Феномен группового лидерства
Если подчиненные руководствуются только правилами и требованиями, установленными руководством, то они могут работать на % своих возможностей, просто выполняя свои обязанности удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного исполнения способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство.
Лидеры – это «люди, которые на словах или личном примере оказывают заметное влияние на поведение, мысли и чувства значительного числа своих последователей» ( Коллинз, 2001г.)
Лидерство – это способность настолько ясно донести до людей мысль об их достоинстве и потенциале, что они смогут увидеть эти качества в себе. /Стивен Р.Кови/
Лидеры «зажигают» энтузиазм подчиненных и выступают в качестве компаса, указывающего последователям направление движения. /В,Познер/
Лидерство, основанное на компетентности Человек способен получить и усовершенствовать важнейшие умения и способности, которые, как правило, позволяют установить различия между выдающимися исполнителями (лидерами) и средними исполнителями. /Познер, 1995г./
Гуманистическая теория Цель лидерства заключается в изменении сдерживающих факторов, существующих в организации, и в обеспечении свободы индивидов, позволяющей им полностью реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие организации. /Маслоу -1965, МакГрегор /
Особенности деятельности руководителя(менеджера) и лидера. Управление и лидерство. М. Работает по целям, спущенным сверху - Л. Работает по целям, поставленным лично.
М. Вводит регламент процедуры. Л. Использует личный пример
М. Следит з дисциплиной и временем. Л. Оказывает влияние на других.
М. Основа действия – план. Л. Основа действий – видение перспективы.
М. Ставит задачи перед подчиненными. Л.Вовлекает, ведет людей за собой.
М. Полагается на структуру и имеющиеся ресурсы. Л. Опирается на ценности.
М.Выбирает нужную стратегию. Л. Берут ответственность за свои выборы.
М. Контролирует выполнение работы. Л. Доверяет людям.
М. Профессионально компетентен. Л. Энергичен и авторитетен.
М. Уважаем сотрудниками. Л. Вызывает доверие у сотрудников.
М. Управление представляет схему работы…Оно заключается к том, чтобы контролировать… Л.Лидерство направлено на формирование общего видения. Джордж Визерсби
«Управление в том, чтобы справляться со сложностями.» «Лидерство в том, чтобы справляться с переменами» Джон Коттер.
«Менеджеров заботит, как осуществить те или иные вещи» «Лидеров заботит, что те или иные вещи значат для людей» Абрахам Залезник Какими характеристиками должен обладать современный лидер- руководитель?
Отсутствие у руководителя лидерских качеств оказывает демотивирующее влияние на сотрудников, негативно отражается на состоянии морально-психологического климата в коллективе. При плохом психологическом климате эффективность труда падает на 15-40%, а при хорошем возрастает на 10-20%.Лидер – центральная фигура в коллективе. *******************************************************
Гуманистическая теория развития личности предполагает, что каждая личность обладает профессионально-лидерским компетентностным потенциалом, на который необходимо опираться при осознании себя как лидера.
По теории Менегетти стать лидером означает достичь определенного уровня в своем развитии(личностном, профессиональном, карьерном и т.д.), в соответствии со своей природосообразностью, а это является ключевым в современном определении компетентности.
.В условиях модернизации всех сфер российской действительности, единственно реальным лидером становится «групповое лидерство».
Групповое лидерство – это выполнение одной личностью(руководителем – доминирующим лидером) множества групповых функций и компетентностных направлений деятельности за счет делегирования этих функций и направлений деятельности членам группы, в соответствии с их профессионально-лидерским компетентностным потенциалом
Под профессионально-лидерским компетентностным потенциалом понимаются те профессионально-компетентностные природосообразные (данные нам природой и получившие развитие в процессе профессиональной деятельности)возможности, которые при определенных условиях могут быть актуализированы в созидательную деятельность. Это то направление деятельности, в котором мы наиболее эффективны.
Групповое лидерство не является свойством отдельной личности. Это понятие, которое тесно связано с понятиями «управленческая команда», «инновационная творческая группа», «делегирование полномочий».
Для эффективной инновационной деятельности требуются сотрудники, каждый из которых обладает определенным профессионально-лидерским компетентностным потенциалом в том или ином направлении деятельности. При этом каждый сотрудник (или группа сотрудников) является ведущим лидером в каком-либо компетентностном направлении деятельности
При групповом лидерстве все члены группы принимают ответственность за те функции и компетентностные направления деятельности, которые им делегированы, а это именно те направления деятельности, где они будут наиболее успешны в сравнении с другими членами группы.( синергетический эффект)
Групповое лидерство – единственный современный инновационный путь к системной инновационной деятельности.
Определение профессионально-лидерской компетентностной направленности участников семинара
Определение профессионально-лидерской компетентностной направленности деятельности каждого члена коллектива.(диагностическая модель СОЛОМИНА И.Л.) 1.Диагностика ММРI- Миннесотский многошкальный личностный опросник. 2.Диагностика Голланда.(ключ )- определение типов профессиональной направленности личности. 3.Диагностика (Карен Хорни) направленности поведения с помощью наблюдения
Миннесотский многошкальный личностный опростник: -оценка таких важных параметров человека, как способность к принятию решения, способность к деловому общению, устойчивость к стрессу, склонность к конфликту, стиль поведения и общения; -определение профессиональных способностей и психологических противопоказаний к различным видам деятельности; -прогнозирование вероятности и содержания затруднений в трудовой, коммуникативной и познавательной деятельности; -выявление скрытых психологических отклонений; -оценка потребностей человека, эмоционального состояния, степени выраженности стресса.
Анкета Джона Голланда. Типы профессиональной направленности личности по Дж. Голланду: -Реалистичный (делатель) -Интеллектуальный (думатель- аналитик) -Артистический (созидатель- эмоциональное лидерство) -Социальный (помогатель –коммуникативная функция) -Предприимчивый (победитель) -Конвенциальный (устроитель)
Диагностика направленности поведения с помощью наблюдения по Карен Хорни. Направленность поведения «против людей» свойственна людям сильным, уверенным, агрессивным, склонным к доминированию. Направленность поведения «к людям» свойственна людям общительным, веселым, дружелюбным, стремящимся к близкому контакту. Направленность поведения «от людей» свойственна людям, стремящимся к защите, неуверенным, замкнутым.
По вышеперечисленным диагностикам, пользуясь таблицами Соломина И.Л. определить Ваше «соответствие между психологическими качествами и рекомендуемыми профессионально- лидерскими направлениями деятельности.»
Задания: 1.Провести интерпретацию результатов диагностики ММРI, опираясь на материалы Вам выданные. 2.Составить заключительную характеристику по выданному Вам образцу. 3. Разделиться на несколько групп по профессионально-лидерской компетентностой направленности. 4.Разработать минипроект в соответствии со своей направленностью деятельности.
В заключение «Великая организация должна не только признавать тот факт, что все сотрудники разные, но и превращать эти различия в капитал». Дональд о. Клифтон