О БЩИЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ОБЛАСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Председатель Правления Международной экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
Advertisements

Основные принципы разработки и реализации долгосрочных программ реконструкции и развития систем водоснабжения и водоотведения Карлик Д.А. Заместитель генерального.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА НИКЕЛЯ, КОБАЛЬТА И ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ Современные технологии в сфере охраны труда: практика.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Система экологического менеджмента, МС ISO 14001:
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Положительный опыт влияния совершенствования управления на повышение инвестиционной привлекательности предприятия на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Транксрипт:

О БЩИЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ОБЛАСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Председатель Правления Международной экологической общественной организации «ГРИНЛАЙТ», д.т.н., профессор, член-корр.РАН В.А.ГРАЧЕВ «Круглый стол» по теме: «Вода и здоровье нации» (20 октября 2010 года, г. Москва)

Н АПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ 2 по разграничению полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций ВКХ и их абонентов в области обеспечения экологической безопасности и внедрения НДТ; по передаче полномочий по контролю качества сточных вод абонентов и администрирования платы за сбросы загрязняющих веществ в канализационные сети организациям ВКХ; по формированию тарифной политики, стимулирующей внедрение организациями ВКХ и их абонентами; по распространению на сферу ВКХ механизмов нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования внедрения НДТ ; по наделению организаций ВКХ правом осуществлять государственный учет абонентов, контроль объемов потребляемой воды и качества сточных вод, администрирование платы за сбросы загрязняющих веществ в канализационные сети абонентов; по учреждению в субъектах Российской Федерации специализированных фондов по модернизации и развитию систем водоснабжения и канализования.

И ЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ : 3 в проекте технического регламента «О безопасности питьевой воды» в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)

ВОПРОСЫ: - Каковы возможности предприятий ВКХ для перехода к использованию новых норм и стандартов? - Каковы последствия новаций, вводимых в установленной сфере? Для получения ответов потребуется их детализация: - по количеству и качеству нормируемых показателей качества питьевой воды; - по методам и способам контроля; - по технологиям водоподготовки и водоснабжения; - по степени подготовленности персонала для практического воплощения инноваций; - по сравнительному сопоставлению показателей, процессов и результатов и т.д. ВЫВОД: НЕОБХОДИМО ПРОВЕДЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА 4

З АЧЕМ НУЖЕН БЕНЧМАРКИНГ ПРЕДПРИЯТИЯМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ? 5 Во-первых бенчмаркинг предоставляет информацию о деятельности отдельных предприятий и отрасли в целом большому кругу заинтересованных лиц для принятия обоснованных решений Во-вторых в области менеджмента открывается возможность с помощью бенчмаркинга оценить динамику показателей своего предприятия с другими аналогичными предприятиями и выработать подходы к улучшению своих характеристик, ориентируясь на лучшие аналоги В-третьих бенчмаркинг, являясь непрерывным процессом сопоставительного анализа, служит для предприятий ВКХ базисной основой для улучшения показателей собственной деятельности и качества обслуживания потребителей.

Ч ТО ВКЛЮЧАЕТ ПОНЯТИЕ БЕНЧМАРКИНГА ? 6 БЕНЧМАРКИНГ – определяется в качестве непрерывного процесса сопоставления, сравнения и оценивание анализируемых показателей, процессов и т.п. В область действия БЕНЧМАРКИНГА включаются: Сбор информацииСбор информации Сопоставление и сравнениеСопоставление и сравнение ОцениваниеОценивание Выявление и применение лучших практик и опытаВыявление и применение лучших практик и опыта В область действия БЕНЧМАРКИНГА включаются: Сбор информацииСбор информации Сопоставление и сравнениеСопоставление и сравнение ОцениваниеОценивание Выявление и применение лучших практик и опытаВыявление и применение лучших практик и опыта РЕЗУЛЬТАТ: повышение эффективности

БЕНЧМАРКИНГ представляется универсальным инструментом для снижения издержек в период адаптации к новым принципам нормирования качества питьевой воды и связанным с этим изменениям методов мониторинга и контроля, а также способам и технологиям водоподготовки и доставки воды потребителю 7

8 Н АПРАВЛЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ОБЛАСТИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

9 Б ЕНЧМАРКИНГ НОРМАТИВОВ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

О СУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ БЕНЧМАРКИНГА НА КОНКРЕТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 10 В сферу планирования должна быть включена деятельность по осуществлению программы бенчмаркинга в целях непрерывной оценки уровня его показателей и процессов на данном предприятии. В соответствии с программой бенчмаркинга ведется непрерывное изучение наилучших технологий, методов и способов работы аналогичных компаний, в результате чего готовятся отчеты с изложением выводов и рекомендаций о приемлемости использования наилучшего опыта на данном предприятии. На основе рекомендаций производится оценка и отбор приемлемых из перечня наилучших технологий и методов работы для использования в условиях данного предприятия. Одновременно проводится непрерывная оценка фактически достигнутого в данный момент времени уровня, характеризующего качественные и количественные показатели продукции, услуг, методов и технологий основной деятельности, а также экономических результатов работы. В режиме непрерывной коррекции выявляются проблемные звенья и незамедлительно осуществляются управляющие воздействия по решению возникших проблем.

11 Обеспеченность населения услугами водоснабжение Обеспеченность населения услугами водоотведения Отношение численности персонала к численности населения обслуживаемой территории в зарубежных городах Отношение численности персонала к численности населения обслуживаемой территории в российских городах

12 Объем услуг водоснабжения и водоотведения в расчете на одного сотрудника в зарубежных городах Объем услуг водоснабжения и водоотведения в расчете на одного сотрудника в российских городах Неучтенный расход и потери воды при транспортировке в российских городах Неучтенный расход и потери воды при транспортировке в зарубежных городах

13 Н ЕУЧТЕННЫЙ РАСХОД И ПОТЕРИ ВОДЫ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ в российских городах в зарубежных городах

14 Отношение численности персонала к протяженности сетей водоснабжения и водоотведения Динамика инвестиций ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» за счет всех источников Плата населения крупнейших городов Европы и Японии за услуги водоснабжения и водоотведения (по данным Росстата, сайтов водо каналов и городских администраций), % от среднемесячных доходов в 2008 г. Удельный вес платы за услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения

С ХЕМА БЕНЧМАРКИНГА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КОНКРЕТНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ В ОДОКАНАЛ 15

16 М ЕТОДИКА БЕНЧМАРКИНА В ВОДОСНАБЖЕНИИ И КАНАЛИЗОВАНИИ Сопоставление Оценивание Сферы Методика Результат Показатели качества питьевой воды Показатели качества сточных вод Экономические показатели (тарифы) водоснабжения Экономические показатели (тарифы) водоотведения Технологические показатели водоснабжения Технологические показатели канализования Выбор научно-обоснованного перечня показателей и их значений Установление значения каждого документа Анализ все аспектов экономических показателей, включая: Креативный бенчмаркинг Плата за негативное воздействие на окружающую среду Тарифы на водоотведение Тарифы на водоснабжения Выбор наилучших доступных технологий Научно-обоснованная система нормирования качества питьевой воды в техрегламентах Научно-обоснованная система нормирования качество сточных аод в техрегламентах Научно-экономическое обоснование тарифообразования Создание новых технологий Внедрение новых технологий водоснабжения и канализования и их внедрение в практику ЖКХ

Э ФФЕКТЫ, КОТОРЫЕ ДАЕТ ИНСТРУМЕНТАРИЙ БЕНЧМАРКИНГА : Модель и критерии бенчмаркинга предлагают по существу готовую стратегию развития предприятия. 2. Создается эффективная система управления на принципах постоянного совершенствования. 3. Систематизируются все действия по улучшению качества. 4. В основу изменений закладывается самосовершенствование, при этом динамика улучшений на предприятии измеряется путем самооценки. 5. Результаты оценки предприятия по критериям бенчмаркинга сравниваются с эталонными показателями, а также с результатами аналогичных предприятий. 6. Постоянно ведется поиск лучших бизнес-решений, и он является катализатором вовлечения предприятия в процесс бенчмаркинга. 7. Повышаются производительность и конкурентноспособность предприятия на внутреннем и мировых рынках, что способствует развитию национальной экономики в целом. Программы бенчмаркинга : позволяют задействовать скрытые возможности предприятия по совершенствованию собственной деятельности; открывают возможность для успешной реализации стратегии по изучению и применению самого передового мирового опыта посредством тактического искусства вовремя обнаружить то, что другие делают лучше.

ТИПЫ БЕНЧМАРКИНГА 18 Первый тип количественный (метрический) бенчмаркинг: оценка максимального набора показателей деятельности предприятия за определенный период в сравнении с другими предприятиями. Второй тип процессный (технологический) бенчмаркинг: проведение менеджментом предприятия анализа протекающих в нем бизнес-процессов и их сравнение с бизнес- процессами предприятий, служащих примером для подражания.

Б ЕНЧМАРКИНГ ОТКРЫВАЕТ ДОСТУП К СРАВНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 19 - технические и технологические показатели; - экономические показатели; - показатели качества предоставляемых услуг; - показатели, характеризующие обеспеченность пользователей услугами предприятий; - показатели, характеризующие экологические аспекты деятельности предприятий; - иные важные показатели.

20 Главная цель должна обеспечивать Устойчивость обеспечения населения безопасной питьевой воды Эффективность предприятий ВКХ Параметрическая регламентация качества питьевой воды в России

21 Решение главной задачи базируется на методологии БЕНЧМАРКИНГА Сопоставление и анализ факторов, влияющих на водоснабжение Германия, Франция, Япония, ЮАР, Бразилия, Китай, Финляндия, Швеция, Канада, Австралия и США В группах странВ отдельных странах ЕС и ВОЗ Выявление оптимального состава и уровня показателей качества питьевой воды

22 П РОЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА «О БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ » Цели защита жизни и здоровья граждан посредством обеспечения безопасности питьевой воды предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей при использовании питьевой воды Объекты техрегулирования питьевая вода, находящаяся в системах питьевого водоснабжения централизованные нецентрализованные автономные домовые распределительные системы питьевого водоснабжения на транспорте, включая горячее водоснабжение питьевая вода, расфасованная в емкости, при производстве, хранении, реализации и использовании Субъекты правоотношений Юридические лица Индивидуальные предприниматели Лица, эксплуатирующие системы водоснабжения Собственники предприятий водоснабжения Изготовители питьевой воды, расфасованной емкости и др.

23 В АЖНЕЙШИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХРЕГЛАМЕНТА «О БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ » Идентификация питьевой воды Идентификацию проводят: Методы идентификации питьевой воды лица, эксплуатирующие конкретные системы водоснабжения, изготовитель (продавец или уполномоченный представитель иностранного изготовителя) питьевой воды, расфасованной в емкости, заявляющие о соответствии питьевой воды требованиям настоящего техрегламента орган по сертификации при подтверждении соответствия питьевой воды, расфасованной в емкости, требованиям настоящего техрегламента орган государственного контроля (надзора) при контроле соответствия питьевой воды требованиям настоящего техрегламента органолептические микробиологические паразитологические химико-аналитические радиационного контроля Подтверждение соответствия Декларирование и сертификация питьевой воды Государственный контроль (надзор) питьевой воды в системах водоснабжения Государственная регистрация питьевой воды расфасованной в емкости Контроль качества по линии СРО (саморегулированных организаций)

24 БЕНЧМАРКИНГ нормативов качества питьевой воды Минимальные значения нормативов Максимальные значения нормативов Определение диапазона приемлемости качественного состояния питьевой воды Оптимизация соответствующих показателей в российских условиях

Ф АКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ 25 Система нормирования и водоснабжения в странах мира Природно-климатические факторы Гидрологические особенности Уровень социально- экономического развития Национальные традиции водоснабжения Культура рационального использования водных ресурсов Наличие квалифицированных специалистов Инвестиционные и финансовые возможности Уровень науки (гигиена и эпидемиология) Лабораторное оснащение Контролирующие организации Доступность наилучших технологий Водоподготовке Водоснабжению Очистка сточных вод

26 В ЫВОДЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БЕНЧМАРКИНГА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ Необходимо установление баланса интересов в области питьевой воды Интересы потребителей Интересы сферы ВКХ Повышение качества Обеспечение безопасности Снижение рисков Экономическая эффективность конкурентоспособность Технические возможности Состав и количественное значение показателей безопасности питьевой воды «О безопасности водоснабжения» «О безопасности водоотведения» «О тарифах на услуги ВКХ» и т.д.

Б ЕНЧМАРКИНГ РАДИАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 27 ЦЕЛЬ Установление пределов допустимых возможностей Регламентация качества питьевой воды по радиологическим параметрам является важной задачей в сфере питьевого водоснабжения как в России, так и в других странах мира. От возможности достижения безопасности питьевой воды с точки зрения радиационных факторов воздействия на здоровье человека зависит эффективность предприятий ВКХ и устойчивость обеспечения населения безопасной питьевой водой, как в России, так и в других странах мира.

28 Т РЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. С РАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

29 Т РЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. С РАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

30 Т РЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. С РАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

31 Т РЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. С РАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

32 Т РЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ. С РАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Т РЕБОВАНИЯ ПО РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ 33 п/п п/пПоказателиСанПиН НРБ-99/2009 предварительная оценка Директива ЕС 98/83Рекомендации ВОЗ (2004 г.) Стандарты США USEPA 1 Суммарная альфа- активность Бк/л 0,2 Бк/л 0,2 Бк/л* --- 0,5 Бк/л* 15 пико-Кюри/л (0,555 Бк/л) 2 Суммарная бета- активность Бк/л 1,0 Бк/л 1,0 Бк/л* Бк/л* *** 3Тритий Бк/л Приведенная эффективная доза 0,1 мЗв/год 0,1 мЗв/год** мбэр/год*** (0,04 мЗв/год) 5 Радий-226 и Радий суммарно пико-Кюри/л (0,185 Бк/л) 6Уран мкг/л**** ---- прочерк обозначает, что данный параметр отдельно не нормируется * при превышении этих значений проводится поэлементный радиохимический анализ так как данный показатель не является нормативом ** Согласно Директиве ЕС данный индикаторный параметр не включает тритий, калий-40, радон и продукты распада радона *** В нормативах США средняя ежегодная концентрация для бета частиц и радиоактивности фотона от искусственных радионуклидов в питьевой воде не должна создавать дозу более чем 4 мбэр/год. **** норматив USEPA радиоактивности по урану вступил в силу с 8 декабря 2003 г., согласно последним изменениям к национальному стандарту качества воды США в части радионуклидов (National Primary Drinking Water Regulations; Radionuclides; Final Rule )

34 С РАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ ВОДОПРОВОДНЫМИ СТАНЦИЯМИ С АНКТ -П ЕТЕРБУРГА, С ПОКАЗАТЕЛЯМИ, НОРМИРУЕМЫМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

35 С РАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ ВОДОПРОВОДНЫМИ СТАНЦИЯМИ С АНКТ -П ЕТЕРБУРГА, С ПОКАЗАТЕЛЯМИ, НОРМИРУЕМЫМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

36 С РАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ ВОДОПРОВОДНЫМИ СТАНЦИЯМИ С АНКТ -П ЕТЕРБУРГА, С ПОКАЗАТЕЛЯМИ, НОРМИРУЕМЫМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

37 С РАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ ВОДОПРОВОДНЫМИ СТАНЦИЯМИ С АНКТ -П ЕТЕРБУРГА, С ПОКАЗАТЕЛЯМИ, НОРМИРУЕМЫМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

38 С РАВНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ ВОДОПРОВОДНЫМИ СТАНЦИЯМИ С АНКТ -П ЕТЕРБУРГА, С ПОКАЗАТЕЛЯМИ, НОРМИРУЕМЫМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

Значение величины А α Количество проб Число случаев превышений условия (А i /УВ i ) 1,0 Средние величины СГЭД, мЗв/год Диапазон СГЭД, мЗв/год А α 0,1 41 (17,2%)0 (0%)0,0220,006-0,077 0,1 < А α 0,5 132 (55%)18 (13,6%)0,0870,022-0,19 0,5 < А α 1,0 42 (17,6%)32 (76%)0,180,081-0,27 А α > 1,0 23 (9,7%)23 (100%)0,540,17-3,0 39 Число обнаруженных случаев превышения условия ((Аi/УВi)) от общего числа проб соответственно значению удельной суммарной альфа-активности, средние значения и диапазон суммарных эффективных доз облучения (СГЭД) населения за счет потребления питьевой воды Таким образом, по данным исследования ФГУП НИИРГ видно, что значение критерия для суммарной альфа-активности 0,5 Бк/кг является средним уровнем для всего Северо-Западного региона. При значении показателя суммарной альфа-активности А α 0,5 Бк/кг среднегодовая эффективная доза не превысит 0,087 мЗв/год. А превышение условия (Аi/УВi) 1,0 будет наблюдаться только в 13,6% случаев. При этом основной вклад в превышение УВi приходится на Ra 226 и Rn 222 доля которых составляет 87%. А превышение условия (Аi/УВi) 1,0 будет наблюдаться только в 13,6% случаев. При этом основной вклад в превышение УВi приходится на Ra 226 и Rn 222 доля которых составляет 87%. На основании вышеизложенного можно предположить, что превышение условия (Аi/УВi) 1,0 в 13,6% случаев обусловлено более глубоким залеганием водоносных горизонтов артезианских источников питьевого водоснабжения, что является причиной повышенной концентрации Ra 226 и Rn 222.

40 С ХЕМА РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ И САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРИГОДНОСТИ ВОДЫ ДЛЯ ПИТЬЕВЫХ ЦЕЛЕЙ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МУ , ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Определение суммарной альфа- (А α ) и бета-активности (А β ) Определение концентраций отдельных радионуклидов и расчет суммарной дозы Вода пригодна: Никакие дополнительные действия не требуются Доза > 0,1 мЗв/год УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ УРОВНЕЙ суммарной Альфа- и Бета-активности для конкретного региона (источника питьевого водоснабжения) А α 0,2 Бк/кг по НРБ99-09 (0,5 Бк/кг по ВОЗ*) А β 1 Бк/кг по НРБ99-09 (1Бк/кг по ВОЗ*) А α 0,2 Бк/кг по НРБ99-09 (0,5 Бк/кг по ВОЗ*) А β 1 Бк/кг по НРБ99-09 (1Бк/кг по ВОЗ*) Доза 0,1 мЗв/год Рассмотрение ситуации и при необходимости принятие корректировочных действий для снижения дозы * справочно

Р ЕКОМЕНДАЦИИ : При подготовке проекта Технического регламента "О безопасности питьевой воды" рекомендуется: установить показатель по суммарно альфа-активности на уровне 0,5 Бк/л, что соответствует Рекомендациям ВОЗ и не приведет к снижению уровня радиационной безопасности населения разработать положение по установлению индивидуальных контрольных уровней суммарной альфа- и бета-активности для конкретного региона (источника питьевого водоснабжения) взяв за основу методику из Приложения 1, МУ В связи с ведением в действие НРБ-99/2009 необходимо устранить противоречия и внести изменения в ряд нормативных актов, в т.ч. СанПин

В ЫВОДЫ : 42 Бенчмаркинг качества нормативов питьевой воды это: Универсальный инструмент сопоставления, оценивания и сравнительного анализа Эффективный стимул совершенствования системы нормирования в России Наглядный способ представления достижений организаций ВКХ

В ЫВОДЫ : 43 1.В результате проведенного бенчмаркинга в области водоснабжения выявлены причинно-следственные связи между элементами системы водоснабжения, влияющие на качество питьевой воды и ее безопасность. 2.В результате проведенного бенчмаркинга в области водоснабжения выявлена системная совокупность норм, определяющие качество питьевой воды, в рамках которой выявлено несовершенство нормативно-правовой базы и определены подходы к восполнению пробелов и недостатков, в т.ч. посредством внесения изменений в проект Технического регламента «О безопасности питьевой воды». 3.В результате проведенного бенчмаркинга в области водоснабжения выявлено, что изолирование решение вопроса по обеспечению качества питьевой воды исключительно посредством норм технического регулирования не будет эффективно решать данную проблему из-за несовершенства экономического механизма и организационно-правовой формы предприятий ВКХ.

44 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!