Факторы развития одаренности Корчуганова Ирина Павловна, доцент, кандидат психологических наук 26.04.2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Advertisements

Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Креативный потенциал воспитанника Разработано старшим преподавателем кафедры содержания и методов воспитания АПО Захожей Н.Н.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Опыт работы МКДОУ д/с 458, Ом Ирина Васильевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Проблемная лекция. 1. Введение 2. Представление об одаренности 3.Сущность одаренности с позиции концепции «Творческая одаренность» 4. Диагностика творческой.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Подготовила Костина Елена Алексеевна Учитель французского языка МБОУ Одинцовский лицей 2.
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Описание «модели» выпускника дошкольного образовательного учреждения Педагог-психолог МДОУ детского сада комбинированного вида 16 «Радуга» Головкина Н.А.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Транксрипт:

Факторы развития одаренности Корчуганова Ирина Павловна, доцент, кандидат психологических наук

Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальности Потенциал человека необъятен и часто скрыт в глубинах его индивидуальности Иногда взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностей Иногда взрослый человек, тем более ребенок, не знает своих возможностей Талант педагога состоит в умении раскрывать таланты своих учеников Талант педагога состоит в умении раскрывать таланты своих учеников

Целевые программы: Федеральная целевая программа Одаренные дети Программа развития образования Ленинградской области 2010 – 2015гг. Вопрос возможности влияния на развитие одаренности средствами не только обучения, но и воспитания остается актуальным Вопрос возможности влияния на развитие одаренности средствами не только обучения, но и воспитания остается актуальным В данном случае основное внимание сосредоточено на факторах и условиях развития одаренности В данном случае основное внимание сосредоточено на факторах и условиях развития одаренности

В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности

Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить о них Иван Петрович Павлов Таланты рядом с нами, важно уметь их видеть и помнить о них Иван Петрович Павлов один из выдающихся учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; первый российский лауреат Нобелевской премии. Осуществил открытие в области медицины и нейрофизиологии «...я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство» И.П.Павлов «...я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство» И.П.Павлов

Памятник И.П.Павлову в Колтушах Психофизологическая теория И.П.Павлова Логическим ядром всей системы понятий у Павлова (1952), как и у И. М.Сеченова, является принцип рефлекса. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрывает его производный характер по отношению к более общим биологическим законам и самым общим физическим принципамЛогическим ядром всей системы понятий у Павлова (1952), как и у И. М.Сеченова, является принцип рефлекса. Павлов, указывая на исходный характер понятия рефлекса, раскрывает его производный характер по отношению к более общим биологическим законам и самым общим физическим принципам Так, любая физическая материальная система может существовать как "данная отдельность", лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. Это же относится и к организму. Так, любая физическая материальная система может существовать как "данная отдельность", лишь подчиняясь принципу уравновешивания с окружающей средой. Это же относится и к организму. Если перевести этот общий закон уравновешивания с языка терминов механики, физики и химии в термины более частного, биологического языка, указывает Павлов (1949), мы получим основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде. В свою очередь, по отношению к этому общебиологическому принципу рефлекс выступает его частной формой Если перевести этот общий закон уравновешивания с языка терминов механики, физики и химии в термины более частного, биологического языка, указывает Павлов (1949), мы получим основной биологический принцип приспособления организма к окружающей среде. В свою очередь, по отношению к этому общебиологическому принципу рефлекс выступает его частной формой Л. Веккер Л. Веккер

Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН Колтуши Институт физиологии имени И.П. Павлова РАН Колтуши Среди личностных качеств, свойственных выдающимся ученым, обращают на себя внимание: интеллектуальная и творческая активность; интеллектуальная и творческая активность; стремление к исследовательской, а затем и к научной деятельности; стремление к исследовательской, а затем и к научной деятельности; научная целеустремленность; научная целеустремленность; гражданская и научная смелость; независимость взглядов; гражданская и научная смелость; независимость взглядов; требовательность к себе и окружающим; незаурядность личности требовательность к себе и окружающим; незаурядность личности

Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им социального жизненного опыта Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им социального жизненного опыта В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов, его способностей, приобретения им знаний, умений и навыков, В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов, его способностей, приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям

Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много общего и отличного [Немов Р.С., 1998]. Воспитание не является отдельным процессом, а стороной научения, имеющей много общего и отличного [Немов Р.С., 1998]. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты научения Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими – результаты научения

Научноеобоснованиевоспитания в психологии ПсихологиявоспитанияПсихология развития и возрастнаяпсихологияСоциальнаяпсихология

Основные категории Взаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии на развитие одаренности может быть отражено категориями: Взаимодействие внешних и внутренних факторов в их совместном влиянии на развитие одаренности может быть отражено категориями: воспитание, воспитание, воспитание, развитие, развитие, одаренность, одаренность, одаренность, среда, среда, среда, образовательная среда, образовательная среда, развивающая среда, развивающая среда, условие, фактор условие, фактор

Совокупность всех условий объединяется понятием среда Совокупность всех условий объединяется понятием среда понятия cреда характеризует совокупность условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным условиям, ценностные ориентиры, предпочтения и т.п. понятия cреда характеризует совокупность условий и особенности их отражения: избирательное отношение к определенным условиям, ценностные ориентиры, предпочтения и т.п. В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда В психолого-педагогическом контексте часто применяются понятия: социальная среда, среда развития, образовательная среда, воспитательная среда, учебная среда

Фактор понимается как движущая сила процесса, определяющая его характер в целом или отдельные черты, направление развития и результат В психологии развития, изучающей психику и человеческий организм во все возрастные периоды, выделяют биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя из этого, биологические процессы относят к факторам внутренним, социальные – к внешним С точки зрения локализации воздействия движущих сил, факторы развития принято рассматривать как внешние и внутренние Исходя из этого, биологические процессы относят к факторам внутренним, социальные – к внешним Внешние социальные факторы можно представить на трех уровнях: Внешние социальные факторы можно представить на трех уровнях: микросоциум - семья, ближайшее окружение; микросоциум - семья, ближайшее окружение; мезосоциум - образовательное пространство (образовательная среда); мезосоциум - образовательное пространство (образовательная среда); макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры и т.п. макросоциум - системы образования и общего социального развития общества; уровень развития науки; возможность доступа к мировым достижениям науки и культуры и т.п. Определяющее значение как макросоциальный фактор (образовательное пространство) имеет образовательная стратегия (образовательная политика) и признание развития одаренности как приоритетного направления в развитии образования, направленность его на выявление и развитие одаренности, поддержку талантливых детей Определяющее значение как макросоциальный фактор (образовательное пространство) имеет образовательная стратегия (образовательная политика) и признание развития одаренности как приоритетного направления в развитии образования, направленность его на выявление и развитие одаренности, поддержку талантливых детей

Единство влияния внешних и внутренних факторов на развитие личности Биологические факторы Психологические факторы Социальные факторы

Внешние факторы развития МикрофактрыМезофакторыМакрофакторы

В каком случае среда может способствовать развитию одаренности? В каком случае среда может способствовать развитию одаренности? Ответ достаточно очевиден: в том случае, если условия, ее составляющие, соответствуют факторам (движущим силам развития одаренности) Ответ достаточно очевиден: в том случае, если условия, ее составляющие, соответствуют факторам (движущим силам развития одаренности)

Среда как совокупность условий Факторы развития развития СвойстваличностиНаправленностьЦенностныеОриентацииМировоззрение

К личностным проявлениям одаренности можно отнести: К личностным проявлениям одаренности можно отнести: выраженную направленность интересов; выраженную направленность интересов; особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного вида деятельности, ее творческий характер; особенности ценностных ориентаций – личностную значимость определенного вида деятельности, ее творческий характер; повышенную мотивацию достижения (преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач); повышенную мотивацию достижения (преобладание мотивации достижения над мотивацией избегания неудач); личностную зрелость; личностную зрелость; развитие метапотребностей (потребностей роста А.Маслоу), стремление к самоактуализации, готовность к саморазвитию развитие метапотребностей (потребностей роста А.Маслоу), стремление к самоактуализации, готовность к саморазвитию

Рассматривать развити е одаренности важно также в контексте вопроса самореализации личностного потенциала Возможность достичь уровня самоатуализации А.Маслоу связывал с формированием метапотребностей, к числу которых относил: целостность, завершенность, совершенство, целостность, завершенность, совершенство, законность, активность, богатство проявления (сложность и дифференциация), законность, активность, богатство проявления (сложность и дифференциация), сочетание простоты и красоты, доброту, сочетание простоты и красоты, доброту, уникальность, легкость осуществления, игру, стремление к истине, честность, реалистичность, независимость, самостоятельность уникальность, легкость осуществления, игру, стремление к истине, честность, реалистичность, независимость, самостоятельность

Влияние факторов и условий на развитие одаренности Свойства одаренной личности Факторы развития Деятельность Услови я Среда Результат

Сферы развития одаренности Область свободного творчества и инноваций Область свободного творчества и инноваций ПотенциальныеПотенциальные возможности Актуальная одаренность Зона ближайшего развитияближайшего

А Актуальный уровень развития способностей Актуальная одаренность Уровень гарантированной возможности достижения положительного результата и успеха Уровень гарантированной возможности достижения положительного результата и успеха Педагог знает особенности проявления способностей и возможности ребенка Педагог знает особенности проявления способностей и возможности ребенкаУсловия Знание личностных особенностей и способностей Знание личностных особенностей и способностей Обеспечение продуктивной активности Обеспечение продуктивной активности Наблюдение Наблюдение Закрепление знаний, умений, навыков и положительного опыта Закрепление знаний, умений, навыков и положительного опыта

Б Зона ближайшего развития Возможность достижения результата, если ресурс для развития достаточен, т.е. при условии посильного напряжения Возможность достижения результата, если ресурс для развития достаточен, т.е. при условии посильного напряжения Уровень, где возможно начало формирования ЗУН и психологических новообразований. Уровень, где возможно начало формирования ЗУН и психологических новообразований. Освоение нового в зоне возможного ближайшего развития Освоение нового в зоне возможного ближайшего развития Обязательное условие – продвижение вперед, развитие Обязательное условие – продвижение вперед, развитие Анализ динамики развития Анализ динамики развития Психологическое напряжение (цена усилий) не должна преобладать над успешностью деятельности Психологическое напряжение (цена усилий) не должна преобладать над успешностью деятельности

В Область потенциальных возможностей развития Уровень возможного (вероятностного) успеха Уровень возможного (вероятностного) успеха Проектирование развития Проектирование развития Анализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и управление процессом развития по результатам Анализ развития, рефлексия, пошаговое корректирование и управление процессом развития по результатам Формирующее и развивающее оценивание Формирующее и развивающее оценивание Освоение личностного потенциала Освоение личностного потенциала Качество проектирования определяется возможностью достижения предполагаемого или не предполагаемого позитивного результата и наличием признаков развития одаренности Качество проектирования определяется возможностью достижения предполагаемого или не предполагаемого позитивного результата и наличием признаков развития одаренности

Н Сфера свободного творчества Область инноваций Ноосфера Уровень негарантированного успеха и дивергентного развития Уровень негарантированного успеха и дивергентного развития Креативность Креативность Обоснованный эксперимент Обоснованный эксперимент Умение определить допустимую степень риска Умение определить допустимую степень риска Обеспечение условий свободного творчества Сопровождение процесса развития, поддержка творческой и исследовательской направленности Анализ достижений Обеспечение условий свободного творчества Сопровождение процесса развития, поддержка творческой и исследовательской направленности Анализ достижений Сопровождение процесса развития одаренности и Умение определить проявления таланта Сопровождение процесса развития одаренности и Умение определить проявления таланта Поддержка проявлений одаренности и таланта Поддержка проявлений одаренности и таланта

Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла Опасность злого гения в его направленности Пусть не каждый человек гениален, но талантливых немало Пусть не каждый человек гениален, но талантливых немало Не каждый талантлив, но одаренных много Не каждый талантлив, но одаренных много Нет людей, не имеющих способностей Нет людей, не имеющих способностей Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности

Направленность личности – путеводная звезда Возможности - бескрайнее море; Возможности - бескрайнее море; благоприятные условия - хорошая погода, попутный ветер; благоприятные условия - хорошая погода, попутный ветер; факторы - направление ветра; факторы - направление ветра; личность – корабль; личность – корабль; личностный потенциал, личностные свойства – паруса; личностный потенциал, личностные свойства – паруса; cамосознание - капитан корабля cамосознание - капитан корабля