Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез Семестр1. Тема3. Лекция 8-10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Advertisements

ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Культурно- истрическая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Тема 3. Эволюция психики Понятие ф и л о г е н е з обозначает развитие мира животных и историческое развитие психики и поведения человека.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Признаки живого. Питание Процесс поступления питательных веществ в организм из окружающей среды.
Этология (от греч. ethos – обычаи, нрав, характер и… logos – учение) – наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Речь и сознание подготовила ученица 8 класса «Б» Исропилова.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Транксрипт:

Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез Семестр1. Тема3. Лекция 8-10.

Три направления развития психики Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде- ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхожде- ние, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду- альное развитие организма от оплодотворения до смерти. Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивиду- альное развитие организма от оплодотворения до смерти.

Когда и зачем нужна психика (П.Я. Гальперин)? Ситуации, где она не нужна: Весь процесс обеспечивается хорошо отлаженным взаимодействием со средой (напр., дыхание, теплорегуляция) Психика необходима: Новые ситуации, требующие ориентировки

Филогенез психики

Как происходит биологическая эволюция (Северцов А.Н.)? I. Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды: I. Наследственные приспособления к очень медленным изменениям среды: 1) наследственные изменения строения животных; 2) наследственные изменения поведения без изменения строения (рефлексы и инстинкты); II. Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды: II. Ненаследственные приспособления к сравнительно быстрым изменениям среды: 1) функциональные изменения строения животных; 2) изменения поведения животных «разумного» типа.

Врожденные формы поведения Инстинкт – генетически заложенная форма поведения, не требующая обучения; совпадает у представителей одного вида, имеет «ключевой» пусковой раздражитель.

Формы получения нового опыта Облигатное (обязательное) и факультативное (целиком необязательное) научение

Критерии психического Панпси- хизм Индиви дуаль- ная обучае- мость! Биопси- хизм Нейро- психизм Антро- попси- хизм

Гипотеза А.Н. Леонтьева Раздражимость / Чувствительность - способность живого существа реагировать на абиотические (сигнальные) факторы окружающей среды; Ощущение Эксперименты по формиро- ванию чувствительности

Уровни развития психики по А.Н. Леонтьеву 1. Элементарная сенсорная психика 2. Перцептивная психика 3. «Интеллектуальное» поведение животных

Д. Деннет: виды психики Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору

Виды психики Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания

Виды психики Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки. Грегорийские создания - получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки.

Сравнительный анализ психики животных и человека.

Предпосылки человеческого сознания. Выделение абстрактных отношений; Выделение абстрактных отношений; Коллективное поведение и «социальная» структура; Коллективное поведение и «социальная» структура; Передача коллективного опыта с между поколениями; Передача коллективного опыта с между поколениями; Использование и изготовление орудий труда; Использование и изготовление орудий труда; Образ Я (гориллы); Образ Я (гориллы); Язык (пчелы); Язык (пчелы); Обучение языку (обезьяны). Обучение языку (обезьяны).

Некоторые свойства челове- ческого языка (Ч. Хоккет) Знаковый характер Знаковый характер Наличие грамматики Наличие грамматики Семантичность Семантичность Открытость Открытость Перемещаемость Перемещаемость Рефлексивность Рефлексивность Культурная преемственность Культурная преемственность Дискретность Дискретность Уклончивость Уклончивость

Качественные отличия психики человека Изготовление орудий с помощью орудий и сохра- нение орудий после использования; Изготовление орудий с помощью орудий и сохра- нение орудий после использования; Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков; Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков; Некоторые языковые отличия. Некоторые языковые отличия.

Историогенез психики

Э. Дюркгейм 3 вида (слоя) человеческой памяти - Генетическая - Культурная - Индивидуальная

Психика в истории: социальные факты существуют «вне» и «до» индивида; существуют «вне» и «до» индивида; обладают принудительной силой; обладают принудительной силой; приобщение посредством воспитания. приобщение посредством воспитания.

Культурные различия: экспериментальные данные Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан ( ) Экспедиции А.Р. Лурии в Узбекистан ( ) молоток – пила – полено – топор молоток – пила – полено – топор Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок. Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок. В Англии холодно и сыро; растет там хлопок или нет?

Культурные различия: результаты реконструкции Связь человека с природой; Связь человека с природой; Связь естественного и сверхъестественного; Связь естественного и сверхъестественного; Представление о пространстве и времени; Представление о пространстве и времени; Сопричастность. Сопричастность.

Онтогенез психики

Кипу

Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский) Процесс присвоения социо- культурного опыта человеком. Орудия и знаки Овладение своим поведением Метод двойной стимуляции Примеры: произвольное внимание, память, моторика, понятийное мышление и др.

Строение и свойства ВПФ. 1. Опосредствованность (по составу) 2. Произвольность (по характеру регуляции) 3. Социальность (по про- исхождению) 4. Системность (по струк- туре)

Параллелограмм развития

Этапы развития ВПФ Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический Зона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и с помощью взрослого

«Геологическая» структура психики «Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.