКЦИИ СУДЕБНОГО ЗВЕНА И СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ и их распределение ЛЕКЦИЯ 5.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам Выполнила: Перевесинская Анастасия Т-092.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Арбитражный суд выполнил ученик Лицея 1547 г. Москвы Лопатников Олег.
Выполнила: Сатыбалова З.М. Гр. ПНК-12. В Российской Федерации орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием.
Как рождаются законы Законодательная система РФ. Конституция РФ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство.
ТЕМА: Оспаривание нормативных актов как эффективное средство защиты ПЛАН 1. Оспаривание нормативных актов как способ защиты прав 2. Обращение в суд общей.
Судебная система РФ Подготовили ученики 6-го «Б»: Лисовая Алёна, 6-го «Б»: Лисовая Алёна, Белко Константин.
Конституционные основы судебной системы РФ Конституционный Суд РФ (C) Шевердяев С.Н., 2016 г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Список источников 1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием года) 2.ФЗ от года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного.
Транксрипт:

Тема 10 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционное правосудие (4 час.)

Вопросы темы Природа и место судебной власти в системе государственной власти. Природа и место судебной власти в системе государственной власти. Понятие и структура судебной системы в Российской Федерации. Проблемы единства судебной системы в Российской Федерации. Понятие и структура судебной системы в Российской Федерации. Проблемы единства судебной системы в Российской Федерации. Виды судопроизводства и их связь со структурой судебной власти. Виды судопроизводства и их связь со структурой судебной власти. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе и в обеспечении конституционной законности. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе и в обеспечении конституционной законности. Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда. Основные черты и стадии конституционного судопроизводства. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда. Основные черты и стадии конституционного судопроизводства. Решения Конституционного Суда, их юридическая сила. Решения Конституционного Суда, их юридическая сила. Органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации. Проблемы обеспечения однородности конституционного судопроизводства и конституционной законности в деятельности органов конституционного правосудия. Органы конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации. Проблемы обеспечения однородности конституционного судопроизводства и конституционной законности в деятельности органов конституционного правосудия. Особенности конституционного статуса прокуратуры Российской Федерации. Порядок ее формирования и деятельности. Взаимоотношения с другими государственными органами Российской Федерации. Особенности конституционного статуса прокуратуры Российской Федерации. Порядок ее формирования и деятельности. Взаимоотношения с другими государственными органами Российской Федерации.

Природа и место судебной власти Статья 1 Высочайше утвержденного 20 ноября 1864 г. Учреждения судебных установлений начинается со слов: «Власть судебная…» Почему – власть? Органы самостоятельны в рамках своей компетенции (никто не вправе вмешиваться) Органы самостоятельны в рамках своей компетенции (никто не вправе вмешиваться) Исполнение решений обеспечивается силой государства Исполнение решений обеспечивается силой государства Судья – хозяин в судебном процессе Судья – хозяин в судебном процессе Особенности судебной власти Власть – не политическая (обществу служит опосредованно) Власть – не политическая (обществу служит опосредованно) Не несет политической ответственности Не несет политической ответственности Отсутствует собственная инициатива Отсутствует собственная инициатива Арбитр в правовых спорах и конфликтах Арбитр в правовых спорах и конфликтах Иерархия только процессуальная Иерархия только процессуальная «Атомизация» власти – осуществляется, как правило, не органами, а носителями власти «Атомизация» власти – осуществляется, как правило, не органами, а носителями власти

Виды судопроизводства Конституционное Конституционное Гражданское Гражданское Административное Административное Уголовное Уголовное Это не означает, что каждому виду соответствует своя судебная система

Конституционное судопроизводство Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, ФКЗ о Конституционном Суде РФ, законы о конституционных (уставных) судах Конституционный Суд РФ Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Гражданское судопроизводство Конституция РФ, федеральные законы, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ Суды общей юрисдикцииАрбитражные суды Мировые судьи

Административное судопроизводство Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, КоАП субъектов РФ Суды общей юрисдикции Мировые судьи Арбитражные суды

Уголовное судопроизводство Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ Суды общей юрисдикции Мировые судьи

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ Верховный Суд Российской Федерации Верховные, краевые (областные, городские, окружные) суды Районные (межрайонные), городские суды Мировые судьи Военные суды Создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба Дисциплинарное судебное присутствие

Арбитражные суды Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Федеральные арбитражные суды округов – 10 (+кассационная инстанция) Арбитражные апелляционные суды – 20 Арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ

Основные законы в сфере судебной власти Закон РФ о статусе судей – 1992 ФКЗ О Конституционном Суде РФ – 1994 ФКЗ о судебной системе – 1996 ФКЗ Об арбитражных судах в РФ – 1995 ФКЗ О военных судах – 1999 ФЗ О мировых судьях – 1998 Процессуальные кодексы – УПК, ГПК, АПК

Другие законы Закон РСФСР о судоустройстве – 1981 (почти не действует) Закон РСФСР о судоустройстве – 1981 (почти не действует) ФЗ о судебном департаменте при Верховном Суде РФ – 1998 ФЗ о судебном департаменте при Верховном Суде РФ – 1998 ФЗ об органах судейского сообщества – 2002 ФЗ об органах судейского сообщества – 2002 ФЗ о присяжных заседателях – 2004 ФЗ о присяжных заседателях – 2004

Потенциальная сила судебной власти Статья 46. Статья Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 53. Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Компетенция Конституционного Суда РФ по непосредственной защите прав граждан ФКЗ о Конституционном Суде РФ (ст.97) Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Компетенция судов общей юрисдикции по защите прав граждан Статья 245. ГПК РФ: Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: – по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; – по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; – по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; – иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Верховный Суд Российской Федерации Дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Верховный Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа Дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.

Районный (городской) суд Все дела, кроме дел, рассматриваемых вышестоящими судами Все дела, кроме дел, рассматриваемых вышестоящими судами

Мировой судья Компетенция в сфере обжалования решений и действий чиновников и политиков отсутствует (есть только право рассматривать Компетенция в сфере обжалования решений и действий чиновников и политиков отсутствует (есть только право рассматривать дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров)

Компетенция арбитражных судов по защите прав граждан Статья 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ: Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Судебная реформа Концепция судебной реформы 1991 г Законодатель должен заранее создать каналы для выражения судьями своей особой позиции в противовес позитивному праву путем: введения суда присяжных, предоставления возможности назначить наказание ниже низшего предела санкции, расширения судейского усмотрения Провозгласить отделение судебной власти от законодательной и исполнительной Несменяемость судей Мировые судьи должны избираться населением сроком на пять лет Назначение судей Президентом РФ (с учетом заключений соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов) на срок до отставки в связи с достижением установленного возраста Упразднение института отзыва судей, кроме мировых Прерогативами судейской корпорации должны быть: представление кандидатур судей на должности председателей судов и другие судебные должности; возбуждение дисциплинарного производства; постановка вопроса об освобождении судей от должности и их перемещении Запретить принадлежность судей к политическим организациям и движениям, образование партийных организаций в судах

Институциональные факторы зависимости судей Решающая роль председателей судов Решающая роль председателей судов Избрание Председателя и заместителей Председателя Верховного, Высшего арбитражного, а теперь и Конституционного судов(на 6 лет) Избрание Председателя и заместителей Председателя Верховного, Высшего арбитражного, а теперь и Конституционного судов(на 6 лет) Назначение председателей федеральных судов (6 лет) Назначение председателей федеральных судов (6 лет) Зависимость ККС от председателей судов Зависимость ККС от председателей судов Расширение оснований для прекращения полномочий судей: совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти (ранее: за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи) Расширение оснований для прекращения полномочий судей: совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти (ранее: за совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи)

Формирование Конституционного Суда РФ Состав – 19 судей. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту РФ: членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Представление Президентом РФ в Совет Федерации. Назначение на должность конституционного судьи Советом Федерации (простым большинством голосов при тайном голосовании).

Срок полномочий конституционного судьи Полномочия судьи не ограничены сроком Полномочия судьи не ограничены сроком Предельный возраст – 70 лет Предельный возраст – 70 лет Председатель КС РФ предельным возрастом не ограничен Председатель КС РФ предельным возрастом не ограничен

Прекращение полномочий конституционного судьи 1) нарушение порядка его назначения на должность судьи, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о КС РФ; 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи; 3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи; 4) утраты судьей гражданства Российской Федерации; 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; 8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; 9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; 12) смерти судьи. Прекращение полномочий конституционного судьи осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий по п.1 производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда. Прекращение полномочий конституционного судьи по пп. 6, 7 или 8 производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей

Компетенция Конституционного Суда РФ 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 5) дает толкование Конституции РФ; 6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией рФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ Повод к рассмотрению: обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основание к рассмотрению: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ: закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Соединение дел Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета

Разрешение дел без проведения слушания Допускается, если Суд придет к выводу о том, что: оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу; оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление Разрешение дел без проведения слушаний не допускается: если речь идет о проверке федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа; ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта; ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав

Заседания КС РФ Заседания Конституционного Суда РФ созываются Председателем Конституционного Суда Таким образом, с 2010 г. нет пленарных заседаний и заседаний палат

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ Обращение в форме запроса Обращение в форме запроса Запрос допустим, если: заявитель считает акт или договор не подлежащими действию из-за неконституционности; заявитель считает акт или договор подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ; Нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ: 1) по содержанию норм; 2) по форме нормативного акта или договора; 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РФ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обращение в форме запроса Обращение в форме запроса Запрос допустим, если: 1) упоминаемый в запросе международный договор подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти; 2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению из-за его несоответствия Конституции РФ. Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие международного договора Конституции РФ: 1) по содержанию норм; 2) по форме; 3) по порядку заключения, опубликования или введения в действие; 4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти; 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ Форма обращения – ходатайство Форма обращения – ходатайство Споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ Эти органы вправе обратиться, а также Президент РФ при применении согласительных процедур (ст.85 Конституции РФ) Ходатайство допустимо, если: 1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ; 2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности; 3) спор не был или не может быть разрешен иным способом; 4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти; 5) заявитель ранее обращался к указанным органам власти с письменным заявлением о нарушении ими компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности; 6) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения; 7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согласительных процедур Президент в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ (продолжение) Пределы проверки споры о компетенции рассматриваются исключительно с точки зрения: принципа разделения властей; разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, ; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий Если появляется необходимость рассмотреть акт, являющийся предметом спора о компетенции, с точки зрения его соответствия Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие, это возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ Правом на обращение обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН Форма обращения – коллективная или индивидуальная жалоба Форма обращения – коллективная или индивидуальная жалоба Вправе обратиться: Вправе обратиться: граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, объединения граждан, Уполномоченный по правам человека в РФ Жалоба допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде Суд может приостановить исполнение решения или производство по делу

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Запрос суда допустим, если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд и до принятия постановления Конституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются

Латынь дня Ave Cesar, morituri te solutant – Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя

Спасибо за внимание!