Автор: Богданович Олеся 11 «А» класс ГОУ СОШ 574 11 «А» класс ГОУ СОШ 574 Научный руководитель: Курникова Е.В учитель биологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Экологическая культура школьников Автор: Молчанова Елена, ученица10«А» класса ГБОУ СОШ 276, Руководитель: Носова Е.Н., учитель биологии ГБОУ СОШ 276.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Тест для родителей. «Представление о воспитании мальчиков и девочек».
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
Влияние компьютерных игр на психику человека Выполнил ученик 9 класса Терехов Игорь Руководитель Андреева И.Н.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Гендерное воспитание Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 Автор: Киселева Е.А.
«Подростковый вандализм» (на примере его проявления в лифтах) Автор: Белова Анастасия Сергеевна, ученица 8а класса школы 34 Научный руководитель: Лизунова.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
Выполнила. Дорошкевич Е.П, уч-ца 10 кл,МБОУ СОШ с.Соколовка. ШНО «Новый век»
Здоровый образ жизни и его составляющие Выполнила: Гибадуллина Элина 9 «Б» класс.
Дружба в старших классах Мини исследование Автор: Шакаева Седа 11 гум. Руководитель: Улунян Е.Е.
Правовая культура, проблемы правовой безграмотности молодёжи, пути их решения. Работу выполнила Углева Екатерина.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Транксрипт:

Автор: Богданович Олеся 11 «А» класс ГОУ СОШ «А» класс ГОУ СОШ 574 Научный руководитель: Курникова Е.В учитель биологии

: представление учащихся об инстинктах человека и установление взаимосвязи инстинктов с жизненными ценностями человека Объект исследования: представление учащихся об инстинктах человека и установление взаимосвязи инстинктов с жизненными ценностями человека : сравнение представлений об инстинктах человека и животных у учащихся различных возрастных групп. Предмет исследования: сравнение представлений об инстинктах человека и животных у учащихся различных возрастных групп. : Изучение представлений об инстинктах человека и животных у учащихся разного возраста. Цели исследования: Изучение представлений об инстинктах человека и животных у учащихся разного возраста. : Задачи: -Проанализировать и описать основные представления об инстинктах человека и животных на основе анализа научной литературы; - Разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся. - Обработать и проанализировать результаты исследования. : Изучение теоретического материала, анкетирование на основе разработанной анкеты, направленного на выявления уровня представления об инстинктах человека у учащихся различных возрастных групп. Методы исследования: Изучение теоретического материала, анкетирование на основе разработанной анкеты, направленного на выявления уровня представления об инстинктах человека у учащихся различных возрастных групп.

: О роли биологического и психического развития человека начинает беспокоить нас тем, не приносит ли наследственность из зоологического прошлого человека чего-нибудь такого, что идет вразрез с его общественной природой. Теоретически это выражается двумя вопросами: о наследственных способностях или задатках способностей (а с ними и биологически обусловленного неравенства людей, создающего общественные преимущества одних перед другими) и о наследственных влечениях и отвращениях – инстинктах и эмоциях. В условиях общественной жизни эти биологические реакции означали бы природные, анатомо-физиологически предопределенные влечения к добру и злу, диктовали бы поведение в обществе. Актуальность темы: О роли биологического и психического развития человека начинает беспокоить нас тем, не приносит ли наследственность из зоологического прошлого человека чего-нибудь такого, что идет вразрез с его общественной природой. Теоретически это выражается двумя вопросами: о наследственных способностях или задатках способностей (а с ними и биологически обусловленного неравенства людей, создающего общественные преимущества одних перед другими) и о наследственных влечениях и отвращениях – инстинктах и эмоциях. В условиях общественной жизни эти биологические реакции означали бы природные, анатомо-физиологически предопределенные влечения к добру и злу, диктовали бы поведение в обществе. Представления об инстинктах человека изменяются в процессе возрастного и индивидуального развития учащихся. На основе многих инстинктов формируются жизненные ценности. Гипотеза исследования: Представления об инстинктах человека изменяются в процессе возрастного и индивидуального развития учащихся. На основе многих инстинктов формируются жизненные ценности.

Инстинкт (от лат. instinctus побуждение), целесообразное поведение без осознания цели; ситуация, в которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Инстинкт комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. Инстинкт (от лат. instinctus побуждение), целесообразное поведение без осознания цели; ситуация, в которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Инстинкт комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации. I.Теоретическая часть Определение понятия «инстинкт »

Классификация инстинктов Витальные; Витальные; Биосоциальные; Биосоциальные; Саморазвития; Саморазвития;

Витальные. Неудовлетворение их ведет к гибели, они индивидуальны, не требуют других особей. Направлены на настоящее или ближайшее будущее. Пищевой; Пищевой; Питьевой; Питьевой; Оборонительный (пассивный и активный); Оборонительный (пассивный и активный); Регулирования сна и бодрствования Регулирования сна и бодрствования

Саморазвития. Целью является совершенствование психической деятельности. Направлены на будущее. Исследовательский; Исследовательский; Новизны (2.1 и 2.2 иногда объединяют как ориентировочный инс.); Новизны (2.1 и 2.2 иногда объединяют как ориентировочный инс.); Свободы; Свободы; Имитационный; Имитационный; Импринтинг (некоторые службы относятся в следующий раздел); Импринтинг (некоторые службы относятся в следующий раздел); Игровой. Игровой.

Биосоциальные (ролевые). Обеспечивают выживание вида посредством внутригрупповых взаимодействий. Половой; Половой; Родительские (роли отца и матери); Родительские (роли отца и матери); Территориальный; Территориальный; Стадный ; Стадный ; Эмоциональные резонанс(сопереживание, эмпатия, альтруизм); Эмоциональные резонанс(сопереживание, эмпатия, альтруизм); Групповая иерархия. Групповая иерархия.

Формы проявления инстинктов у человека Материнский инстинкт; Материнский инстинкт; Инстинкт самосохранения; Инстинкт самосохранения; Инстинкт смерти; Инстинкт смерти; Половой инстинкт; Половой инстинкт; Собственнический инстинкт; Собственнический инстинкт; Иерархический инстинкт; Иерархический инстинкт; Территориальный инстинкт; Территориальный инстинкт; Инстинкт сосуществования; Инстинкт сосуществования;

Материнский инстинкт - это бессознательное стремление выкормить, вырастить, защитить рожденное тобой существо. М ожно притупить материнский инстинкт, то его можно и усилить, настроить. Женщина, в которой он заговорил, воспринимает месяцы и годы, посвященные маленьким детям, как самые счастливые в своей жизни. Ей заниматься с детьми гораздо интереснее, чем составлять балансовый отчет или отвечать в офисе на телефонные звонки.

Инстинкт самосохранения – это врожденная форма поведения живых существ (в том числе и человека) в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Один из главных, благодаря которому мы собственно и стали сначала просто людьми, потом сильными и умными людьми. К нему есть смысл относиться со всей серьезностью – ведь что еще подскажет: здесь опасно, туда не ходи – поможет внезапно возникшую опасность преодолеть.

Инстинкт смерти - Death instinct; Todestrieb) известно определенное критическое отношение, которое Юнг выражал по поводу фрейдовской классификации инстинктов, выделявшей особую группу инстинктов жизни (голод, агрессия, сексуальные инстинкты) и группу инстинктов смерти, тех, «которые стремятся привести живые существа к смерти» Только человек может сам себя уничтожить, повинуясь этому инстинкту – гремучей смеси любопытства и отчаяния.

ПОЛОВОЙ ИНСТИНКТ (лат. instin ctus - побуждение), сложные наследственно обусловленные реакции сексуального типа, возникающие в ответ на внутренние и внешние раздражители с побуждением к осуществлению тех или иных сексуальных действий. Инстинкт безотказно действует на протяжении тысячелетий, он диктует нам свои законы сохранения человечества как вида.

Собственнический инстинкт - содержит модели поведения и отношения существа к каким-либо предметам воспринимаемым как личная собственность. Поведения, которая порождает дикую ревность и разрушает около 20 % семей. Чувство ревности присущ только человеческим особям.

Иерархический инстинкт - это не стремление "опустить" как можно больше конкурентов, а стремление овладеть как можно большим количеством ресурсов. Стремление стать самым главным, добиться авторитета и власти, есть и у животных.

Территориальный инстинкт - весьма полезен, особенно в условиях перенаселенных городов. Обозначить и свято беречь свое личное пространство - один из способов сохранить психическое здоровье. Инстинкт территории является мерилом цивилизованности. Если территория живого существа утратила свое жизнеобеспечивающее значение, а он продолжает ее метить и охранять, то это значит, что разум, воспитание, культура - то есть то, что дает цивилизация, не может пересилить примитивного инстинкта.

Инстинкт сосуществования - социальный, который по своему значению уже приравнивается к инстинкту выживания. Он оказывает влияние на все поведенческие реакции. Они закрепляются наследственно, и немалое влияние на этот процесс оказывают культурные традиции, конкретные условия жизни, другими словами, цивилизация, которая, кстати, далеко не всегда во благо.

II. Практическая часть 1.Для выявления представлений учащихся разных возрастных групп была разработана анкета.Она включает перечень вопросов, позволяющих выяснить уровень осведомленности уч-ся об инстинктах и их проявлениях, степень проявления некоторых инстинктов у детей.( 25 вопросов) Анкета 1.Умеете ли вы терпеливо объяснять? 1) да2)нет 3)не знаю Трудно ли вам сдерживать злость, раздражение? 1) да2)нет 3)не знаю Вы уронили себе на ногу тяжелый горячий утюг. Боль просто невыносимая. Вы приметесь громко кричать, ругаться и вертеться волчком? 1) да2)нет 3)не знаю 4.Умеете ли вы учиться и работать в неблагоприятных условиях? 1) да2)нет 3)не знаю 5. Легко ли вас спровоцировать на что – то (конфликт)? 1) да2)нет 3)не знаю 6. Терпеливы ли вы? 1) да2)нет 3)не знаю

8. Считаете ли вы, что в поведении человека чаще всего проявляются инстинкты? 1) да2)нет 3)не знаю 9. С возрастом у человека в большей степени проявляются биологические или социальные особенности? 1) да2)нет 3)не знаю 9. Вы чувствуете себя комфортнее, если сидите за партой один? 1) да2)нет 3)не знаю 10. Сохраняете ли вы спокойствие, если страдает кто- то из близких вам людей? 1) да2)нет 3)не знаю 11. Сохраняете ли вы психическое равновесие, если являетесь свидетелем несчастного случая на улице? 1) да2)нет 3)не знаю 12. Наиболее эмоциональное воздействие на вас оказывают театральные представления, картины и скульптура, нежели музыка и стихи? 1) да2)нет 3)не знаю 13. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, в сложных ситуациях? 1) да2)нет 3)не знаю 14. Влияет ли воспитание человека на степень проявления инстинктов? 1) да2)нет 3)не знаю 7. Вы едите в автобусе. Внезапно автобус качнулся, и вы случайно толкнули старушку с палочкой, которая тут же окатила вас потоком площадной брани. Вы закричите на старушку, по возможности громко и нецензурно? 1) да2)нет 3)не знаю

15.Способны ли вы продолжать работу ( учебу), если испытываете чувство голода? 1) да2)нет 3)не знаю 16.Вам нравится кушать или готовить необычную еду? 1) да2)нет 3)не знаю 17.Быстро ли вы адаптируетесь в новой среде? 1) да2)нет 3)не знаю 18.Вы предпочитаете носить смелую одежду? 1) да2)нет 3)не знаю 19.У вас есть сила воли? 1) да2)нет 3)не знаю 20.Считаете ли вы себя хозяином судьбы? 1) да2)нет 3)не знаю 21. У вас необычное хобби? 1) да2)нет 3)не знаю 22.Держите ли вы дома каких – ни будь необычных животных? 1) да2)нет 3)не знаю 23.Около вашей двери жалобно мяукает голодный котенок. Вы подберете, накормите, умоете и обласкаете миленького, беззащитного пушистика? 1) да2)нет 3)не знаю 24.Часто вы участвуете в спорах и дискуссиях? 1) да2)нет 3)не знаю 25.Можете ли вы с легкостью ориентироваться на маршруте, по которому прошли год назад? 1) да2)нет 3)не знаю

2.Анкетирование Было проведено анкетирование уч-ся разных возрастных групп:6,9,11 классов, в котором приняли участие 60 человек., причем 38 учащихся женского пола,22. мужского пола. Возраст учащихся соответствовал лет(6 класс); лет (9 класс); лет (11 класс). Не зависимо от возраста, учащиеся 6-ого(11-12 лет) и 9- ого(14-15 лет) классов показали почти одинаковые результаты по оценке роли и проявления инстинктов в жизни человека. При этом «молодой» антропологический инстинкт «эстетического» чувства наиболее остро проявляются у шестиклассников (именно они предпочитают смелую, яркую, порою несочетаемые между собой элементы одежды. «Молодой» антропологический инстинкт «эмоциональный резонанс» проявляется у учащихся 9-ых классов. На них искусство оказывает наиболее сильное влияние, нежели у учащихся 6-ых классов.

При сопоставлении ответов учащихся 6-ого( лет) и 11- ого (16-17 лет) классов было выявлено повышение уровня проявления инстинкта агрессии: учащимся 11 – ых классов сложней сдерживать злость и раздражение, при этом большинство учащихся старших классов ошибочно считают, что в их поведение данный инстинкт почти не проявляется, и они способны сохранять спокойствие в трудных ситуациях. При анализе ответов учащихся 9 и 11 классов, выявилось, что одиннадцатиклассники убеждены, что умеют сдерживать себя в сложных ситуациях и сохраняют психологическое равновесие, если страдает кто-то из близких, более младшее поколение не уверено в своем самообладании и тяжело переживает недомогания, болезни, неприятности, возникающие у родственников.

Все возрастные категории учащихся: Одинаково склонны к спорам и дискуссиям. Одинаково склонны к спорам и дискуссиям. Адаптированы к работе в неблагоприятных условиях. Адаптированы к работе в неблагоприятных условиях. Проявляют заботливость по отношению к бездомным животным. Проявляют заботливость по отношению к бездомным животным. Склонны брать инициативу в свои руки в сложных ситуациях. Склонны брать инициативу в свои руки в сложных ситуациях. Относительно быстро адаптируются в новой среде. Относительно быстро адаптируются в новой среде. Силой воли обладают большее число учащихся. Силой воли обладают большее число учащихся. Определяющее большинство в конфликтной ситуации ведут себя сдержано. Определяющее большинство в конфликтной ситуации ведут себя сдержано.

Также было выявлено, что у большинства учащихся (обработано 60анкет) проявляется инстинкт сосуществования(43%) – первое место, на втором месте стоит иерархический инстинкт (30 %), далее собственнический (17 %) и территориальный (10 %).

Анализ анкет показал, что независимо от возраста, учащиеся разных классов не отрицают роль инстинктов в жизни человека, представления о ранжировании инстинктов по разным группам формируются у учащихся по мере изучения предметов биологического цикла и соответственно расширения собственного кругозора, по мере накапливания жизненного личного опыта. Результаты

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что представления об инстинктах человека изменяются в процессе возрастного и индивидуального развития учащихся. Инстинкты заставляют нас совершенствоваться. К тому же, в отличие от братьев наших меньших, мы можем ими управлять. Вот только стоит разобраться – какими, когда и как. Но очень хочется верить, что все-таки врожденная потребность человека – не завидовать, а помогать. Ведь именно альтруизм, великодушие, щедрость, доверие и добро и отличают нас от иных живых существ. Инстинкты нас спасают, заставляют самосовершенствоваться и развиваться. И вряд ли цивилизация их заглушит, ведь если цивилизация их заглушит, ведь если вдруг это случится, то мы можем и погибнуть. Выводы

Список используемой литературы Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. Москва - Воронеж, С А. И. Фет. Инстинкт и социальное поведение Инстинкт территории Автор: Андрей Шипилов Опубликовано в журнале "Компьютера" 5 от 09 февраля 1998 года