Некоммерческое партнёрство Научно технический центр водохозяйственной безопасности «ВОДА и ЛЮДИ:XXI ВЕК» Презентация доклада на конференции «Безопасность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Advertisements

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ильинское «Томаринский городской.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Экологическая ситуация складывалась под влиянием двух противоречивых тенденций: 1. Активизировалась борьба за экологию: Разработаны методические подходы.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Лекция 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
ЗНАЧЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ ЕДАКЦИИ ВОДНОГО КОДЕКСА ЗНАЧЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ВОДНОГО КОДЕКСА.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Институт экономики.
Транксрипт:

Некоммерческое партнёрство Научно технический центр водохозяйственной безопасности «ВОДА и ЛЮДИ:XXI ВЕК» Презентация доклада на конференции «Безопасность планеты Земля» « Системный кризис природопользования и пути достижения экологической безопасности планеты Земля» Вице-президент НП НТЦ «ВОДА и Люди:XXIвек» Заслуженный эколог Российской Федерации Коренева И.Б. Москва, 19 апреля 2007

Принципиальным отличием этого определения от ныне существующих является: 1 - представление о природопользовании как о системе, компоненты и элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы; 2 - учёт всех составляющих системы от нравственных устоев до компонентов создаваемой среды при природопользовании; 3 - понимание непосредственной связи между результатами природопользования и состоянием биосферы «Природопользование мегаполикомпонентная система (МПКС) вещества, энергии и информации, создаваемая человеком в контуре биосферы Земли из вещества, энергии и информации природных компонентов, состоящая из трёх взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых подсистем: первого порядка: 1 – среда обитания, 2 – территориальная сфера, 3 – ресурсный потенциал; которые включают в себя подсистемы второго порядка: природно-антропогенные воды, земли, воздух, флора, фауна, и подсистемы последующих порядков: урбанизированные территории, промышленные зоны, водохозяйственные объекты и т.д., и управляемая актами законодательства, нормами и правилами научных сведений, принятых во внимание, и технических документов, соответствующих представлениям человека о своих социально- экономических интересах и приоритетах, формируемых в контуре нравственных устоев, принятых данным сообществом людей». / КОРЕНЕВА И. Б / Рис.1

Признак системного кризиса (СК) и характеристика состояния подсистем 1-го порядка системы природопользования. Признак СК – кризисные явления в одной из подсистем вызывают кризисные явления в другой или других подсистемах, в результате наложения усиливаются и распространяются по подсистемам всех порядков, в том числе в подсистеме механизма управления. СРЕДА ОБИТАНИЯ – прогрессирующее ухудшение качества среды обитания, в том числе изменение климата. СОСТОЯНИЕ ПОДСИСТЕМЫ 1-ГО ПОРЯДКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СФЕРА -угрожающие масштабы обмеления средних и исчезновение малых рек; - широкое распространение загрязнения радиоактивными веществами, тяжёлыми металлами, синтетическими веществами; ПОСЛЕДСТВИЯ -тенденция роста заболеваемости по фактору загрязнение; -тенденция к росту «генетического груза» у новорождённых; - усугубление неудовлетворительной демографической ситуации РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - сокращение и дефицит ресурсного потенциала вод, леса, недр, биопродуктивности, естественной флоры и фауны ПОСЛЕДСТВИЯ -сокращение акваторий и территорий для полноценной хозяйственной деятельности; -негативное влияние изменённых акваторий и территорий на качество среды обитания; -тенденция перемещения антропогенной нагрузки на новые акватории и территории; -техногенное опустынивание и остепнениеПОСЛЕДСТВИЯ -формирование экстенсивного использования ресурсного потенциала; -переквалификация компонентов природной среды в категорию «ресурсный потенциал» Рис.2

Рис.3 Кризис системы управления природопользованием = пусковой механизм системного кризиса природопользования. Система управления природопользованием устанавливается соответственно модели экономики модели экономики, которая принимается исходя из нравственных устоев сообщества неолиберальная рыночная экономика теория: «золотого миллиарда»;«экономически эффективных и неэффективных членов сообщества Последствия -в конечных фазах рынка производства и потребления до 95% вещества идёт в отходы загрязняя среду; -преимущество для производства того, что легче –дороже продать; -соотношение экономического роста и роста объёмов отходов 1:1 -экологическое обнищание стран-доноров природных ресурсов и реципиентов вредных отходов; -возрастание напряжённости в сфере эколого-социально- экономических интересов населения страны -снижение уровня экологической безопасности планеты. -деэкологизация законодательства; -свёртывание научных,проектных, экспертных работ экологического профиля; -снижение уровня экологического просвещения; -отсутствие экологической ответственности государственных органов и бизнес-сообщества Хаос в природопользовании = = разрушение современной биосферы

Рис.4 РЕАГИРОВАНИЕ НА УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ФОРМАЛЬНО Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от г., 24): «Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения, опасных для окружающей среды материалов и веществ».ПРАКТИЧЕСКИ -интересы бизнес-сообщества и транснациональных рынков ставят выше национальных экологических интересов; -принятие и введение в действие с 01 января 2007 года новых Водного и Лесного кодексов, поправок в Земельный и Гражданский кодексы, а также Градостроительный кодекс.СЛЕДСТВИЯ -законодательное закрепление деэкологизации природопользования; -увеличение негативного вклада российской либеральной рыночной экономики в природоразрушающие процессы и дальнейшее снижение уровня экологической безопасности страны и в целом мира. ОСНОВА ДЛЯ АДЕКВАТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ: Экологическая аксиоматика, которая трудами В.М.Вернадского, П.Г.Кузнецова, Н.Ф.Реймерса, Ю.Одума, Р.Риклефса, Ю.Н.Куражсковского, К.С.Холина, и т.д. и т.д., оформилась в массив системного знания с комплексом практических рекомендаций по достижению экологической безопасности при природопользовании; целенаправленные усилия учёных, политиков, общественных деятелей, общественных организаций и движений, граждан страны.

Рис.5 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НА СРЕДНЕ-СРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (5 – 10 ЛЕТ) ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.Запрет частной собственности на природную среду в соответствии с положениями действующей Конституции Р.Ф. Необходимо отменить законы о введении в действие новых Водного и Лесного кодексов, а также связанных с ними поправок в Земельный, Гражданский и Градостроительный кодексы. 2.Возложение на государственную власть обязанности по выполнению экологической системообразующей функции управления природопользованием и экологической безопасности страны. Необходимо создать - Министерство экологической безопасности Р.Ф. 3.Восстановление разрушенной в 90-е годы ХХ века и последовательная соответствующая модернизация системы научных, изыскательских, проектных, конструкторских, опытно- производственных и т.д. работ экологической направленности. 4. Нормирование по укрупнённым показателям антропогенной нагрузки на природную среду Р.Ф., в том числе, на договорной основе, нагрузки сопредельных стран на трансграничные природные объекты Необходимо разработать систему Федеральной и региональных «Схем природопользования и обеспечения экологической безопасности» 5.Развитие системы экологического образования и просвещения для всех граждан Российской Федерации; Необходимо ввести обязательную аттестацию по экологической грамотности для лиц принимающих решения на государственном уровне, а также для руководителей бизнес- сообщества; 6. Осуществление перехода к разработке экосовместимых техники и технологий. Необходимо разработать систему критериев, показателей и оценок экосовместимости техники и технологий (система КПО ЭСТТ); Необходим переход к: новой системе природопользования на основе экосовместимых техники и технологий; Новой законодательной, нормативной и экономической системы управления экономико-организационным механизмом формирования экологически безопасного производства. 7. Модернизация «либеральной рыночной экономики» и последующий переход к «модели экосовместимой экономики». Необходимо создать законодательные условия притока инвестиционного капитала в экологическое регулирование и развитие экологически безопасного природопользования.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ , К.оренев А.А.