Ф ИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ А.Ю. Шеманов, ИПИО МГППУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И ДЕИ ИНКЛЮЗИИ И ПРАКТИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. П ОСТРОЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шеманов Алексей Юрьевич,
Advertisements

Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Тема инновационной площадки: «Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса»
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Психологические особенности подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
Сетевая ОЭП «Реализация качественного образования на основе компетентностного подхода» гг.
Транксрипт:

Ф ИЛОСОФСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИИ А.Ю. Шеманов, ИПИО МГППУ

М ОДЕЛИ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ «Социальная модель» Социальный конструкционизм в подходе к инвалидности Адаптация системы к ребенку Концепция «нормализации» - «Эссенциализм» в подходе к инвалидности Адаптация ребенка к системе ИнклюзияИнтеграция

С ТРАТЕГИИ ПОСТАНОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ Критика социального дискурса и деконструкция господствующих в культуре оппозиций (нормы/отклонения, способного/неспособн ого, своего/чужого и др.) с целью признания различий. Максимально возможная адаптация индивида к социальной и культурной норме, обеспечение равных стартовых возможностей на пути социальных достижений. Социальный конструкционизм Нормализация

И ДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКЦИОНИЗМА Концепция социального конструирования реальности (П.Бергер, Т.Лукман) Марксистская культурная критика (А.Грамши, Л.Альтюссер,«культурные исследования») Постструктурализм: концепция дискурса как способа реализации власти М.Фуко Концепция культурного капитала П.Бурдье Институты Язык и знание Повседневные социальные взаимодействия

У СЛОВНАЯ СХЕМА ДЕКОНСТРУКЦИИ ДИХОТОМИИ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ПРИМЕР: Одно из возможных определений культуры: Культура – модель мира и человеческих отношений, возникшая в ходе совместного взаимодействия людей с миром и символического осмысления и выражения опыта этого взаимодействия. Культура – навязываемая индивиду система обмена значениями, ценностями, нормами, выражающими отношения власти, доминирования с помощью значений. Нормы выражают реальность, они обязательны. Нарушение нормы – это следствие неспособности, девиации и т.п. Легитимная реакция общества – эксклюзия и/или коррекция. Обязательность нормы выражает стремление к доминированию, след., культура – способ власти Задача – социальная критика и признание различия норм. деконструкция задачи политики

«Н АРУШЕНИЕ » VS. « НЕСПОСОБНОСТЬ » В «исследованиях неспособности» понятие «нарушения» (impairement) противопоставляется понятию «неспособности» (disability): если первое характеризует физические или психические особенности, присущие индивиду, то второе является социальной конструкцией, построенной в соответствии с господствующим в культуре определенного общества дискурсом, например, таким, который основан на маркетизации медицины и образования, конкуренции и узко понимаемом принципе достижения. Приписывание этого конструкта индивиду оценивается как «дизэйблизм».

К РИТИКА КОНСТРУКЦИОНИЗМА КАК ОТРИЦАНИЯ РЕАЛИЗМА Критики социально-конструктивистского подхода (Anastasiou D. и Kauffmann J.M., 2011) настаивают, что медицинские и/или психологические описания людей с нарушениями и их отношений с близкими сами по себе неверно считать лишь проявлением дизэйблизма специалистов. Они являются социальным отражением реальных проблем и нужд этих людей и их семей, которые без их обозначения невозможно решить.

К РИТИКА КОНСТРУКЦИОНИЗМА КАК ИДЕОЛОГИИ, ВЕДУЩЕЙ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ По мнению Anastasiou D. и Kauffmann J.M. (2011), инклюзия детей с некоторыми нарушениями в систему общего образования ведет к пренебрежению реальными возможностями и способностями целых групп людей, особенно с нарушениями зрения и слуха, а также с интеллектуальной недостаточностью. Это в действительности не только не способствует их включению в образовательное пространство и в социум в целом, но и нарушает их законодательно закрепленное право на образование, которое они могли реализовать в системе специального образования

А МБИВАЛЕНТНОСТЬ « СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ » Сама социальная модель может использоваться как позиция критики инклюзии. Так, Hall (2002) возражает против инклюзии как идеи, препятствующей осознанию и социальному конструированию людьми с инвалидностью своей культурной и социальной общности, обрекающей их на одиночество и стигматизацию вне таких, как они сами, мешающей формированию их групповой солидарности, и в конечном счете – отстаиванию своих интересов и защите своих прав.

О БЩАЯ ТРУДНОСТЬ ОБОИХ ПОДХОДОВ - натуралистическая интерпретация познаваемого объекта и его отношения к понятию, выразившаяся и в теории знака логического позитивизма и в научной эпистемологии. Знакзначениереферент эксперимент теорияобъект

З НАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Культурно-историческая концепция наметила продуктивный выход из натуралистической парадигмы, но разделяла общее со всей наукой того времени представление о культуре, корни которой уходят вглубь европейской философской традиции. Эта традиция выдвигала на первый план значение интеллекта в качестве особого природного свойства, определяющего человеческое в человеке. Выход за рамки этого ограничения намечается в попытках понять формирование субъектности и рефлексии особого типа в культурных формах, не опирающихся на понятийное мышление.

Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !